Файл: Образовательное учреждение педагогический колледж им. Н. К. Калугина Г. Оренбурга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- мышечных напряжениях изометрического типа (без изменения длины мышц) - статическая сила (активная статическая сила, пассивная статическая;

- относительно медленных сокращений мышц, которые преодолевают околопредельные, предельные, а иногда и сверхпредельные отягощения (при поднимании и переноске предметов, вес которых близок к посильным возможностям занимающегося, при приседаниях со штангой достаточно большого веса и т.п.) - медленная сила.

В.Ф. Курамшин говорит о том, что скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и стремительность движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метание и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение преодолеваемое человеком (например, при толкании ядра или выполнения рывка гири достаточно большого веса), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании мяча) возрастает значимость скоростного компонента.

Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов Ю.В. Верхошанский относят такие проявления скоростно-силовых способностей как быстрая сила, взрывная сила, амортизационная сила.

Быстрая сила, характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.

Взрывная сила – способность по ходу выполнения действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях и т.д.).

Ю.В. Верхошанский выделяет отдельные компоненты взрывной силы - стартовую силу и ускоряющуюся силу.

Стартовая сила - способность мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.

Ускоряющая сила - способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

Амортизационная сила - способность как можно быстрее закончить движение при его осуществлении с максимальной скоростью (например, остановку после ускорении).

Ж.К. Холодов в циклической и ациклической работе выделяет такое понятие как «силовая ловкость» - способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц. Проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации (хоккей, футбол, волейбол).

В.И. Лях, Л.П. Матвеев отмечают, что количественные и качественные показатели скоростно-силовых способностей зависят от разных факторов. Среди них выделяют:


- собственно мышечные;

- центрально-нервные;

- личностно-психические факторы.

К собственно мышечным факторам относят:

1. Сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых, относительно быстро сокращающихся, и красных, относительно медленно сокращающихся мышечных волокон;

2. Активность ферментов мышечного сокращения, мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы;

3. Физиологический поперечник и массу мышц;

4. Качество межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

Личностно-психические факторы включают в себя мотивационные и волевые компоненты воли, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений[6]

Кроме данных основных факторов, свое влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (прочность звеньев, опорно-двигательного аппарата, величины перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.), факторы, а также различные условия внешней среды.

Вклад этих факторов, естественно, в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, виды силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей.

Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят от наследственных, так и от средовых факторов. Таким образом скоростно-силовые способности относят к специальным способностям человека. Под скоростно-силовыми способностями понимают способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при оптимальной амплитуде движений. Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и стремительность движений. Основными показателями скоростно-силовых способностей являются такие их проявления как быстрая сила, взрывная сила и амортизационная сила. Среди факторов, определяющих развитие силовых способностей можно выделить количественные (уровень) и качественные показатели силовых способностей. Среди них выделяют: собственно мышечные; центрально-нервные; личностно-психические факторы, биохимические (гормональные), физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.), а также различные условия внешней среды.


1.2 . Анатомо-физиологические особенности развития подростков

Рациональное планирование занятий спортом, правильное использование средств и методов развития физических качеств спортсменов в тренировочном процессе возможно лишь при условии знаний анатомо-физиологических особенностей растущего организма. Для дачи правильной оценки функционального состояния спортсмена необходимо иметь полную картину представления о течение 19 физиологических процессов и характеризующих их констант. Оценивая функциональное состояние спортсмена можно дать прогноз о достижение им каких-либо спортивных результатов.

Под функциональным состоянием подразумеваются общее состояние здоровья спортсмена, его психические и физиологические данные. Эти факторы обуславливают продуктивность деятельности в области спорта. Характерная особенность юных спортсменов - это половое созревание организма. Это один из самых трудных и ответственных периодов в жизненном цикле человека. Его основная особенность - половое созревание, связанное со сложными физическими и психическими состояниями ребенка. На данный период приходится второй «пик» скелетного вытяжения, называемым пубертатным скачком роста. До начала ростового скачка форма тела у мальчиков и девочек одинакова. В период полового созревания происходят видимые изменения в строение тела. У мальчиков происходит формирование мужского телосложения, при котором идет активное развитие плечевого пояса, у девочек идет формирование женского тела, где уже отчетливо можно выделить линию талии. Размеры тела увеличиваются наблюдается резкий рост тела в длину: у девочек максимум прироста обычно приходится на 12-13 лет, у мальчиков на 14-15 лет, руки и ноги вытягиваются соразмерно. Значительно возрастает сила мышц. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков 13-14 лет, а у девочек в 11-12 лет. Скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом происходит за счет увеличения толщины мышечных волокон. В скелетных мышцах наблюдается увеличение объема мышечных волокон за счет увеличения объема и числа миофибрилл. В мышцах преобладают медленные волокна окислительного типа, а также нарастает количество митохондрий и миоглобина, тем самым повышается активность окислительных ферментов. Гипертрофия мышечных волокон ведет к значительному росту максимальной силы мышцы. Становая сила у мальчиков к 15 годам в среднем составляет 20 90-100 кг. Наиболее благоприятный период развития качества силы приходится на 14-17 лет. Подростки в этот период хорошо приспособлены к выполнению работы аэробного характера – циклических упражнений умеренной мощности. Сердце в подростковом возрасте продолжает активно расти. И именно в этом возрасте особенно тщательно анализируются показатели развития сердечно-сосудистой системы. А вот частота сокращений заметно падает. У 15-летних мальчиков пульс равняется 70 ударам в минуту, тогда как к 18 годам это количество снижается до 62 ударов в минуту. У девочек — это 72 удара в минуту в 15 лет и до 70 ударов в минуту к 18 годам. Важно понимать, что уменьшение частоты сердцебиения происходит скачками и напрямую зависит от темпов полового созревания подростка. Стоит отметить, что к 15 годам практически исчезает дыхательная аритмия. В связи с тем, что сердце выбрасывает за одно сокращение больший объем крови, нарастает величина артериального давления. У мальчиков в 14 лет – 115/66, в 15 лет – 120/68, у девочек после 13 лет эти показатели на 2-5 мм рт. ст. ниже. Так, в возрасте 15 лет у одних девочек работа сердечно-сосудистой системы может быть аналогична взрослой женщине, а у других она все еще будет как у школьниц младшей или средней школы. Примерно такая же картина наблюдается и среди мальчиков. Все зависит от особенностей развития сердечно-сосудистой системы каждого отдельно взятого подростка и от темпов полового созревания. Система дыхания с возрастом совершенствуется. Растет длительность цикла и скорость вдоха, снижается чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и избытку углекислого газа. В 14-летнем возрасте частота дыхания подростка приближается к взрослому уровню – 16-20 вдохов в минуту. К 14-15 годам заканчивается формирование носовых ходов. Объемы легких зависят от стадий полового созревания. Общая емкость легких у девушек 13 лет составляет примерно 93% от величины этих объемов у 18-летних девушек, а у 13-летних мальчиков – лишь 73%. Стоит отметить, что эффективность 21 дыхания у подростков еще мала. При работе на уровне максимального потребления кислорода (МПК) величина минутного объема дыхания возрастает в 9-10 раз по сравнению с состоянием покоя. Насыщение кислородом при вдохе у подростков происходит меньше, чем у взрослых. Это обусловлено менее глубоким дыхательным объемом, меньшей выносливостью дыхательных мышц, отставанием роста грудной клетки, незрелостью регуляторных процессов. При этом кислородный запрос на работу у подростков выше, чем у взрослого человека на ту же нагрузку. Эта информация важна при регламентирование физических нагрузок у спортсменов. В среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех структурах центральной нервной системы (ЦНС). У подростков существенно улучшается способность к переработке информации, быстрому принятию решения, отмечается повышение эффективности тактического мышления. Но стоит отметить, что в первую фазу пубертата наблюдается нарушение центральной регуляции движений. Происходит процесс возбуждения, нарушая тонкие межцентральные взаимоотношения и координацию движений. С окончанием этого периода механизмы управления движениями постепенно приближаются ко взрослому уровню. Возрастные перестройки системы управления обеспечивают более экономное и эффективное выполнение работы. Одно из важнейших физических качеств – это суставная подвижность. Гибкость подростков тем выше, чем больше длиннотные размеры тела. К 15-летнему возрасту достигается наиболее высокие значения гибкости, после чего без тренировки начинает снижаться. У девочек гибкость выражена лучше, чем у мальчиков. До 14 лет идет интенсивное развитие ловкости (с небольшим ухудшением этого качества в пике пубертатного периода). Улучшается межсенсорная интеграция и сенсорная взаимосвязь, а также формирование представлений о «схеме тела» и «схеме пространства». Развивается способность к формированию новых движений в необычных 22 условиях, улучшается анализ текущей и будущей ситуации. В подростковом возрасте у детей заканчивается формирование нервной системы, двигательного анализатора, что положительным образом сказывается на развитии таких важных качеств, как ловкость и выносливость. Позже других качеств развивается выносливость. Благоприятный период ее развития приходится на возраст 15-20 лет, когда в достаточной мере развиты функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, которые отвечают за аэробную работу. Стоит отметить, что в период 14-15 лет у подростков увеличивается суточная двигательная активность более, чем на треть по сравнению с 8-9- летними. Их суточные энерготраты составляют примерно 3000 ккал. Вестибулярная сенсорная система созревает у подростков к 14-летнему возрасту. Усиливаются вестибуло-вегетативные реакции симпатического типа, вызывающие повышение частоты сердечных сокращений. В результате вестибулярных нагрузок возникают различные (положительные или отрицательные) эмоции, которые нужно учитывать при работе с детьми, а также замедляется течение субъективного времени, что нарушает оценку временных интервалов [10]. Таким образом, к 15 годам у подростков сформированы все основные механизмы управления движениями, свойственные для взрослого организма – рефлекторно кольцевое управление с системой обратных связей и программное управление по механизму центральных команд


Детский и юношеский организмы обладают меньшей работоспособностью, чем взрослый. По-видимому, это происходит в результате незаконченного возрастного развития, так как функциональные возможности органов и систем и координация их деятельности не достигла расцвета. Условия для максимального развития скоростно-силовых способностей, создаются только в зрелом возрасте, когда закончено возрастное формирование организма. В детском, подростковом и юношеском возрасте организм ещё недостаточно приспособлен для выполнения длительной работы, особенно если она производится с повышенной интенсивностью. Это связано с недостаточным развитием сердца и дыхательного аппарата, с тем, что такая работа является значительным временем для энергетических ресурсов организма, которые в этот период обеспечивают процессы роста. Состояние нервной системы этих возрастов, её возбуждаемость и неустойчивость также ограничивают способности организма к длительным напряжениям. Всё это не исключает возможности и необходимости развития скоростно-силовых способностей путём правильного подбора средств и методов. Серьёзная специальная работа по развитию скоростно-силовых способностей должна начинаться лишь после окончания полового созревания, но и в подростковом периоде, как и в юношеском можно начинать эту работу, но её объем в общем объеме применяемых средств невелик. Во время занятий физическими упражнениями у подростков отмечается быстрая утомляемость, хотя и быстрое восстановление работоспособности юных спортсменов.

Поэтому время занятий нужно сокращать до 40-45 минут и давать чаще отдыхать. Плотность тренировочного занятия должна быть меньшей, чем у взрослых. Надо свести к минимуму применения однообразных упражнений со статическими напряжениями и задержкой дыхания. В этом периоде особенно полезна разносторонняя тренировка.

Подростки гордятся своей силой, стараются её проявить и переоценивают свои возможности. Для достижения высоких результатов подростки порой неправильно применяют максимальные напряжения, забывая о постепенности, последовательности. "Произвольные движения у них идут часто наперекор чувству самосохранения, они целесообразны лишь с точки зрения обуславливающего их психического мотива".

Отдельные подростки, показывающие хорошие спортивные результаты, могут резко снизить их в начале периода полового созревания. Это наблюдается чаще у лиц с бурным приростом длины тела.


Для работы над развитием у подростков скоростно-силовых способностей необходимо уметь дать правильную оценку уровня физического развития подростка вообще. Показатели физического развития - длина и масса тела, обхват грудной клетки - находятся во взаимосвязи с показателями других систем организма и несут значительную информацию об индивидуальном биологическом развитии человека. Чтобы оценить к какому уровню физического развития относится тот или иной занимающийся данным видом спорта, необходимо произвести измерения:

· длина тела;

· масса тела;

· обхват грудной клетки;

Организм подростков имеет свои анатомические и физиологические особенности. Этот возраст наиболее благоприятен для развития таких качеств, как сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость. Следует отметить, что организм в этом возрасте находится в состоянии развития и формирования.

В подростковом возрасте наблюдается бурный рост тела в длину (до 10 см в год). Длина тела неизбежно влечет за собой увеличение массы тела отдельных органов и общей массы тела. С возрастной динамикой массы тела связан рост размеров внутренних органов, в частности легких и сердца. Соответственно увеличиваются жизненная емкость легких, мощность сокращений сердца, ударный объем крови, объемная скорость выброса, минутный объем крови, физическая работоспособность, возрастная динамика, ЧСС в покое, показатели мощности систем энергообеспечения. Значение показателей компонентного состава тела.

Масса тела неоднородна. Существующую информацию о физическом развитии несут показатели компонентного состава тела, характеризующие абсолютное количество и долю жирового, костного и мышечного компонентов. Различные ткани организма имеют неодинаковую метаболическую активность. Она очень низкая в жировой и костной тканях, а в мышечной ткани высока. Следствия этого изменения компонентного состава отзываются изменениями уровня двигательных качеств и запроса к кислородному обеспечению.

Состав тела служит одновременно и морфологической и обменной характеристиками организма. Изменения компонентного состава в сторону увеличения мышечного компонента (МК) и снижения жирового компонента (ЖК) считаются показателем улучшения физического развития.

У юношей 13–15 лет окостенение позвоночника не заканчивается, поэтому необходимо применять такие упражнения для развития силы и других физических качеств, чтобы не помешать росту костей. В то же время большая эластичность связочного аппарата благоприятствует развитию у подростков гибкости и подвижности в суставах. Функциональные возможности мышечной системы ниже, чем у взрослых, поэтому упражнения на развитие силы и скорости следует чередовать, постепенно наращивая нагрузки.