Файл: Министерство просвещения Российской ФедерацииФедеральное государственное автономное образовательное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 882

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Академия реализации
государственной политики и профессионального развития работников
образования Министерства просвещения Российской Федерации
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ЦЕНТРАХ
ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТЕЙ «ТОЧКА РОСТА»
Разработчик(и) программы:
Суханова О.Н., ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»
Белышев А.Ю.
Бобылева О.П.
Буслаков В.В.
Кашеварникова Л.А.
Мелина С.И., ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России"
Мерщиев А.В., к.б.н.
Пынеев А.В.
Трушина Т.А.
Москва, 2022

Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области использования современного учебного оборудования в центрах образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» (далее –
оборудование центров «Точка роста»).
1.2. Планируемые результаты обучения:
Учитель
Трудовая функция
Трудовое действие
Знать
Уметь
Профессиональный стандарт "Педагог"
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)
Общепедагогическая функция. Обучение
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного,
начального общего,
основного общего,
среднего общего образования
Функциональные возможности оборудования центров
«Точка роста» и подходы к проектированию и организации учебного занятия с его использованием,
включая требования к безопасности образовательной среды
Применять современное учебное оборудование центров «Точка роста» при реализации образовательных программ естественно-научной направленности.
Проектировать учебные занятия при реализации образовательных программ по учебным предметам естественно-научной направленности с использованием оборудования центра
«Точка роста»
Педагог дополнительного образования
Трудовая функция
Трудовое
действие
Знать
Уметь
Профессиональный стандарт
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам. «Организация деятельности обучающихся,
направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы»
Организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях
Функциональные возможности оборудования центров
«Точка роста» и подходы к проектированию и организации учебного занятия с его использованием,
включая требования к безопасности образовательной среды
Применять современное учебное оборудование центров «Точка роста» при реализации образовательных программ естественно- научной направленности.
Проектировать учебные занятия при реализации дополнительных образовательных программ по учебным предметам естественно-научной направленности с использованием оборудования центра «Точка роста»
1.3. Категория слушателей:
педагогические работники (учителя биологии, химии, физики, естествознания, педагоги дополнительного образования), осуществляющие обучение по образовательным программам в центрах «Точка роста»
1.4. Форма обучения – Заочная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.


Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план
Инвариантный модуль

п/п
Наименование разделов (модулей) и тем
Всего
часов
Виды учебных занятий,
учебных работ
Формы
контроля
Лекция,
час
Самостоятельная
работа, час
Входной контроль
1 0
1
тест
1.
Модуль 1. Государственная политика в образовании
0 0
0
тест
1.1.
Государственная политика в сфере общего образования Российской Федерации
2 1
1 1.2.
Цифровая трансформация образования
2 1
1 1.3.
Воспитательная работа в образовательной организации
2 1
1
*
После освоения инвариантного Модуля 1
слушатели продолжают освоение вариативных модулей в соответствии с категориями (учителя биологии – Модуль 2,
учителя химии – Модуль 3, учителя физики –
Модуль 4). Освоение программы завершает работа слушателей в инвариантном Модуле
5, разработка и защита паспорта проекта и прохождение итоговой аттестации.
0 0
0 5.
Модуль 5. Проектная деятельность междисциплинарной направленности в условиях насыщенной лабораторной среды:
от замысла к реализации
0 0
0 5.1.
Организация проектной деятельности обучающихся с использованием современного лабораторного оборудования центров «Точка роста»
1 1
0 5.2.
Разработка паспорта практико- ориентированного междисциплинарного проекта с использованием лабораторного оборудования центров «Точка роста»
2 0
2
практическая работа
5.3.
Промежуточная аттестация
1 0
1
проект
6.
Итоговая аттестация
1 0
1
тест
Итого
12 4
8
Вариативный модуль

п/п
Наименование разделов (модулей) и
тем
Всего
часов
Виды учебных занятий,
учебных работ
Формы
контроля

Лекция,
час
Самостоятельнаяработа, час
2.
Модуль 2.* Использование оборудования центров «Точка роста» на учебных занятиях по учебному предмету
«Биология» (для учителей биологии)
0 0
0 2.1.
Функциональные возможности оборудования центров «Точка роста» и его использование при проектировании учебных занятий в системе основного и дополнительного образования
4 3
1
практическая работа
2.2.
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся с использованием оборудования центров
«Точка роста»
2 1
1 2.3.
Методика практического изучения деления клеток и жизненных циклов растений
4 3
1 2.4.
Методика цитологических и гистологических исследований образцов тканей растений и животных
2 1
1 2.5.
Методика цитологических и гистологических исследований образцов тканей человека
2 1
1 2.6.
Изучение биологии с использованием аналогового оборудования и цифровых лабораторий из оснащения центра «Точка роста»
4 3
1 2.7.
Особенности применения оборудования центров «Точка роста» для медицинской профилизации в школе
2 1
1 2.8.
Организация исследований в области животноводства и агрономии с использованием оборудования центров
«Точка роста»
3 2
1 2.9.
Промежуточная аттестация
1 0
1
тест
3.
Модуль 3. * Использование оборудования центров «Точка роста» на учебных занятиях по учебному предмету «Химия»
(для учителей химии)
0 0
0 3.1.
Функциональные возможности оборудования центров «Точка роста».
Особенности преподавания химии в условиях обогащенной лабораторной среды современной школы в рамках основного и дополнительного образования
0 0
0 3.2.
Основные направления использования цифровой лаборатории. Принципы организации эксперимента по химии
0 0
0


3.3.
Методика проведения демонстрационных экспериментов на уроках химии 8-9
классов с использованием оборудования центров «Точка роста»
0 0
0 3.4.
Методика проведения демонстрационных экспериментов на уроках химии 10-11
классов с использованием оборудования центров «Точка роста»
0 0
0
практическая работа
3.5.
Особенности использования цифровой лаборатории в проектной деятельности по предмету «Химия»
0 0
0 3.6.
Методика определения содержания нитрат-ионов в водных средах и пищевых продуктах
0 0
0 3.7.
Методика определения кислотности почв
0 0
0 3.8.
Методика количественного определения содержания ионов железа в водных средах
0 0
0 3.9.
Промежуточная аттестация
0 0
0
тест
4.
Модуль 4.* Использование оборудования центров «Точка роста» на учебных занятиях по учебному предмету «Физика»
(для учителей физики)
0 0
0 4.1.
Функциональные возможности оборудования центров «Точка роста».
Особенности методики преподавания физики в условиях обогащенной лабораторной среды современной школы с использованием оборудования центров
«Точка роста»
0 0
0 4.2.
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников с использованием оборудования центров
«Точка роста»
0 0
0 4.3.
Особенности методического обеспечения современного урока физики с использованием оборудования центров
«Точка роста»
0 0
0
практическая работа
4.4.
Методика проведения лабораторных работ с использованием оборудования центров «Точка роста»
0 0
0 4.5.
Демонстрационный эксперимент.
Примеры использования на уроках физики оборудования центров «Точка роста»
0 0
0 4.6.
Организация деятельности обучающихся по выполнению экспериментальных заданий с использованием оборудования центров «Точка роста»
0 0
0 4.7.
Промежуточная аттестация
0 0
0
тест

Итого
24 15 9
2.2. Рабочая программа
Инвариантный модуль
Входной контроль ( самостоятельная работа - 1 ч. )
Самостоятельная работа· Тестирование
1. Модуль 1. Государственная политика в образовании
1.1. Государственная политика в сфере общего образования Российской Федерации (
лекция - 1 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция· Образовательное законодательство Российской Федерации. Цели и ключевые задачи
Российской Федерации в сфере образования. Национальный проект «Образование».
Показатели федеральных проектов. Механизмы достижения поставленных целей. Единая система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Обновленные ФГОС ООО.
Самостоятельная работа· Изучение учебных материалов по теме.
1.2. Цифровая трансформация образования ( лекция - 1 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция· Национальная цель «Цифровая трансформация». Суть цифровой трансформации образования. Технологическое обновление и новая дидактика образования, персонализация образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровых технологий. Актуальные навыки и практики преподавания в цифровую эпоху.
Самостоятельная работа· Изучение учебных материалов по теме.
1.3. Воспитательная работа в образовательной организации ( лекция - 1 ч.
самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция· Нормативно-правовые основы, цели и задачи воспитательной деятельности в общеобразовательной организации. Примерная программа воспитания как конструктор рабочей программы воспитания. Личностно-развивающая стратегия воспитания.
Воспитательный потенциал современного учебного занятия. Основные задачи деятельности руководителя класса в области воспитания.
Самостоятельная работа· Изучение учебных материалов по теме. Выполнение тестовых заданий.
5. Модуль 5. Проектная деятельность междисциплинарной направленности в условиях
насыщенной лабораторной среды: от замысла к реализации
5.1. Организация проектной деятельности обучающихся с использованием
современного лабораторного оборудования центров «Точка роста» ( лекция - 1 ч. )
Лекция· Организационное, методическое и технологическое обеспечение планирования и осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях насыщенной лабораторной среды. Принципы определения тематики междисциплинарных проектов естественно-научной направленности. Влияние социально-экономических особенностей региона на определение актуальных тем междисциплинарных проектов обучающихся.
Возможности организации сетевого взаимодействия при осуществлении междисциплинарной проектной деятельности естественно-научной направленности.
5.2. Разработка паспорта практико-ориентированного междисциплинарного проекта с
использованием лабораторного оборудования центров «Точка роста» ( самостоятельная работа - 2 ч. )
Самостоятельная работа· Разработка и оформление паспорта проекта
5.3. Промежуточная аттестация ( самостоятельная работа - 1 ч. )
Самостоятельная работа· Презентация паспорта проекта.
6. Итоговая аттестация ( самостоятельная работа - 1 ч. )
Самостоятельная работа· Выполнение тестовых заданий
Вариативный модуль
2. Модуль 2. Использование оборудования центров «Точка роста» на учебных занятиях
по учебному предмету «Биология»


2.1. Функциональные возможности оборудования центров «Точка роста» и его
использование при проектировании учебных занятий в системе основного и
дополнительного образования ( лекция - 3 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Оборудование центров «Точка роста» для практических наблюдений на уроках биологии и его использование на учебных занятиях. Использование цифровой лаборатории для демонстрационного эксперимента и практических наблюдений на уроках биологии. Тематика и методические особенности проведения лабораторных работ с использованием цифровых датчиков. Использование цифровой лаборатории при изучении тем, посвященных особенностям физиологии культурных растений и домашних животных. Школьный эксперимент при изучении транспирации, гуттации, осмоса. Процесс формирования функциональной грамотности с использованием оборудования центров «Точка роста».
Использование цифровых лабораторий при освоении основных методов агрономических исследований. Техника безопасности при использовании оборудования.
Самостоятельная работа·Проектирование задания на развитие естественно-научной грамотности по заданной проблемной ситуации (из списка проблемных ситуаций).
2.2. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся с
использованием оборудования центров «Точка роста» ( лекция - 1 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Технические характеристики и технологические особенности цифрового лабораторного оборудования. Значение цифровых лабораторий и микроскопической техники центров «Точка роста» для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии. Оптимизация и алгоритмизация учебного исследования.
Самостоятельная работа·Составление перечня оборудования центров «Точка роста»,
необходимого для освоения разделов образовательных программ по биологии.
2.3. Методика практического изучения деления клеток и жизненных циклов растений (
лекция - 3 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Подготовка материалов, цитологических красителей и методика изучения митотического и мейотического деления клеток. Использование цифрового микроскопа при изучении тем, посвященных жизненным циклам растений. Использование цифрового микроскопа центров «Точка роста» для организации исследовательской деятельности школьников.
Самостоятельная работа·Освоение технологии использования оборудования центров «Точка роста» при проведении учебных занятий.
2.4. Методика цитологических и гистологических исследований образцов тканей
растений и животных ( лекция - 1 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Связь функций и анатомических структур на примере сельскохозяйственных и лекарственных растений. Использование цифрового микроскопа при изучении тем,
посвященных строению, многообразию, жизнедеятельности клеток растений и животных.
Самостоятельная работа·Освоение технологии использования оборудования центров «Точка роста» в учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся при изучении тем,
посвященных строению, многообразию, жизнедеятельности клеток растений и животных.
2.5. Методика цитологических и гистологических исследований образцов тканей
человека ( лекция - 1 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Использование цифрового микроскопа при изучении тем, посвященных строению,
многообразию, жизнедеятельности клеток и тканей человека.
Самостоятельная работа·Освоение технологии использования оборудования центров «Точка роста» при проведении исследований по темам, посвященным строению, многообразию,
жизнедеятельности клеток и тканей человека.
2.6. Особенности применения цифрового и аналогового оборудования при изучении
физиологии человека ( лекция - 3 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Использование цифровой лаборатории для изучения физиологии человека. Основные вегетативные индексы и методики исследований. Организация многолетнего мониторинга

физиологических показателей школьников. Особенности статистической обработки результатов инструментальных измерений.
Самостоятельная работа·Освоение технологии использования цифровой лаборатории по физиологии.
2.7. Особенности применения оборудования центров «Точка роста» для медицинской
профилизации в школе ( лекция - 1 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Использование оборудования центров «Точка роста» для отработки навыков оказания первой помощи пострадавшему и ухода за пациентом. Методические особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности медицинской направленности в школе. Организация многолетнего мониторинга физиологических показателей школьников.
Самостоятельная работа·Разработка перечня тем учебно-исследовательских и проектных работ старшеклассников, направленных на профессиональное самоопределение выпускников.
2.8. Организация исследований в области животноводства и агрономии с
использованием оборудования центров «Точка роста» ( лекция - 2 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Использование цифровой лаборатории для исследований в области животноводства и агрономии. Комплектация оборудования и возможная тематика проектных и учебно- исследовательских работ. Основные методики исследований. Организация многолетнего мониторинга плодородия почв и фенологических наблюдений.
Самостоятельная работа·Разработка перечня тем учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся с учетом региональных особенностей.
2.9. Промежуточная аттестация ( самостоятельная работа - 1 ч. )
Самостоятельная работа·Выполнение тестовых заданий.
3. Модуль 3. Использование оборудования центров «Точка роста» на учебных занятиях
по учебному предмету «Химия»
3.1. Функциональные возможности оборудования центров «Точка роста». Особенности
преподавания химии в условиях обогащенной лабораторной среды современной
школы в рамках основного и дополнительного образования ( лекция - 2 ч.
самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Оборудование центров «Точка роста» и возможности его использования на учебных занятиях по учебному предмету «Химия». Особенности преподавания химии в условиях обогащенной лабораторной среды современной школы. Общие методические подходы проектирования учебного занятия в системе основного (внеурочная деятельность) и дополнительного образования. Проектирование современного урока с использованием цифровой лаборатории. Особенности целеполагания и контрольно-оценочной деятельности планируемых результатов обучающихся как основных этапов в проектировании педагогического процесса. Конструирование учебного занятия с использованием блочно- модульной технологии при разработке уроков и занятий в системе дополнительного образования. Техника безопасности при использовании оборудования.
Самостоятельная работа·Проектирование задания, направленного на развитие естественно- научной грамотности по заданной проблемной ситуации (из предложенного списка).
3.2. Основные направления использования цифровой лаборатории. Принципы
организации эксперимента по химии ( лекция - 2 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Основные направления использования цифровой лаборатории. Принципы организации эксперимента по химии. Технологические особенности и области применения оборудования центров «Точка роста» при изучении химии. Современные экспериментальные исследования по химии с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов.
Роль оборудования при формировании понятий о методах химических исследований.
Технологические особенности и области применения оборудования центров «Точка роста» при изучении химии. Знакомство с содержанием и возможностями цифровой лаборатории по химии. Изучение основ программного обеспечения цифровых лабораторий, калибровка цифровых датчиков.