Файл: 1. Определите предмет, задачи психологии. Обоснуйте роль психологического знания в деятельности педагога. Предметом.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Специфика псих развития: реальная форма и идеальная (протекают одновременно)
Псих развитие – процесс, который происходит благодаря взаимодействию реальной и идеальной форм
Периодизация Л.С. Выготского .Для Льва Семеновича Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характери-зуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Выгот-скому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризис-ных периодов как закон детского развития. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.( С точки зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды.Причина первых кризисов – назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, хи стремлению это место изменить.)
Периодизация ЭльконинаДаниил Борисович Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии.( Эльконин Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими
В пределах одной и той же деятельности можно выделить ее этапы:
1. Усвоение мотивов и задач деятельности.
2. Активность ребенка направлена на действия с предметами, их познание.
3. Познание взаимоотношений с людьми. Общение. В процессе общения формируются потребность, мотивы, цели другой складывающейся деятельности. Представим концепцию периодизации развития психики по Д.Б. Эльконину)
Виды ведущей деятельности. Эльконин рассматривает ребенка как личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и человече-ских отношений. Эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности Эльконин выде-ляет две группы.
В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Вторую группу составляют ведущие дея-тельности, благодаря которым усваиваются способы действий с предметами
Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.
Виды опыта:
- наследственный
- индивидуальный
- соц. Исторический
Закономерность психического развития – это способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
-неприрывность
-неравномерность
-гетерохромность – разный темп развития
-неустойчивость
-сензетивность
-кумулятивность – результат развития на каждой предшествующей стадии включается в последующий
10. Опишите закономерности и детерминанты психического развития.
Развитие – процесс качественных изменений, то чего не было раньше
Психическое развитие – предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существенных форм психики. То есть псих. развитие. выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязанно протекающих в сфере деятельности, личности и познания.
Развитие психики – не простое повторение пройденного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по всей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличный и своеобразный.
Виды опыта:
- наследственный
- индивидуальный
- соц. Исторический
Закономерность психического развития – это способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
-неприрывность
-неравномерность
-гетерохромность – разный темп развития
-неустойчивость
-сензетивность
-кумулятивность – результат развития на каждой предшествующей стадии включается в последующий
11. Дайте характеристику возрастным кризисам развития.
-Кризис рождения – связан с изменениями в организме: до момента рождения кислород поступал через плаценту, легкие не работали. Оказавшись в воздушной среде ребенок делает первый вдох, что запускает функционирование легких и кровообращение.
-Контраст температуры, условия освещенности.
-Кризис новорожденности 1, - 2 мес
-Стабильный младенческий возраст 2 мес – 1 год
-Кризис 1 года
-Раннее детство 1 – 3 лет
-Кризис 3 лет
-Дошкольный возраст 3 – 7 лет
-Кризис 7 лет
-Школьный возраст 8 – 12 лет
-Кризис 13 лет
-Пубертатный период 14 – 17 лет
-Кризис 17 лет
12.Охарактеризуйте специфику психологического возраста. (Л.С. Выготский)
Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, – это складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста неповторимое отношение между человеком и окружающей его социальной действительностью,это исходный момент для всех изменений, возможных в данный период. Социальная ситуация, ее основные черты определяют путь, следуя которому человек приобретает качественные образования развития.
Новообразование, по Л.С. Выготскому, – это качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития.
К концу каждого возрастного этапа внутри социальной ситуации развития складываются фундаментальные противоречия развития, которые «взрывают» эту ситуацию изнутри, приводят к скачку в развитии, возникновению новообразований. (Примером такого противоречия может служить ситуация, формирующаяся в психическом развитии дошкольника: к концу этого возрастного периода сформировано уже достаточно много предметных умений, но в ребенок не имеет возможности их реализовать во «взрослой» деятельности).
Возраст, согласно Л.С. Выготскому, о – это объективная категорию, включающая три характеристики: 1) хронологические рамки отдельного этапа развития, 2) специфическая социальная ситуация развития, складывающаяся на конкретном этапе развития
, 3) качественные новообразования, возникающие под ее влиянием.
В периодизации психического развития Л.С. Выготский выделяет чередующиеся стабильные и критические периоды. Существование этих периодов обусловлено действием диалектических законов развития: в стабильные периоды (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.
Реальная форма и идеальная форма.
Психическое развития – процесс который происходит благодаря взаимодействию идеальной и реальной формы.
•Наследственный (видовой опыт)
•Индивидуальный опыт
•Соц.-исторический опыт
13.Раскройте значение деятельности в развитии человека (А.Н. Леонтьев). Опишите типы ведущей деятельности.
В отечественной психологии принято определение ведущего типа деятельности, данное А.Н. Леонтьевым, который определил и основные характеристики этого понятия. По его мнению, признаком ведущей деятельности не являются чисто количественные показатели. Ведущая деятельность - это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Ведущей А.Н. Леонтьев называл такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками.
Ведущая деятельность –деятельность, осуществление которой определяет формирование основных психологических достижений определенной ступени развития личности. Она характеризуется тремя главными признаками: 1. Внутри ведущей деятельности появляются и развиваются другие, новые виды деятельности, которые сами могут приобрести ведущее значение в дальнейшем, на следующей возрастной ступени. Так, учение первоначально появляется в форме игры: ребенок начинает учиться, играя. 2. В ведущей деятельности формируются и развиваются отдельные психические процессы. В частности, в игре складываются образное мышление, активное воображение
, а в учении - отвлеченное логическое мышление. 3. От ведущей деятельности зависит формирование личности ребенка, ее основные изменения в данный период.