Файл: Московский государственный университет путей сообщения ( миит).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ
СООБЩЕНИЯ ( МИИТ)
──────────────────────────────────────────
Кафедра
«Управление эксплуатационной
работой»
Н.А. Батурина, Е.В.Бородина, Е.С. Колесникова
Изучение автоматизированных рабочих
мест станции Бекасово-Сортировочное
Методические указания к проведению лабораторных работ по дисциплине «УЭР и КП» для студентов 3 курса специальности
190701 «Организация перевозок и управление на транспорте
(железнодорожный транспорт)»
Москва – 2009
1
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ
СООБЩЕНИЯ ( МИИТ)
──────────────────────────────────────────
Кафедра
«Управление эксплуатационной
работой»
Н.А. Батурина, Е.В. Бородина, Е.С. Колесникова
Изучение автоматизированных рабочих мест
станции Бекасово-Сортировочное
Методические указания к проведению лабораторных работ
Москва – 2009
2
УДК 656.212.5
Б-45
Батурина Н.А., Бородина Е.В., Колесникова Е.С. Изучение автоматизированных рабочих мест станции Бекасово-Сортировоч- ное. Методические указания к лабораторным работам / - М.:
МИИТ, 2009. – 72 с.
В методических указаниях изложены: техническая характеристика станции Бекасово-Сортировочное и прилегающих к ней участков, описание автоматизированных рабочих мест
(АРМ) основных профессий работников хозяйства перевозок, порядок выполнения станционно-технологических операций при работе студентов на АРМах в автоматизированном центре управления работой сортировочной станции кафедры «УЭР» на
«Имитационном сетевом тренажёре
АРМ
Бекасово-
Сортировочное», описание маневровых районов, порядок и правила выполнения маневровой работы, а также руководство ею, скорости при маневрах, приведены формулы и примеры расчета числа тормозных средств при закреплении составов поездов на станции.
Указания предназначены для студентов специальности
190701 «Организация перевозок и управление на транспорте
(железнодорожный транспорт)» для обучения технологии работы железнодорожных станций и взаимодействию станционных процессов.
© Московский государственный университет путей сообщения
(МИИТ), 2009.
3
В В Е Д Е Н И Е
История развития станции Бекасово-Сортировочное.
Станция Бекасово-Сортировочное входит в состав Бекасовского железнодорожного узла, расположенного в юго-западной части большого Московского кольца на пересечении его с магистралью
Москва-Брянск-Киев.
В состав узла входят две основные станции, определяющие его работу, станция Бекасово-1, расположенная на главном ходу и в пределах которой осуществляются развязки вагонопотоков, и станция Бекасово-Сортировочное, расположенная на Большом кольце.
По основному назначению и характеру выполняемой работы
станция является сортировочной, по объёму работы –
внеклассной, по типу – односторонней с последовательным
расположением парков приёма сортировочного, приёмо-
отправочного с объемлющим расположением путей.
В мае 2008г. станции исполнилось 32 года, отсчет ведется от первого роспуска состава с горки. Хотя проектирование и первые строительные работы на территории 380га, занятой в основном лесами и болотами, а также на месте нахождения промежуточной станции Бекасово-2, начались в феврале 1969г.
Строительство станции было обусловлено необходимостью улучшения организации перевозок в
Московском железнодорожном узле за счёт ликвидации направлений следования поездов через станции, расположенные в пределах г.
Москвы. В связи с этим была поставлена задача, вагонопоток сделать транзитным и пустить его в обход г. Москвы по Большому
Московскому кольцу (БМО), а также оптимизировать направления вагонопотоков на обширном полигоне центрально-европейской части страны.
31 марта 1975 г. станции было присвоено наименование
«Бекасово-Сортировочное» и в первом полугодии 1975г. станция работала, как участковая.
Первый пробный роспуск состава с горки был осуществлен в феврале 1976г. Тогда же началась подготовка к эксплуатации комплекса путевого развития и технических устройств станции для переработки вагонопотоков. Парк прибытия состоял из 10 путей длиной 1050-1096м, сортировочный парк – из 32 путей по 1050-
4
1119м, приемо-отправочный парк – из 18 путей по 1100-1379м, сортировочная горка - с четырьмя путями надвига, двумя путями роспуска и тремя тормозными позициям, центральный пост управления, маневровый и резервные посты ЭЦ.
В 1975году на станции был организован пункт технического обслуживания вагонов (ПТО), на базе которого в 1977г. было создано вагонное депо. В 1983г. пущен в эксплуатацию механизированный вагонный пункт, в т.ч. крытый цех для текущего отцепочного ремонта вагонов. Средняя гарантированная длина участков прохождения вагонов без ремонта составляет 400-
1190км.
В 1976 г. на базе локомотивного депо Малоярославец было создано локомотивное депо станции Бекасово-Сортировочное. В течение последующих лет проводился целый комплекс работ по техническому оснащению депо, замены парка электровозов ВЛ8 на
ВЛ10у и к 1980г. депо достигло максимальных объемов в поездной и маневровой работе.
К 1988г. станция вышла на максимальные объёмы переработки и отправления вагонов, соответственно 8,0-9,5 тыс. ваг/сут.
Последовавший в дальнейшем спад производства в народном хозяйстве повлек за собой целый ряд отрицательных тенденций на станции, которые коснулись всех служб узла. Соответственно потребовалось искать и находить новые подходы и методы решения целого ряда вопросов.
В настоящее время со значительным ростом объема перевозок (в 2008г. средние размеры поездов, поступающих в расформирование, составили 100-110 поездов в сутки) на станции проводятся большие работы по её частичной реконструкции и автоматизации основных производственных процессов.
Произведено удлинение до 100 вагонов 4 и 5 пути парка приема «А», удлиняются 14 и 15 пути этого же парка и пути 20-23 парка «В». Выполняются работы по профилированию путей сортировочного парка «С» с укладкой путевой решетки из рельсов
Р65 на железобетонных шпалах, ведутся работы по замене всех стрелочных переводов района формирования, устройству водоотводов и др.
На станции внедрена и продолжается внедрение отдельных элементов комплексной системы автоматизации станционных
5
технологий работы, включающая в себя решение целого ряда задач.
Первая
функционирующая
система
на
станции:
информационно-планирующее
управление
работой
сортировочной станции (ИПУ СС), в основе которой лежит технология «клиент-сервер». Система предполагает введение единой базы данных и единый центр по обработке данных на основе сервера. ИПУ СС позволила создать автоматизированные рабочие места основных профессий работников станции.
Вторая и основная автоматизированная система –
комплексная система автоматизированного управления
сортировочной станцией (КСАУ СС), которая включает в себя следующие подсистемы:
горочную автоматическую централизацию с накоплением вагонов в сортировочном парке (ГАЦ МН), которая обеспечивает автоматическое формирование маршрутов скатывания отцепов в автоматическом и программном режимах, автоматическое отслеживание передвижений на горке, автоматический информационный обмен с ИПУ СС;
контролёр вершины горки (КВГ), обеспечивающий контроль расцепки, выдачу информации на указатели количества вагонов в отцепах, расчёт скорости роспуска и передачу её в систему
горочной
автоматической
локомотивной
сигнализации с использованием радиоканала (ГАЛС Р);
устройства управления прицельного торможения (УУПТ), обеспечивающие автоматизированное управление скоростью скатывания отцепов посредством интервально-прицельного торможения на горочных и прицельного торможения на парковых тормозных позициях, в качестве тормозных средств на станции используются замедлители КЗ-3 на 1-ой и 2-ой тормозных позициях, РНЗ-2М – на 3-ей (парковой) тормозной позиции;
устройства контроля заполнения сортировочных путей (КЗП);
устройства РИС-ВЗМ – радиолокационные измерители скорости отцепов;
датчики счета осей (ДСО);
весомеры и др.
Внедряется система
«Техническое зрение» для автоматизированного списывания вагонов поездов, как по
6
Первая
функционирующая
система
на
станции:
информационно-планирующее
управление
работой
сортировочной станции (ИПУ СС), в основе которой лежит технология «клиент-сервер». Система предполагает введение единой базы данных и единый центр по обработке данных на основе сервера. ИПУ СС позволила создать автоматизированные рабочие места основных профессий работников станции.
Вторая и основная автоматизированная система –
комплексная система автоматизированного управления
сортировочной станцией (КСАУ СС), которая включает в себя следующие подсистемы:
горочную автоматическую централизацию с накоплением вагонов в сортировочном парке (ГАЦ МН), которая обеспечивает автоматическое формирование маршрутов скатывания отцепов в автоматическом и программном режимах, автоматическое отслеживание передвижений на горке, автоматический информационный обмен с ИПУ СС;
контролёр вершины горки (КВГ), обеспечивающий контроль расцепки, выдачу информации на указатели количества вагонов в отцепах, расчёт скорости роспуска и передачу её в систему
горочной
автоматической
локомотивной
сигнализации с использованием радиоканала (ГАЛС Р);
устройства управления прицельного торможения (УУПТ), обеспечивающие автоматизированное управление скоростью скатывания отцепов посредством интервально-прицельного торможения на горочных и прицельного торможения на парковых тормозных позициях, в качестве тормозных средств на станции используются замедлители КЗ-3 на 1-ой и 2-ой тормозных позициях, РНЗ-2М – на 3-ей (парковой) тормозной позиции;
устройства контроля заполнения сортировочных путей (КЗП);
устройства РИС-ВЗМ – радиолокационные измерители скорости отцепов;
датчики счета осей (ДСО);
весомеры и др.
Внедряется система
«Техническое зрение» для автоматизированного списывания вагонов поездов, как по
6
прибытии, так и по отправлению в увязке с ИПУ СС, проектируется строительство сетевого ПТО.
На станции внедрены автоматизированные рабочие места дежурных по паркам станции (АРМ ДСП «А», АРМ ДСП «Б»,
АРМ ДСП «В», АРМ ДСП «М»), дежурного по горке (ДСПГ), маневрового диспетчера (АРМ ДСЦ), операторов станционного технологического центра (СТЦ) АРМ СТЦ. Планируется внедрение АРМ ПТО, АРМ ПКО, товарных кассиров и др.
Данные методические указания предназначены для обучения студентов выполнению технологических операций при работе в должностях дежурных по паркам станции, дежурного по горке, маневрового диспетчера в «Имитационном сетевом
тренажере АРМ Бекасово-Сортировочное», установленном на кафедре «УЭР» МИИТа. В связи с этим, для детального изучения технологии работы станции студентами, а в дальнейшем и в практическом применении полученных знаний, в указаниях приведена техническая характеристика станции Бекасово-
Сортировочное и прилегающих к ней участков, специализация парков и путей станции, описание и назначение установленных
АРМов и порядок выполнения операций при работе на каждом из них. Кроме достаточного объёма поездной работы (приёма и отправления поездов) оперативно-диспетчерский персонал хозяйства перевозок станции выполняет большой объём маневровой работы, связанный с расформированием и формированием поездов, передвижением по станции горочных и маневровых локомотивов, подачей поездных локомотивов в депо и обратно из депо под состав. Поэтому в третьем разделе данных методических указаний приведены правила и порядок выполнения маневровой работы, руководство ею, скорости при маневрах, нормативы и примеры расчета числа тормозных средств при закреплении составов поездов в парках станции на основе литературы
3
. При этом студенты практически должны рассчитать число башмаков для закрепления составов в парке приема «А» и приемо-отправочном парке «В» станции и в дальнейшем использовать эти данные при работе в системе «АРМ
Бекасово-Сортировочное» в должностях ДСП «А» и ДСП «В»
7
На станции внедрены автоматизированные рабочие места дежурных по паркам станции (АРМ ДСП «А», АРМ ДСП «Б»,
АРМ ДСП «В», АРМ ДСП «М»), дежурного по горке (ДСПГ), маневрового диспетчера (АРМ ДСЦ), операторов станционного технологического центра (СТЦ) АРМ СТЦ. Планируется внедрение АРМ ПТО, АРМ ПКО, товарных кассиров и др.
Данные методические указания предназначены для обучения студентов выполнению технологических операций при работе в должностях дежурных по паркам станции, дежурного по горке, маневрового диспетчера в «Имитационном сетевом
тренажере АРМ Бекасово-Сортировочное», установленном на кафедре «УЭР» МИИТа. В связи с этим, для детального изучения технологии работы станции студентами, а в дальнейшем и в практическом применении полученных знаний, в указаниях приведена техническая характеристика станции Бекасово-
Сортировочное и прилегающих к ней участков, специализация парков и путей станции, описание и назначение установленных
АРМов и порядок выполнения операций при работе на каждом из них. Кроме достаточного объёма поездной работы (приёма и отправления поездов) оперативно-диспетчерский персонал хозяйства перевозок станции выполняет большой объём маневровой работы, связанный с расформированием и формированием поездов, передвижением по станции горочных и маневровых локомотивов, подачей поездных локомотивов в депо и обратно из депо под состав. Поэтому в третьем разделе данных методических указаний приведены правила и порядок выполнения маневровой работы, руководство ею, скорости при маневрах, нормативы и примеры расчета числа тормозных средств при закреплении составов поездов в парках станции на основе литературы
3
. При этом студенты практически должны рассчитать число башмаков для закрепления составов в парке приема «А» и приемо-отправочном парке «В» станции и в дальнейшем использовать эти данные при работе в системе «АРМ
Бекасово-Сортировочное» в должностях ДСП «А» и ДСП «В»
7
I. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНЦИИ БЕКАСОВО -
СОРТИРОВОЧНОЕ
И ПРИЛЕГАЮЩИХ УЧАСТКОВ
.1.
ХАРАКТЕРИСТИКА СХЕМЫ СТАНЦИИ, ЕЁ ПУТЕВОГО РАЗВИТИЯ
И ПОСТОЯННЫХ УСТРОЙСТВ
Станция
Бекасово-Сортировочное входит в состав
Бекасовского железнодорожного узла, размещённого в юго- западной части большого Московского кольца на пересечении с
Магистралью Москва-Киев (рис.1.1).
По основному назначению и характеру выполняемой работы станция является сортировочной, по объёму работы – внеклассной, по типу – односторонней станцией с последовательным расположением парков приема, сортировочного парка и парка отправления, и объёмлющим расположением главных путей
(рис.1.2).
Примыкающие перегоны:
В нечетном направлении ( с востока со стороны Сандарово из
Орехово-Зуево, Рыбное, Люблино, Вековка) к станции примыкает
Бекасово-Сортировочное-Кресты – двухпутный участок, по I и II главным путям установлена двухсторонняя автоблокировка для движения пассажирских и грузовых поездов (см. далее табл.1.1).
В четном направлении (с запада – Брянск, Вязьма, Поварово,
Москва-Сорт.-Киевская и Москва-Пасс.-Киевская) к станции примыкает Бекасово-Сортировочное-Бекасово-1 – четырёхпутный участок, по которому производится следующее движение:
по I главному пути с односторонней автоблокировкой установлено движение поездов пассажирских и грузовых в нечетном направлении (из Бекасово01);
по II и IV главным путям с двустронней автоблокировкой установлено для движения пассажирских и грузовых поездов обоих направлений;
по V главному пути с односторонней автоблокировкой установлено движение пассажирских и грузовых поездов в четном направлении ( в сторону Бекасово-1 на Москву).
Со стороны станции Кресты (Сандарово) прием поездов со всех направлений (Люблино, Рыбное, Орехово-Зуево, Черусти,
Ожерелье) осуществляется по II-му главному пути, а отправление поездов на вышеуказанные направления – по I –му главному пути.
8
Со
стороны
станции
Бекасово-1 прием поездов осуществляется по путям:
- по I –му главному пути – со стороны станций Вязьма,
Поварово, Москва-Тов.-Смоленская, Москва-Сорт.-
Киевская;
- по IV –му главному пути – со стороны станций Брянск,
Калуга.
Отправление поездов в сторону станции Бекасово-1 ( на вышеуказанные направления) производится по путям:
- по ветви №V – на станцию Москва-Сорт.-Киевская;
- по IV-му главному пути – на станции Брянск, Калуга;
- по II –му главному пути – на станции Брянск, Калуга,
Поварово, Вязьма, Москва-Тов.-Смоленская.
На всех прилегающих участках графиком движения поездов
(ГДП) предусмотрено обращение длинносоставных и тяжеловесных поездов. Прилегающие перегоны, а также главные, приемо- отправочные и соединительные пути станции электрифицированы током постоянного напряжения.
Схемы маршрутов следования грузовых поездов через
Бекасовский железнодорожный узел представлены на рис.3.
Станция имеет пять парков:
1) парк прибытия «А»,
2) сортировочный парк «С»,
3) приемо-отправочный парк «В»,
4) приемо-отправочный парк «Б»,
5) парк «М».
Парки «А», «С», «В», «М» расположены последовательно, а приемо-отправочный парк «Б» - параллельно парку приёма «А».
1. Парк приёма «А» специализирован для приема и обработки, поступающих со всех направлений в расформирование поездов и внутристанционных передач. Парк имеет 12 приёмо- отправочных путей и ходовой путь. Пути №№4-15-для приема грузовых поездов всех (Восточного и Западного ) направлений (в том числе пути №4 и №5 – для приема поездов только с Востока, а пути №14 и №15 – только с Запада, один из которых одновременно является ходовым. Полезная длина путей парка составляет 1050 –
1200 метров.
9
Предгорочная горловина парка имеет два выхода в локомотивное депо, один из которых выполнен с устройством путепроводной развязки под путями надвига. на грузовые фронты и специальные пункты.
2. Сортировочный парк «С» специализирован для накопления и формирования составов поездов по назначениям предусмотренным планом формирования поездов (ПФП). Парк имеет 48 путей, объединённые в шесть пучков по 8 путей в каждом:
-
1 – пучок – 8 путей ( номера с 11 по 18 );
-
2 – пучок – 4 пути ( номера с 21 по 24 );
-
3 – пучок – 8 путей ( номера с 31 по 38 );
-
4 – пучок – 8 путей ( номера с 41 по 48 );
-
5 – пучок – 8 путей ( номера с 51 по 58 );
-
6 – пучок – 8 путей ( номера с 61 по 68 ).
Для обеспечения параллельного роспуска двух составов с горки пути сортировочного парка условно разделены на две сортировочные подсистемы:
- левую (Западную) – пучки 1,2,3,4 – для накопления и формирования поездов (Брянск, Орша, Поварово и т.д.);
- правую (Восточную) – пучки 5,6 – для накопления и формирования поездов (Орехово, Рыбное, Люблино и т.д.).
Для максимально эффективного использования путей сортировочного парка «С» на станции применяется их скользящая специализация.
Пути сортировочного парка имеют глубину 400м и оборудованы устройствами их заполнения (КЗП).
3.
Приемо-отправочный парк «В» специализирован: для приема, обработки и отправления транзитных поездов ( в том числе с переломом веса и длины); выставки, обработки и отправления поездов своего формирования, а также пропуск в парк приёма «А» поездов, следующих на станцию в расформирование со стороны
Сандарово.
Парк «В» имеет 20 приемо-отправочных путей (№№4-23) для грузовых поездов обоих направлений и I – й главный путь – для пропуска разборочных поездов Восточного направления в парк приема «А» и пассажирских поездов (не требующих обработки) на станцию Бекасово-1. Полезная длина приёмо-отправочных путей составляет от 1100 до 1970 метров.
10
4.
Приемо-отправочный парк «Б» специализирован для приема, отправления и пропуска пассажирских и пригородных поездов со всех направлений, а также пропуска транзитных грузовых поездов в приемо-отправочный парк «В» и из него.
Парк «Б» имеет 4 пути длиной от 960 до 1100 метров, из которых два -главных (№II и №IV) пути и два – приемо- отправочных (№3 и №5).
На путях парка «Б» производится смена локомотивов и локомотивных бригад ряда пассажирских поездов.
5. Парк «М» (ст. Мачихино) имеет 3 пути, из которых два –
главных (№I и №II ) пути и один приемо-отправочный (№4), предназначенные для приёма, пропуска грузовых и пассажирских поездов с Сандарово и отправления грузовых и пассажирских поездов на Сандарово.
Основные технические устройства на станции:
1. Устройства для расформирования и формирования
поездов
Для расформирования-формирования поездов станция имеет высокопроизводительную механизированную сортировочную
горку большой мощности с четырьмя путями надвига (№№1,2.3,4) и двумя путями роспуска, обеспечивающими применение параллельного роспуска двух составов. Горка оснащена устройствами горочной автоматической централизации ( ГАЦ ).
Путевое развитее горочной горловины позволяет осуществлять роспуск составов:
с первого пути надвига по сигналу Г1 – на левую
(Западную) сортировочную подсистему сортировочного парка (
1,2,3,4 пучки );
со второго и третьего путей надвига по сигналу Г2 - на все пути сортировочного парка;
с четвёртого пути надвига по сигналу Г3 - на правую
(Восточную) сортировочную подсистему сортировочного парка
(5,6 пучки ).
Схема построения ГАЦ обеспечивает возможность управления горочными устройствами, как с одного пульта, так и раздельное управление левой и правой частями сортировочного парка с отдельных пультов.
11