Файл: Конкуренция и конкуренты необходимо общее соревнование, ибо оно ведет к совершенствованию. Николай Путилов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
40 текущего ведения и развития бизнеса, в том числе в сфере участия в конкуренции. С их помощью субъекты предпринимательства используют, преобразуя в результаты участия в конкуренции, другие ресурсы.
Благодаря бизнес-процессам привлеченные из внешних и внутренних источников ресурсы не только
«оживают», но и становятся полноценными факторами результативного участия в конкуренции. Поэтому каждая из сторон соперничества старается выполнять их более результативно, хотя бы – не менее результативно, чем это получается у соперников (табл. 1.ХХ).
Таблица 1.ХХ
Бизнес-процессы как деятельные ресурсы участия в конкуренции
Вид ресурсов
Состав
Деятельные ресурсы
Совокупность производственных, коммерческих, финансовых, информационных, логистических, других бизнес-процессов и сопровождающих их бизнес- коммуникаций с потребителями, поставщиками, партнерами в совместном бизнесе, органами власти и управления, PR-коммуникаций, коммуникаций владельцев бизнеса с работниками, партнерами в общем бизнесе
(2.2 старая) Значение отдельной совокупности бизнес-процессов в предпринимательстве имеет, наряду с производственной, коммерческой или финансовой деятельностью участников рынка, и конкурентная деятельность. Бизнес-процессы по участию в конкуренции занимают законное место в перечне бизнес- процессов в предпринимательстве как виде профессиональной деятельности на всех этапах создания, текущего ведения и развития бизнеса, а также при выходе из него. Бизнес-процессы по участию в конкуренции сопровождаются бизнес-коммуникациями с конкурентами - неотъемлемой составной частью системы бизнес-коммуникаций в предпринимательстве.
Бизнес-процессы по участию в конкуренции, сопровождаемые бизнес-коммуникациями с конкурентами, становятся деятельным ресурсом формирования, удержания, укрепления конкурентных позиций и контроля источников привлечения ресурсов в занятии предпринимательством подобно тому, как производственные бизнес-процессы, сопровождаемые производственными бизнес-коммуникациями, являются их деятельным ресурсом достижения результатов в производстве товаров, а коммерческие бизнес-процессы, сопровождаемые коммерческими бизнес-коммуникациями, - деятельным ресурсом достижения результатов в продажах товаров. Они являются деятельным источником силы участвующих в конкуренции сторон соперничества.
Осуществление бизнес-процессов образует
деятельное
пространство участия субъектов предпринимательства в конкуренции, которое становится составной частью его ресурсного пространства. В нем выделяются бизнес-процессы, осуществляемые участниками рынка более сильно и более слабо. Первые являются источником большей конкурентной силы участников рынка, вторые – источником меньшей конкурентной силы. Осуществляемые более сильно бизнес-процессы позволяют участникам рынка лучше применять ресурсы, привлеченные из внешних и внутренних источников и, как правило, достигать превосходства в результатах деятельности.
Так, конкурентные действия могут признаваться как более сильные – как конкурентное преимущество одних участников рынка и как более слабые - как свидетельство конкурентного недостатка их соперников.
Силу (или мощность) конкурентных действий следует оценивать исходя из последствий взаимодействия субъектов предпринимательства с к одним и тем же соперником или с перечнем соседей по конкурентной среде одновременно. Они становятся сильными благодаря:
- применению ресурсов, обладающих признаками силы, в процессе их выполнения;
- их уместности – соответствию стратегическим целям и тактическим задачам участия в конкуренции по составу и порядку применения;
- технике выполнения (вопросы комплектации состава, определения порядка применения конкурентных действий сообразно целям и задачам участия в конкуренции и техники их выполнения рассмотрим в последующих главах нашего учебника).
Каждый из участников рынка может, если пожелает, возомнить себя невероятно могущественным. Однако нередко многие из них довольно быстро расстаются с иллюзиями, обнаруживая, что воображаемое превосходство не подтверждаются на практике. Действия одних участников рынка оказываются более сильными, других участников рынка - менее сильными. Нередко, как и спортивном соперничестве, наблюдается паритет сил соперников при выполнении конкурентных действий.
41
При выполнении участниками рынка конкурентных действий отсутствуют предопределенность и автоматизм: если конкурент обеспечил себя более сильными ресурсами, то он и действует более сильно, а если – менее сильными ресурсами, то он и действует более слабо.
Потенциально сильный конкурент может действовать слабо, а потенциально слабый конкурент может удивить всех, выполнив сильные конкурентные действия, тщательно готовясь к ним и умело пользуясь благоприятными обстоятельствами. Если бы привлекаемые участниками рынка ресурсы применялись автоматически, им не было бы необходимости тратить время на обеспечение игрового преимущества, освоение конкурентных действий и профессиональное изучение конкуренции в предпринимательстве.
Ключами к успехам в спорте (сильные позиции в турнирной таблице, высокие результаты, выгодное положение в рейтингах) всегда являются, наряду с сильной ресурсной обеспеченностью спортсменов, спортивных клубов и команд, сильные действия непосредственно во время соревнований.
Например, в футболе высоко ценятся сильные удары по воротам, сильная игра в обороне, прочие действия, к которым применяется понятие «сила». В боксе и других единоборствах одним из ключевых факторов успеха становится сильный удар. Нередко в спорте понятие «сила» интерпретируется только в значении физической силы, тем самым преувеличивая значение этого фактора.
«Силовая» терминология, применяемая для характеристики любых бизнес-процессов в предпринимательстве, наилучшим образом подходит для характеристики бизнес-процессов по участию в конкуренции, поскольку соперничество в спорте является прямым аналогом соперничеству в предпринимательстве.
Для обеспечения конкурентных преимуществ перед соперниками и недопущения / пресечения конкурентных недостатков в осуществлении бизнес-процессов участникам рынка необходим их постоянный контроль. Чтобы превосходить соперников в выполнении конкурентных действий или как минимум не отставать от них, им следует по возможности осуществлять контроль взаимодействия с соперниками – квалифицированно управлять своими действиями и влиять на действия соперников.
Некоторые участники рынка являются обладателями конкурентных преимуществ в контроле взаимодействия с соперниками, подобно тому, как спортивные команды являются обладателями игрового преимущества перед соперниками. Они контролируют ведение игры, а это часто является весомой гарантией успехов в игре. Другие команды вольно или невольно отдают игровое преимущество соперникам. Контроль взаимодействия с соперниками со стороны участников рынка предоставляет им весомые шансы добиваться подходящих целевых и иных результатов в соперничестве. Его отсутствие или неполнота свидетельствуют о том, что участникам рынка приходится следовать в кильватере соперников, подстраиваясь под них. Поэтому у них меньше шансов на достижение позитивных результатов в соперничестве.
Контроль взаимодействия с соперниками и контроль внешних и внутренних источников привлечения ресурсов для участия в конкуренции являются двумя сторонами ресурсного контроля в конкурентной среде со стороны субъектов предпринимательства.
1.12.
Конкурентоспособность бизнеса участников рынка
Понятие «конкурентоспособность» популярно и применяется так же часто, как и «конкуренция». Его регулярно используют руководители российского государства. Например, мы можем встретить в их устных выступлениях и статьях высказывания о необходимости повышения конкурентоспособности предприятий российского несырьевого сектора экономики, российского образования, науки, туризма (интересно, что в английском языке отсутствует точный эквивалент данного понятия, а дефиниции «competition (competitive) ability» и «competition (competitive) capability» практически не применяются).
Общий смысл таких высказываний увязывается с необходимостью обеспечения условий, при которых те или иные российские предприятия, учреждения или организации могли бы успешно конкурировать с иностранными участниками рынка на соответствующем секторе мирового рынка товаров (услуг, работ) в условиях глобализации социально-экономических отношений и процессов.
Слово «конкурентоспособность» имеет два корня: «способность» и «конкуренция» (рис. 1.15). Поэтому он находится в общем смысловом ряду с «конкуренцией». «Конкурентоспособность» – одна из ключевых категорий современной теории конкуренции. С ее помощью можно дать определение совокупности источников конкурентной силы субъектов предпринимательства, конструктивных ресурсных предпосылок их участия в конкуренции.
42
Рис. 1.15. Конкурентоспособность участников рынка
Конкурентоспособность бизнеса участников рынка представляет собой способность последних к результативному совершению конкурентных действий – опережению соперников в насыщении рынка товарами
(услугами, работами), выполнении других предпринимательских функций в конкурентной среде, занятию и удержанию конкурентных позиций. Она является наиболее точным интегральным показателем преимуществ субъектов предпринимательства в обеспеченности ресурсами из внешних и внутренних источников для участия в конкуренции и в контроле взаимодействия с соперниками. В нашем учебнике понятие конкурентоспособности бизнеса употребляется как синоним готовности участников рынка к успешному участию в конкуренции.
Конкурентоспособность бизнеса следует отличать от его конкурентной устойчивости. Бизнес обладает конкурентоспособностью, если имеет достаточное обоснование в виде ресурсов, привлеченных из внешних и внутренних источников, между тем его следует признать конкурентно устойчивым при занятии участниками рынка конкурентных позиций, позволяющих обеспечить такую устойчивость. Конкурентоспособность бизнеса – признак готовности участников рынка к соперничеству за результаты, его конкурентная устойчивость – признак достижения благоприятных результатов по окончании соперничества. Первый термин имеет ресурсное значение для участия в конкуренции, второй – результирующее.
С помощью понятия «конкурентоспособность бизнеса» можно более точно охарактеризовать потенциал конкурентной силы участников рынка. Это признак силы привлеченных, но пока не примененных ресурсов, а также силы конкурентных действий. Потенциал конкурентной силы участников рынка становится реализованным лишь в процессе применения. Тем самым реализованной становится и конкурентоспособность бизнеса участников рынка.
Бизнес каждого участника рынка имеет обладает своим уровнем конкурентоспособности. В процессе управления бизнесом участники рынка систематически задаются вопросом о своей конкурентоспособности и конкурентоспособности окружения – о том, способны ли они сами и их окружение успешно совершать конкурентные действия и добиваться желаемых результатов. Ведь у более конкурентоспособных участников рынка больше шансов добиться положительных результатов в конкуренции, а у менее конкурентоспособных – меньше шансов праздновать успех в конкурентной среде.
Категория «конкурентоспособность» входит в один ряд с такими понятиями, как «работоспособность»,
«боеспособность», «платежеспособность», «кредитоспособность». Каждое из них обозначает готовность совершать те или иные действия с достижением намечаемого результата.
Так, работоспособность – физическая и интеллектуальная готовность людей эффективно трудиться.
Боеспособность означает готовность успешно решать боевые задачи, участвовать в боевых действиях.
Работоспособностью обладают работники, боеспособностью – бойцы, конкурентоспособностью – конкуренты, стороны соперничества в конкурентной среде.
Более высокий уровень конкурентоспособности бизнеса наблюдается в деятельности участников рынка, обладающих не только превосходящим составом привлекаемых ресурсов, но и лучше исполняемыми бизнес- процессами по сравнению с деятельностью соперников.
Если участники рынка не могут достойно реализовать имеющиеся ресурсы и/или не имеют преимущества в конкурентной деятельности, никто не поверит в то, что они в действительности конкурентоспособны. Ведь пока человек не запоет, никто не поверит в то, что он обладает вокальными способностями. Более высокий
43 уровень конкурентоспособности свойствен и субъектам предпринимательства, обладающим более сильными конкурентными действиями по сравнению с действиями соперников.
Поэтому риторический характер приобретают некоторые вопросы, с которыми приходится сталкиваться в разных публикациях на тему конкурентоспособности, например, «могут ли конкурентоспособные предприятия выпускать неконкурентоспособную продукцию?», «может ли на неконкурентоспособном предприятии трудиться конкурентоспособный персонал?»,
«может ли неконкурентоспособная продукция создаваться конкурентоспособными работниками?»
Участники рынка могут быть признаны конкурентоспособными только в том случае, если они обладают важным конкурентным ресурсом, реализуют его в действиях, совершаемых фирмой и ее работниками, и достигают искомых конкурентных результатов в процессе ведения бизнеса.
В литературе и в хозяйственной практике понятие конкурентоспособности нередко распространяют не только на ресурсы бизнеса, но и на его результаты – произведенные и проданные товары (услуги, работы), цены на них, их качество и количество, денежные доходы участников рынка (рис. 1.16), а конкурентоспособными признают участников рынка, которые по итогам соперничества добиваются превосходства над конкурентами в перечисленных аспектах.
Рис. 1.16. Применяемые на практике индикаторы конкурентоспособности
Так, например, под конкурентоспособностью товаров (услуг, работ) понимают сравнительные характеристики потребительских и стоимостных параметров данной продукции по отношению к продукции конкурентов. Иногда конкурентоспособностью продукции называют ее способность выдерживать сравнение с продукцией конкурентов при сохранении среднерыночной цены.
__________________________________________________________________________________________
_______________
Для характеристики конкурентоспособности продукции используют такие показатели, как качество продукции, ее цена, затраты на эксплуатацию, применение, использование продукции в течение жизненного цикла, качество сервиса потребителей продукции в сравнении с аналогичными показателями, характеризующими продукцию конкурентов. На основе этих показателей могут рассчитываться «рейтинги конкурентоспособности продукции»
22
Широкое распространение в России практики оценки степени конкурентоспособности участников рынка на основе анализа не их конкурентного потенциала, а достигаемых ими результатов занятия предпринимательством связано с тем, что индикаторы различий участников рынка в конкурентном потенциале в настоящее время не разработаны. В распоряжении участников рынка нет каких -либо
22
По мнению И. М. Лифица, рейтинги – это «обобщенный критерий конкурентоспособности». Лифиц И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц. – М.: Юрайт, 2001. – С. 16.
Произведенные и проданные товары (услуги, работы)
Цены на произведенные и проданные товары (услуги, работы)
Качество и количество товаров (услуг, работ)
Денежные доходы участников рынка
Конкурентные позиции
44 тестов на конкурентоспособность, подобных тестам на проверку творческих и других способностей, а также профе ссиональной квалификации людей.