Файл: Наименование разделов и подразделов Номера страниц.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Содержание

№ п/п

Наименование разделов и подразделов

Номера страниц




Введение

3

1

Назначение, характеристика и устройство ходовой части автомобиляКамАЗ-5320

3

1.1

Назначение и общая характеристика ходовой части автомобиля КамАЗ-5320

3

1.2.

Устройство ходовой части автомобиля КАМАЗ-5320

5

1.2.1

Устройство рамы автомобиля КамАЗ-5320

5

1.2.2

Устройство колесного движителя автомобилей КамАЗ-5320

6

1.2.3.

Устройство подвески автомобилей КамАЗ-5320

8

1.2.4.

Устройство мостов автомобилей КамАЗ-5320

12

1.3.

Основные регулировки ходовой части автомобилей КАМАЗ-5320

14

1.4.

Техническое обслуживание ходовой части автомобилей камаз-5320

21

2.

Охрана труда и техника безопасности

26

2.1

Требования техники безопасности к инструменту

26

2.2

Требования по технике безопасности при выполнении работ.

27

2.3

Этапы работы и соответствующие правила во время работы

28

2.4

Требования техники безопасности к помещению

30




Заключение

31




Список используемой литературы

32


Введение

КамАЗ-5320 — советский и российский трёхосный бортовой крупнотоннажный грузовой автомобиль семейства первого поколения с колёсной формулой 6 × 4, выпускающийся Камским автомобильным заводом (КамАЗ) с 1976 по 2001 годы. Стал первой по счёту моделью автомобиля под маркой КамАЗ. Предназначен в том числе и для постоянной работы автопоездом с прицепом. Кузов — металлическая платформа с открывающимися боковыми и задним бортами и тентом. Кабина — трёхместная, цельнометаллическая, откидывающаяся вперёд, оборудована местами крепления ремней безопасности. Основной прицеп — ГКБ-8350 того же типоразмера. Автомобили КамАЗ предназначены для работы во всех отраслях народного хозяйства. Объединением КамАЗ, включающим 10 основных заводов, выпускаются автомобили колесных формул 4x2, 6x4 и 6x6 - для эксплуатации на дорогах с различным покрытием и полноприводные – по бездорожью.

Данная тема письменной экзаменационной работы «Устройство, обслуживание и ремонт ходовой части автомобиля КАМАЗ 5320» мною выбрана вследствие того, что автопарк нашей страны как пополнялся так и пополняется автомобилями модели КАМАЗ-5320. Цель моей работы является в полном объеме описать общее устройство, принцип действия, техническое обслуживание ходовой части автомобиля КАМАЗ-5320 с учетом правил техники безопасности.

Глава1.Назначение, характеристика и устройство ходовой части автомобиляКамАЗ-5320.
1.1. Назначение и общая характеристика ходовой части автомобиля КамАЗ-5320


Ходовая часть служит для обеспечения непосредственного взаимодействия автомобиля с дорожной или грунтовой поверхностью. Она состоит из рамы, колесного движителя, подвески и мостов. Рама является остовом автомобиля. Она предназначена для установки и крепления двигателя, агрегатов трансмиссии, ходовой части, дополнительного и специального оборудования, механизмов органов управления, а также кабины и кузова. На автомобилях КамАЗ-5320 применяют лонжеронные клепаные рамы. Колесный движитель обеспечивает создание сил сцепления с поверхностью, т. е. реализует возможности движения и управления автомобилем. Шины колес снижают динамические нагрузки при преодолении препятствий и неровностей дорог. Колесный движитель состоит из ведущих и ведомых колес. Ведущие колеса преобразуют крутящий момент, подводимый от двигателя через трансмиссию, в силу тяги, обеспечивая поступательное движение автомобиля. Ведомые колеса вращаются при движении автомобиля за счет действия толкающих сил от рамы автомобиля. Управляемые колеса, ведомые и ведущие, обеспечивают управление движением автомобиле с помощью рулевого управления. Подвеска служит для улучшения плавности хода, чем обеспечивается возможность длительного движения без быстрой утомляемости людей и повреждения перевозимых грузов. Она представляет собой совокупность устройств, осуществляющих упругую связь рамы с мостами, обеспечивающих смягчение толчков и ударов, возникающих при наезде колес на неровности дороги, и передачу сил и моментов, действующих между колесами и рамой. Подвеска состоит из упругого, направляющего и гасящего устройств. Упругое устройство подвески служит для уменьшения динамических нагрузок, обусловленных главным образом действием вертикальных сил. При наезде колеса на неровность дороги упругое устройство деформируется, значительно смягчая ударную нагрузку от колеса на кузов автомобиля. В результате работы упругого устройства уменьшаются перемещения рамы автомобиля, копирующие профиль дорожных неровностей, и улучшается плавность хода автомобиля. В качестве упругих устройств на автомобилях КамАЗ-5320 применяют металлические листовые рессоры. Направляющее устройство подвески определяет характер перемещения колеса при деформации упругого устройства относительно рамы автомобиля, а также передает силы и моменты, действующие между колесом и рамой (силу тяги, тормозную силу, боковые силы и их моменты). Функции направляющих устройств на автомобилях КамАЗ-5320 выполняют рессоры, балансиры и рычаги. Гасящие устройства предназначены для быстрого гашения колебаний кузова автомобиля, возникших под воздействием упругого устройства подвески. Отсутствие гасящих устройств при больших скоростях движения автомобиля по неровной дороге может привести к резонансным колебаниям и как следствие этого к пробоям подвески (удары рессор в ограничители). Гашение колебаний сводится к превращению механической энергии колебаний рамы и закрепленных на нем составных частей в тепловую энергию благодаря трению в узлах подвески с последующим ее рассеиванием в окружающую среду. Трение в деталях упругого устройства (в листовых рессорах) в какой-то мере обеспечивает гашение колебаний (производит амортизирующее действие). Однако трение между листами рессор преобразует в тепло весьма незначительное количество кинетической энергии вертикальных колебаний остова, и толчки со стороны неровностей дороги передаются от колес к нему в достаточно большой степени. Поэтому для гашения колебаний применяются специальные устройства, амортизаторы, работа которых основана на наличии внутреннего трения в вязкой жидкости, проходящей через отверстие ограниченного сечения, зазор или приоткрытый клапан. Мостом называется узел, связывающий колеса автомобиля с рамой через детали подвески. Мосты подразделяются на ведомые и ведущие; те и другие могут быть как управляемые, так и неуправляемые. Ведущий мост представляет собой пустотелую балку, в которой размещаются узлы и детали трансмиссии: главная передача дифференциал и полуоси. Управляемый мост выполняется в виде балки двутаврового (ведомый мост) или трубчатого (ведущий мост) сечения, на концах которой цапфы колес имеют с мостом шарнирную связь. Поворотом цапф относительно моста изменяется направление движения автомобиля.





 1.2. Устройство ходовой части автомобиля КАМАЗ-5320


1.2.1. Устройство рамы автомобиля КамАЗ-5320 

Рамы автомобилей КамАЗ-5320 несущие, лонжеронного типа, клепаные.
Рама автомобиля КамАЗ-5820 (рис. 1, а) состоит из двух продольных балок-лонжеронов 7, 13 и семи поперечных балок, образующих жесткую несущую конструкцию. Лонжероны изготовлены из углеродистой стали и имеют переменный профиль с поперечным сечением в виде швеллера. Передние концы лонжеронов скошены для более удобной компоновки подвески. На передних концах лонжеронов крепится буфер. Форма и положение поперечных балок определяются размещением и креплением механизме автомобиля.
В задней поперечине рамы усиленной раскосами, установлено тягово-сцепное устройство, предназначенное для буксировки прицепов, автомобилей и снижения возникающих при этом знакопеременных динамических нагрузок. Тягово-сцепное устройство состоит из корпуса 32 (рис.1, в), направляющей втулки 33, крюка 34 со стержнем, резинового упругого элемента 27 и деталей креплений. Упругий элемент установлен на стержне крюка, закрепленного в корпусе гайкой 28. Предварительная деформация упругого элемента обеспечивается подбором регулировочных прокладок 30, 31. Буксирный крюк снабжен предохранительной защелкой. Смазка трущихся поверхностей стержня обеспечивается через масленки .



 

 
 Рис.1.Рамы автомобилей:
а—КамАЗ-5320; б — Урал-4320: в— тягово-сцепное устройство: 1—кронштейн крепления переднего буфера; 2 — кронштейн крепления водяного радиатора: 3, 5—кронштейны крепления двигателя; 4, 17 — кронштейны крепления верхнего ушка амортизатора; 6— кронштейн; 7, 13, 23 — лонжероны рамы; 8, 9, 10, 12, 14, 16, 19, 21 — поперечные белки; 11 — подкладка кронштейна задней подвески; 15 — задний кронштейн передней подвески; 18— передний кронштейн передней подвески; 20— задний буфер; 22— поперечина сцепного прибора; 24 — буксирный крюк: 25 — передний буфер; 26 — пресс-масленка; 27 — упругий элемент; 28—гайка крюка: 29— защитный колпак: 30. 31 — регулировочные прокладки; 32 — корпус) 33 — направляющая втулка; 34 — крюк со стержнем; 35 — защелка крюка
  
1.2.2. Устройство колесного движителя автомобиля КамАЗ-5320



Колесный движитель автомобиля КамАЗ-5320 общетранспортного назначения включает: ведомые колеса переднего моста и ведущие колеса среднего и заднего мостов (колесная формула 6x4). На передней оси устанавливают одинарные, на средней и задней осях — сдвоенные колеса.


Колеса съемные, бездисковые, со спицевыми ступицами, разборные, устанавливаются на конические поверхности пяти спиц и крепятся с помощью гаек и прижимов. Между ободами сдвоенных колес средней и задней осей устанавливаются распорные кольца. Каждое  колесо состоит из обода и шины. Обод колеса имеет коническую поверхность, обеспечивающую плотную посадку шины, и снабжен замочным и бортовым кольцами.
На автомобиле КамАЗ-5320 установлены пневматические, камерные шины типа 260*508 Р с универсальным рисунком протектора. Радиальное (Р) расположение нитей каркаса шины повышает их эластичность, уменьшает нагрев и потери при качении колеса. Ширина профиля шины при номинальном давлении воздуха в ней 260 мм, внутренний диаметр шины 508 мм. Номинальное давление воздуха в шинах передних колес 730 кПа (7,3 кгс/см2) средних и задних осей 500 кПа (5.0 кгс/сма3. Максимальная статическая нагрузка на шину не должна превышать 22 500 Н (2250 кгс). Для уменьшения износа шин, улучшения управляемости и снижения динамических нагрузок колеса балансируются с помощью грузов, устанавливаемых на бортовых кольцах обода. Дисбаланс не должен превышать 30 Н * см (3 кгс см).
Запасное колесо устанавливается на кронштейне держателя, закрепленном на правом лонжероне рамы. Установка запасного колеса на держатель обеспечивается с помощью ручной лебедки, имеющейся на автомобиле.
Ступицы колес установлены на цапфах на двух конических роликовых подшипниках. В цапфах выполнены каналы и уплотнительное устройство для подвода воздуха к вращающимся колесам. Колеса крепятся к ступицам с помощью гаек. Покрышка шины имеет протектор повышенной проходимости. В комплект шины помимо камеры и ободной ленты входит также колесный кран, крепящийся к ободу.
Конические поверхности обода и бортовых колец обеспечивают посадку шины с натягом, что обеспечивает ее работу и при пониженных давлениях в ней воздуха. Держатель запасного колеса закреплен на правом лонжере рамы за кабиной. Подъем и плавное опускание запасного колеса обеспечивается гидроподъемником, включенным в систему гидравлического усилителя рулевого управления.

 

1.2.3. Устройство подвески автомобилей КамАЗ-5320

Подвеска автомобилей рессорная, зависимая, выполнена из четырех полуэллиптических листовых рессорах, работающих совместно с телескопическими амортизаторами. Листовые рессоры представляют собой упругие балки, собранные из отдельных стальных листов различной длины, стянуты центровым болтом. Лист, имеющий наибольшую длину, называется коренным. От боковых сдвигов листы предохраняются стяжными хомутами, которые также передают нагрузку от верхнего коренного листа на нижние при обратном прогибе рессоры. Основным преимуществом листовых рессор является их способность выполнять одновременно функции направляющего, упругого и гасящего устройств.

Передняя подвеска автомобилей КамАЗ-5320 

Передняя подвеска автомобилей состоит из двух листовых рессор и двух телескопических амортизаторов. Рессора передней подвески автомобиля КамАЗ-5320 (рис. 2) набрана из 15 листов. Коренной лист рессоры прямоугольного сечения, а остальные Т-образного. Это позволяет уменьшить массу рессоры на 7—10% при сохранении ее характеристик. Передний конец рессоры с помощью ушка 1 и пальца 18 соединен с кронштейном 5 рамы. Отъемное ушко 1 прикреплено к коренному листу рессоры болтом 2 и накладкой 20, которая закреплена на ушке двумя болтами 19. В ушко запрессована втулка 5. Палец 18, соединяющий ушко с кронштейном, зафиксирован двумя болтами 6. Смазка пальца производится через масленку 4. Задний конец рессоры скользящий и через наклепанную на коренной лист накладку опирается на сменный сухарь 12, напрессованный на кронштейн. Для предохранения от износа стенок кронштейна 11 на пальцах
14 сухарей установлены вкладыши 13, стянутые болтом 15 через распорную втулку 16. В средней части рессоры  установлена накладка 7, через которую рессора двумя стремянками 9 крепится к переднему мосту. Накладка имеет выштамповку, которая входит в углубление первого листа. Каждый лист рессоры своей выдавкой входит в углубление нижележащего листа, причем выдавка последнего листа входит в соответствующее углубление кронштейна амортизатора 17, зафиксированного, в свою очередь, на балке переднего моста. От бокового смещения листы рессоры дополнительно скреплены хомутами.
Для исключения жестких ударов передает моста о раму к нижним полкам лонжеронов привернуты резиновые буфера 8.







Рис. 2. Рессора передней подвески автомобиля КамАЗ-5320; 1 — отъемное ушко; 2 — болт; 3 — втулка; 4 — пресс-масленка; 5 - передний кронштейн 6 — болт; 7 — накладка передней рессоры: 8 — чашка основного буфера; 9 — стремянка: 10 — накладка листа; 11 — задний кронштейн; 12 — сухарь: 13 — вкладыш заднего кронштейна; 14-палец сухаря; 15 — болт; 16 — втулка болта; 17 — кронштейн амортизатора: 18 - палец; 19 - болт; 20 - накладка ушка

 

Задняя подвеска автомобилей КамАЗ-5320

  

Задняя подвеска автомобилей балансирного типа. Она обеспечивает равенство вертикальных нагрузок, приходящихся на средние и задние колеса одной стороны. Это достигается тем, что сама рессора выполняет функции балансира, так как средней частью она установлена на качающейся опоре, а концы рессоры опираются на балки мостов. Задняя подвеска автомобиля КамАЗ-5320 представлена на рис. 3. Качающаяся опора 12 свободно (на втулке) установиллена на оси 13, закрепленной в кронштейне 6. К опоре 12 стремянками 7 прикреплена рессора 5. Своими концами рессора через кронштейны 4 и 8 опирается на балки среднего и заднего мостов. Поскольку продольное перемещение концов рессоры в кронштейнах 4 и 8 неограниченно, она разгружена от передачи продольных усилий и моментов, действующих в продольной плоскости, но воспринимает боковые усилия.
Продольные силы и моменты передаются системой реактивных) штанг — верхних 10 и нижних 11 и 14. Каждая из штанг шарнирно
соединяется с балкой моста и с рамой автомобиля. Таким образом балансирная подвеска образует сложный многозвенник, необходимая кинематика которого обеспечивается большим числом шарнирных соединений.




Рис.3. Задняя подвеска автомобиля КамАЗ-5320: 7 - средний мост; 2 — кронштейн верхней реактивной штанги: 3— кронштейн нижней реактивной штанги; 4, 8 — кронштейны установки рессоры; 5— рессора; 6 — кронштейн подвески; 7 — стремянки рессоры; 9— задний мост; 10— верхняя реактивная штанга; 11- нижнее реактивные штанге; 12 - качающаяся опора; 13 — ось опоры

 

Задняя подвеска автомобилей КамАЗ-5320

 

Амортизаторы автомобилей телескопического типа. Сила сопротивления амортизатора при ходе сжатия значительно меньше, чем при ходе отдачи, что обеспечивается проходными сечениями клапанов. При плавном сжатии (рис.4, а) шток 10 перемещает поршень 8 вниз. Перепускной клапан 9 открывается и жидкость перетекает в верхнюю полость, встречая незначительное сопротивление. Однако вся жидкость поступить в верхнюю полость не может, так как в рабочий цилиндр вводится шток. Поэтому часть жидкости, равная по объему вдвигающейся в цилиндр часть штока, перетекает через калиброванные отверстия в торце клапана 3 сжатия а каналы корпуса 2 клапанов в компенсационную камеру, несколько увеличивая давление находящегося в ней воздуха. Калиброванные отверстия создают для жидкости сопротивление, пропорциональное квадрату скорости ее истечения. При резком сжатии жидкость не успевает перетекать через калиброванные отверстия, давление в рабочем цилиндре возрастает и открываете: клапан сжатия 3. В результате силы сопротивления амортизатор) увеличиваются менее интенсивно.

При плавной отдаче шток с поршнем перемещается вверх. Жидкость перетекает в пространство под поршнем через отверстия в поршне и калиброванные отверстия в клапане 7. Кроме того, час жидкости возвращается из компенсационной полости через клапан

отдачи 4. При резкой отдаче перетекание жидкости обеспечивается открытием клапана отдачи 7. Степень открытия клапана отдачи зависит от резкости хода отдачи: чем резче отдача, тем больше отходит клапан от своего седла.

 



Рис. 4. Амортизатор:а—рабочее положение при ходе сжатия; б — рабочее положение при ходе отдачи; 1 — проушина: 2 — корпус клапанов: 3 — клана» сжатия: 4 — перепускной клапан отдачи: 5 — корпусе резервуара: 6 — рабочий цилиндр: 7 — клапан отдачи: 8 — поршень; 9 - перепускной клапан сжатия; 10 — шток.
1.2.4.Устройство мостов автомобиля КАМАЗ 5320
Передний мост автомобиля КамАЗ-5320


Передний мост автомобиля КамАЗ-5320 (рис 5.) состоит из балки моста 1, левого 5 и правого поворотных кулаков и двух шкворней 3. На цапфах поворотных кулаков устанавливаются ступицы с тормозными барабанами. Для обеспечения передачи усилия от рулевого управления к передним колесам левый поворотный Кулак рычагом 9 соединен с тягой сошки рулевого механизма, а поворотные кулаки соединены между собой тягой рулевой трапеции 2 с помощью левого и правого рычагов кулаков.
Балка моста двутаврового сечения. В средней части балка имеет выгиб для более низкой установки двигателя. По концам балки имеются бобышки, в которых расточены цилиндрические отверстия для установки шкворней. Для обеспечения стабилизации управляемых колес оси отверстий под шкворни наклонены в поперечной плоскости на 8° и в продольной плоскости на 3° назад по отношению к раме.



Рис. 5. Управляемый мост автомобиля КамАЗ-5320: 1—балка мосте; 2— поперечная рулевая тяга; 3—шкворень; 4 — подшипник скольжения; 5 — поворотный кулак: 6—упор поворотного кулака; 7—рычаг поворотного кулака к тяге сошки рулевого механизма; 8 — регулировочные шайбы; 9- рычаг поворотного кулака к тяге рулевой трапеции

 

Ведущие мосты автомобиля КамАЗ-5820

 

Ведущие мосты автомобиля КамАЗ-5820 (рис. 6.) состоят из двух штампованных половин, сваренных между собой. Сечение балок в зонах под рессорами квадратное; в средней части балка расширена для установки картера главной передачи. Концы балок имеют