Файл: Алексеевскийагротехнический техникум.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1127

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебного предмета
39
в т. ч.:
практические занятия (если предусмотрено)
10
Самостоятельная работа
11
-
Промежуточная аттестация
-
Итоговая аттестация в форме зачета
1 семестр
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета АСТРОНОМИЯ
для специальности:
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники
и оборудования
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся
Объем
в
часах
Коды
компетенций
и личностных
результатов
12
,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
1
2
3
4
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Раздел
1.Введение
Содержание учебного материала:
2
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 10
ЛР 01, ЛР
02,ЛР 04, ЛР
13,ЛР 14
Что изучает астрономия. Ее значение и связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования.
Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.
История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина.
Достижения современной космонавтики
11 12

Раздел
2.Основы
практической
астрономии
Содержание учебного материала:
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 05, ОК 09,
ОК 10,ЛР 04,
ЛР 07, ЛР 09
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты.
Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.
Кульминация светил.
Годичное движение Солнца. Эклиптика.
Видимое движение и фазы Луны. Затмения
Солнца и Луны. Время и календарь
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 05, ОК 09,
ЛР 04, ЛР 07,
ЛР 09
Практическая работа №1 «Работа с ПКЗН, наблюдение звёздного неба»
2
ОК 02 ОК 04.
ОК 09.
ЛР 04.
ЛР 07. ЛР 09
ЛР 14.
Раздел
3.Строение
Солнечной
системы
Содержание учебного материала:
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 05, ОК 09,
ОК 10,ЛР 04,
ЛР 07, ЛР 09
Развитие представлений о строении мира.
Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира.
Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический
(звездный) периоды обращения планет.
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс.
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 05, ОК 09,
ОК 10,ЛР 04,
ЛР 07, ЛР 09
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 05,ОК 06,
ОК 07, ОК
09,ОК 10,ЛР
01, ЛР 02, ЛР
04, ЛР 07, ЛР
09
,
ЛР 14
Практическое занятие №2 «Вычисление расстояний до Солнца и планет Солнечной системы различными методами».
2
ОК 02, ОК 04,
ОК 09, ЛР 04,
ЛР 07, ЛР 09
Раздел
4.Природа тел
Солнечной
системы
Содержание учебного материала:
6
ОК 01, ОК 03,
ОК 05, ОК 09,
ОК 10,ЛР 04,
ЛР 07, ЛР 09
Общие характеристики планет. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.
Система Земля и Луна. Космические лучи.
Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.
Планеты земной группы. Природа Меркурия,
Венеры и Марса.
ОК 01, ОК 03,
ОК 05, ОК 09,
ЛР 01, ЛР
02,ЛР 04, ЛР
07, ЛР 09
Планеты-гиганты, их спутники и кольца.
Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды.
Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная
ОК 01, ОК 03,
ОК 05, ОК 09,
ЛР 04, ЛР 07,
ЛР 09

опасность.
Практическое занятие №3 «Наблюдение фаз Луны. Лунные затмения», «Природа
Луны»
Практическое занятие №4 «Планеты земной группы», «Планеты-гиганты»
1
1
ОК 02, ОК 04,
ОК 09, ЛР 04,
ЛР 07, ЛР 09
Раздел
5.Солнце и
звезды
Содержание учебного материала:
2
2
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 05, ОК 09,
ОК 10, ЛР 04,
ЛР 07, ЛР 09
ОК 01, ОК 03,
ОК 05, ОК 09,
ЛР 04, ЛР 07,
ЛР 09
ОК 01, ОК 03,
ОК 05,
ЛР 04, ЛР 07,
ЛР 09
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ.
Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана.
Источник энергии Солнца. Атмосфера
Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце.
Солнечно-земные связи.
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость,
спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма
«спектр — светимость» («цвет — светимость»).
Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды.
Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения
Вина.
Практическая работа №5 «Строение
Солнца». «Физическая природа звезд»
2
ОК 02, ОК 04,
ОК 09, ЛР 04,
ЛР 07, ЛР 09
Раздел
6.Строение и
эволюция
Вселенной
Содержание учебного материала:
Наша Галактика. Ее размеры и структура.
Звездные скопления. Спиральные рукава.
Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик.
2
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 05, ОК 10,
ЛР 04, ЛР 07,
ЛР 09
ОК 01, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК
09,ОК 10,ЛР
01, ЛР 02,ЛР
04, ЛР 07, ЛР
09
Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция
Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А.
Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения
Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах
Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и
радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Практическая работа №6«Строение
Галактики».
2
ОК 02, ОК 04,
ОК 09, ЛР 04,
ЛР 07, ЛР 09
Зачет
1
Итого
39
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Для реализации программы учебного предмета «Астрономия» должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Учебный кабинет, залов: актовый зал, библиотека, читальный зал с выходом в сеть
Интернет.
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- систематизированные по типам наглядные пособия; раздаточный материал, видео и аудио - записи, CD, DVD;
- комплект необходимой методической документации учителя литературы;
- УМК учебного предмета.
Рабочая программа может быть реализована с применением различных образовательных
технологий, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и
электронного обучения.


3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Астрономия 11 класс, Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут - М.: Просвещение,
2018 г.
2. Методическое пособие к учебнику Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута
«Астрономия. Базовый уровень.11 класс»/по ред. Е.К. Страут.- М.: Дрофа, 2013 г.
3.2.2. Основные электронные издания
7. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
8. Фокcфорд.Учебник https://foxford.ru/wiki
9. Московская электронная школа https://uchebnik.mos.ru/catalogue
10. Библиотека видеоуроков по школьной программе https://interneturok.ru/
11. Система дистанционного обучения Ё-стади https://n1.your-study.ru/Pages/User.aspx
12. Цифровая платформа для организации онлайн-занятия - Zoom
13. Кессельман, В. С. Вся астрономия в одной книге (книга для чтения по астрономии) / В.
С. Кессельман. — Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, Институт компьютерных исследований, 2017. — 452 c. — ISBN 978-5-4344-0435-8. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/69345 (дата обращения:
03.09.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
14. Чаругин, В. М. Астрономия : учебное пособие для СПО / В. М. Чаругин. — Саратов :
Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 236 c. — ISBN 978-5-4488-0303-1, 978-5-
4497-0184-8. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/86502 (дата обращения: 07.09.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
15. https://nsportal.ru/npo-spo/estestvennye-nauki/library/2018/11/17/prakticheskie-raboty-po- astronomii
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:

смысл понятий:
геоцентрическая и
гелиоцентрическая система,
видимая звездная величина,
созвездие, противостояния и соединения планет,
комета, астероид, метеор,
метеорит,
метеороид,
планета, спутник, звезда,
Солнечная система,
Галактика,
Вселенная,
всемирное и поясное время,
внесолнечная планета
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
Тестовые задания.
Устный опрос
Творческие работы.
Индивидуальные задания.
Практические работы.
Реферативная работа студентов по предлагаемой тематике.
Зачет


(экзопланета), спектральная классификация звезд,
параллакс,
реликтовое излучение, Большой Взрыв,
черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год,
астрономическая единица,
звездная величина;
• смысл физического закона
Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения
Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца,
солнечной атмосферы;
• размеры Галактики,
положение и период обращения
Солнца относительно центра
Галактики;
Умения:
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации,
использования методов исследований в
астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах
Вселенной,
получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа,
влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять:
различия календарей,
условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны,
суточные движения светил,
причины возникновения приливов и отливов;
принцип действия оптического телескопа,
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка и логики.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—
2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей соответствующего раздела, изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ
взаимосвязь физико- химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет —
светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и
происхождение химических элементов,
красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии,
основные элементы и свойства планет Солнечной системы,
методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия
Северного полушария, в том числе: Большая
Медведица,
Малая
Медведица,
Волопас,
Лебедь, Кассиопея, Орион;
самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда,
Арктур, Вега, Капелла,
Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения
Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации,
(когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока
(выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
«зачтено» - обучающийся владеет категориальным аппаратом науки, умеет его использовать в соответствующем контексте; умеет прокомментировать определение, пояснить, привести примеры, иллюстрирующие отдельные положения. Умеет обосновывать методические подходы к решению поставленных задач, устанавливает причинно- следственные связи, подтверждает выдвигаемые положения примерами, экстраполирует знания различных областей.
Обучающийся излагает информацию логично, последовательно, аргументируя и комментируя положения, использует рассуждающий стиль, сопровождает ответ схемами,
высказывает свою позицию, формулирует выводы в конце вопросов.
«не зачтено» - обучающийся владеет лишь отдельными понятиями науки, но не умеет их объяснить, применить в соответствующем контексте,