Файл: Конкуренция и конкуренты необходимо общее соревнование, ибо оно ведет к совершенствованию. Николай Путилов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
ГЛАВА 1
КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТЫ
Необходимо общее соревнование, ибо оно ведет к совершенствованию.
Николай Путилов
Конкуренция в экономической области ближе к конкурентным явлениям, наблюдаемым в повседневной жизни, чем к концепциям экономистов.
Джеральд О’Дрисколл
Участие в конкуренции и конкурентная функция в предпринимательстве
Стороны соперничества в предпринимательстве. Конкурентные группы и конкурентный статус участников рынка
Объекты конкуренции в предпринимательстве
Конкурентные действия в предпринимательстве
Конкурентная среда в предпринимательстве
Конкурентные преимущества и недостатки сторон соперничества. Расстановка конкурентных сил в предпринимательстве
Целевое направление участия в конкуренции. Конкурентные позиции сторон соперничества. Конкурентная устойчивость бизнеса
Конкурентные позиции участников рынка по отношению к другому окружению
Конкурентный статус сильных, средних, слабых конкурентов
Ресурсное направление участия в конкуренции. Контроль внешних и внутренних источников привлечения ресурсов
Бизнес-процессы как составная часть конкурентного потенциала участников рынка. Необходимость контроля взаимодействия с соперниками
Конкурентоспособность бизнеса участников рынка
1.1. Участие в конкуренции и к
онкурентная функция в предпринимательстве
Конкуренция с природой и между собой является объективным условием повседневной деятельности людей. Люди конкурировали за «место под солнцем» – за лучшие условия жизни и труда, более плодородные земли, обладание материальными и духовными благами, политическими правами, влиянием и властью – на протяжении всей истории человечества. Их стремление к реализации коренных жизненных интересов в атмосфере постоянной конкуренции заставляло их становиться успешными конкурентами.
Понятия «конкуренция» и «конкурент» пришли в русский язык от немецкого слова konkurrenz, которое в свою очередь восходит к латинскому concurro – сбегаться, сталкиваться (con – вместе, curro – бежать). В древней латыни с помощью терминов concurro / concurrentia обозначали такие процессы взаимодействия сторон, как их слияние и столкновение. В современном английском языке эквивалентом термина «конкуренция», как и слова
«соревнование», является «competition».
Несмотря на различия определений и интерпретаций понятий «конкуренция» и «конкурент» в учебниках, современных научных публикациях, популярных статьях, деловом и бытовом лексиконе, главным признаком конкуренции признается наличие конфликта интересов ее участников. Конфликты интересов охватывают разные сферы жизнедеятельности людей: экономику, политику, науку, искусство, спорт, социальную жизнь, а также частную жизнь людей. Во всех них наблюдается конкуренция между обладателями конфликтующих интересов – субъектами соответствующего вида деятельности.
В спорте команды и отдельные спортсмены конкурируют за победу в отдельных матчах и по итогам соревнований и турниров. Авторы произведений искусства конкурируют за внимание меценатов, владельцев выставочных залов и покупателей. Так продюсеры кинофильмов конкурируют за возможность попадания в широкий прокат, за, то чтобы кинотеатры купили права на демонстрацию.
2
В основе конкуренции в экономике прежде всего лежат конфликты социально-экономических интересов сторон: предпринимательских интересов, интересов покупателей и продавцов продукции и других. Соотношение этих интересов лишено изначальных согласия и гармонии – интересы сторон конфликта не совпадают, как правило, противоречат друг другу, и каждая сторона стремится превзойти другую в отстаивании своих интересов.
Поэтому в основе конкуренции лежит объективно обусловленное стремление сторон конфликта обеспечивать превосходство своих интересов или не допускать отставания в их реализации.
Интересы сторон полностью совпадают только в концовках детских сказок. Сначала положительные и отрицательные сказочные персонажи сражаются между собой, а затем, когда добро побеждает зло, среди героев воцаряются вечные мир, покой и согласие.
Если бы, как в сказке, экономика представляла собой царство всеобщей гармонии, всеобщего благоденствия и счастья для всех, был бы реализован сказочный принцип коммунизма «от каждого по способностям – каждому по потребностям». Все участники рынка с начала деятельности были бы одинаково благополучными, а их деятельность получала бы в равной степени положительное признание в обществе.
Однако в действительности современная экономика – царство не всеобщего равенства и братства, а неравенства и конкуренции. В ней не бывает чисто положительных и отрицательных героев. Экономику нельзя воспринимать в черно-белом изображении, в ней нет ни вечного добра, ни вселенского зла. Некоторые участники рынка могут нравиться больше, другие – меньше, но это дело вкуса, потребительских и иных привязанностей. В обстановке конфликтов интересов все они вынужденно или с удовольствием принимают участие в конкуренции.
Объектом нашего изучения является конкуренция в предпринимательстве, а непосредственным предметом
– участие в ней субъектов предпринимательства на профессиональной основе.
Участие в конкуренции – вечный спутник предпринимательства. С его помощью субъекты предпринимательства отстаивают свои интересы в условиях конфликта интересов в экономике. Успехом
участия в конкуренции является победа (выигрыш) в отстаивании интересов, его отсутствием - поражение
(проигрыш) в отстаивании интересов по схеме «один превосходит другого». У победы и поражения в конкуренции бывает много оттенков – от полной победы до относительного выигрыша, от несущественного проигрыша до безоговорочной капитуляции. Но успешные результаты участия в конкуренции (выигрыш) одних субъектов предпринимательства всегда оборачиваются безуспешным участием в конкуренции
(проигрышем) их соперников, и наоборот. Синонимами конкуренции являются соперничество, соревнование, состязание субъектов предпринимательства между собой.
В современных публикациях можно встретить и другие интерпретации этих понятий. Например, некоторые авторы полагают, что отождествление конкуренции (competition) и соперничества (rivalry) недопустимо, поскольку термин «конкуренция» следует применять для характеристики строения рынка, а не деятельности компаний (по их мнению).
В действительности противопоставление конкуренции, соперничества, соревнования, состязания – не более чем игра слов. Упомянутые дефиниции стали частью русской речи благодаря разным объективным обстоятельствам, тем не менее, все они несут примерно одну и ту же содержательную нагрузку. Названные определения дают представление о том, что в обстановке конфликта интересов стороны противостоят друг другу и каждая из них совершает действия, адресованные противоположной стороне конфликта для отстаивания собственных интересов. Поэтому конкуренцию, например, вполне допустимо определять как соперничество или как соревнование и наоборот. Различия между этими терминами могут иметь характер казуистики – фиксации нюансов, но не сути.
Каждый национальный язык имеет свои источники. Например, в английском языке с помощью слова
competition в равной мере обозначаются спортивные соревнования и конкуренция в экономике. Английское
competition
восходит к латинскому competitionem (com (= con) + petito – стремление достать что-то, добиться чего-либо, притязать на что-то). В книге «Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном
3 бизнесе», изданной автором данного учебника, читатели найдут подробное описание эволюции теории конкуренции и ее терминологического аппарата
1
Указание на необходимость опережения конкурентов, содержащееся в базовых терминах теории предпринимательства - «предпринимательство», «предприниматель», «предприимчивость» (подробно об этом
- в учебнике «Основы предпринимательства»
2
), наполняет данные термины конкурентным смыслом.
Участие в конкуренции – не прихоть и не проявление натуры субъектов предпринимательства. Это одно из направлений их повседневной профессиональной работы, которое имеет столь же важное значение, как и, например, генерация новых бизнес-идей, создание, реинжиниринг или ликвидация бизнеса, производство и продажа товаров, оказание услуг и выполнение работ, создание и поддержание рабочих мест, исследование рынков, разработка и внедрение инноваций, управление изменениями и ростом бизнеса или уплата налогов.
На фоне постоянного столкновения интересов неизбежные конфликты сторон и необходимость самостоятельного отстаивания своих интересов порождают необходимость выполнения каждым субъектом предпринимательства, конкурентной функции – функции участия в конкуренции.
Ее исполнение так же значимо для предпринимателей, как исполнение других профессиональных функций. В предпринимательстве, как и в других видах профессиональной деятельности, исполнение конкурентной функции имеет сквозной характер – участие в конкуренции сопровождает остальные элементы предпринимательства. Обеспечивая закупки, производство товаров, оказание услуг, выполнение работ, сбыт произведенных ценностей, наем и увольнение работников, инвестирование средств и реинвестирование доходов, решая другие обязательные задачи, субъекты предпринимательства не просто ведут дела, но и участвуют в конкуренции.
Конкуренция сопровождает субъектов предпринимательства в течение всей их профессиональной карьеры в бизнесе. Всем предпринимателям ежедневно приходится считаться с реалиями конкуренции и стараться превзойти конкурентов и (или) не позволить им сделать то же самое. Образно говоря, они каждый день работают профессиональными конкурентами.
В обществе по-разному интерпретируется понятие конкурентной функции. Для потребителей продукции конкурентная функция состоит в насыщении рынка товарами, имеющими приемлемое качество и низкие цены.
Для квалифицированных работников – это создание возможности трудовой миграции, свободного поиска и выбора места подходящей работы, а также обеспечения приемлемых условий труда. Для общества и государства
– обеспечение благосостояния граждан.
В основе данных интерпретаций лежат польза и выгода, которые получает тот или иной человек, организация или общество благодаря конкуренции. Однако для самих субъектов предпринимательства функции конкуренции состоят в том, чтобы не отстать от соперников, а по возможности превзойти их в процессе занятия предпринимательством.
Конкуренция в предпринимательстве – частный случай соперничества в жизни природы и общества. Ее часто сравнивают с конкуренцией в природной среде, используя при этом разные аналогии из мира живой природы, обращая внимание на ее биологические предпосылки. В терминологии и разных теориях конкуренции активно используются определения, заимствованные из глоссария биологической науки.
Особенно часто встречаются сравнения определенных типов фирм с животными и растениями: «жалящие москиты», «неповоротливые бегемоты», «серые мыши» и др.
Биологические аналогии современной конкуренции без труда обнаруживаются в разных сферах борьбы за существование, например, в южноафриканских заповедниках живой природы. Там, на бескрайних просторах
1
Рубин Ю. Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС, 2006;
Рубин Ю. Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции / Ю. Б. Рубин // Современная конкуренция. – 2010. – № 3. – С. 38–
67; Рубин Ю. Б.
Что такое конкуренция? (Введение в теорию конкурентного поведения) / Ю. Б. Рубин // Современная конкуренция. – 2014.
– № 1 (43). – С. 101–126
– надо СК 2017 №5 и монография 2018 г.
2
См.: Рубин Ю.Б. Основы предпринимательства. ??? изд. М.:… 2020.
4 саванны многочисленные отряды и виды животных находятся между собой в разных отношениях, включающих конкуренцию между отдельными видами и внутри каждого из видов. Дикие травоядные животные – антилопы, газели, зебры, буйволы – образуют стада для того, чтобы затруднить охоту хищников на них, сделать каждое отдельное животное менее уязвимым, а следовательно, более конкурентоспособным и готовым к борьбе за выживание. Однако антилопы и зебры не только совместно противостоят общему врагу, но и соперничают между собой: например, наименее подготовленные особи безжалостно выталкиваются более сильными животными на край стада, где они скорее всего станут жертвами хищников, сохранив тем самым жизнь своим собратьям по биологическому виду.
Однако в современной конкуренции между субъектами предпринимательства доминируют не биологические, а социальные предпосылки, которые начали формироваться в эпоху возникновения современного человека – homo sapiens, пришедшего на смену неандертальцам.
Люди представляют собой не просто биологический вид, а социальных индивидов, членов общества.
Человек не только стал «царем природы», утвердив себя в соперничестве с другими биологическими видами и подчинив жизнедеятельность большинства из них своим интересам, но и проявил приверженность к конкуренции между собой.
Развитие человеческого общества происходит в постоянном соперничестве между людьми, объектом которого выступает широкий круг вопросов, в решении которых наблюдается конфликт интересов – от научных дискуссий, конкурсов абитуриентов, всевозможных брейн-рингов, кинофестивалей, турниров КВН и занятия спортом до политических столкновений и судебных тяжб.
Конкуренция в предпринимательстве – неотъемлемая черта системы предпринимательства с момента ее зарождения. В период, когда рыночное хозяйство и рыночные отношения начали превращаться в целостное явление и основной экономический уклад национальных экономик наиболее развитых стран (XV–XIX вв.), конкуренция субъектов предпринимательства начала превращаться в один из системообразующих факторов развития экономики.
Системообразующиминазываются факторы, которые способствуют созданию связей и отношений между отдельными, зачастую разрозненными, объектами, явлениями или процессами, объединяющими их в единое целое, т. е. в систему.
Схематично место конкуренции между участниками рынка в конкурентном мире представлено на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Место конкуренции в современном мире
Конкуренция
Природа
Общество
Дипломатия
Политика
Экономика
Военное дело
Спорт
Искусство
…
Потребители
Государства
Предприниматели
Регионы
Работники
Между собой
С потребителями
С поставщиками
С работниками
С партнерами
5
1.2.
Стороны соперничества в предпринимательстве. Конкурентные группы и
конкурентный статус участников рынка
Конкуренция пронизывает коммуникации субъектов деятельности в экономике, политике, военном деле, дипломатии, науке, искусстве, спорте, частной жизни. Во всех видах экономической деятельности она является многосторонней. Сторонами соперничества (сторонами конкуренции, конкурентами) выступают: субъекты предпринимательства – владельцы бизнеса, занимающиеся предпринимательством в установленном законом порядке, как правило, под фирменным наименованием принадлежащих им бизнес- единиц с образованием и без образования юридического лица (в нашем учебнике в качестве синонима
«субъектам предпринимательства» используются также понятия «участники рынка», «экономические акторы»,
«бизнес-единицы», «фирмы», «хозяйствующие субъекты»). окружение субъектов предпринимательства – потребителей, поставщиков, работников, партнеров по бизнесу, органы государственной и региональной власти и управления (государственного, отраслевого, регионального), институты гражданского общества, средства массовой информации (СМИ) (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Окружение субъектов предпринимательства
В современной экономике все конкурируют со всеми. Конкурируют между собой субъекты предпринимательства. Друг с другом конкурируют нанятые и нанимаемые работники, а также потребители произведенных товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ. Взаимным соперничеством охвачены работодатели и работники, производители (поставщики) и клиенты (потребители), различные министерства, ведомства, правительства разных стран, органы власти и управления субъектов Российской Федерации, местные органы власти и управления.
Конкурентную функцию выполняют все субъекты профессиональной деятельности, а не только субъекты предпринимательства. Например, острая конкуренция складывается на рынке труда между соискателями престижных рабочих мест, а также между сотрудниками одних и тех же фирм, соревнующимися в карьерном росте.
Конкуренция буквально пронизывает деятельность людей в профессиональном спорте и творческих профессиях.
Субъектам предпринимательства приходится соперничать не только между собой, но и с остальным окружением, которое составляют: контрагенты (потребители и поставщики) – за выгодные условия контрактов, подходящие цены и приемлемое качество товаров (услуг, работ); партнеры в совместном бизнесе – за выгодные условия вхождения в предпринимательские альянсы;
Поставщики
СМИ
Окружение субъектов предпринима тельства
Органы власти и управления
Партнеры по бизнесу
Работники
Потребители
Институты гражданског о общества