ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебная практика на тему: «Агент коммерческий»
Выполнила: Мелентьева Юлия Александровна
ВВЕДЕНИЕ
Несомненно, успешность развития содержания и технологий обучения во многом связана с тем, насколько эффективно будет сокращаться нарастающее отставание качества образования от предъявляемых к нему требований работодателя.
Основным признаком формирующегося мирового образовательного рынка является высокий уровень конкуренции. Утверждение страны на глобальном рынке труда и международном рынке инновационных технологий зависит от эффективности образовательной системы.
Необходимы серьезные научные исследования проблем, связанных с «синтезом» среднего профессионального образования и рынка труда, как на уровне государства, так и на уровне регионов. Ведомства, занимаясь исследованиями рынка занятости в масштабах государства, должны определять приоритетные направления развития среднего профессионального образования, потребности в специалистах различных специальностей. В тоже время каждому конкретному образовательному учреждению необходимо прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане.
Чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке образовательных услуг, необходимо знать, каких специалистов, и в каком количестве нужно готовить сегодня и в перспективе, какими профессиональными знаниями и навыками они должны обладать, чтобы быть способными к трудовой деятельности на предприятиях.
Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, становится практическая реализация компетентностного подхода. Качество образования связывают с формированием компетентностей студентов, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности. В связи с этим требуется обновление содержания, форм, методов и средств обучения с позиции компетентностного подхода.
Под компетенцией организаций понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Под профессиональной компетенции понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности. В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике.
Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.
В процессе работы со студентами, своей непосредственной задачей ставлю формирование всех предусмотренных Федеральным государственным стандартом профессиональных компетенций, а также общих компетенций.
Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения:
- в период введения в профессию;
- в период овладения профессией;
- в период производственной практики на предприятиях.
1. Производственная практика как элемент формирования профессиональных компетенций выпускника
Производственная практика призвана обеспечить тесную связь между теоретической и практической подготовкой студентов, дать им первоначальный опыт практической деятельности, создать условия для формирования профессиональных компетенций.
Производственная практика выполняет в системе среднего профессионального образования несколько ролевых функций:
-
способ формирования профессиональной подготовки; -
фактор повышения эффективности освоения студентами образовательных программ профессиональной подготовки; -
достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда; -
инструмент управления процессом личностно-профессионального самоопределения, становления и развития студентов; -
средство социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.
Одной их форм организации компетентностного подхода является производственная практика.
Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.
Практическое обучение студентов нашего техникума по новому Федеральному государственному стандарту состоит из учебной и производственной практик.
Первоначальным звеном в непрерывной системе практической подготовки студентов техникума является учебная практика, которая направлена на:
-
приобретение первоначального практического опыта; -
формирование у студентов практических профессиональных умений; -
освоение общих и профессиональных компетенций по специальности.
Производственная практика направлена на:
-
углубление студентом первоначального профессионального опыта;
-
дальнейшее формирование общих и профессиональных компетенций и реализуется в рамках профессиональных модулей по каждому из видов профессиональной деятельности по профессии;
-
проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности; -
подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы.
Студенты проходят практику по направлению колледжа/университета на основе договоров с организациями. Издается приказ о выходе на практику, проходится медкомиссия, прослушивается инструктаж по охране труда и распределяются студенты на рабочие места с закреплением наставников. В процессе прохождения производственной практики студенты находятся на рабочих местах в качестве стажера, тем самым закрепляя те или иные профессиональные компетенции на предприятиях.
Каждый студент в течение практики ведёт дневник производственной практики, где ежедневно прописывает все виды деятельности. Руководитель практики характеризует профессиональную деятельность студента и качество выполнения работ. По итогам производственной практики студенты выполняют отчет по практике. Совместная работа коллектива техникума и предприятий обеспечивает наиболее полную защиту социальных прав студентов и быструю адаптацию выпускников к новым социально-экономическим условиям жизни, способствует расширению образовательного пространства учебного заведения, решает вопросы кадрового обеспечения.
По моему мнению, сформировать профессиональные компетенции у студентов в полном объеме без организации производственной практики просто невозможно. Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях.
Профессиональные компетенции, формируемые на производственной практике, можно представить в виде достаточно простой формулы: Компетенция = знание + опыт.
При этом основным является опыт студентов – опыт, полученный на учебной практике в учебных мастерских, и новый опыт, приобретённый на предприятиях, в ходе производственной практики. Профессиональные компетенции по профессии тесно связаны с видами профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, и формируются в рамках каждого профессионального модуля.
Рассмотрим пример формирования профессиональных компетенций.
Продажа непродовольственных товаров
Код | Наименование результата обучения | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
1.1. | Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров | Распознает качество по органолептическим показателям, выявляет дефекты, делает выводы | - экспертная оценка выполнения практического задания |
1.2. | Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании | Размещает непродовольственные товары в торговом зале магазина, в соответствии с направлением покупательского потока, выполняет выкладку товаров на торгово-технологическом оборудовании магазина в соответствии с правилами техники безопасности | - экспертная оценка выполнения практического задания |
1.3. | Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации | Демонстрирует товары, перечисляет качественные показатели, характеризует потребительские свойства и требования безопасности при эксплуатации непродовольственных товаров | - экспертная оценка выполнения практического задания |
1.4. | Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей | Обеспечивает сохранность товарно-материальных ценностей | - экспертная оценка выполнения практического задания |
Формой итоговой аттестации по каждому профессиональному модулю является экзамен. Итогом этого экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен».
2. Самостоятельная работа как фактор формирования умений у студентов
Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого мастера производственного обучения. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания обучающихся.
Говоря о формировании у обучающихся самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи:
– первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;
– вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в обучении и практической деятельности.
Самостоятельная работа – это работа, которая выполняется без непосредственного участия мастера, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
В настоящее время особое значение приобретает формирование в единстве и взаимосвязи профессиональных умений и навыков и развитие личности будущего квалифицированного рабочего, свободная ориентация в различных системах производства, профессиональная самостоятельность, умение рационально планировать и организовывать свой труд, осуществлять самоконтроль и т.п.
Ещё совсем недавно в практике подготовки квалифицированных рабочих признавалось достаточным обучение лишь конкретным видам труда. В связи с этим отдельные элементы урока (упражнения, самостоятельные работы и т.д.), звенья учебно-производственного процесса (объяснение приёмов, упражнения по усвоению системы знаний, их применение и др.) часто рассматривались не комплексно, не в логической взаимосвязи, а изолированно. Недостаточно уделялось внимания обучению общетрудовым умениям и навыкам (планированию, организации труда, самоконтролю).
Обучение надо рассматривать как своеобразный процесс познания обучающимися под руководством мастера предметов, явлений и процессов, как движение обучающихся от незнания к знанию, от менее полных знаний к более полным и точным. Такой подход к обучению позволяет более глубоко понять единство всех его сторон. Именно этому служит системный подход, который заключается в том, что изучаемые явления не изолируются друг от друга, а рассматривается во взаимодействии и связях друг с другом как нечто целое.