Файл: 1. доверительные отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
оценивать нужно только поступок, а не самого ребенка.

Делая замечание, ни в коем случае нельзя ни с кем сравнивать ребенка: ни с одноклассниками, ни с братом или сестрой, которых мы, возможно, учили раньше. Негативное сравнение с другими может ранить ребенка, и на отношениях учителя и учеников это скажется негативно. А кроме того, сравнивая, мы можем невольно посеять семена раздора ребёнка с теми, с кем мы его только что сравнили.

Не стоит использовать тактику запугивания детей для предупреждения их плохого поведения и получения хороших учебных результатов. Не следует пугать школьников предстоящими проверочными работами, ОГЭ или ЕГЭ. Иногда учителям кажется, что это самый короткий путь к дисциплине и учебной самоорганизации ребенка. И иногда это дей­ствительно дает видимый эффект. Но вот невидимый эффект не всегда заметен. А это стресс и неврозы, которые могут негативно сказаться на здоровье ребенка в будущем. Нужно понимать, что далеко не все наши ученики стрессоустойчивы. И что же это за урок, если, идя на него, ребенок испытывает страх? Вместо того, чтобы нагнетать обстановку в классе накануне ответственной проверочной работы, важно дать детям понять, что главная их задача — всего лишь показать, на что они спо­собны сегодня, не больше. Они должны понимать, что «свет клином» не сошелся на этой работе, жизнь на этом не заканчивается. Перед такой работой учителю важно пожелать детям успешного ее написания.

Каждый ребенок в классе должен знать, понимать и был уверенным в том, что, получив «2», он не будет поднят на смех в классе, его не будет при всех ругать учитель, у него будет возможность ее исправить или закрыть положительной отметкой. Ну и, конечно, недопустимо использовать отметки как средство решения дисциплинарных проблем на уроке.

Не стоит превращать критику ребенка в регулярное действо, от урока к уроку показывая ему его недостатки. Скорее всего, он уже давно выучил все, что мы хотели ему сказать. Поэтому нет смысла повторяться. Новые замечания ничего к этому не добавят, а вот обесцениться вполне могут.

Если же речь идет всего лишь о незначительном замечании ребенку, которое нам необходимо сделать в процессе урока, то иногда его можно произнести как бы между делом, продолжая при этом как ни в чем ни бывало вести урок. Например:


  • покачайте головой, глядя в глаза ребенку, показывая тем самым, что вас не устраивает его поведение;

  • разведите руками, демонстрируя ваше удивление поступком ребенка и непонимание его причин;

  • покажите выражением одних только глаз и бровей, что вы не ожидали от школьника такого поведения;

  • или просто приставьте на пару секунд указательный палец к сво­им губам, показывая, что вы просите от ученика, к примеру, не болтать с соседом по парте.

Это совсем не сложно. Можно даже и потренироваться. Попробуйте только мимикой и жестами изобразить адресованные ребенку реплики:

  • "Ну сколько же можно?!",

  • "Пожалуйста, потише",

  • "Будь внимателен",

  • "Не списывай",

  • "Это мешает твоим одноклассникам!".

Иногда полезно тут же сменить строгое выражение лица на доброже­лательную улыбку, показывая ребенку, что к его поступку вы относитесь с изрядной долей юмора.

Мы хотим, чтобы дети нас боялись или чтобы нам доверяли? Если второе, то нужно стараться, чтобы на наших уроках дети не дрожали от страха, не вздрагивали при мысли о предстоящей контрольной, не пили успокаивающих таблеток перед тем, как идти в школу.

Мы хотим, чтобы дети в школе не делали ошибки или чтобы они учились на них? Если второе, то мы не должны допускать, чтобы учебная ошибка воспринималась ребенком как проступок, чтобы она не была поводом к его критике или, что еще хуже,—унижению при всем классе.

Мы хотим внушить детям, что у них нет будущего, или нам нужно, что­бы они выросли жизнестойкими? Если второе, то не нужно навешивать на них ярлычки неудачников и твердить беспрестанные «мантры» вроде: «Глупее ты не мог написать?», «Ты вообще соображаешь?», «Сколько раз тебе твердить одно и то же», «Не говори чепуху» и т.п.

7.

Спасительный юмор

Большим подспорьем педагога в выстраивании отношений со школь­никами сегодня и во все времена остается чувство юмора. Оно способно помочь учителю в преодолении многих и многих проблем в отношениях и не только.

Юмор позволяет нам добродушно и миролюбиво смотреть на мир вокруг, на свои и чужие недостатки, позволяет легче переживать страхи и жизненные невзгоды.

Юмор — это наше личное и совершенно бесплатное лекарство, ведь вызываемый им смех стимулирует сердечно-сосудистую деятельность, улучшает дыхание, благотворно влияет на центральную нервную систе­му, вырабатывает эндорфин, помогающий нашему организму бороться с болью и депрессией.



Юмор способствует созданию творческой атмосферы в совместной со школьниками деятельности, преодолению многих школьных кон­фликтов. Шутка вместо окрика в сочетании с мягкой улыбкой часто помогает разрядить напряженную обстановку в отношениях с детьми, создать в классе доверительный психологический климат.

Вот почему педагогу так важно постараться научиться чувствовать, когда на уроке и вне его можно и нужно пошутить, вспомнить какую-то веселую историю. Чаще всего это необходимо в ситуациях напряже­ния, конфликта, сложностей, возникающих внезапно на уроке. Уметь «разрядить» такую ситуацию доброй шуткой — одно из важнейших личностно-профессиональных качеств современного педагога, и это умение особенно ценят дети. Уроки, на которых не раздается веселый и добродушный смех,—для них часто скучны и утомительны.

Шутки не только позволяют разрядить сложные и конфликтные ситуации, но и играют роль расслабляющих пауз. И ребенку, и педа­гогу психологически тяжело постоянно находиться на уроке в состоя­нии рабочего напряжения. Иногда нужно чуть-чуть отдохнуть, сделать небольшую паузу. Вовремя (и самое главное — к месту) рассказанная короткая смешная история или шутка прекрасно решают задачу такого переключения внимания ребят на уроке. Ведь устают не только «пальчи­ки, которые писали», но и психика ребенка, и ей также нужна разгрузка.

Стоит, однако, помнить, что шутки не должны быть обидными и не должны задевать достоинства кого-то из людей. Собираясь произнести шутку в чей-то адрес, педагог должен быть абсолютно уверен, что ребенок воспримет ее правильно и не обидится. Для этого, разумеется, нужно очень хорошо знать своих ребят, их особенности и «болевые точки», темы, которые для них являются травмирующими, нежелательными. Без знания таких особенностей и тем даже беззлобной шуткой можно сделать ребенку больно, задеть его и тем самым сформировать у него негативное отношение и к учителю, и к предмету. Если же такое все-таки произошло (бывает всякое), то стоит искренне извиниться и пояснить, что вы не имели в виду ничего плохого и всячески сожалеете, что сказанное задело ребенка. Тем самым вы не только поможете ребенку справиться с возникшими негативными эмоциями, но и повысите свой авторитет в его глазах и глазах одноклассников. Педагог, умеющий извиняться в случае ошибочного поступка, заслуживает только уважения!


Юмор — это тот педагогический инструмент, пользоваться которым не научишься ни в педагогическом вузе, ни по книгам, ни на курсах повышения квалификации. И как тут быть? Что делать, если с собст­венным чувством юмора дела обстоят неважно? Как поступить, если не получается шутить, импровизируя? Из этого тоже есть выход. Иногда, как шутят в театральных кругах, импровизация может быть и подготовлена. Ухватимся за эту спасительную мысль и попробуем использовать на своём уроке удачные шутки, произнесенные до нас известными острослова­ми. И пусть нам помогут в этом Марк Твен, С. Паркинсон, М. Дитрих и другие. Вот лишь несколько примеров распространённых школьных ситуаций, где шутка оказалась бы к месту. Ведь хорошо известно, что «самое важное в хорошей шутке — нужный момент!»

Устав от шума на уроке и произнося наигранно, с театральным па­фосом: «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом» (это, кстати, сказал Сенека).

Заметив, что кто-то из детей постоянно отвлекается (сделав паузу и как бы между делом): «Когда один болтун, сильно докучавший Ари­стотелю своим пустословием, однажды спросил его: "Я тебя не утомил?" Аристотель ответил: "Нет, я даже не слушал"».

Рассказывая на уроке истории о каких-либо неудавшихся реформах: «Радость моя, мы живем в переходную эпоху — говорил Адам Еве по дороге из рая» (У. Инге).

Говоря о появлении какого-либо полезного изобретения: «Стоило только попросить мужчину помочь вымыть посуду- и тут же появилась автоматическая посудомойка» (С. Паркинсон).

На первом уроке физики: «Науки делятся на две группы — на физику и собирание марок» (Эрнест Резерфорд).

Объясняя теорию относительности: «Для простаков Эйнштейн объ­яснял свою теорию относительности следующим образом: "Это когда Цюрих остановится у этого поезда"» (Марлен Дитрих).

Делая то же самое, но с законом Архимеда (как бы между делом): «Если тело погружено в воду... — звонит телефон» (из книги «Курьёзы и юмор с физико-математическим уклоном»).

Повествуя на уроке МХК о нелёгкой доле художников: «Писать картины — профессия, а продавать их — искусство» (Анри Жоансон).
Размышляя на уроке астрономии о существовании жизни на других планетах: «Жизнь на других планетах не существует просто потому, что их учёные опередили наших» (неизвестный автор) или «Самое верное доказательство существования внеземного разума — что никто во всей Вселенной не пробует установить с нами контакт» (Билл Уоттерсон).


Стремясь хоть как-то добиться того, чтобы ученики запомнили произведения мировой художественной культуры: «Хороший торговый агент—человек, способный продать три пары перчаток Венере Милос­ской» (Роберт Орбен).

1.УВЛЕЧЕННОСТЬ ИНТЕРЕСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Это второй из трех важнейших компонентов методики воспитания. Значимость его вполне очевидна, ведь хорошо известно, что личность развивается только в деятельности. Причем для воспитания важна именно совместная деятельность ребенка и педагога, ребенка и других школьников. Поэтому если мы хотим создать благоприятные условия для развития личности на уроке, то одним из таких условий должно стать увлечение ребенка деятельностью на уроке.

И это не единственная причина значимости данной педагогической задачи.

Интересный урок, интересная деятельность на уроке важны еще и потому, что будут способствовать формированию в глазах школьника позитивного образа школы, а это также немаловажно.

Кроме того, вовлеченность школьников в совместную с педагогом деятельность обеспечивает надежность контакта между ними и, следо­вательно,— успешность воспитывающего влияния педагога.

На уроке должно быть интересно, и пребывание ребенка в школе должно приносить радость, а не скуку и мучения.

Но что значит — увлечь деятельностью? Это значит добиваться того, чтобы у ребенка появилось желание, внутренняя мотивация к участию в ней, чтобы она направлялась не внешними стимулами, а внутренним побуждением, имеющим для ребенка личностный смысл. Только тогда воспитательный потенциал деятельности может быть в полной мере реализован педагогом.

Этому будет способствовать разнообразие форм деятельности на уроках: всевозможных игр, бесед, дискуссий, викторин, групповой ра­боты, проектирования, элементов театрализации, анализа проблемных ситуаций и т.д., и т.п. Такое разнообразие поможет педагогу вовлекать в деятельность детей с самыми разными интересами и потребностями, делать свои уроки запоминающимся, создавать условия для преодоления повседневной рутины.

Неплохо было бы привлекать и самих школьников к организации тех или иных форм деятельности на уроке: в этом случае их заинте­ресованность возрастет, а следовательно, возрастут и воспитательные возможности самой деятельности.

Вообще, обращение педагога к личному опыту, увлечениям, инте­ресам школьников всегда находит у них живой отклик и повышает их интерес к взаимодействию.