Файл: Алексеевскийагротехнический техникум.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1156

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8
Духовные последствия завоеваний Александра Македонского.
2
9
Философия и этика Эпикура, стоиков, скептиков.
2
10 Натурфилософия античности: Алкмеон, Демокрит, Аристотель, Лукреций-Кар.
1
Самостоятельная работа обучающихся
0
Тема 2.4.
Философия
Средневековья и
Возрождения.
Содержание учебного материала
2
1
Теоцентризм средневековой духовной культуры.
2
2
Статус философии и ее особенности в христианстве.
2
3
Апологетика, патристика, схоластика.
2
4
Священные тексты как основной источник знания.
2
5
Проблема человека в схоластической философии.
2
6
Дуализм души и тела.
2
7
Гуманизм как ценностная ориентация философии Возрождения.
2
8
Антропоцентризм.
2
9
Достижения науки и искусства.
2
10 Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения.
2
11 Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Галилео Галилей.
2
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка рефератов по темам (по выбору студентов)
«Средневековая философия. Августин Блаженный», «Средневековая философия. Фома Аквинский».
0
Тема 2.5. Великие
философы
античности
(семинар).
Содержание учебного материала
2
1
Элеаты.
3
2
Атомизм Демокрита.
3
3
Софисты.
3

4
Сократ.
3
5
Философская система Платона.
3
6
Философские взгляды Аристотеля.
3
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к семинару.
0
Тема 2.6.
Философия Нового
времени.
Содержание учебного материала
2
1
Изменения в социальной, экономической, политической и культурной сферах жизни общества.
2
2
Рациоцентризм.
2
3
Формирование нового типа знания – научно-технического.
2
4
Проблемы методологии научного познания.
2
5
Эмпиризм Френсиса Бэкона.
2
6
Рационализм Рене Декарта как источник целенаправленного построения систематического научного знания.
2
7
Индукция и дедукция.
2
8
Рационализм Спинозы и Лейбница.
2
9
Проблема человека.
2
10 Философское обоснование «естественных прав» человека.
2
Самостоятельная работа.
0
Тема 2.7.
Современная
западная
философия.
Содержание учебного материала
2
1
Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи.
2
2
Критическая философия И. Канта.
2
3
Обоснование активности субъекта.
2
4
Агностицизм Канта.
2


5
Морально-практическая философия Канта.
2
6
Свобода и долг.
2
7
Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.
2
8
Диалектика и принцип системности в философии Гегеля.
2
9
Диалектическая логика и саморазвитие понятия.
2
10 Антропологический материализм Л. Фейербаха.
2
11 Фейербах о гносеологических и психологических корнях религии.
2
12 Место и роль философии в культуре 20 века.
13
Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов.
14 Позитивизм.
2
15 Проблема соотношения философского и научного познания.
2
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка рефератов по темам (по выбору студентов)
«Моральная философия И.Канта», «Георг Гегель о смысле человеческой истории», «Философия пессимизма
А.Шопенгауэра», «Основные идеи философии Ф. Ницше».
0
Тема 2.8.
Философия 20 века.
Философия
экзистенционализма
Содержание учебного материала
2
1
Экзистенциализм.
2
2
Бытие человека в мире как философская проблема.
2
3
Экзистенция и свобода.
2
4
Философская антропология 20 века.
2

5
Проблемы человеческого бытия в концепциях З. Фрейда, М. Шелера, А. Гелена.
2
6
Западная религиозно-философская мысль 20 века – неотомизм.
2
Тема 2.9. Русская
философия
Содержание учебного материала
2
1
Специфические особенности русской духовности: исторические и социальные условия ее формирования.
2
2
Периодизация развития философской мысли в России.
2
3
Неразрывная связь русской философской мысли с наукой, религией, искусством, моралью.
2
4
Западники и славянофилы в русской философии.
2
Тема 2.10. Русская
религиозная
идеалистическая
философия
Содержание учебного материала
2
1
Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков, Н.
Бердяев и др.).
2
2
Философия всеединства, идея богочеловечества
2
3
Этическая и социальная проблематика в произведениях Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
2
Тема 2.11. Русская
философия 20
столетия.
Философия
космизма (семинар).
Содержание учебного материала
2
1
Русский космизм.
3
2
Философские взгляды выдающихся русских ученых (И.М. Сеченов, Н.Ф. Федоров, В.И., Вернадский,
К.Э.Циолковский)
3
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к семинару.
0
Раздел 3.
Основные проблемы философии
12
Тема 3.1. Природа
человека и смысл
его существования
Содержание учебного материала
2
1
Мифологические и религиозные представления о появлении человека на земле.
2
2
Специфика философского рассмотрения проблемы происхождения человека.
2
3
Антропогенез: многообразие философских подходов к проблеме происхождения человека.
2
4
Современное естествознание о происхождении и эволюции человека.
2
5
Природа и предназначение человека.
2


6
Человек как единство земного и космического, социального и биологического, как единство духа, души и тела.
2
7
Сознание и бессознательное в человеке.
2
8
Загадка человека: “властелин Вселенной” или “подопытное существо”, “венец эволюции” или “звено в цепи развития”?
2
9
Идея “сверхчеловека” в философии.
2
10 Соотношение биологического и социального в человеке.
2
Самостоятельная работа обучающихся
0
Тема 3.2.
Философия как
учение о человеке и
мире (семинар)
Содержание учебного материала
2
1
Общественное бытие человека.
3
2
Человек, индивид, индивидуальность, личность.
3
3
Усвоение социального опыта, культурных норм в процессе воспитания и развития личности.
3
4
Проблема прав и обязанностей человека.
3
5
Человек и другие люди: свобода и ответственность личности.
3
6
Личность, ее права, свобода и ответственность.
3
7
Бытие человека во Вселенной и вселенная Человека.
3
8
Проблемы цели и смысла жизни, жизни и смерти, смерти и бессмертия человека в духовном опыте человечества.
3
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к семинару.
0
Тема 3.3.
Философское
учение о бытии.
Проблема бытия.
Содержание учебного материала
2
1
Бытие как исходная категория философия.
2
2
Философский смысл проблемы бытия.
2
3
Онтология, ее предмет и основные проблемы.
2
4
Бытие и небытие, бытие и становление, бытие и существование.
2
5
Возможность, действительность, необходимость
2

6
Бытие и субстанция.
2
7
Бытие и инобытие.
2
8
Основные формы бытия.
2
9
Объективное и субъективное бытие.
2
10 Материальное и идеальное бытие.
2
11 Многообразие материальных и идеальных форм и проявлений бытия.
2
12 Материя, движение, пространство, время.
2
13 Природа как предельно общая форма бытия материи.
2
Самостоятельная работа обучающихся
0
Тема 3.4. Сознание
как философская
проблема
Содержание учебного материала
2
1
Бытие человеческого сознания.
2
2
Генезис и сущность сознания.
2
3
Важнейшие философские концепции сознания.
2
4
Сознание и деятельность.
2
5
Сознание и язык, самосознание.
2
6
Природа сознания и современное естествознание.
2
7
Материальное и идеальное.
2
8
Соотношение бытия и сознания как одна из центральных тем философии.
2
9
Проблема основного вопроса философии”.
2
10 Бытие как отражение единства материального и духовного, как отражение целостности окружающей действительности.
2


Самостоятельная работа обучающихся.
0
Тема 3.5.
Философская
теория познания.
Содержание учебного материала
2
1
Познание как важнейший объект философского осмысления действительности.
2
2
Философский смысл проблемы познания.
2
3
Предмет и основные проблемы гносеологии.
2
4
Основные гносеологические концепции: рационализм, эмпиризм, агностицизм, скептицизм.
2
5
Философский смысл проблемы объекта и субъекта познания.
2
6
Познание как процесс постижения человеком окружающей действительности.
2
7
Основные сферы человеческого познания.
2
8
Субъект познания.
2
9
Чувственное отражение, его активный характер и значение в процессе познания.
2
10 Рациональное познание, его основные формы и характерные черты, интуиция.
2
11 Органическое единство рационального и чувственного в процессе познании.
2
Самостоятельная работа обучающихся
0
Тема 3.6.
Человеческое
познание и
деятельность
Содержание учебного материала
2
1
Основные способы постижения человеком окружающей действительности.
2
2
Обыденное познание.
2
3
Миф.
2
4
Художественное освоение действительности.
2
5
Религия.
2
6
Философия.
2

7
Наука.
2
8
Основные приемы, методы и формы научного познания.
2
9
Знание как результат познания и предпосылка его дальнейшего развития.
2
10 Важнейшие формы и виды знания.
2
11 Проблема истины в познании.
2
12 Истина и заблуждение.
2
13 Три основных теории истины в философии: концепции соответствия, когерентности и прагматичности.
2
14 Шкала истинности, относительность истины и заблуждения.
2
15 Критерии истины.
2
16 Роль практики в процессе познания.
2
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка рефератов по темам (по выбору студентов)
«Соотношение веры и знания в истории человеческой мысли и в настоящее время», «Основные функции
искусства. Искусство и творение мира», «Религия как форма мировоззрения».
0
Раздел 4.
Социальная жизнь
10
Тема 4.1. Человек и
общество
Содержание учебного материала
2
1
Антропосоциогенез и природа социального.
2
2
Основные теоретические модели общества.
2
3
Общество как саморазвивающееся системное образование.
2
4
Основные сферы жизни общества.
2
5
Экономика как материальная основа жизнедеятельности общества.
2
6
Социально-политическое устройство общества.
2


7
Духовная жизнь общества.
2
8
Структура общества.
2
9
Природа макросоциальных групп, присущие им психология и формы сознания.
2
Самостоятельная работа обучающихся
0
Тема 4.2.
Философия и
история
Содержание учебного материала
2
1
Развитие общества и его история.
2
2
Философия истории.
2
3
Источники, движущие силы, субъекты исторического процесса
2
4
Роль личности в истории.
2
5
Единство и многообразие мировой истории
2
6
Проблема периодизации истории: формационный и цивилизационный подходы, идея многомерного видения истории.
2
7
Эволюция и революция.
2
8
Направленность истории: общественный прогресс и его критерии.
2
9
Теории прогресса и исторического круговорота.
2
10 Прогресс и регресс.
2
11 Направленность и смысл истории.
2
Тема 4.3. Культура
и цивилизация
Содержание учебного материала
2
1
Теории происхождения культуры.
2
2
Культура и культ.
2
3
Человек в мире культуры.
2

4
Культура и цивилизация.
2
5
Внешняя и внутренняя культура.
2
6
Массовая культура и массовый человек.
2
7
Культура и контркультура.
2
8
Основные культурные движения.
2
9
Кризис культуры и пути его преодоления.
2
10 Культура и природа.
2
Тема 4.4.
Глобализация как
философская
проблема (семинар)
Содержание учебного материала
2
1
Глобализация как философская проблема.
3
2
Человечество перед лицом глобальных проблем, их природа и причины.
3
3
Классификация глобальных проблем и пути их решения.
3
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение аналитической контрольной работы «Глобальные
проблемы современности», подготовка к семинару.
2
Дифференцированный зачёт
2
Консультация
10
Всего:
60

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально- экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;

требованиями к уровню знаний по дисциплине «Основы философии», к реферату по дисциплине,
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Учебники по философии
 Губин В.Д.Основы философии ( учебник), 2014г.
 Гуревич П.С. Основы философии (учебник), 2015г.
 Зотова А.Ф., Миронова В.В., А.В. Разина Философия (учебник), 2013г.
 Алексеев П.В., История философии, 2014г.
 Кохановский В.П., История философии, 2014г.
 Устименко Д.Л. История философии 100 экзаменационных ответов (справочник)
2014г.
 Якушев А.В. Философия (конспект лекций), 2012г.
Дополнительные источники:
1. Алексеев, П.В. Хрестоматия по философии [Текст]: учебное пособие / П.В. Алексеев.
– М.: ТК Велби, Проспект, 2013. – 576 с.
2.Мамедов, А.А. Философия: Практикум для вузов [Текст]: учебное пособие /
А.А. Мамедов. – М.: Либроком, 2014. – 136 с.
 Марков, Б.Н. Философская антропология [Текст] / Б.Н. Марков. – СПб.: Питер, 2015.
– 384 с.
4.Соколов, В.В. Европейская философия XV – XVII веков [Текст] / В.В. Соколов. – М.:
Высшая школа, 2010. – 400 с.
5.Райл, Г. Понятие сознания [Электронный ресурс]: пер. с англ. / Г. Райл. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/railg01/index.htm от
2015г
6. К. Андриевская, М. Агеев, И. Антрощенко, Е.Антрощенко, Н. Герасименко,
Э.Грабовская, В. Грабовская, И. Завадская, В. Ильницкий, С.Носиков, С. Печёнкин, Д.
Подпругин, А. Поляк, Л. Прокопенко, А Пятаченко, С. Стырчак, З.Щикота
Энциклопедия мудрости, 2013г.