Файл: 1. доверительные отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Адвокат дьявола». На уроке всегда встречаются дети, которые за­нимают не всегда удобную для учителя позицию «совсемивовсемнесо- гласных». Часто такую позицию занимают начитанные, эрудированные дети, склонные к критическому мнению. Это часто мешает не только учителю, но и другим детям. Минимизировать такую проблему и кон­структивно вовлечь таких детей в урок поможет институциализация такой критической позиции. Можно, например, для такого ребенка ввести на уроке специальную роль "Адвокат дьявола". Объясните детям, что это такое и откуда взялось такое необычное название. А затем предложите ребенку побыть в этой роли несколько уроков. Его задача — всегда представлять противоположную сторону изучаемых на уроке открытий, событий, идей. Объявляя тему следующего урока (при наличии в нем содержания, открытого для критического осмысления), можно попро­сить школьника подготовить и изложить противоположный взгляд на то или иное изучаемое явление. Выступление не должно занять более 1 или 2 минут. Для качественного представления своего альтернатив­ного мнения ученику потребуется дополнительная углубленная работа, а остальным ученикам это даст представление о том, что не все в этом мире однозначно.

«Афоризм дня». На каждом уроке в его начале или по окончании учи­тель размещает на доске (обычной или электронной) нетривиальный афоризм, связанный с данным учебным предметом или, что лучше,— с темой данного урока. А затем предлагает школьникам высказать свои суждения, свое понимание этого афоризма, свои мысли, появившиеся в связи с ним. Если нет на это времени, то можно просто устроить рейтинговое голосование за каждый из таких афоризмов, а в конце четверти создать, например, список «Топ — 5 лучших афоризмов от ... класса».

6.Интересные гости

Хорошим способом сделать урок привлекательнее может стать при­глашение на него гостей из числа писателей, поэтов, деятелей культуры и вообще людей, интересных для ребят. Они могут проживать в вашем городе или селе, а могут и в другом регионе, и тогда вы можете орга­низовать он-лайн встречу. Такими гостями могут быть представители уникальных профессий, очевидцы значимых событий. Среди них вполне могут оказаться и родители школьников.


На урок литературы можно пригласить местных поэтов, писателей, артистов театра.

На урок истории — представителей краеведческих музеев, историков из местного вуза, легендарных людей региона.

На урок обществознания — юристов, депутатов местного органа законодательной власти, журналистов.

На урок рисования — художников, скульпторов, школьников, зани­мающихся в художественных школах, или студентов художественных колледжей.

На урок музыки — музыкантов или студентов музыкальных училищ.

На урок биологии — представителей местных ботанических садов, национальных парков, заповедников или заказников и т.п.

Приглашение гостей можно использовать не только для расширения кругозора учеников, но и для их личностного развития.

Перед приглашением обсудите вместе с ребятами, кого можно было бы пригласить на урок, где можно найти интересных людей, как лучше пригласить, как устроить встречу, что на ней должно произойти.

Заняться приглашением гостя можно предложить самим ребятам: выбрать делегацию из нескольких учащихся, которые встретятся с ним лично для приглашения или свяжутся с ним по телефону или е-шаИ.

Даже если у учителя уже есть предварительная договоренность с та­ким человеком, то можно попросить его не сообщать об этом ребятам, пояснив, что для учителя важно, чтобы ребята сами осуществили при­глашение.

После того, как договоренность о встрече достигнута, можно обсу­дить с ребятами план встречи, предварительно подумать о том, какие вопросы стоит задать гостю, что рассказать о себе.

Будет хорошо, если в ходе встречи не только гость расскажет о себе, но и ребята в классе поделятся историями о своей школе, о своём классе, достижениях отдельных учащихся. Это помогает сплочению, развитию школьной идентичности ребят, формированию чувства гордости за свой класс, своих одноклассников.

Вести встречу может также кто-то из ребят, а не обязательно педагог.

По завершении встречи, после того как гостя проводили, важно про­вести групповую рефлексию, обсудить ее итоги, поразмышлять о том, что она дала ребятам. Если встреча удалась, и школьники находятся в состоянии эмоционального подъема, — можно «по горячим следам» подумать, кого еще ребятам хотелось бы пригласить на урок.



ОРГАНИЗУЕМ ЭФФЕКТИВНУЮ КОММУНИКАЦИЮ

1.О важных для общества вопросах

Педагогу важно приучать школьников к тому, что получаемая ими на уроке информация — это не только материал для заучивания и ин­теллектуальных упражнений, но и прекрасный повод поговорить с од­ноклассниками о ценностях, о волнующих их проблемах, о важных для нашего общества вопросах. Это могут быть социальные, нравственные, этические вопросы, особенности межличностных или межнациональ­ных отношений, проблемы политической, экономической, культурной жизни людей.

Особое искусство учителя — найти такой повод в рамках изучаемой на уроке темы, найти время и возможность поговорить с ребятами о че­ловечности, экологии, патриотизме, трудолюбии. Вот лишь несколько примеров, которые, как мы надеемся, помогут в таком поиске.

Вопросы охраны здоровья. Как эти вопросы можно поднять, например, на уроках физики?

Тема «Звуковые колебания и волны», 9 класс. Учитель: «Звук интен­сивностью свыше 120 дБ может привести к мгновенной потере слуха. 120 дБ — это звук отбойного молотка, работающего в метре от вас, или музыка на рок-концерте, если вы стоите на расстоянии 1 метра от колонки. Это может быть опасно. Поэтому, если вы пошли на такой концерт, старайтесь занимать места чуть поодаль».

Тема «Глаз. Зрение», 8 класс. Учитель: «Мы хорошо видим и близкие, и далекие предметы, потому что хрусталик нашего глаза изменяет свою кривизну за счет работы мышц глаза. Если мы читаем или играем на смартфоне в движущемся транспорте, то расстояние от экрана до глаз немного, но постоянно меняется. Поэтому и хрусталику приходится менять свою кривизну очень часто. Со временем мышцы и хрусталик перестают справляться со своей задачей, и зрение становится хуже. Другая проблема влияния экрана смартфона на наше здоровье — мелкий шрифт, поэтому увеличивайте размер текста, если читаете с экрана теле­фона». Предложите детям вместе с вами выполнить несколько простых упражнений для укрепления мышц глаз: переводите взгляд с близкого на максимально далекий предмет, зажмурьтесь и откройте глаза несколько раз; часто моргайте на протяжении минуты и др.


Тема «Влажность», 8 класс. Учитель: «Нормальная для человека влажность воздуха в квартире — 40—60%, такие параметры определила Всемирная организация здравоохранения. Для маленького ребенка минимально допустимая влажность воздуха — 50%, оптимальная — 60—70%. Зимой влажность воздуха в квартире опускается до 15—20% из-за работающей системы отопления. При низкой влажности воздуха кожа становится сухой и шелушится; нарушается нормальное функ­ционирование слезных каналов, и слеза перестает очищать роговицу глаза; у маленького ребенка снижаются защитные функции носоглотки и возрастает риск заболеть; возможны аллергические реакции. Если дома нет гигрометра, вот простой способ определить влажность воздуха и позаботиться о своей семье. Если на стакане воды, который вы доста­ли из холодильника (температура воды 3—5° С°) образуются капельки конденсата, а через 5—10 минут они высыхают, то воздух в квартире слишком сухой. Если капельки станут больше и стекут со стакана — очень влажный. Если останутся на стакане такими же маленькими и не стекут через 5—10 минут, то влажность воздуха нормальная. Инструментов повышения влажности много — от мокрого полотенца на батарее до системы вентилирования квартиры».

Вопросы сохранения исторической памяти. То, что с каждым новым поколением, память людей о важных исторических событиях посте­пенно ослабевает — известный грустный факт. Однако есть среди этих событий такие, забывать о которых мы просто не имеем права. Память о них — часть культуры нашего общества. Одно из таких событий — Великая Отечественная война. Слишком дорогой ценой далось нам Победа в этой войне, чтобы забывать о ней. И было бы правильно, если учитель будет находить на своем уроке повод вспомнить вместе с ре­бятами о тех далеких событиях, поддержать эту историческую память. Для этого совсем не обязательно дожидаться, когда школьники станут старшеклассниками и будут изучать на уроках истории тему борьбы на­шего народа с фашизмом. Вот всего лишь два примера того, как можно затронуть тему Великой Отечественной войны на уроках, казалось бы, не предполагающих прямого обращения к ней.

Урок истории в 5-м классе, тема «Религия древних греков». Расска­зывая школьникам об античных богах — Зевсе, Посейдоне, Афродите и др., можно обратить внимание ребят на то, что древние греки почи­тали сразу двух божеств, связанных с войной — Ареса и Афину. Арес — бог кровавой и жестокой войны, несущей людям несчастья. Афина же — богиня справедливой войны. Есть смысл остановиться на этой особенности и предложить детям поразмышлять над вопросом о том, что такое справедливая и несправедливая война, каковы их признаки, привести примеры таких войн. Непременно такой разговор приведет к теме Великой Отечественной войны, и
здесь можно спросить ребят о том, какой была эта война для фашистов, а какой — для нашего народа, чью сторону в этой войне заняла бы Афина?

2.О важных для общества вопросах
Урок биологии в 7 классе, тема «Класс насекомые». Если есть на этом уроке 3—4 свободные минутки, можно рассказать детям любопытную легенду (иногда и легенды могут стать поводом к полезному разговору). В Интернете встречается легенда о Борисе Ивановиче Шванвиче, со­ветском энтомологе, который был известен благодаря исследованиям эволюции окраски и рисунка крыльев чешуекрылых. Легенду о нем выложил в Сеть петербуржский литератор Игорь Голубенцев. Приведем ее здесь с небольшими сокращениями. «Зима 1942 года, на фронтах идут тяжелые бои. В ставке верховного главнокомандующего плановое совещание. Обсуждаются вопросы маскировки, в качестве которой мы проигрываем немцам, их аэродромы незаметны с воздуха, а танки зачем- то пятнистые и полосатые, как и окраска обмундирования у некоторых подразделений. Сталин требует, чтобы маскировкой занялись срочно и вплотную, и не абы как, а строго научно, с серьезным обоснованием. Требует немедленных действий. Генералы предлагают копировать ма­скировку противника. Верховный в ярости. Ему нужен принцип и яс­ность. Как это работает и почему? И кто сможет этим заняться? Один из генералов вспоминает, что в Ленинградском университете был такой профессор — Шванвич, который возглавлял кафедру энтомологии, пока ее не разогнали в начале тридцатых, и занимался покровительственной окраской крыльев бабочек. Он, вероятно, и может помочь. Сталин требует срочно привезти в Москву Шванвича и доставить прямо к нему. Звонок в Саратов, куда был эвакуирован университет. Никакого Шванвича там нет и не было. Кто-то говорит, что он остался в Ленинграде. А там сейчас, ясное дело, блокада. Спецрейс в Ленинград готов через двадцать минут. Самолет летит в блокадный город. Шванвича находят дома, в постели. Он сильно ослаб и уже почти не встает. Его срочно перевозят в Москву, и ночью он уже у Сталина. Главнокомандующий недоверчиво вгляды­вается в изможденное лицо профессора и излагает суть задачи. Немного пришедший в себя Борис Иванович внимательно слушает.

  • Ну, что, профессор, сможете помочь армии?

  • Смогу — говорит в ответ Шванвич.

  • Что Вам для этого нужно, профессор?

  • Три дня и два художника...