ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1156
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8
Духовные последствия завоеваний Александра Македонского.
2
9
Философия и этика Эпикура, стоиков, скептиков.
2
10 Натурфилософия античности: Алкмеон, Демокрит, Аристотель, Лукреций-Кар.
1
Самостоятельная работа обучающихся
0
Тема 2.4.
Философия
Средневековья и
Возрождения.
Содержание учебного материала
2
1
Теоцентризм средневековой духовной культуры.
2
2
Статус философии и ее особенности в христианстве.
2
3
Апологетика, патристика, схоластика.
2
4
Священные тексты как основной источник знания.
2
5
Проблема человека в схоластической философии.
2
6
Дуализм души и тела.
2
7
Гуманизм как ценностная ориентация философии Возрождения.
2
8
Антропоцентризм.
2
9
Достижения науки и искусства.
2
10 Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения.
2
11 Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Галилео Галилей.
2
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка рефератов по темам (по выбору студентов)
«Средневековая философия. Августин Блаженный», «Средневековая философия. Фома Аквинский».
0
Тема 2.5. Великие
философы
античности
(семинар).
Содержание учебного материала
2
1
Элеаты.
3
2
Атомизм Демокрита.
3
3
Софисты.
3
4
Сократ.
3
5
Философская система Платона.
3
6
Философские взгляды Аристотеля.
3
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к семинару.
0
Тема 2.6.
Философия Нового
времени.
Содержание учебного материала
2
1
Изменения в социальной, экономической, политической и культурной сферах жизни общества.
2
2
Рациоцентризм.
2
3
Формирование нового типа знания – научно-технического.
2
4
Проблемы методологии научного познания.
2
5
Эмпиризм Френсиса Бэкона.
2
6
Рационализм Рене Декарта как источник целенаправленного построения систематического научного знания.
2
7
Индукция и дедукция.
2
8
Рационализм Спинозы и Лейбница.
2
9
Проблема человека.
2
10 Философское обоснование «естественных прав» человека.
2
Самостоятельная работа.
0
Тема 2.7.
Современная
западная
философия.
Содержание учебного материала
2
1
Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи.
2
2
Критическая философия И. Канта.
2
3
Обоснование активности субъекта.
2
4
Агностицизм Канта.
2
5
Морально-практическая философия Канта.
2
6
Свобода и долг.
2
7
Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.
2
8
Диалектика и принцип системности в философии Гегеля.
2
9
Диалектическая логика и саморазвитие понятия.
2
10 Антропологический материализм Л. Фейербаха.
2
11 Фейербах о гносеологических и психологических корнях религии.
2
12 Место и роль философии в культуре 20 века.
13
Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов.
14 Позитивизм.
2
15 Проблема соотношения философского и научного познания.
2
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка рефератов по темам (по выбору студентов)
«Моральная философия И.Канта», «Георг Гегель о смысле человеческой истории», «Философия пессимизма
А.Шопенгауэра», «Основные идеи философии Ф. Ницше».
0
Тема 2.8.
Философия 20 века.
Философия
экзистенционализма
Содержание учебного материала
2
1
Экзистенциализм.
2
2
Бытие человека в мире как философская проблема.
2
3
Экзистенция и свобода.
2
4
Философская антропология 20 века.
2
5
Проблемы человеческого бытия в концепциях З. Фрейда, М. Шелера, А. Гелена.
2
6
Западная религиозно-философская мысль 20 века – неотомизм.
2
Тема 2.9. Русская
философия
Содержание учебного материала
2
1
Специфические особенности русской духовности: исторические и социальные условия ее формирования.
2
2
Периодизация развития философской мысли в России.
2
3
Неразрывная связь русской философской мысли с наукой, религией, искусством, моралью.
2
4
Западники и славянофилы в русской философии.
2
Тема 2.10. Русская
религиозная
идеалистическая
философия
Содержание учебного материала
2
1
Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков, Н.
Бердяев и др.).
2
2
Философия всеединства, идея богочеловечества
2
3
Этическая и социальная проблематика в произведениях Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
2
Тема 2.11. Русская
философия 20
столетия.
Философия
космизма (семинар).
Содержание учебного материала
2
1
Русский космизм.
3
2
Философские взгляды выдающихся русских ученых (И.М. Сеченов, Н.Ф. Федоров, В.И., Вернадский,
К.Э.Циолковский)
3
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к семинару.
0
Раздел 3.
Основные проблемы философии
12
Тема 3.1. Природа
человека и смысл
его существования
Содержание учебного материала
2
1
Мифологические и религиозные представления о появлении человека на земле.
2
2
Специфика философского рассмотрения проблемы происхождения человека.
2
3
Антропогенез: многообразие философских подходов к проблеме происхождения человека.
2
4
Современное естествознание о происхождении и эволюции человека.
2
5
Природа и предназначение человека.
2
6
Человек как единство земного и космического, социального и биологического, как единство духа, души и тела.
2
7
Сознание и бессознательное в человеке.
2
8
Загадка человека: “властелин Вселенной” или “подопытное существо”, “венец эволюции” или “звено в цепи развития”?
2
9
Идея “сверхчеловека” в философии.
2
10 Соотношение биологического и социального в человеке.
2
Самостоятельная работа обучающихся
0
Тема 3.2.
Философия как
учение о человеке и
мире (семинар)
Содержание учебного материала
2
1
Общественное бытие человека.
3
2
Человек, индивид, индивидуальность, личность.
3
3
Усвоение социального опыта, культурных норм в процессе воспитания и развития личности.
3
4
Проблема прав и обязанностей человека.
3
5
Человек и другие люди: свобода и ответственность личности.
3
6
Личность, ее права, свобода и ответственность.
3
7
Бытие человека во Вселенной и вселенная Человека.
3
8
Проблемы цели и смысла жизни, жизни и смерти, смерти и бессмертия человека в духовном опыте человечества.
3
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к семинару.
0
Тема 3.3.
Философское
учение о бытии.
Проблема бытия.
Содержание учебного материала
2
1
Бытие как исходная категория философия.
2
2
Философский смысл проблемы бытия.
2
3
Онтология, ее предмет и основные проблемы.
2
4
Бытие и небытие, бытие и становление, бытие и существование.
2
5
Возможность, действительность, необходимость
2
6
Бытие и субстанция.
2
7
Бытие и инобытие.
2
8
Основные формы бытия.
2
9
Объективное и субъективное бытие.
2
10 Материальное и идеальное бытие.
2
11 Многообразие материальных и идеальных форм и проявлений бытия.
2
12 Материя, движение, пространство, время.
2
13 Природа как предельно общая форма бытия материи.
2
Самостоятельная работа обучающихся
0
Тема 3.4. Сознание
как философская
проблема
Содержание учебного материала
2
1
Бытие человеческого сознания.
2
2
Генезис и сущность сознания.
2
3
Важнейшие философские концепции сознания.
2
4
Сознание и деятельность.
2
5
Сознание и язык, самосознание.
2
6
Природа сознания и современное естествознание.
2
7
Материальное и идеальное.
2
8
Соотношение бытия и сознания как одна из центральных тем философии.
2
9
Проблема основного вопроса философии”.
2
10 Бытие как отражение единства материального и духовного, как отражение целостности окружающей действительности.
2
Самостоятельная работа обучающихся.
0
Тема 3.5.
Философская
теория познания.
Содержание учебного материала
2
1
Познание как важнейший объект философского осмысления действительности.
2
2
Философский смысл проблемы познания.
2
3
Предмет и основные проблемы гносеологии.
2
4
Основные гносеологические концепции: рационализм, эмпиризм, агностицизм, скептицизм.
2
5
Философский смысл проблемы объекта и субъекта познания.
2
6
Познание как процесс постижения человеком окружающей действительности.
2
7
Основные сферы человеческого познания.
2
8
Субъект познания.
2
9
Чувственное отражение, его активный характер и значение в процессе познания.
2
10 Рациональное познание, его основные формы и характерные черты, интуиция.
2
11 Органическое единство рационального и чувственного в процессе познании.
2
Самостоятельная работа обучающихся
0
Тема 3.6.
Человеческое
познание и
деятельность
Содержание учебного материала
2
1
Основные способы постижения человеком окружающей действительности.
2
2
Обыденное познание.
2
3
Миф.
2
4
Художественное освоение действительности.
2
5
Религия.
2
6
Философия.
2
7
Наука.
2
8
Основные приемы, методы и формы научного познания.
2
9
Знание как результат познания и предпосылка его дальнейшего развития.
2
10 Важнейшие формы и виды знания.
2
11 Проблема истины в познании.
2
12 Истина и заблуждение.
2
13 Три основных теории истины в философии: концепции соответствия, когерентности и прагматичности.
2
14 Шкала истинности, относительность истины и заблуждения.
2
15 Критерии истины.
2
16 Роль практики в процессе познания.
2
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка рефератов по темам (по выбору студентов)
«Соотношение веры и знания в истории человеческой мысли и в настоящее время», «Основные функции
искусства. Искусство и творение мира», «Религия как форма мировоззрения».
0
Раздел 4.
Социальная жизнь
10
Тема 4.1. Человек и
общество
Содержание учебного материала
2
1
Антропосоциогенез и природа социального.
2
2
Основные теоретические модели общества.
2
3
Общество как саморазвивающееся системное образование.
2
4
Основные сферы жизни общества.
2
5
Экономика как материальная основа жизнедеятельности общества.
2
6
Социально-политическое устройство общества.
2
7
Духовная жизнь общества.
2
8
Структура общества.
2
9
Природа макросоциальных групп, присущие им психология и формы сознания.
2
Самостоятельная работа обучающихся
0
Тема 4.2.
Философия и
история
Содержание учебного материала
2
1
Развитие общества и его история.
2
2
Философия истории.
2
3
Источники, движущие силы, субъекты исторического процесса
2
4
Роль личности в истории.
2
5
Единство и многообразие мировой истории
2
6
Проблема периодизации истории: формационный и цивилизационный подходы, идея многомерного видения истории.
2
7
Эволюция и революция.
2
8
Направленность истории: общественный прогресс и его критерии.
2
9
Теории прогресса и исторического круговорота.
2
10 Прогресс и регресс.
2
11 Направленность и смысл истории.
2
Тема 4.3. Культура
и цивилизация
Содержание учебного материала
2
1
Теории происхождения культуры.
2
2
Культура и культ.
2
3
Человек в мире культуры.
2
4
Культура и цивилизация.
2
5
Внешняя и внутренняя культура.
2
6
Массовая культура и массовый человек.
2
7
Культура и контркультура.
2
8
Основные культурные движения.
2
9
Кризис культуры и пути его преодоления.
2
10 Культура и природа.
2
Тема 4.4.
Глобализация как
философская
проблема (семинар)
Содержание учебного материала
2
1
Глобализация как философская проблема.
3
2
Человечество перед лицом глобальных проблем, их природа и причины.
3
3
Классификация глобальных проблем и пути их решения.
3
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение аналитической контрольной работы «Глобальные
проблемы современности», подготовка к семинару.
2
Дифференцированный зачёт
2
Консультация
10
Всего:
60
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально- экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
требованиями к уровню знаний по дисциплине «Основы философии», к реферату по дисциплине,
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Учебники по философии
Губин В.Д.Основы философии ( учебник), 2014г.
Гуревич П.С. Основы философии (учебник), 2015г.
Зотова А.Ф., Миронова В.В., А.В. Разина Философия (учебник), 2013г.
Алексеев П.В., История философии, 2014г.
Кохановский В.П., История философии, 2014г.
Устименко Д.Л. История философии 100 экзаменационных ответов (справочник)
2014г.
Якушев А.В. Философия (конспект лекций), 2012г.
Дополнительные источники:
1. Алексеев, П.В. Хрестоматия по философии [Текст]: учебное пособие / П.В. Алексеев.
– М.: ТК Велби, Проспект, 2013. – 576 с.
2.Мамедов, А.А. Философия: Практикум для вузов [Текст]: учебное пособие /
А.А. Мамедов. – М.: Либроком, 2014. – 136 с.
Марков, Б.Н. Философская антропология [Текст] / Б.Н. Марков. – СПб.: Питер, 2015.
– 384 с.
4.Соколов, В.В. Европейская философия XV – XVII веков [Текст] / В.В. Соколов. – М.:
Высшая школа, 2010. – 400 с.
5.Райл, Г. Понятие сознания [Электронный ресурс]: пер. с англ. / Г. Райл. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/railg01/index.htm от
2015г
6. К. Андриевская, М. Агеев, И. Антрощенко, Е.Антрощенко, Н. Герасименко,
Э.Грабовская, В. Грабовская, И. Завадская, В. Ильницкий, С.Носиков, С. Печёнкин, Д.
Подпругин, А. Поляк, Л. Прокопенко, А Пятаченко, С. Стырчак, З.Щикота
Энциклопедия мудрости, 2013г.