Файл: 1. Определите предмет, задачи психологии. Обоснуйте роль психологического знания в деятельности педагога. Предметом.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Определите предмет, задачи психологии. Обоснуйте роль психологического знания в деятельности педагога.
Предметом психологии является психика человека. Психика как способность мозга получать инф-ию об окружающей деят-ти, создавать образ объективного мира т.е. регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.
Задача – изучение объективных психологических закономерностей (психологических процессов, психических свойств личности и психологических особенностей деят-ти человека).
Роль психологического знания в деятельности педагога заключается в том, что владея этими знаниями педагог может увидеть психологические проблемы в обучении и в воспитании детей.
Знания являются важным условием пед-ой деят-ти; они лежат в основе глубокого и всестороннего анализа эффективности используемых педагогом форм и методов работы с учащимися; помогают педагогу видеть связь усвоения знаний и умственного развития учащихся; помогают педагогу выявить те реальные трудности, с которыми сталкивается ученик в процессе усвоения им учебного материала; помогают педагогу в построении взаимоотношений с учащимися, их родителями, с коллегами.
2.Охарактеризуйте методы изучения психики ребенка.
Методы исследования подразделяют на основные и вспомогательные. Основные – наблюдение, эксперимент – дают достоверную информацию о специфике детского развития. Вспомогательные методы исследования – тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности – дают информацию иллюстративного плана. На основе полученных данных можно лишь строить гипотезы и предположения.
Наблюдение-это планомерное и целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем.
Возможность использования этого метода естественных наук в психологии вообще и детской психологии в частности основана на методологическом принципе единства сознания и деятельности. Поскольку психика ребенка формируется и проявляется в его деятельности — действиях, словах, мимике и т. д., мы можем на основании этих внешних проявлений, на основании актов поведения судить о внутренних психических процессах и состояниях.
Главной особенностью наблюдения как метода психологического исследования является то, что здесь исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемых и они протекают естественно, «как в жизни». Эта «невмешательская» позиция наблюдателя имеет не только положительные, но и отрицательные последствия.
Не всякое даже специально зафиксированное восприятие поведения детей можно считать научным наблюдением. Чтобы стать подлинным методом научно-то исследования, наблюдение должно быть правильно построено. Требования к проведению наблюдения:
-Постановка четкой цели наблюдения. Требуется определить, какие именно стороны поведения, деятельности и психики ребенка необходимо наблюдать.
-Наблюдение должно быть систематическим и планомерным. До проведения основных, серий, сеансов наблюдения необходимо составить подробную программу того, какие дети или группы детей будут наблюдатъся, в какие часы дня проводится наблюдение, какие моменты жизни детей будут наблюдаться.
Результаты заносятся в протокол, а затем подвергаются математической обработке.
-Наблюдение должно быть объективным. В ходе наблюдения необходимо фиксировать лишь наличие того или иного процесса, но никак не подменять его «необоснованным истолкованием субъективных состояний ребенка».
-Наблюдение проводится таким образом, чтобы ребенок о нем не знал.
-Исследователь должен владеть техникой быстрой записи наблюдаемых фактов. В настоящее время для достижения точности и объективности наблюдения используются технические средства: киносъемка, магнитофон, фотография. Для уточнения результатов наблюдения используется и шкала, на которой отмечается интенсивность протекания того или иного психического явления.
Различают наблюдения:
-внутреннее, внешнее, включенное;
-стандартизированное и свободное;
-сплошное и выборочное.
Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка. Его задача — описать общую картину поведения. Конечно, фиксировать все движения и слова ребенка невозможно. Фиксируется только то, что представляется наблюдателю наиболее важным и значимым.
В отличие от этого, выборочные наблюдения фиксируют какую-либо одну сторону поведения, определяемую заранее. Например, выражение эмоций у ребенка, его действия с игрушками, особенности слов ребенка и пр.
При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть невидимой для ребенка или не должна привлекать к себе его внимания. Для этого используют специальный прибор - зеркало, обладающее односторонней проницаемостью – «зеркало Гезелла». Его помещают между комнатой, в которой находится ребенок, и комнатой, где сидит исследователь.
Включенное наблюдение отличается тем, что наблюдающий взрослый не только является видимым, заметным для ребенка, но и участвует в совместных с ним действиях (играет, кормит, читает книжки и пр.) Он включен в деятельность ребенка.
Пролонгированное (лонгитюдное) наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. При этом методе исследователь сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного ребенка (или нескольких детей).
Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка, дает много живых, интересных фактов, но позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни.
Эксперимент
Психологический эксперимент позволяет психологу целенаправленно вызывать интересующие его явления психики. В эксперименте психолог специально создает и видоизменяет условия, в которых находится ребенок.
— это исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей между собой и обстоятельствами жизни ребенка.
Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах. Наиболее точным и доказательным считается лабораторный эксперимент, который осуществляется в специально оборудованном помещении, с помощью различных приборов и приспособлений.
Естественные эксперименты используются при исследовании всех психических процессов и свойств личности детей. Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния напряжения и преднамеренности ответной реакции.
Требования к организации экспериментального исследования:
-Определить цель исследования;
-Определить выборку исследования (состав участников исследования;
-Тщательно продумать и прописать методики проведения эксперимента;
-Определить условия, в которых будет проходить эксперимент (место и время проведения);
-Необходимо эти условия создать заранее, до того, как начнется процедура эксперимента.
Беседа
Беседа как метод детской психологии – это выяснение при помощи системы специально подобранных вопросов тех или иных особенностей психического развития ребенка.
Беседа используется при изучении интересов ребенка, его отношения к другим людям, самому себе, мотивам его деятельности, уровня развития речи и т.д. Однако материал, полученный таким образом, не всегда достоверен и точен, поэтому его сопоставляют с данными эксперимента.
Основные требования к беседе:
-Необходимо заранее продумать цель беседы, ее предмет, составить план, определить участников.
-Четко сформулировать вопросы. Они должны быть понятны, но не следует придавать им наводящий характер.
-В процессе беседы надо соблюдать естественность условий, расположить ребенка к себе, быть тактичным, доброжелательным.
-Ответы испытуемого обязательно фиксируются в протоколе или опросном листе с сохранением максимальной их точности.
В некоторых исследованиях метод беседы выступает одним из основных. Мастером этого метода (клиническая беседа) был выдающийся швейцарский психолог Пиаже.
Метод беседы можно использовать в работе с детьми, начиная с 4-х лет, когда они уже достаточно хорошо владеют речью, но в весьма ограниченных пределах. Дошкольники еще не могут выразить в словах свои мысли и переживания, поэтому их ответы бывают краткими, формальными воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы – большое искусство. Они должны быть понятны и интересны детям и не содержать подсказки.
Изучение продуктов деятельности детей
Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающему, об особенностях его восприятия и других сторонах психики дает анализ продуктов деятельности детей. Использование этого метода также основывается на - методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которого - психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Анализ результатов детского конструирования, учебы, труда, рисования и т. д. значительно обогащает наши знания о ребенке. Нередко именно произведения, созданные им, раскрывают такие стороны его психики, в которые другими путями проникнуть невозможно. Особенно продуктивно используются детские рисунки, которые помогают изучать познавательные процессы — ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, творческие способности ребенка, его личность в целом. При изучении детских рисунков анализируется их сюжет, содержание, манера изображения, сам процесс рисования (время, затратное на рисунок, степень увлеченности)
3.Дайте характеристику сознанию как высшему уровню развития психики.
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания.
Сознание развивается у человека только в социальных контактах и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
Функции сознания:
-отражательная;
-порождающая (творчески-креативная);
-регулятивно-оценочная;
-рефлексивная функция - основная функция, характеризует сущность сознания.
В качестве объекта рефлексии может выступать:
-отражение мира;
-мышление о нем;
-способы регуляции человеком своего поведения;
-сами процессы рефлексии;
-свое личное сознание.
4. Раскройте сущность природно-типологической сферы личности.
Индивидуально-типологические особенности личности.
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру предстваленности общественных отношений в индивиде.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.
Понятие о характере.
В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета». Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.
Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
Становление характера происходит в условиях включения личности в разные по уровню развития социальные группы.
Характер человека всегда многогранен. В нем могут быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.
Характер человека проявляется:
1. В том, как он относится к другим людям;
2. Показательно для характера отношение человека к себе;
3.Характер обнаруживается в отношении человека к делу;
4. Характер проявляется в отношении человека к вещам.
Характер и темперамент.
От природы человек получает лишь возможности развития в определенном направлении. Они заключаются в анатомических и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы рождающегося ребенка. На этой основе развиваются индивидуальные особенности человека, в частности его темперамент. Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов и действий.
К чертам темперамента относятся сила или слабость переживания чувств и желаний, их глубина или поверхностность, устойчивость или изменчивость настроения.
Типы темперамента:
холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический.
Черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности.
К холерикам относят энергичных, вспыльчивых, «страстных» людей. Меланхоликами назывались робкие, нерешительные, грустные; флегматиками - медлительные, спокойные, холодные. К сангвиникам причисляли горячих, подвижных, веселых, живых людей.
Характер - во многом результат самовоспитания. Таким образом, характер - прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.
Понятие о способностях.
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения Знаний Умений Навыков, но которые сами к наличию этих ЗУН не сводятся.
Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу.
Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
Особенности личности:
1. Внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе;
2. Готовность к труду перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться;
3. Связанна с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.
Деятельность. Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов - действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель. Поскольку в различных условиях эта цель может быть достигнута различными способами (<операциями>) или путями, действие выступает как решение задачи.
Виды деятельности.
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд.
Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.
Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.
5.Опишите эмоционально-волевую сферу личности.
Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний.
Самая старая, простейшая, распространенная у живых существ форма переживаний – удовольствие.
Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение и стресс.
Наиболее мощная эмоц. Реакция – аффект – сильное и бурное кратковременное эмоциональное переживание.
Эмоции – длительные состояния, реакция на события совершившиеся, или на вероятные или воспоминаемые.
Воля – сознательное регулирование своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
2 категории действий:
- Непроизвольные – совершаются в результате неосознавамых побуждений.
- Произвольные – осознание цели и ее достижение
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при отсутствии действия, при приодолении препятствий.
Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно – психического напряжения, мобилизующего силы человека.
Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, решимости совершить тот или иной поступок, который человек считает целесообразным.
4 варианта проявления воли:
-В легком мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется.
-В трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий в реальной действительности
-В легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений.
В трудном внешнем и трудном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей.
Функции воли:
Интенсивность волевого усилия зависит от:
- мировоззрения
- моральной устойчивости
- наличия общественно значимой цели
- установки по отношению к деятельности
- уровня самооценки
Главная задача воли – сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизни и деятельности.
2 функции воли:
-Активирующая
-Тормозящая
Воля – это подавление внутренних препятствий – гордость, страх, неуверенность, стыд, лень.
6.Дайте психологическую характеристику сенсорно-перцептивной сферы личности.
Сенсорно-перцептивные процессы обеспечивают связь нашего внутреннего мира с окружающей действительностью. В отечественной психологии одним из первых термин «сенсорно-перцептивные процессы» использовал Б.Г.Ананьев. Сенсорно-перцептивными называют процессы, с помощью которых осуществляется восприятие человеком окружающей действительности, своего внутреннего опыта и внутренних ощущений. Эти процессы представляют собой целостное образование, их деление на компоненты достаточно условно.
Ощущения – это психический процесс отражения отдельных свойств объекта реального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (анализаторы). Г. Фехнер выделял четыре этапа процесса чувственного отражения: раздражение (физический процесс), возбуждение (физиологический), ощущение (психический), суждение (логический). Сенсорный порог понимался как переход от возбуждения к ощущению. Ощущения субъективны и зависят от особенностей строения мозга; особенностей строения нервной системы; особенностей строения анализаторов; опыта человека; профессиональных знаний; интересов и т.п. Ощущения - первичный познавательный процесс, на основе которого возникают остальные более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятие, представления, память, мышление и тому подобное.
Ощущения являются наиболее простой формой психической деятельности. Они возникают как рефлекторная реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор состоит из трех частей:
-Периферического отдела (рецептора), трансформирующего внешнюю энергию в нервный процесс (органы чувств: ухо, глаз, язык, кожа, нос);
-Проводящих нервных путей, соединяющих периферические отделы анализатора с его центром: афферентных (направленных к центру) и эфферентных (идущих к периферии);
-Подкорковых и корковых отделов анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов (выражается в ощущениях: звуковых, зрительных, вкусовых, обонятельных, температурных).
Сенсорно-перцептивная сфера
Осуществляя трудовую деятельность, человек использует все возможности своей психической организации. Управление деятельностью человека обеспечивают функции ощущения и восприятия (сенсорика). Основной характеристикой сенсорики человека является общее свойство сензитивности. Сензитивность —это состояние повышенной чувствительности той или иной функции определенного рода влияниям окружающей действительности. Сензитивность связана с типом нервной системы человека и одновременно является относительно устойчивой характеристикой личности. В силу его универсальности свойство сензитивности можно использовать как показательную диагностическую структуру эффективности трудового процесса.
Восприятие— психический процесс, порождающий чувственный субъективный образ объективного мира. Назначение системы восприятия в том, чтобы обеспечить достаточные условия для адаптивного поведения. Чтобы взаимодействовать с окружающей средой, летчику, оператору или шоферу нужно иметь возможность воспринимать состояние этой среды. Для этого нужна перцептивная информация.
7. Опишите деятельность сквозных познавательных процессов внимания и памяти.
Память – способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.
Временные связи и их системы образуются при смежном во времени и действии раздражителей на органы чувств при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям.
Что значит запомнить?
- запомнить - это значит установить ассоциации.
Ассоциация – это связь между представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое.
Виды ассоциаций:
- по смежности – мысль об одном явлении влечет за собой припоминания других явлений.
- по сходству – мысли о предметах и явлениях вызывают воспоминания, о чем – либо схожем с ними.
- по контрасту – ассоциируются резко различные явления – шум и тишина.
Структура памяти: (Л. Д. Столяренко)
-уровень – сенсорный (0.1 – 0.5 сек)
-уровень – кратковременная память (до 20 сек)
-уровень – долговременная память – обеспечивает длительное сохранение информации.
2 типа памяти:
Оперативная – появляется в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживает эту деятельность информацией поступающей из кратковременной памяти.
Внимание'>Процессы памяти:
- Запоминание
- Узнавание
- Сохранение
- Воспроизведение
- Забывание
Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на объекте.
Внимание – способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем внимание и мышление.
Виды внимания:
- Непроизвольное – не зависит то нашего желания, воли или намерений.
- Произвольное - зависит то нашего желания, воли или намерений.
- Послепроизвольное – когда деятельность стала человеку интересной и ее не надо контролировать.
Свойства внимания:
-Сосредоточенность – удержание внимания на одном объекте
-Распределение – умение выполнять различные действия одновременно
-Объем – кол – во объектов, которое охватывается вниманием
-Устойчивость – длительное удержание внимания на каком – либо объекте
-Переключение – сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой
-Рассеянность – неустойчивость
8. Раскройте особенности познавательных процессов: мышления и речи
Мышление - это психический процесс, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного познания окр. мира.
Опосредованный- познание с помощью каких - то средств.
Виды мышления:
По характеру протекания процесса мышления выделяется:
- Умозаключительное
- Интуитивное
По характеру результатов:
- Репродуктивное
- Творческое
По действию контроля
- Критическое
- Не критическое
На практику и теорию
- Практическое
- Теоретическое
В зависимости от опоры на восприятие
- Наглядно – действенное (действовать с предметом)
- Наглядно – образное (представление)
- Абстрактное или словесно – логическое
Формы:
- Суждение – высказывание
- Умозаключение – выводы из ряда суждений
- Индуктивное – от частного к общему
- Дидуктивное – от общего к частному
Основная форма – понятие – совокупность существенных свойств предмета.
Свойства речи:
- Содержательность (определяется объемом, глубиной, серьезностью)
- Понятность (умение использовать краткие предложения)
- Выразительность (эмоциональная окраска речи)
- Воздейственность (влияния на чувства и эмоции)
9. Дайте характеристику понятию «психическое развитие». (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Раскройте его движущие силы.
Психическое развитие – предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существенных форм психики. То есть псих. развитие. выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязанно протекающих в сфере деятельности, личности и познания.