ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа обучающихся это сложный комплекс взаимодействий мастера и обучающихся в формировании умений. Это, по существу, две системы: деятельность мастера производственного обучения, его методы руководства; способы деятельности обучающихся по овладению навыками самостоятельной работы.
Выполнение обучающимися самостоятельных работ непосредственно связано не только с деятельностью рук – физической нагрузкой, но и с умственной, аналитико-расчётной деятельностью.
Самостоятельность в воспроизводящей деятельности выступает как первичная форма. Уровень самостоятельности определяется не только типом решаемой задачи, но и её сложностью. Одна из наиболее простых форм творческой самостоятельности - это деятельность с комбинированием ранее заданных по отдельности дидактических средств. Более высокий уровень самостоятельности проявляется тогда, когда обучающийся начинает перестраивать данный ему для изучения материал, например, составляет план, несколько отличный от изложения в стандартном пособии, в указаниях мастера, привлекает дополнительный материал, вносит новые приёмы работы.
Ещё более высокий уровень творческой самостоятельности отличается тогда, когда обучающийся, решая поставленные перед ним задачи, без помощи мастера овладевает новыми для себя знаниями, вырабатывает новые умения, самостоятельно овладевает упражнением, способом. Наиболее высокий уровень самостоятельности – это стремление к самостоятельной подготовке проблем и их решением. Овладение знаниями, умениями и навыками постепенно вырабатывает умение проводить сравнение, сопоставление, анализ, овладевая всеми профессиональными компетенциями.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
- самостоятельная работа занимает особое положение в системе профессиональной подготовки будущих специалистов, без продуктивно организованной самостоятельной работы невозможна эффективная подготовка современного специалиста.
- самостоятельная работа не возникает сама по себе, она организуется и управляется преподавателем.
- для студента самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная познавательная деятельность.
Таким образом, самостоятельную работу в системе подготовки современного специалиста мы понимаем как целенаправленную, внутренне мотивированную деятельность студента на самостоятельное приобретение и глубокое осмысление новых знаний на занятиях или вне и корректируемую по процессу и результату на основе системного управления со стороны преподавателя.
3. Порядок проведения практики студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования
Производственная практика является обязательным разделом программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Производственная практика проводится образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей, и реализуется концентрированно в несколько периодов.
Производственная практика по профессии направлена на формирование у студентов умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ППКРС по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.
При реализации производственная практика по профессиям включает в себя углубленный первоначальный практический опыт, общие и профессиональные компетенции по каждому из видов профессиональной деятельности в рамках профессиональных модулей.
Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между техникумом и организациями.
В период прохождения производственной практики студенты могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики.
Колледж/университет:
-
планирует и утверждает в учебном плане все виды и этапы практики в соответствии договоров с организациями; -
заключает договоры на организацию и проведение практики; -
разрабатывает и согласовывает с организациями программы практики, содержание и планируемые результаты практики; -
осуществляет руководство практикой; -
контролирует реализацию программы практики и условия проведения практики организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми; -
формирует группы в случае применения групповых форм проведения практики; -
определяет совместно с организациями процедуру оценки общих и профессиональных компетенций студента, освоенных им в ходе прохождения практики; -
разрабатывает и согласовывает с организациями формы отчетности и оценочный материал прохождения практики.
Организации:
-
заключают договоры на организацию и проведение практики; -
согласовывают программы практики, содержание и планируемые результаты практики, задание на практику; -
предоставляют рабочие места студентам, назначают руководителей практики от организации, определяют наставников; -
участвуют в определении процедуры оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики, а также оценке таких результатов; -
участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных студентами в период прохождения практики; -
при наличии вакантных должностей могут заключать со студентами срочные трудовые договоры; -
обеспечивают безопасные условия прохождения практики студентами, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда; -
проводят инструктаж студентов по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.
Направление на практику оформляется приказом руководителя техникума или иного уполномоченного им лица с указанием закрепления каждого студента за организацией, а также с указанием вида и сроков прохождения практики.
Студенты, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить производственную практику в организации по месту работы, в случаях если осуществляемая ими профессиональная деятельность соответствует целям практики.
Студенты в период прохождения производственной практики в организациях обязаны:
-
выполнять задания, предусмотренные программой производственной практики; -
соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка; -
соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности.
Организацию и руководство производственной практикой по профессии осуществляют руководители практики от техникума и от организации.
Результаты производственной практики определяются программами, разрабатываемыми техникумом.
По результатам производственной практики руководителями практики от организации и от колледжа/университета формируется аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения студентами профессиональных компетенций, а также отзыв - характеристика на студента по освоению профессиональных компетенций в период прохождения производственной практики.
В период прохождения практики студентом ведется дневник практики. По результатам практики студентом составляется отчет, который утверждается организацией.
Производственная практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля по виду профессиональной деятельности.
Практика завершается зачетом, при условии положительной характеристики от организации об уровне освоения профессиональных компетенций в период прохождения производственной практики.
Результаты прохождения производственной практики представляются студентом в техникум и учитываются при прохождении государственной итоговой аттестации.
Объем содержания и сроки проведения производственной практики по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям устанавливаются колледжем/университетом
4. Обеспечение востребованности выпускников
Эффективность деятельности учебного заведения определяется востребованностью и качеством предоставляемого им образования, а критериями эффективности являются соответствие компетенций выпускников требованиям работодателей и их конкурентоспособность на рынке труда. Выбор техникумом направления своего развития, разработка стратегии, политики, целей и задач в образовательной, научно-исследо- вательской и инновационной деятельностях также, в значительной степени, зависят от востребованности направлений подготовки и конкурентоспособности профессий, специальностей, приобретаемых выпускниками. Эти обстоятельства обусловливают необходимость определения востребованности выпускников и как критерия в оценке качества образования, получаемого выпускниками техникума, и как индикатора предпочтений рынка труда в отношении тех или иных профессий или специальностей. Востребованность выпускников является также и показателем удовлетворенности работодателей компетенциями выпускников, и свидетельством конкурентных преимуществ техникума, фактором привлекательности для абитуриентов.
Наиболее эффективным решением проблемы обеспечения и независимой оценки соответствия компетенций выпускников образовательных учреждений требованиям работодателей является создание и организация деятельности системы независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций.
С учетом потребности рынка труда и для обеспечения требований работодателей выпускники вуза и специалисты предприятий должны обладать совокупностью компетенций, включающей профессиональные и общекультурные компетенции, знания, умения, навыки, определенную совокупность личностных социальных компетенций. Роль каждого из участников образовательного процесса и заинтересованных сторон в формировании компетенций выпускника различна. На этапе начального и среднего образования закладываются основы и формируются личностные и социальные качества, впоследствии развивающиеся в компетенции.
Основные качества и компетенции, формируемые в учебно-воспитательном процессе с учетом потребностей предприятий-работодателей: владение современными технологиями, применяемыми в мировой практике; знание современного российского и иностранного оборудования – технологического, контрольно-измерительного; знание российских и иностранных нормативно-технических документов (НТД), основ стандартизации и методов управления; владение современными методами менеджмента, включая менеджмент качества, менеджмент ресурсов, инновационный и операционный менеджмент, менеджмент персонала и др.; знание основ корпоративной культуры, ответственность и способность работать в команде; личная и социальная ответственность.
Личные и социальные компетенции:
- работоспособность - активность - общительность - общеобразовательный и культурный уровень - целеустремленность... - профессиональные и общекультурные компетенции - социальная ответственность - креативность - приверженность к корпоративной культуре - этические принципы, нормы поведения... - профессиональные компетенции - социальная и личная ответственность - способность работать в команде - мотивируемость - ... высокие морально-нравственные качества; креативность, лидерство, обучаемость; знание иностранных языков; владение современными информационными технологиями; широта кругозора, высокий общий культурный уровень; адаптируемость, толерантность; заинтересованность, мотивируемость.
Тенденцией последних лет стало относительное увеличение набора в учреждения среднего профессионального образования. В связи с избыточными выпусками специалистов с высшим образованием, работники со средним профессиональным образованием, как представляется, будут все более востребованы на рынке труда.
С другой стороны, российский рынок труда до сих пор находится в состоянии формирования. Это проявляется и в нечеткости посылаемых им сигналов, и в отсутствии развитой инфраструктуры, способной на постоянной основе генерировать адекватную информацию о спросе и предложении.