Файл: 1. Определите предмет, задачи психологии. Обоснуйте роль психологического знания в деятельности педагога. Предметом.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане;
- "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия;
- "художников", с ярким, образным мышлением.
В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие "бросающиеся в глаза" свойства - в основном цвет, форма и величина. Для того, чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.
Память – приобретает выраженный познавательный характер, ребенок начинает осознавать мнемическую задачу (задача запомнить), но память носит непроизвольный характер. Эмоции влияют на долговременность запоминаний.
Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им неинтересный. С каждым годом всё в большей мере, обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью.
В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции, процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут. Недостаточно развиты свойства внимания: распределение, устойчивость. Способность к произвольному вниманию 10-15 минут.
25.Раскройте особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
Одной из самых актуальных тем в психологии можно считать проблему самооценки. Самооценку рассматривают как показатель индивидуального уровня развития, и отводят ей ведущую роль.
Благодаря самооценке индивид становится личностью. Она формирует потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок.
В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко; наиболее полная разработка её теоретических и практических аспектов отражается в трудах как отечественных психологов, так и зарубежных (Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский,)
Формирование самооценки у младших школьников связано с самонаблюдением и самоконтролем, а также с их активными действиями. Игры, занятия, увлечения постоянно обращают внимание ребенка на самого себя. Таким образом, ставят школьника в ситуации, в которых он должен как - то относить к себе свои умения, оценить свою деятельность, продумать как поступить в дальнейшем.
Самооценка - важная личностная инстанция, которая позволяет контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.
В младшем школьном возрасте наблюдаются разнообразные виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в строну неадекватного завышения или занижения и др. Можно проследить изменении самооценки от класса к классу.
В отечественной литературе Э.В.Витушкина выделила следующие характеристики самооценки по различным параметрам:
- по уровню - высокая, средняя низкая самооценка;
- по соотношению с реальной успешностью - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная);
- по особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная (причем конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер);
- по степени стабильности - устойчивая и неустойчивая;
- по характеру временной отнесенности - прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, уверенным, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку.
Дети с отрицательной самооценкой находят чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия. Такие дети имеют высокий уровень тревожности, они плохо приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с напряжением.
Проанализировав литературу, мы выяснили, что самооценка имеет свои особенности, взаимодействует с мышлением, познавательной активностью, мотивационной и нравственной сферами.
Так же самооценка зависит от социальной среды ребенка, в которой он растет и развивается, к ней можно отнести: семью, школу.
Самооценка младшего школьника:
- во многом зависит от отметок
-часто проявляется склонность к переоценке достигнутых результатов и возможностей
(слабоуспевающий школьник:
то, что от него требуют, он не в состоянии выполнить;
1,2 класс- не осознается, не принимается
К 4 классу-имеет заниженную самооценку, что ведет к нарастанию неуверенности в себе.)
26.Опишите особенности развития познавательной сферы ребенка младшего школьного возраста.
Основным новообразованием младшего школьного возраста Д.Б. Эльконин считает отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Его возникновение перестраивает другие познавательные процессы. Память становиться мыслящей, а восприятие – думающим. На протяжении этого периода у ребенка развивается понятийное (или теоретическое) мышление, он получает новые знания, умения, навыки, на базе которых у него формируется чувство компетентности.
Особенности познавательной сферы младших школьников
Восприятие. Восприятие становится осмысленным и целенаправленным. Выделяется аналитический компонент. Проявляется произвольность, обеспечивающая поиск, наблюдение, рассматривание. Формированию восприятия в этом возрасте способствует становление и дальнейшее развитие речи, позволяющей дифференцировать предметы и их отдельные качества и свойства. В этот возрастной период восприятие настолько тесно связано с мышлением, что можно говорить о наглядно-образном мышлении, которое является переходным от наглядно-действенного мышления к словесному.
Внимание. Серьезный прогресс в развитии внимания достигается в младшем школьном возрасте; без достаточной сформированности внимания обучение невозможно. В этом возрасте появляется способность произвольно концентрировать внимание на неинтересных вещах, хотя все еще доминирует непроизвольное внимание, и внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором, особенно при сосредоточении на сложном материале. В этот период внимание характеризуется небольшим объемом и малой устойчивостью (до 10-20 минут, а у подростков и старшеклассников – соответственно до 40-45 и 45-50 минут). Кроме того, в младшем школьном возрасте затруднено произвольное переключение внимания и его адекватное распределение.
Воображение. Репродуктивное воображение. Две стадии: 1) образы бедны деталями, скудны, статичны, в них не представлены изменения и действия объектов, их взаимосвязи. Построение таких образов требует детального словесного описания. 2) увеличение количества признаков, воображение более полное и конкретное, появляются промежуточные признаки.
Развивается умение определять изображать подразумеваемые состояния объектов, умение понимать условность. Стремление указать условия происхождения построения каких-либо предметов – важнейшая психологическая предпосылка развития у младших школьников творческого (продуктивного) воображения.
Память. Дальнейшее развитие памяти в период младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) протекает по линии произвольности и осмысленности. При высокой способности к непроизвольному эмоциональному запоминанию в игре (свойственному и дошкольному возрасту), младшие школьники уже могут целенаправленно произвольно запоминать неинтересный, но нужный материал, и с каждым годом эта произвольная память становится лучше. В этот период также развивается смысловая память, вполне сосуществующая с механической, но позволяющая освоить широкий круг мнемонических приемов, рационализирующих запоминание.
Речь. После 5 лет слово приобретает обобщающее значение, а с 7-8 лет – главенствующее значение среди других раздражителей. К 10-летнему возрасту происходит становление межполушарных отношений, касающихся обработки речевых сигналов. С этого времени становится невозможной передача речевых функций от левого полушария правому, а до 10 лет такая компенсация при необходимости может произойти. Правополушарная функция, связанная с ориентацией в пространстве (и с осознанием этого акта) также стабилизируется постепенно после 6-летнего возраста у мальчиков и после 13 лет у девочек.
Мышление. В связи с развитием речи развивается и мышление от наглядно-действенного, через наглядно-образное к словесному, хотя все же в дошкольный период преобладает наглядно-образное мышление (или репрезентативный интеллект, по Ж. Пиаже). Происходит интенсивное развитие от слаборазвитого интеллекта до очень высокого (качественный скачок). В возрасте 5-6 лет появляется способность логически рассуждать в пределах понимания фактов, преобладают конкретные операции, нет способности к размышлению о несуществующих вещах. К 6-7-летнему возрасту появляется тенденция и способность к обобщению и установлению связей между явлениями.
К 7 годам самооценка у большинства детей становится более адекватный, чем в раннем возрасте, когда ребенок был склонен к завышенной в эмоциональном плане самооценке. Адекватный образ «Я» формируется у ребенка при правильном сочетании знаний, полученных из собственного опыта и из общения с взрослыми и сверстниками. К концу дошкольного возраста происходит половая идентификация, вырабатывается соответствующий стиль поведения, дифференцируется эмоциональное самосознание (т.е. осознание своих переживаний) и начинается осознание себя во времени («когда я был маленьким…», «когда я вырасту…»).
27.Укажите специфические особенности мышления в младшем школьном возрасте.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Ребёнок познаёт окружающий мир, учится различать предметы и окружающие явления по существенным признакам, сравнивает их, учится находить в предметах и явлениях что-то общее и по этому признаку классифицировать их, т.е. учиться мыслить.
Особенности мышления младших школьников
-Совершается переход от наглядно - образного к словесно -логическому (понятийному) мышлению.
-Мышление первоклассников приемущественно конкретно и опирается на наглядные образы и представления.
- Развиваются основные мыслительные действия и приемы: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и др.
Все эти процессы являются основой мыслительной деятельности и поэтому уже с первого класса необходимо уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности.
28. Раскройте особенности учебной деятельности как ведущего вида деятельности младшего школьника.
Ведущий вид дея-ти - учеб. Дея-ть
В процессе осуществления учебной деятельности «ребенок под руководством учителя овладевает содержанием развитых форм общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) и умениями действовать в соответствии с их требованиями. Содержание этих форм общественного сознания имеет теоретический характер». Развив. Характер УД определяется усвоением научных понятий, теоретически знаний. Учебная деятельность специфична не только по содержанию (овладение системой научных понятий), но и по - своему результату. Результат продуктовый или трудовой -определяет продукт. Результат учебной деятельности, в которой происходит
усвоение научных понятий, прежде всего изменения самого ученика, его развитие... Это изменение есть приобретение ребенком новых способностей, т.е. новых способов действий
с научными понятиями». Таким образом, учебная деятельность — это деятельность по самоизменению, самосовершенствованию, а ее продукт - те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте, т.е. ученике.
Учебная деятельность имеет определенную структуру:
1) мотивы учения;
2) учебные задачи
3) учебные действия;
4) контроль;
5) оценка.
29.Опишите индивидуально-типологические особенности младших школьников, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.
С одной стороны, существуют возрастные особенности, которые способствуют познанию:
-"желание почувствовать себя взрослым-
-общая двигательная и речевая активность,
-стремление к самостоятельности.
-"расширение кругозора,
- "мыслительная активность
-"ярко выраженная эмоциональная сфера личности
Среди этих возрастных особенностей есть такие, которые содействуют познавательной работе на преобразующем уровне, например, отрицательное отношение к готовым знаниям и ответам, к формам жесткого контроля.
Индивидуальные особенности развития учащихся и их учёт в образовательном процессе
• 1. Физическое состояние и здоровье
• 2. Особенности познавательной деятельности учащихся
3. Чувственно-эмоциональная сфера
• 4. Типология характера каждого ученика
• 5. Внутренние побудительные факторы поведения и развития школьников
• 6. Условия домашней жизни и воспитание
30.Раскройте психологические особенности общения младших школьников со сверстниками. Обоснуйте роль учителя в становлении межличностных отношений.
В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока ещё у детей не сложилось собственного отношения и оценки как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высшим авторитетом.
Особенности общения младших школьников
-общение развивается в новых условиях (школа).
-эмоциональная зависимость от учителя;
-общение становится более целенаправленным (влечёт познание культурных норм, ценностей, правил),
-расширение сферы общения;
-изменение роли школьника общении с родителями он - ученик),
-в общении ребёнка в семье происходит отражение всех перипетий школьной жизни;
-младший школьник обладает в той или иной степени следующими коммуникативными качествами общительность самостоятельность вежливость организаторские способности.
Особенности взаимоотношений младшего школьника.
Первоклассники оценивают сверстников по внешним качествам: опрятность-неопрятность, активность-пассивность, готовность поделиться - жадность, усидчивость-драчливость
Второклассники оценивают по успеваемости неуспеваемости, привлекательности-неряшливости, физическая сила (для мальчиков) и плаксивость Ябедничество (для девочек)
В 3 4 классе происходит перестройка межличностных отношений. Дети начинают острее переживать публичные замечания.
Особенности общения детей младшего школьного возраста
Учащиеся принимают то, как учитель оценивает того или иного ребенка в качестве главной характеристики его личностных качеств, поэтому отношение детей к тому или иному товарищу определяется, отношением к нему учителя
31.Опишите психологические основы предупреждения и коррекции школьной дезадаптации.
При психологической коррекции школьной дезадаптации применяются индивидуальные и групповые формы работы с психологом: консультации, беседы, тренинги. Эта работа направлена на стабилизацию эмоциональной сферы ребенка со школьной дезадаптацией, снижение тревожности, развитие волевой регуляции и коммуникативных навыков.
Пути профилактики по предупреждению дезадаптации:
-создание оптимальных для ребенка средовых условий;
-недопущение перегрузок в процессе обучения из-за несоответствия уровня трудностей учения индивидуальным возможностям ребенка и организации учебного процесса
- поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них условиям
- побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию и др
-создание доступной специальной социально психологической и педагогической помощи различным категориям населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации телефоны доверия кабинеты социально психологической и педагогической помощи, кризисные
-обучение родителей учителей работы по предупреждению дезадаптаций и преодолению ее последствий
Профилактика школьной дезадаптации:
-Игра - ведущий вид деятельности дошкольника
Важно, чтобы ребенок «наигрался» до школы
-Знакомство со школой с учителем, с будущими одноклассникам
-Обращение к личному опыту родителей старших братьев и сестер
-Помощь и поддержка родителей во время адаптации к школе