Файл: Занятие история как наука университет Синергия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1142

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 3

Расположите имена московских князей в хронологической последовательности их правления.

А – Иван Калита

Б – Дмитрий Донской

В – Иван Красный

Г – Василий I

Д – Семен Гордый

Ответ: _________________

Задание 4

Почитайте внимательно отрывок из летописной повести.

«Соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою, пошел он против Мамая скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчизну. В то время Мамай стал за Доном, буйствуя, возгордившись и гневаясь со всем своим царством, и стоял три недели…Князь сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: "Подошло, братья, время битвы нашей…" И перешел князь за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, Господь Бог вел его».



  1. Назовите год события и имя Великого князя.

  2. Как автор повести относится к событиям, о которых он пишет? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования вашего мнения.



Ответы:

  1. ___________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. ___________________________________________________________

_____________________________________________________________

Задание 5

Укажите три события, которые характеризуют эпоху Ивана III.

А – строительство белокаменного кремля в Москве

Б – присоединение Твери к Москве

В – присоединение Новгорода к Москве

Г – поход хана Тохтамыша на Москву

Д – Куликовская битва

Е – Стояние на Угре

Ответ: _________________________

Задание 6

Используя учебную, справочную и научную литературу, найдите и выпишите определения терминов из истории Средневековья:

  1. Анафема

  2. Божье перемирие

  3. Василевс

  4. Воевода

  5. Ганзейский союз

  6. Герольд

  7. Даймё

  8. Домен

  9. Ересь

  10. Инвеститура

  11. Индульгенция

  12. Коммунальное движение

  13. Майорат

  14. Непотизм

  15. Патриарх

  16. Прекарий

  17. Прония

  18. Регент

  19. Реконкиста

  20. Сарацины

  21. Смерд

  22. Схизма

  23. Улус

  24. Церковная десятина

  25. Эмир

Задание 7

Прочитайте внимательно отрывок из выступления римского папы Урбана II на Клермонском соборе 1095 г. (текст воспроизводится по источнику XII в.– «Деяния франков, совершивших паломничество в Иерусалим» Фульхерия Шартрского) и ответьте на вопросы после текста.


«... необходимо, чтобы вы ускоренным порядком поспешили на помощь вашим братьям, обитающим на востоке и нуждающимся в вашей, неоднократно обещанной им помощи. На них обрушились... турки и арабы... они одержали верх над ними, неоднократно разбивая их в бою, многих убили или же взяли в плен, церкви разгромили, а (Византийскую) империю опустошили...

Поэтому и обращаюсь со смиренной просьбой, и не я, а Господь, чтобы вы, глашатаи Христовы, почаще убеждали всех, к какому бы кто ни принадлежал сословию, как пеших, так и конных, как бедных, так и богатых, чтобы они своевременно посодействовали восточным христианам в изгнании из пределов христианского мира той негодной породы людей...

Всем идущим туда, в случае их кончины на сухом пути, или на море, или в бою с погаными, отныне да будет отпущение грехов... Пусть выступят против неверных в бой, которому надлежит начаться, в бой, который должен дать в изобилии трофеи, те люди, кои с давних пор привыкли злоупотреблять правом частной войны против своих единоверцев-христиан.

Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем. Пусть ныне ведут справедливый бой с варварами те, кто в прежние времена сражался против братьев и соплеменников. Да получат нынче вечную награду те, кто прежде за малую мзду были наемниками. Пусть двойная честь увенчает труды тех, кто не щадил себя во вред и телу, и душе. Кто здесь горестен и беден, там будет богат, кто здесь недруг богу, там станет другом ему. Пусть идущие во Святую Землю не медлят, но, сдав в надежные руки свое имущество и собрав средства на путевые издержки по прошествии зимы, в ближайшую весну с богом бодро выступят в путь».

  1. К каким группам населения обращается Урбан II?

  2. С какой целью он их призывает к походу на Восток?

  3. Что обещал Урбан II всем участникам похода?

  4. Вспомните из курса истории, какие важные события произошли после выступления Урбана II на Клермонском соборе 1095 г.?



Ответы:

  1. ___________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. ___________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. ___________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. ___________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________ _____________________________________________________________

Занятие 4. НОВОЕ ВРЕМЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ



Занятие 4

НОВОЕ ВРЕМЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ

1. Европа в Новое время (общая характеристика) 2. Переход к Новому времени в Европе

    1. Европа в XVIII–XIX вв.

    2. Цивилизации Востока в Новое время

    3. Международные отношения в эпоху Нового времени

ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ

Знать:

    • характеристику Нового времени как исторического периода;

    • специфику процессов модернизации;

    • историческую специфику Нового времени в Европе;

    • особенности духовной жизни эпохи Возрождения;

    • историческую специфику восточных цивилизаций в Новое время;

    • особенности колониальной политики;

    • основные системы международных отношений и их характеристики.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ



    • Новая история

    • модернизация

    • Ренессанс

    • гуманизм

    • Реформация

    • Контрреформация

    • протестанты

    • промышленная революция

    • колониализм

ТЕОРИЯ

1. Европа в Новое время (общая характеристика)

Термин «Новая история» появился в европейской науке в XV–XVI вв. в эпоху Возрождения, когда мыслители-гуманисты, осмысливая пути развития человеческой цивилизации, предложили деление истории на три «эпохи» – древнюю, среднюю и новую. Наступление Новой истории они связывали с развитием светской идеологии, науки и культуры, с борьбой за освобождение человека и общества от диктата католической церкви, с возрождением культа античности. Это понятие прочно закрепилось в исторической науке, хотя его содержание постоянно уточнялось и трансформировалось. К настоящему моменту под Новой историей понимают процесс становления и утверждения буржуазных отношений в качестве основы западной цивилизации.

Большинство исследователей датируют Новое время периодом с конца XV – нач. XVI до XIX в.

В Новое время начала формироваться индустриальная цивилизация.



П ереход от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному принято называть модернизацией.



Модернизация – это сложный процесс, охватывающий все стороны жизни общества. Она включает в себя урбанизацию, индустриализацию, демократизацию политических структур, становление гражданского общества и правового государства, научную революцию, выражающуюся в росте знаний о природе и обществе, переворот в общественном сознании, утверждение свободомыслия и атеизма.


Ниже мы попытаемся показать узловые моменты эволюции западной цивилизации в рассматриваемый период.

2. Переход к Новому времени в Европе

Переход к Новому времени был обусловлен целым рядом обстоятельств:

  1. Великие географические открытия, которые положили начало складыванию мировой экономики и дали мощный импульс развитию торгового капитала, банковского дела и кредитных отношений в Европе.

  2. Рывок в развитии техники и естественных наук.

  3. Распространение рационализма – идеи о познаваемости мира, о безграничной власти науки над природой и людьми.

  4. Ренессанс (Возрождение) и Реформация – два духовных переворота, которые произвели революцию в духовной жизни Западной Европы. Они разрушили старую средневековую систему ценностей и сформировали новый взгляд на роль человека в обществе.



Социально-экономические процессы

Важным фактором экономического развития раннего Нового времени стало зарождение капиталистического уклада. Оно явилось закономерным результатом эволюции мелкотоварного производства в условиях рынка.

Формирование капиталистического уклада шло неравномерно. К концу XVI в. он стал ведущим в экономике Англии и Нидерландов, играл заметную роль в отдельных отраслях производства во Франции, Германии, позднее – Швеции. В то же время в Италии, где элементы буржуазных отношений зародились довольно рано, наблюдались их стагнация и регресс вследствие неблагоприятной экономической и политической конъюнктуры. В Испании и Португалии причиной гибели ростков нового уклада стала в основном недальновидная государственная политика.

Несмотря на неравномерность развития раннекапиталистического уклада в разных странах, он начал оказывать постоянное воздействие на все сферы хозяйственной жизни Европы, которая уже в XVI–XVII вв. представляла собой взаимосвязанную экономическую систему с общим рынком денег и товаров и сложившимся международным разделением труда.

В результате экономических изменений наметилась новая социальная стратификация: стали формироваться новые классы буржуазного общества. В состав ранней буржуазии вливались как сельские, так и городские предприниматели – новое дворянство, купечество, владельцы мануфактур, часть городской интеллигенции, крестьянская элита. Пролетариат сформировался за счет обезземеленного крестьянства, разорившихся ремесленников и городского плебса.


Политические процессы

В начале Нового времени Европа состояла из множества больших и малых феодальных королевств и княжеств. Несколько небольших торговых городов-республик в Италии и Северной Германии терялись в среде дворянскомонархических государств. На западе Европы господствовали Испания и Португалия, которые были крупнейшими колониальными державами. В этих двух странах победила Контрреформация, которая стала также и опорой старых феодальных порядков и надолго отодвинула развитие буржуазных отношений.

Сложная ситуация сложилась в Германии и Италии. Эти государства вплоть до XIX в. оставались раздробленными, что, безусловно, сдерживало их экономическое развитие.

На северо-западе Европы находились два молодых буржуазных государства – Голландия и Англия. Голландия – страна первой буржуазной революции (1566–1609). Основным результатом революции стало то, что Голландия превратилась в страну свободных собственников, где место человека в обществе определялось наличием деловых качеств и способностью зарабатывать деньги. В XVII в. Голландия стала лидером мировой экономики и международным финансовым центром. Но слабое развитие промышленности приводит к тому, что уже в конце XVII в. Голландия уступает мировое экономическое лидерство Англии.

Стремительный экономический рост Англии был обусловлен прежде всего рано произошедшей буржуазной революцией (1640–1660), которая перестроила государственную структуру в интересах новой экономики. Согласно «Биллю о правах» 1689 г. Англия стала конституционной монархией, в которой власть находилась в руках парламента, что открыло буржуазии доступ к политической власти.

Для периода XVI–XVII вв. характерны многолюдные выступления народных масс в деревнях и городах. Мощная крестьянская война в Германии (1525), религиозные войны во Франции, буржуазная революция в Нидерландах – так бурно начинаются события Нового времени. Эта эпоха получила название «смутных времен». Выход из Смуты в Европе видели в усилении роли государства и власти.

XVI–XVII вв. – становление абсолютизма в Европе. Абсолютные монархии сложились в Пруссии, Австрии, Швеции, Испании, Португалии, Франции.

Духовная жизнь



Р енессанс (Возрождение) – это возрождение античного наследия, мирского начала в культуре. Это явление зародилось в Италии во второй половине XIV в. и продолжало развиваться в XV–XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы.