Файл: Конкуренция и конкуренты необходимо общее соревнование, ибо оно ведет к совершенствованию. Николай Путилов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6 партнеры в общем бизнесе (соучредители общих бизнес-единиц с коллективным либо долевым участием)
– за степень влияния на ведение и развитие общего бизнеса; ранее нанятые работники – за обеспечение выполнения трудовых контрактов; потенциальные работники – за обеспечение более выгодных условий трудовых контрактов в процессе их обсуждения и заключения; органы государственной власти и управления – за выгодные условия ведения бизнеса в стране, за приемлемые нормативные документы, регламентирующие занятие предпринимательством, за эффективные ставки налогов и др.; другое общественное окружение – за степень внешнего признания своей деятельности.
«Другое общественное окружение» включает людей и организации, которые невозможно отнести к конкурентам субъектов предпринимательства, их поставщикам, потребителям или партнерам, а также общество как целое.
Ни одно физическое лицо не является прямым потребителем продукции металлургического предприятия или компании, занимающейся добычей природного газа. В то же время трудно представить себе людей, не имеющих интересов, связанных с деятельностью таких предприятий. Выплавляемый в домне металл в конце концов превращается в те или иные металлические предметы потребления, а газ, транспортируемый через газопровод, попадает в газовую плиту на кухне. Кроме того, каждая из названных компаний платит налоги, из существенной части ее доходов госбюджет, например, оплачивает содержание правоохранительных органов, финансирует социальные программы и др.
Интересы участников рынка и общества как целого могут иметь широкий диапазон несовпадения.
Заинтересованные в расширении своего могущества участники рынка стремятся навязать обществу свои интересы, связанные с увеличением объектов собственности, максимизацией доходов, между тем общество стремится подчинить бизнес-единицы своим интересам.
В нашем курсе мы сосредоточим внимание на конкуренции субъектов предпринимательства между собой, не рассматривая подробно конкуренцию продавцов и покупателей, работодателей и работников, а также конкуренцию участников рынка с остальным окружением.
Среди сторон соперничества в предпринимательстве принято выделять прямых и косвенных конкурентов.
Субъекты предпринимательства явно соперничают с прямыми конкурентами, но их соперничество задевает и
косвенных конкурентов – субъектов предпринимательства, входящих в их общее окружение; его часто называют третьими сторонами (третьими сторонами окружения, третьими сторонами соперничества). Число всей массы косвенных конкурентов неизвестно и может стремиться к бесконечности.
Например, прямыми конкурентами обычно выступают компании одной отрасли, продукция которых ориентирована на один и тот же круг потребителей. Это автомобили БМВ и Ауди, гипермаркеты «Ашан» и Metro, сети кинотеатров «КАРО Фильм» и «Формула Кино» и т. д.
Косвенными конкурентами выступают кинотеатры и спортивные мероприятия, музыкальные концерты. Если российские кинотеатры принимают решение о снижении цен на билеты, то это задевает интересы их косвенных конкурентов, спрос на услуги которых может снизиться в связи с этим.
Термин «конкуренты» унифицирует стороны соперничества, а его использование создает обманчивую видимость однородности состава конкурентов. Но было бы ошибкой считать всех взаимно конкурирующих субъектов предпринимательства братьями-близнецами, выполняющих, подобно роботам, одинаковые конкурентные действия. В действительности субъекты предпринимательства, принимающие участие в конкуренции, - разные. Будучи похожими друг на друга как исполнители одинаковой конкурентной функции, участники рынка вместе с тем различаются между собой, подобно соседям по авиарейсам, коммунальным квартирам и коттеджным поселкам.
Все участники рынка обладают устойчивыми индивидуальными и типичными групповыми признаками деятельности в конкурентной среде. Наличие у участников рынка типичных признаков деятельности позволяет указывать на их принадлежность к той или иной конкурентной группе и на их конкурентный статус – знак отнесения их к такой группе.


7
Субъекты предпринимательства входят в разные конкурентные группы, которые различаются между собой. Стремление находить в деятельности участников рынка типичные «групповые» черты проявляется в применении на практике и в теории обобщенных определений, таких, например, как «специализированная фирма», «диверсифицированный бизнес» и др. В бытовом лексиконе также прижились разные шаблонные дефиниции, которые позволяют людям относить участников рынка к каким-либо группам, например, такие, как
«фирма для любителей ширпотреба», «фирма для богатых клиентов», «фирма, мозолящая глаза», «популярная фирма». К ним можно добавить и другие типовые определения участников рынка – «удачливый конкурент»,
«честный конкурент», «виртуальный конкурент», «агрессивный конкурент», а также «дебютант конкурентной среды», «старожил конкурентной среды», «соперник-союзник» и другие.
В практике современного предпринимательства можно найти различные обоснованные или стихийные критерии отнесения участников рынка к тем или иным конкурентным группам и выявления их конкурентного статуса.
Иногда выделяют, например, участников рынка с конкурентным статусом многопрофильного конкурента, ведущего диверсифицированный бизнес на разных секторах рынка товаров, услуг, работ, и
специализированного конкурента, действующего в определенной рыночной нише, в том числе узкой.
Крупные, средние и небольшие многопрофильные бизнес-единицы отличаются от специализированных участников рынка по ролевому предназначению.
Многопрофильные конкуренты являются проводниками диверсификации инвестиций и межотраслевого перелива капиталов. Их бизнес способствует становлению и разработке новых отраслей, освоению рынков новых товаров (услуг, работ). В то же время специализированные конкуренты становятся драйверами глубокой проработки отдельных секторов рынка, а некоторые драйверами развития узкоспециализированных ниш за счет укоренения (часто говорят «окапывания») в них.
Пока многопрофильные конкуренты экспериментируют с инвестированием в разные отрасли и на разные рынки, специализированные конкуренты пожинают плоды успешного захвата ниш в прошлом и продолжают укореняться в своих нишах, стараясь не подпускать к ним конкурентов. Они озабочены сохранением и усилением конкурентных позиций именно в этих занятых и освоенных нишах и обычно не замышляют ничего другого.
Возможность группировки фирм одной отрасли на началах выделения типичных особенностей, делающих их похожими друг на друга и непохожими на фирмы, входящие в другие группы отрасли, способствовала в начале 1970- х гг. возникновению концепции стратегических групп. Понятие «стратегическая группа» было сформулировано в 1972 г. Майклом Хантом, который предложил выделять в отрасли по производству бытовых приборов четыре стратегические группы, объединяющие конкурентов на основе общности применяемых стратегий и позиций. Позднее анализ стратегических групп стал подразделом отраслевого конкурентного анализа.
Различными являются конкурентные группы участников рынка, действующие на разных типах рынков.
Так, участие субъектов предпринимательства в конкуренции разворачивается на рынках, различающихся между собой по уровню зрелости (табл. 1.1). Выделяют молодой (зарождающийся), сформированный, быстрорастущий, стагнирующий (неразвивающийся) или угасающий рынки. (ПЕРЕВЕСТИ ВО МН.Ч.)
Таблица 1.1

Дифференциация рынков по уровню их зрелости
Термин
Определение
Молодой
(зарождающийся)
Рынок нового товара (первые 3 года)
Сформированный Рынок определенного товара, пользующегося постоянным спросом более 3 лет, с известной среднерыночной ценой
Быстрорастущий
Рынок, увеличивающийся более чем на 30 % за год
Стагнирующий
(неразвивающийс я)
Рынок, характеризующийся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода
Угасающий
Рынок с устойчиво сокращающимся объемом

8
Участие в конкуренции также имеет определенную географию и масштабы. Она разворачивается на международном, национальных, региональных, местных, локальных, рынках (табл. 1.2), для каждого из которых характерен определенный состав соперников.
Таблица 1.2
Дифференциация рынков по географии и масштабам
Термин
Определение
Локальные рынок Рынок в пределах части административно-территориальной единицы (улицы, района, парка, кампуса, муниципального округа)
Местные рынок
Рынок в пределах целой административно-территориальной единицы (сельский, городской)
Региональныерын ок
Рынок в пределах Федерального округа или его части, субъекта Российской Федерации или его части
Национальныерын ок
Рынок в пределах государства (рынок Российской
Федерации)
Международный рынок
Рынок в пределах нескольких государств (рынок СНГ, рынок
Европы)
Глобальный рынок планетарного масштаба
1.3.
Объекты конкуренции в предпринимательстве
Конфликты интересов субъектов предпринимательства, подталкивающие их к участию в конкуренции, коренятся в сферах достижения целевых результатов их деятельности, а также создания, поддержания, укрепления ресурсного потенциала бизнеса. Целевые результаты бизнеса и его ресурсный потенциал становятся объектами конкуренции в предпринимательстве.
Рис. 1.3. Объекты конкуренции в предпринимательстве
Объекты конкуренции в предпринимательстве
Целевые результаты бизнеса
Ресурсный потенциал бизнеса

9
Целевые результаты бизнеса по-разному воспринимаются субъектами предпринимательства и разными сегментами их окружения. Потребителям таковыми представляются нужные им и качественно произведенные товары (услуги, работы), приобретаемые по приемлемой цене, степень ассортиментного разнообразия товаров
(услуг, работ), способность последних изменять и дифференцировать потребности, соответствовать или превосходить потребительские ожидания по красоте, надежности, комфортности, приятности на вкус и другим потребительским критериям, количество указанных товаров, технологии их доставки потребителям, уровень продажного и послепродажного сервиса. Поставщики и партнеры по бизнесу оценивают результаты бизнеса по степени надежности участников рынка в выполнении финансовых, логистических и иных обязательств, степени их гибкости в нахождении компромиссов и взаимоприемлемых решений. Для нанимаемых работников результатами бизнеса становятся обустроенные, оснащенные в соответствии с современными требованиями и поддерживаемые в достаточном количестве рабочие места, а также подходящие по уровню оплаты и иным критериям условия трудового найма. Для государства – это насыщение национального рынка подходящими товарами (услугами, работами), решение других макроэкономических и социальных задач, включая увеличение доходной части бюджетов.
Для самих субъектов предпринимательства целевые результаты бизнеса - следствие достижения целей занятия предпринимательством. Таковыми являются все перечисленные выше характеристики, среди которых обобщающее значение имеют результаты насыщения спроса товарами (услугами, работами), а также размеры профессионального предпринимательского дохода. Первые указывают на востребованность субъектов предпринимательства и их деятельности со стороны окружения. Вторые – на интегральное значение отдачи от этой деятельности в виде вознаграждения за нее. Получение вознаграждения подтверждает востребованность данной деятельности и мотивирует субъектов предпринимательства к ее воспроизведению и развитию.
_______________________________________________________________________________________
В литературе под результатами бизнеса нередко понимается лишь исключительно денежная выручка участников рынка или прибыль как ее часть. Несомненно, денежная выручка интересует субъектов предпринимательства и мотивирует их на участие в конкуренции – за счет выручки компенсируются затраты, увеличиваются инвестиции в дальнейшее развитие бизнеса, возрастает фонд личного потребления.
При этом важно понимать, что люди занимаются предпринимательством не только для того, чтобы набивать карманы или вкладываться в дорогостоящие предметы личного потребления (виллы, яхты, украшения и др.). Как и любая другая работа, предпринимательская деятельность нуждается в постоянном воспроизведении и развитии.
________________________________________________________________________________________
Поскольку участие в конкуренции является составной частью занятия предпринимательством, целевые результаты участия в конкуренции учитываются при подведении итогов занятия предпринимательством. Для оценки степени результативности бизнеса - насколько успешно / неуспешно субъекты предпринимательства участвовали или участвуют в конкуренции, сторонам конкуренции необходимо произвести сопоставление
(соизмерение) результатов своего бизнеса с результатами деятельности соперников. Таким образом выявляется степень целевой результативности участия в конкуренции.
Наряду с целевыми результатами бизнеса объектами конкуренции в предпринимательстве являются также его ресурсы. Совокупность ресурсов образует ресурсный потенциал создания, текущего ведения, развития, прекращения бизнеса, в том числе – участия в конкуренции. Наличие ресурсов позволяет участникам рынка не просто вести дела, обеспечивая закупки, производство, продажи, но и совершать конкурентные действия.
Так, промышленное сырье является не только материальным ресурсом участников рынка, но и конкурентными, а инвестиции – не только финансовым ресурсом, но и конкурентным, поскольку перечисленные ресурсы применяются участниками рынка, помимо прочего, для участия в конкуренции.
Ресурсный потенциал становится средством обеспечения участия субъектов предпринимательства в конкуренции - его правомерно также определять как конкурентный потенциал занятия предпринимательской деятельностью. Соперничество за ресурсы (см. 2.11) становится естественной сферой профессиональных интересов субъектов предпринимательства.
Конкуренция за ресурсы слабо описана в современной литературе, но ресурсный подход в теории конкуренции имеет сторонников. За рубежом тема конкуренции «за ресурсы» признается отдельным направлением конкуренции и является самостоятельным направлением научных исследований, начиная со второй половины ХХ в. Ресурсный подход к формированию устойчивых конкурентных преимуществ (RBV – resource-based view), основоположниками которого стали Э. Пенроуз
3
и Б. Вернерфельт
4
, основан на том, что разница в рентабельности между фирмами обусловлена различиями их ресурсов.
3
Penrose E. The Theory of Growth of the Firm. – John Wiley & Sons, 1959.
4
Wernerfelt B. A resource-based view of the firm // Strategic Management Journal – vol. 2, 1984, no. 2, pp. 171–180.


10
Ресурсы, с позиций современного ресурсного подхода, – это специфические активы, контролируемые фирмой, которые трудно или невозможно имитировать и которые позволяют фирме реализовывать стратегии, способствующие повышению ее экономической и управленческой эффективности.
Из данного определения следуют два важных замечания. Во-первых, фирмы должны контролировать ресурсы.
Контролировать – не значит иметь в собственности, а значит найти возможность для их использования. Это объясняет, как «стартуют» бизнес-идеи без ресурсного обеспечения. Во-вторых, ресурсы трактуются как условие получения экономических выгод, например, доходов от владения ограниченными ценными ресурсами, от рыночной власти, от риска и инноваций.
1.4.
Конкурентные действия в предпринимательстве
Конкурентными называются действия субъектов соперничества по участию в конкуренции вокруг объектов соперничества. Их совокупность образует конкурентную деятельность сторон соперничества, осуществляя которую, те участвуют в конкуренции.
Конкурентные действия являются специфической деятельной предпосылкой достижения субъектами предпринимательства целевых результатов участия в конкуренции. Поэтому они рассматриваются как особые деятельные ресурсы участия в конкуренции. Кто-то действует лучше, кто-то хуже, и это влечет за собой определенные последствия, которые выражаются в результатах участия в конкуренции.
Вокруг них также разворачивается соперничество - субъекты предпринимательства стремятся действовать лучше конкурентов или хотя бы не отставать от них.
Поскольку конкурентные действия проявляются в двустороннем либо многостороннем соперничестве, они всегда имеют взаимный характер и составляют конкурентное взаимодействие сторон соперничества.
Смысл конкурентного взаимодействия (2.2 старая) – противостояние соперникам в стремлении превзойти их или в воспрепятствовании отставания от них.
Такое взаимодействие осуществляется двумя способами - непосредственно и опосредованно.
Непосредственным называется взаимодействие сторон соперничества, бизнес-коммуникации между которыми не предполагают участия третьих сторон. Оно наблюдается, например, при слияниях, присоединениях субъектов предпринимательства, купле-продаже бизнеса или долей участия в нем, проведении конкурентной разведки и контрразведки, подписании договоров, соглашений между собой, лоббировании интересов в органах власти и управления. Оно имеет место при судебных разбирательствах взаимных претензий сторон соперничества, доведении соперников до банкротства и сопротивлении этому, криминальных разборках.
Примером непосредственного взаимодействия сторон конкуренции является покупка конкурентов (X5 Retail
Group последовательно приобрела такие торговые сети, как «Карусель», «Патэрсон», часть магазинов сети
«Остров», «Копейка» и др.). Непосредственное взаимодействие также может выражаться в проведении совместных рекламных кампаний или партнерских соглашениях. КОГДА ЭТО БЫЛО?
Примером непосредственного взаимодействия участников рынка с конкурентами служит и «черный пиар», который выражается в виде умышленного вброса в СМИ негативной, часто не соответствующей действительности информации о компании-конкуренте или ее руководителях и владельцах.
Опосредованным называется взаимодействие сторон соперничества, бизнес-коммуникациями между которыми охвачены также третьи стороны. Оно наблюдается, когда конкурентные действия непосредственно адресуются не соперникам, а окружению, но это опосредованно влияет на соперников. Участники рынка опосредованно взаимодействуют с конкурентами, предпринимая действия по изменению цен, совершенствованию качества продукции (изменение цен и качества продукции, на первый взгляд, является признаком их взаимодействия с потребителями), участию в государственных проектах, привлечению к работе квалифицированных кадров и (или) состоятельных инвесторов, распространению в СМИ информации о собственных успехах на рынке: наградах и премиях, высоких местах в рэнкингах и рейтингах.
Поскольку исполнение конкурентной функции имеет сквозной характер в предпринимательстве, взаимодействие субъектов предпринимательства с любыми сторонами конкурентной среды при создании,


11 текущем ведении, развитии, прекращении бизнеса следует признать значимым для их участия в конкуренции и имеющим конкурентный смысл. Думая о производстве, продажах, закупках, субъекты предпринимательства не перестают вспоминать конкурентов, подстерегающих их повсюду.
Выполняемые субъектами предпринимательства конкурентные действия различаются между собой в соответствии с критериями принадлежности к их операционной деятельности в определенном направлении участия в конкуренции (рассмотрим в главе 3 нашего учебника) и типам конкурентных операций, в составе которых они применяются (рассмотрим в главах 4-6 нашего учебника).
Пока лишь отметим, что непосредственное и опосредованное противостояние противоположным сторонам соперничества позволяет участникам рынка: обеспечивать себе гарантии от деструктивного вмешательства конкурентов в занятие бизнесом; оказывать влияние на деятельность конкурентов, их успехи и неудачи.
Необходимость влияния друг на друга не только обусловливается стремлением участников рынка превосходить соперников, но и в свою очередь усиливает это стремление.
Например, поставщики однородной продукции ведут борьбу за попадание в торговые сети, поскольку это позволяет им существенно повысить объемы продаж. Компании часто одновременно ведут переговоры с разными торговыми сетями для начала сотрудничества или увеличения объемов поставок по существующим договорам, а также на установление наиболее выгодной для себя цены поставки. Достижение выгодных соглашений с торговыми сетями опосредованно влияет на их прямых конкурентов.
Противостояние сторон соперничества производится по линии непреодолимого столкновения интересов сторон. Она разделяет стороны взаимодействия и становится линией их соприкосновения - линией фронта их
соперничества. Конкурентное взаимодействие сторон соперничества является универсальной практикой отстаивания интересов посредством навязывания их другим сторонам соперничества и/или защиты их от подобной встречной либо ответной активности. Необходимость действий по фронту соперничества обусловлена тем, что субъекты предпринимательства во всех видах экономической деятельности профессионально трудятся вопреки интересам и намерениям конкурентов. Взаимное расположение сторон соперничества по линии фронта называется их конкурентной диспозицией.
Бизнес-проекты создаются, укореняются, поддерживаются и развиваются всегда вопреки желанию и действиям соперников. Навязывая свои интересы конкурентной среде и защищаясь от аналогичной активности извне, участники рынка не просто обеспечивают текущую профессиональную предпринимательскую деятельность. Находясь среди соперников, задумываясь о том, «как поступить и что предпринять в отношении окружения?», «что делать с конкурентами?», они отстаивают право на труд в сфере предпринимательства.
Дефиниции «фронт» и «линия фронта» применяются в практике конкуренции во всех видах деятельности, где наблюдается соперничество сторон., но считаются военными терминами. Они образованы от французского front – лоб. «Фронтовая» терминология используется и в нашем учебнике.
Термин «диспозиция» (от лат. dispositio – расположение) имеет широкое распространение в военном деле и юридической практике. В военном деле под диспозицией понимается план расположения сухопутных войск и войск противника для ведения сражения или план расположения боевых кораблей на рейде, базе и море. В юриспруденции диспозиция представляет собой структурный элемент нормы права (наряду с гипотезой и санкцией), который раскрывает содержание юридически значимого поведения субъекта права. Она представляет собой ядро юридической нормы, указывает действие (бездействие), непосредственно влекущее правовые последствия.
Поставленные выше вопросы постоянно возникают у участников рынка в процессе управления собственным бизнесом в условиях конкуренции. Любой рационально мыслящий субъект предпринимательства мечтает о влиянии на действия соперников и о недопущении ответного влияния. Ведь размеры собственных объемов продаж товаров (услуг, работ) и объемов продаж соперников находятся во взаимной зависимости. Участники рынка достигают или не достигают конкурентных результатов не только потому, что сами стараются добиться успехов, но и потому, что это им позволяют или не позволяют сделать их конкуренты, и наоборот.