Файл: Практических заданий по дисциплине экономика труда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 371

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Развитие базовых навыков управления

- «4 функции руководителя: Планирование, Организация, Контроль, Делегирование»;

- «Навыки принятия управленческих решений»;

- «Мотивация подчиненных» и др.

  • Развитие управленческого мышления


- «Навыки системного мышления»;

- «Правовые основы деятельности руководителя»;

- «Креативное мышление в бизнесе» и др.

  • Личная эффективность менеджера

- «Управление временем»;

- «Навыки работы в команде»;

- «Командное лидерство» и др.

7.2

Разработка индивидуальной программы подготовки для каждого резервиста

Цель: обеспечить подготовку резервиста под требования целевой должности с учетом его индивидуальных особенностей, сильных и слабых сторон.

Составление для каждого резервиста индивидуального плана развития (как правило, на 1 год), в котором сочетаются различные методы развития профессиональных и деловых качеств, необходимых для успешной работы на целевой должности.

Основные методы развития профессиональных и деловых качеств

  • Развитие на рабочем месте – получение нового опыта без отрыва от основной производственной деятельности;

  • Развивающие поручения – решение рабочих задач, направленных на развитие менеджерских компетенций сотрудника;

  • Участие в развивающих проектах – формирование проектных групп из числа резервистов и других сотрудников для достижения производственных целей и развития управленческого потенциала резервистов;

  • Временные замещения – получение нового менеджерского опыта при временном исполнении резервистом обязанностей вышестоящего руководителя;

  • Обучение на опыте других (работа с наставником) – получение необходимого опыта от более опытного коллеги или руководителя в совместной работе.

7.3

Закрепление за каждым резервистом наставника из числа более опытных коллег или вышестоящего руководителя

Цель: создание эффективной системы мотивации самих наставников на выполнение своих функций.

Методы:

  • регулярная надбавка за наставничество (ежемесячная/квартальная);

  • поощрение наставников, чьи резервисты продемонстрировали лучшие результаты подготовки по итогам прохождения программы развития (или в ходе промежуточной оценки).


Если возникает необходимость, то можно провести внутренне обучение наставников навыкам передачи опыта и помощи в развитии резервистов.

7.4

Мониторинг эффективности подготовки резервистов

Проведение регулярных промежуточных встреч резервистов и их наставников с сотрудниками службы персонала для оценки прогресса в развитии. Своевременная корректировка индивидуального плана развития резервиста в случае необходимости.

Результатом этапа Подготовки резервистов является развитие требуемых компетенций резервистов.


Этап 8.

Оценка результатов подготовки резервистов




8.1

Проведение комплексной оценки качества подготовки резервистов




Направление оценки

Показатели оценки

Оценка производственных результатов

изменение производительности труда и результативности резервиста по итогам подготовки (увеличилась/уменьшилась/осталась без изменений)

Оценка результатов прохождения общей программы подготовки и индивидуальных планов развития

насколько улучшились профессиональные и управленческие качества резервиста по сравнению с показателями первичной оценки (при отборе);

Оценка результатов проектной работы

какие результаты получены по итогам выполнения развивающих проектов, определение вклада резервиста в достижение результата


Методы оценки:

  • Анализ производственных результатов и достижений резервиста;

  • Получение обратной связи от наставника резервиста;

  • Повторная оценка резервиста (см. этап 6, пункт «Основной отбор»);

  • Анализ результатов проектной деятельности резервиста.

8.2

Подведение итогов программы подготовки резервистов

По результатам оценки качества подготовки резервистов, принимается решения:



  • О поощрении успешных резервистов, продемонстрировавших рост результативности и повышение уровня развития профессиональных и менеджерских компетенций.

  • Об исключении из резерва сотрудников, продемонстрировавших снижение производственных показателей и/или отсутствие прогресса в развитии профессиональных и управленческих компетенций.

Результат этапа: определены резервисты с высоким уровнем готовности для замещения вакантных руководящих должностей.


Этап 9.

Планирование дальнейшей работы с кадровым резервом

При наличии на предприятии открытых целевых вакансий, рассмотрение кандидатов на замещение из числа успешных резервистов.

При отсутствии на момент окончания программы подготовки резервистов открытых целевых вакансий, планирование мероприятий по удержанию перспективных сотрудников на предприятии.

Резервисты, успешно прошедшие программу подготовки и повысившие свой профессиональный уровень, зачастую «вырастают» из своей текущей должности. Этот факт и отсутствие карьерного продвижения может серьезно снизить мотивацию сотрудника и в крайних случаях, послужить причиной ухода из компании в поисках более перспективной работы. Для минимизации этого риска, полезно спланировать программу по удержанию резервистов в организации.

Программа может включать в себя следующие способы удержания (зависят от возможностей и кадровой политики компании):

Расширение функциональных обязанностей сотрудника, расширение зоны его ответственности и уровня принятия решений (по возможности, добавление части менеджерских функций, например, руководство каким-либо ответственным проектом);

  • Надбавка к заработной плате;

  • Предоставление дополнительных социальных льгот;

  • Присвоение более высокой квалификационной категории (грейда);

  • Организация временных замещений руководителя (на время отпуска, командировки, болезни и др.)

  • Возможность стать наставником для менее опытных сотрудников;

В любом случае, при выборе методов удержания необходимо также учитывать индивидуальные потребности сотрудника (например, для некоторых сотрудников более важным является материальная составляющая, а для кого-то получение более высокого статуса в компании и т.п.)
Результат этапа:
продвижение подготовленных резервистов на вакантные целевые должности, сохранение кадрового потенциала предприятия за счет удержания перспективных сотрудников в кадровом резерве.
Задание № 5

В Индии земля является относительно избыточным фактором производства, а капитал относительно дефицитным. Сопоставьте воздействие опережающего роста предложения земли на уровень доходов земельных собственников и владельцев капитала в случаях, когда:

  1. Индия не вовлечена в международную торговлю;

  2. Индия развивает свободную торговлю с другими странами.

Как изменятся ваши ответы на эти два вопроса, если опережающими темпами растет предложение капитала?
Ответ:

Если опережающими темпами растет предложение капитала, то:

а) Увеличение предложения земли в Индии до международной торговли приведет к тому, что цена на землю начнет падать, так как она и так является избыточным фактором производства. Будет происходить уменьшение доходов владельцев земли. Доходы же владельцев капитала не изменятся.

б) По теореме Хекшера-Олина, Индия должна экспортировать землеемкую продукцию. Тогда, по теореме Столпера-Самуэльсона, в краткосрочном периоде внешняя торговля обуславливает перераспределение доходов в зависимости от того, в какой отрасли используется данный фактор производства. Растут доходы собственников тех ресурсов, которые заняты в экспортоориентированных отраслях, т.е. владельцев земли, и снижаются доходы тех, кто является собственником ресурсов в импортозамещающих отраслях, т.е. владельцев капитала.

В долгосрочном периоде развитие внешней торговли приводит к увеличению доходов владельцев того фактора, который интенсивно используется в экспортных отраслях (владельцев земли), и падению доходов владельцев факторов производства, которые интенсивно используются в импортозамещающих отраслях (владельцев капитала).

Если опережающими темпами растет предложение капитала, то:

а) Произойдет рост доходов владельцев капитала до достижения равновесия, пока капитал будет дефицитным фактором производства. Если же предложение капитала будет и дальше расти, и капитал станет избыточным фактором производства, то цены на капитал будет падать, и доходы владельцев капитала упадут. Доходы владельцев земли не изменятся.

б) Зависит от темпов роста предложения капитала. Если темпы роста капитала будут высоки, то Индия из земленасыщеной страны может стать капиталонасыщеной, а значит экспортировать капиталоемкую продукцию. Тогда, по теореме Столпера-Самуэльсона, вырастут доходы собственников тех ресурсов, которые заняты в экспортоориентированных отраслях, т.е. владельцев капитала, и снижаются доходы тех, кто является собственником ресурсов в импортозамещающих отраслях, т.е. владельцев земли.


Если же темпы роста капитала будут низкими, то произойдет рост производства в импортозамещающей отрасли (капиталоемкой) и сокращение потребности в импорте.
Задание № 8

Динамика показателя среднедушевого денежного дохода населения России в период 2005–2011 гг. характеризуется данными, представленными на графике.

 

Процесс построения функции тренда для временного ряда называется …

  • аналитическим выравниванием

  • моделированием структуры

  • моделированием автокорреляционной функции

  • проверкой предпосылок МНК


Ответ:

Процесс построения функции тренда для временного ряда называется аналитическим выравниванием временного ряда.

Тема 3. Рынок труда.

Проблемы занятости и безработица
Задача № 1

Численность занятых в составе экономически активного населения – 85 млн. человек; численность безработных – 15 млн. человек. Месяц спустя из 85 млн. человек, имевших работу, были уволены и ищут работу 0,5 млн.человек; 1 млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиск работы.

Определите

  1. начальный уровень безработицы,

  2. численность занятых, количество безработных и уровень безработицы месяц спустя.

Решение:

1) Уровень безработицы (Уб) – удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения (Эа).

Численность экономически активного населения определяется как сумма численности занятых и безработных. =>

Уб. нач.= 15 млн. чел. / (85 млн. чел. + 15 млн. чел.) х 100% = 15%.

2) Численность занятых составит:

85 млн. чел. – 0,5 млн. чел. = 84,5 млн. чел.
3) Численность безработных составит:

15 млн. чел. – 1 млн. чел. + 0,5 млн. чел. = 14,5 млн. чел.

4) Новый уровень безработицы составит:

14,5 млн. чел. / (14,5 млн. чел. + 84,5 млн. чел.) х 100% = 14,6%

Ответ : начальный уровень безработицы составил 15%; численность занятых месяц спустя составила 84,5 млн. человек; количество безработных месяц спустя составил 14,5 млн. человек; уровень безработицы месяц спустя составил 14,6%.
Задача № 2

Рассчитайте официальный уровень безработицы на конец года, если из 10 млн. человек, имевших работу на начало года, за год были уволены и встали на учет на бирже труда 0,1 млн. человек, из числа официально зарегистрированных на начало года безработных (0,8 млн. человек) 0,05 млн. человек прекратили поиски работы, а 0,1 млн. человек были трудоустроены.