Файл: Методическое пособие по выполнению контрольной работы по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 353

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство здравоохранения Саратовской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Вольский медицинский колледж им. З. И. Маресевой»


Учебно - методическое пособие

по выполнению контрольной работы по дисциплине

«Генетика человека с основами медицинской генетики».
Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) для обучающихся 1 курса очной и очно – заочной, заочной форм обучения по специальности СПО 33.02.01 Фармация

Составители:

Преподаватель Щипанова С.И.

Рассмотрены и утверждены

на заседании ЦМК общепрофессиональных

учебных дисциплин

Протокол № __1____

«___01___» _______09________ 2020 г
Председатель _____ Назарова Е.К.

Вольск, 2021 г.

Пояснительная записка

Конспекты лекций предназначены для обучающихся 1,2 курса по специальности Фармация изучающих учебную дисциплину «Генетика человека с основами медицинской генетики». Конспекты лекций составлены на основе Рабочей программы «Генетика человека с основами медицинской генетики» для специальности 33.02.01 Фармация соответствуют требованиям ФГОС по данной специальности.

Цель пособия – помочь студентам освоить достаточно сложный и объемный материал, структурировав его. Конспекты лекций необходимы, как основа для выполнения контрольной работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для обучающихся 1 курса очной и очно – заочной, форм обучения обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 33.02.01 Фармация на базе основного общего образования предусмотренно выполнение контрольной работы. Контрольная работа состоит из трех частей: первая часть контрольные задания, где выставлены задания по вариантам (их10,выполняем согласно таблицы),вторая часть теоретическая, третья часть практические занятия, там выставлены задания для самостоятельной работы, выполнять обязательно всем.

Выполнение контрольной работы должно предшествовать полное усвоение курса по темам, которые представлены в учебно – тематическом плане. Каждый обучающийся должен выполнить один вариант контрольной работы. Выбор варианта происходит по начальной букве своей фамилии.


Номер варианта




Вариант №10

АЦК

Вариант №9

ДМЯ

Вариант №8

УФЧ

Вариант №7

ВЛХ

Вариант №6

НТС

Вариант №5

БЖР

Вариант №4

ПЭО

Вариант №3

ГЮЗ

Вариант №2

ШИЁ

Вариант №1

ЩКЕ

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Работы, выполненные не по своему варианту, проверяться не будут. Текст работы оформляется на бумаге стандартного формата А4(210х290) в ПЕЧАТНОМ или РУКОПИСНОМ ВИДЕ. Работа сдается в учебную часть НЕ ПОЗДНЕЕ 10 МАЯ.

СХЕМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ГАПОУ СО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

Контрольная работа по учебной дисциплине

«Генетика человека с основами медицинской генетики»

Вариант:1

Выполнил студент № ______группы

ФИО .

Вольск

2020 -2021 уч. год

Наличие положительной оценки каждого вида работы необходимо для получения зачета по дисциплине и/или допуска к дифференцированному зачету, поэтому в случае невыполнения работы по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Генетика человека с основами медицинской генетики.

Специальность: 33.02.01 Фармация

Тематика лекционных занятий. 24 часа.



Темы лекционных занятий

Кол-во часов

1.

История развития генетики как фундаментальной науки. Методы исследования генетики человека.

2

2.

Цитологические основы наследственности.

2

3.

Биохимические основы наследственности .

2

4.

Хромосомная теория наследственности. . Хромосомные карты человека.

2

5.

Наследственные свойства крови. Механизм наследования групп крови системы АВО и резус системы.

2

6.

Генеологический, близнецовый, биохимический методы. Наследование генных болезней

2

7.

Дерматологический, популяционно-статистический. Иммунологический, цитогенетический методы. Методы пренатальной диагностики.

4

8.

Виды изменчивости и виды мутаций у человека. Факторы мутагенеза. Роль генотипа и внешней среды в проявлении признаков.

2

9.

Хромосомные болезни.




10.

Генные болезни.

2

11.

Диагностика, профилактика и лечение наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование. Принципы клинической диагностики наследственных заболеваний.

2

12.

Итоговое занятие.

2




Всего

24ч.




Генетика человека с основами медицинской генетики.

Специальность : 33.02.01 Фармация

Тематика практических занятий. 18часов.





Темы практических занятий

Кол-во часов

1.

Цитологические основы наследственности. Кариотип человека. Решение цитологических задач.

2


2.

Наследование свойств крови.

2

3.

Составление и анализ родословных схем.

2

4.

Генетика пола у человека. Тельца Барра и их диагностическое значение.

2

5.

Изменчивость и виды мутаций у человека.

2

6.

Раскладка и изучение аномальных кариотипов по фотографиям больных.

2

7.

Изучение аномальных и клинических проявлений генных заболеваний по фотографиям больных.

2

8.

Изучение массовых скринирующих методов выявления наследственных заболеваний.

2

9.

Диагностика, профилактика и лечение наследственных заболеваний.

2




Всего

18ч.


Часть первая контрольные задания
Вопросы к контрольным работам

Ответы должны быть четкими, лаконичными, отражать суть.
1вариант.

1.Генетика как наука, задачи. Значение медицинской генетики.

2.Анализирующее скрещивание и его значение.

3.Изготовить буклет на тему: »Наследственные заболевания крови»
2вариант

1.Генетические термины. Их символика.

2.Наследственные изменения генотипа человека. Методы изучения наследственности

человека.
Выполнить тест:

А1. При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААBb и aabb в потомстве наблюдается

расщепление в соотношении

1) 9:3:3:1 3) 3:1

2) 1:1:1:1 4) 1:1
А2. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и контролирующие проявление окраски семян гороха, называют

1) аллельными 3) рецессивными

2) доминантными 4) сцепленными

А3. Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами: Аа х Аа?

1) единообразия 2) расщепления

3) сцепленного наследования 4) независимого наследования
А4. Определите генотип дигетерозиготного организма:

1) ААBb 2) АаВb 3) АаВВ 4) ааВВ
А5. Какое число фенотипов образуется в потомстве при скрещивании Aa × Aa в случае полного доминирования?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
А6. Аллельные гены располагаются в

1) идентичных участках гомологичных хромосом

2) одинаковых локусах негомологичных хромосом

3) идентичных участках разных пар хромосом

4) разных локусах гомологичных хромосом
А7. Какова вероятность рождения у темноволосых родителей (Аа) детей со светлыми волосами (темный цвет доминирует над светлым)?

1) 0% 2) 25% 3) 50% 4) 75%
А8. Растение гороха с генотипом семян ааВb (желтый цвет и гладкая форма -

доминантные признаки) имеет семена

1) желтые морщинистые 3) зеленые гладкие

2) зеленые морщинистые 4) желтые гладкие
Вариант 3.

1.История развития генетики как фундаментальной науки.

2.Неполное доминирование.

3.Выполнить тест:
А1. Дальтонизм – рецессивный ген, сцепленный с полом. Укажите генотип женщины – дальтоника.

1) ХDХd 3) ХdYD

2) ХdХd 4) ХDYd
А2. Какой закон проявляется при скрещивании дигетерозиготных организмов, у которых гены, например А и В, расположены в негомологичных хромосомах?

1) полного доминирования 3) независимого наследования

2) неполного доминирования 4) сцепленного наследования
А3.Чистой линией называется:

1) потомство, не дающее разнообразия по изучаемому признаку

2) разнообразное потомство, полученное от скрещивания  разных особей

3) пара родителей, отличающихся друг от друга одним признаком

4) особи одного вида.

 

А4. Какое потомство получится при скрещивании комолой гомозиготной  коровы (ген В комолости доминирует) с рогатым быком.

1) все ВВ  2) 50 % ВВ и 50 % Вв    3) все Вв   4) 75 % ВВ и 25 % Вв

 

А5. У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились три кареглазых  девочек и один голубоглазый мальчик. Каковы генотипы родителей?

1) отец АА, мать Аа                       3) отец аа, мать АА

2) отец аа, мать Аа                        4) отец Аа , мать аа


 

А6. При нормальном мейозе в каждую из гамет попадет:

1) одна из гомологичных хромосом каждой пары  

2) обе гомологичные хромосомы

3) гаметы могут не нести ни одной их хромосом данной пары

4) все ответы верны
А7. Сколько типов гамет даст зигота с генотипом ААВВСС

1) один тип    2) два типа гамет   3) три типа   4) четыре типа гамет

 

А8. В каком случае приведены примеры анализирующего скрещивания?

1) АА х Аа  и  аа х аа

2) Аа х аа   и АА х а а

3) АА х Аа  и Аа х Аа

4) АА х АА  и АА х АА

 

А9. Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы:

1) узнать, какой аллель доминирует 2) вывести чистую линию

3) узнать, какой аллель рецессивен

4) выявить гетерозиготность организма по определенному признаку

 

А10. В потомстве от скрещивания двух красноплодных гетерозиготных растений были получены растения красноплодные. Белой и розовой окраски. Какой процент розовых растений?

1) 50 % 2) 25 % 3) 75 % 4) 100 %

Вариант 4

1.Первый и второй законы Г.Менделя.

2.Сцепленное наследование генов.

3.Творческая работа «Генетика в жизни человека» (Мультимедийная презентация 10 файлов)


Вариант 5
1.Генетика пола.

2.Правило чистоты гамет.

3.Решение задачи на дигибридное скрещивание:
Задача: Полидактилия(многопалость) и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные признаки. Гены этих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают обеими болезнями и гетерозиготны по этим парам генов?.
Вариант 6

1.Генетическая информация. Функции ДНК.

2.Реализация наследственной информации.
Задача: У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок- доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?

Вариант 7

1.Назвать основные положения хромосомной наследственности.

2.Дигибридное скрещивание. 3-ий закон Г,Менделя(Закон независимого комбинирования).

3.Буклет на тему «Хромосомные болезни»

Вариант 8

1.Значение генетики для медицины и здравоохранения.

2.Генеологический метод изучения наследственных болезней человека.