Файл: Наименование разделов и подразделов Номера страниц.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Охрана труда и техника безопасности.
2.1. Требования техники безопасности к инструменту
Инструмент должен обеспечивать безопасность работ.
1. Бойки молотков не должны иметь заусенцев и трещин.
2. Ударная поверхность должна быть слегка выпуклой, гладкой и не сбитой.
3. Поверхность ручек — гладкая, без трещин, заусенцев и сучков.
4. На напильниках, шаберах, должны быть рукоятки с бандажными пальцами.
5. Нельзя применять ключи, зевы которых не соответствуют размерам гаек.
6. Не наращивайте и не удлиняйте ключ другим ключом, не применяйте прокладки между ключом и гайкой.
7. Не пользуйтесь зубилом и молотком для отвертывания гаек.
8. При работе с гаечным ключом движение руки направляйте к себе, а не от себя.
9. Приступайте к работе со съемниками после проверки исправности их лапок, винтов, тяг, упоров.
10. При демонтаже и монтаже составных частей машины с наличием спиральных пружин применяйте специальные съемники, чтобы предупредить возможность вылета пружин.
11. Пневматические и электрические гайковерты включайте в работу лишь после установки их на гайку или головку болта.
12. Для переноски инструментов, если это требуется должна выдаваться сумка или легкий переносной ящик.
13. Применять только исправный инструмент и приспособления, предусмотренные технологией работ.
2.2 Требования по технике безопасности при выполнении работ.
К работе по ТО автомобилей допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и получившие допуск к выполнению работ. Все работники, должны получить инструктаж по технике безопасности применительно к характеру выполняемой ими работы. Работать разрешается в приведенной в порядок и подогнанной по росту спецодежде, рукава должны быть застегнуты, волосы убраны под головной убор. Содержать рабочее место необходимо в чистоте и порядке, не допускать захламленности, проходы должны быть свободными. Установка и перемещение автомобиля по линии диагностики разрешается только по указанию мастера — диагноста. Прежде чем начать проверочно-диагностические операции и запуск двигателя, убедитесь; что рычаг управления коробкой передач в нейтральном положении. Содержите в исправном состоянии защитные ограждения в местах расположения вращающихся барабанов (роликов), стендов проверки тормозной системы и ходовой части автомобиля. Рабочим, которым по специфике работы приходится пользоваться грузоподъемными механизмами, обязаны пройти инструктаж по технике безопасности при работе с грузоподъемными машинами. Не оставляйте груз на весу во время перерывов в работе. При подъеме машины гидравлическими подъемниками в смотровой канаве на линии диагностики для обеспечения устойчивости поднимаемого автомобиля устанавливайте на щиток подъема соответствующие подушки. После установки домкрат следует застопорить. Подставлять домкрат разрешается лишь в местах,
обозначенных специальными знаками, а если их нет, то в местах, обеспечивающих устойчивое положение автомобиля в подвешенном положении. Работать под автомобилем, установленным на домкрате, разрешается только после дополнительной установки под автомобиль специальных подставок. Не прыгайте и не переступайте через смотровую канаву. Загрязненный маслом пол смотровой канавы посыпайте древесными опилками, которые следует убирать в конце каждой смены. Не работайте в смотровой канаве при неисправной электропроводке. Техническое обслуживание автомобиля проводите только при неработающем двигателе, за исключением операций, требующих его работы. В этом случае выхлопная труба должна быть присоединена к имеющимся в помещении станции вытяжным средствам, а при их отсутствии принять меры по удалению из помещения отработавших газов. После окончания ТО уберите инструмент, убедитесь в отсутствии людей в смотровой канаве, и только после этого можно запустить двигатель и съехать с поста. Не работать с неисправным электрооборудованием. Возле пультов управления укладывать резиновые коврики. Не работать с незаземленным электроинструментом. Не класть электроинструмент и его кабель на влажный или загрязненный пол. Не допускать наезда на кабель. Запрещается оставлять электроинструмент включенным в сеть.
2.3. Этапы работы и соответствующие правила во время работы в определенном этапе.
Этап 1 — Меры безопасности перед началом работы. Подготовить необходимые для работы средства индивидуальной защиты. Надеть и заправить спецодежду, застегнуть манжеты рукавов. Получить задание на работу у своего непосредственного руководителя. Не выполнять работу без получения задания и по просьбе водителей или других лиц. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая проходов. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, что бы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования. Не работать неисправным инструментом и приспособлениями или на неисправном оборудовании и не только производить самому устранение неисправностей. Проверить наличие пожарного инвентаря на участке и в случае отсутствия такового сообщить об этом своему руководителю. Включить приточно-вытяжную вентиляцию и в случае необходимости местную вентиляцию Для исключения поражения электрическим током электроинструменты заземляют.
Этап 2 — Меры безопасности во время работы. Приступая к работе по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, принять меры, исключающие проливание топлива из топливного бака, топливопроводов и приборов системы питания. Убедиться в том, что закрыты расходные и магистральные вентили и нет ли в газопроводах газа под давлением. При ремонте принять меры по предотвращению искрообразования путем снятия клемм с аккумулятора или его отключения специальным устройством. Обезвредить перед разборкой карбюраторы и бензонасосы, работающие на этилированном бензине, а также их детали керосином. Производить мойку деталей только в местах, отведенных для этой цели. Моечные ванны с керосином по окончании закрывать крышками. Производить разборку и ремонт в специальных верстаках или стендах. Пользоваться только специальными приспособлениями. Продувку клапанов, трубок и жиклеров топливной аппаратуры производить воздухом из шланга или насосом. Продувать их ртом запрещается. При продувке деталей струей воздуха не направлять ее на рядом работающих людей или на себя. Во время проверки работы форсунок на стенде не подставлять руку к распылителю. Проверку надежности пуска двигателя и регулировку минимальных оборотов холостого хода производить на специальных постах, оборудованных местным отсосом газов если посты, расположены в помещении ТО. Перед запуском двигателя проверить, заторможен ли автомобиль стояночным тормозом и есть ли специальные упоры (башмаки) под колесами, установлен ли рычаг на переключениях передач (контролера) в нейтральное положение. Для безопасности перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и с сзади автомобиля пользовать переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву — специально установленными для этой цели лестницами. При попадании этилированного бензина на кожу немедленно обмыть облитый участок кожи керосином, а затем вымыть теплой водой с мылом. Если этилированный бензин (капли или пары) попали в глаза, промыть их теплой водой и немедленно обратиться в здравпункт или к врачу. Если спецодежда облита бензином, обратимся к своему непосредственному руководителю для ее замены
Этап 3 — Меры безопасности по окончании работы. По окончании работы слесарь должен: Выключить вентиляцию и оборудование. Привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления, тщательно очистить от остатков этилированного бензина ветошью обильно смоченной керосином, а затем протереть сухой ветошью, после чего убрать их отведенное место. Сливать остатки керосина и других легковоспламеняющихся жидкостей в канализацию запрещается. Снять спецодежду и убрать ее в предназначенное для этого место. Своевременно сдавать спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку).
2.4. Требования техники безопасности к помещению. На станции ТО должно быть противопожарное оборудование согласно нормам противопожарной безопасности. Все рабочие должны знать сигналы оповещения о пожаре, места расположения противопожарного оборудования и уметь им пользоваться. Не допускайте использования противопожарного оборудования для других целей. Загромождать проходы и доступ к противопожарному оборудованию запрещено. Не допускайте подтекания нефтепродуктов в топливопроводах и прорыва отработавших газов через выхлопной коллектор и выхлопную трубу. Пролитые огнеопасные жидкости должны немедленно убираться. Использованный обтирочный материал должен убираться в специальные металлические ящики с крышками. Сжигание обтирочного материала производиться в специально отведенном месте. Запрещается применение огня в местах хранения и работы с огнеопасными жидкостями и материалами. Запрещается курить возле мест хранения и заправки автомобилей нефтепродуктами, курить — только в специально отведенных местах.
Заключение
В нашей стране автомобили КАМАЗ - 5320 используют во всех отраслях народного хозяйства - в промышленности, сельском хозяйстве, торговле. Благодаря высокой манёвренности, проходимости и приспособленности к работе в различных условиях, автомобильный транспорт стал одним из основных средств перевозки грузов и пассажиров. Отлично зарекомендовал себя в качестве боевой машины на Кавказских войнах. Автомобили КамАЗ, как и другие автомобили, состоит из ряда систем (пуска; питания топливом; смазки; охлаждения; тормозной и др), их агрегатов и узлов, а также рамы, кабины, платформы, двигателя, трансмиссии и др. Каждая система и агрегат выполняют свои функции для обеспечения бесперебойной и безопасной работы всего автомобиля. На сегодняшний день ремонт ходовой – это одна из самых востребованных работ, так как отвечает за безопасность и стабильность эксплуатации автомобиля. Исследуя тему работы, можно сказать, что ходовая часть автомобиля КАМАЗ – самая простая конструкция, которая при должном обслуживании послужит многие годы без проблем и дополнительных затрат.
Список используемой литературы
1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, М. — Транспорт, 1986 г — 72 с.
2. Руководство по текущему ремонту (постовые работы) автомобилей КамАЗ-5320, -5511, -5410, прицепов ОдАЗ-8350, Полуприцепов ОдАЗ-9370; РТ-200-РСФСР-15-0061-81. Ч 1, техническое управление Минавтотранс РСФСР, М. — 1984 г.
3. Технология выполнения регламентных работ первого и второго технического обслуживания автомобиля КамАЗ-5320, Минавтотранс, М. — Транспорт, 2018 г. 4. Афанасьев Л.Л. «Гаражи и станции технического обслуживания автомобилей», М. — «Транспорт», 2019 г.
5. Дунаев А.П. Организация диагностирования при обслуживании автомобилей. — М.: Транспорт, 2017
6. Карташов В.П. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий. — М.: Транспорт, 2018.
7. Туревский И.С. «Техническое обслуживание автомобилей», учебное пособие, книги 1 и 2, М. — ИНФРА, 2019 г.
Технология проведения ТО – 1 автомобиля КАМАЗ 5320
1. Проверить состояние передних рессор, затяжку гаек стремянок, крепления хомутов и крышек рессор, при необходимости закрепить.
2. Проверить состояние, герметичность и крепление передних амортизаторов, при необходимости устранить неисправности.
3. Проверить состояние задних рессор, затяжку гаек стремянок, крепления хомутов и крышек рессор.
4. Проверить состояние, герметичность и крепление задних амортизаторов, при необходимости устранить.
5. Проверить состояние и крепление корректирующих пружин, затяжку гаек стремянок, кронштейна серьги, при необходимости устранить неисправности.
6. Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов пневматической части тормозной системы (регулятора давления, тормозного крана, воздушных баллонов, пневматических усилителей, противозамерзателей).
7. Проверить состояние и герметичность гидравлической части тормозной системы (главных тормозных цилиндров), трубопроводов, колесных цилиндров, при необходимости устранить неисправности.
8. Проверить уровень тормозной жидкости в бачке главных тормозных цилиндров, при необходимости долить. При наличии воздуха в системе, систему прокачать.
9. Проверить состояние и крепление передних и задних колес, при необходимости закрепить.
10. Проверить состояние шин передних и задних колес, давление
воздуха в шинах.
11. Проверить регулировку подшипников ступиц передних и задних колес при необходимости отрегулировать.
12. Проверить давление в шине заднего (запасного) колеса, при необходимости довести до нормы.
13. Проверить состояние и герметичность системы сМАЗки двигателя, при необходимости устранить неисправности.
2.1. Требования техники безопасности к инструменту
Инструмент должен обеспечивать безопасность работ.
1. Бойки молотков не должны иметь заусенцев и трещин.
2. Ударная поверхность должна быть слегка выпуклой, гладкой и не сбитой.
3. Поверхность ручек — гладкая, без трещин, заусенцев и сучков.
4. На напильниках, шаберах, должны быть рукоятки с бандажными пальцами.
5. Нельзя применять ключи, зевы которых не соответствуют размерам гаек.
6. Не наращивайте и не удлиняйте ключ другим ключом, не применяйте прокладки между ключом и гайкой.
7. Не пользуйтесь зубилом и молотком для отвертывания гаек.
8. При работе с гаечным ключом движение руки направляйте к себе, а не от себя.
9. Приступайте к работе со съемниками после проверки исправности их лапок, винтов, тяг, упоров.
10. При демонтаже и монтаже составных частей машины с наличием спиральных пружин применяйте специальные съемники, чтобы предупредить возможность вылета пружин.
11. Пневматические и электрические гайковерты включайте в работу лишь после установки их на гайку или головку болта.
12. Для переноски инструментов, если это требуется должна выдаваться сумка или легкий переносной ящик.
13. Применять только исправный инструмент и приспособления, предусмотренные технологией работ.
2.2 Требования по технике безопасности при выполнении работ.
К работе по ТО автомобилей допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и получившие допуск к выполнению работ. Все работники, должны получить инструктаж по технике безопасности применительно к характеру выполняемой ими работы. Работать разрешается в приведенной в порядок и подогнанной по росту спецодежде, рукава должны быть застегнуты, волосы убраны под головной убор. Содержать рабочее место необходимо в чистоте и порядке, не допускать захламленности, проходы должны быть свободными. Установка и перемещение автомобиля по линии диагностики разрешается только по указанию мастера — диагноста. Прежде чем начать проверочно-диагностические операции и запуск двигателя, убедитесь; что рычаг управления коробкой передач в нейтральном положении. Содержите в исправном состоянии защитные ограждения в местах расположения вращающихся барабанов (роликов), стендов проверки тормозной системы и ходовой части автомобиля. Рабочим, которым по специфике работы приходится пользоваться грузоподъемными механизмами, обязаны пройти инструктаж по технике безопасности при работе с грузоподъемными машинами. Не оставляйте груз на весу во время перерывов в работе. При подъеме машины гидравлическими подъемниками в смотровой канаве на линии диагностики для обеспечения устойчивости поднимаемого автомобиля устанавливайте на щиток подъема соответствующие подушки. После установки домкрат следует застопорить. Подставлять домкрат разрешается лишь в местах,
обозначенных специальными знаками, а если их нет, то в местах, обеспечивающих устойчивое положение автомобиля в подвешенном положении. Работать под автомобилем, установленным на домкрате, разрешается только после дополнительной установки под автомобиль специальных подставок. Не прыгайте и не переступайте через смотровую канаву. Загрязненный маслом пол смотровой канавы посыпайте древесными опилками, которые следует убирать в конце каждой смены. Не работайте в смотровой канаве при неисправной электропроводке. Техническое обслуживание автомобиля проводите только при неработающем двигателе, за исключением операций, требующих его работы. В этом случае выхлопная труба должна быть присоединена к имеющимся в помещении станции вытяжным средствам, а при их отсутствии принять меры по удалению из помещения отработавших газов. После окончания ТО уберите инструмент, убедитесь в отсутствии людей в смотровой канаве, и только после этого можно запустить двигатель и съехать с поста. Не работать с неисправным электрооборудованием. Возле пультов управления укладывать резиновые коврики. Не работать с незаземленным электроинструментом. Не класть электроинструмент и его кабель на влажный или загрязненный пол. Не допускать наезда на кабель. Запрещается оставлять электроинструмент включенным в сеть.
2.3. Этапы работы и соответствующие правила во время работы в определенном этапе.
Этап 1 — Меры безопасности перед началом работы. Подготовить необходимые для работы средства индивидуальной защиты. Надеть и заправить спецодежду, застегнуть манжеты рукавов. Получить задание на работу у своего непосредственного руководителя. Не выполнять работу без получения задания и по просьбе водителей или других лиц. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая проходов. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, что бы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования. Не работать неисправным инструментом и приспособлениями или на неисправном оборудовании и не только производить самому устранение неисправностей. Проверить наличие пожарного инвентаря на участке и в случае отсутствия такового сообщить об этом своему руководителю. Включить приточно-вытяжную вентиляцию и в случае необходимости местную вентиляцию Для исключения поражения электрическим током электроинструменты заземляют.
Этап 2 — Меры безопасности во время работы. Приступая к работе по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, принять меры, исключающие проливание топлива из топливного бака, топливопроводов и приборов системы питания. Убедиться в том, что закрыты расходные и магистральные вентили и нет ли в газопроводах газа под давлением. При ремонте принять меры по предотвращению искрообразования путем снятия клемм с аккумулятора или его отключения специальным устройством. Обезвредить перед разборкой карбюраторы и бензонасосы, работающие на этилированном бензине, а также их детали керосином. Производить мойку деталей только в местах, отведенных для этой цели. Моечные ванны с керосином по окончании закрывать крышками. Производить разборку и ремонт в специальных верстаках или стендах. Пользоваться только специальными приспособлениями. Продувку клапанов, трубок и жиклеров топливной аппаратуры производить воздухом из шланга или насосом. Продувать их ртом запрещается. При продувке деталей струей воздуха не направлять ее на рядом работающих людей или на себя. Во время проверки работы форсунок на стенде не подставлять руку к распылителю. Проверку надежности пуска двигателя и регулировку минимальных оборотов холостого хода производить на специальных постах, оборудованных местным отсосом газов если посты, расположены в помещении ТО. Перед запуском двигателя проверить, заторможен ли автомобиль стояночным тормозом и есть ли специальные упоры (башмаки) под колесами, установлен ли рычаг на переключениях передач (контролера) в нейтральное положение. Для безопасности перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и с сзади автомобиля пользовать переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву — специально установленными для этой цели лестницами. При попадании этилированного бензина на кожу немедленно обмыть облитый участок кожи керосином, а затем вымыть теплой водой с мылом. Если этилированный бензин (капли или пары) попали в глаза, промыть их теплой водой и немедленно обратиться в здравпункт или к врачу. Если спецодежда облита бензином, обратимся к своему непосредственному руководителю для ее замены
Этап 3 — Меры безопасности по окончании работы. По окончании работы слесарь должен: Выключить вентиляцию и оборудование. Привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления, тщательно очистить от остатков этилированного бензина ветошью обильно смоченной керосином, а затем протереть сухой ветошью, после чего убрать их отведенное место. Сливать остатки керосина и других легковоспламеняющихся жидкостей в канализацию запрещается. Снять спецодежду и убрать ее в предназначенное для этого место. Своевременно сдавать спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку).
2.4. Требования техники безопасности к помещению. На станции ТО должно быть противопожарное оборудование согласно нормам противопожарной безопасности. Все рабочие должны знать сигналы оповещения о пожаре, места расположения противопожарного оборудования и уметь им пользоваться. Не допускайте использования противопожарного оборудования для других целей. Загромождать проходы и доступ к противопожарному оборудованию запрещено. Не допускайте подтекания нефтепродуктов в топливопроводах и прорыва отработавших газов через выхлопной коллектор и выхлопную трубу. Пролитые огнеопасные жидкости должны немедленно убираться. Использованный обтирочный материал должен убираться в специальные металлические ящики с крышками. Сжигание обтирочного материала производиться в специально отведенном месте. Запрещается применение огня в местах хранения и работы с огнеопасными жидкостями и материалами. Запрещается курить возле мест хранения и заправки автомобилей нефтепродуктами, курить — только в специально отведенных местах.
Заключение
В нашей стране автомобили КАМАЗ - 5320 используют во всех отраслях народного хозяйства - в промышленности, сельском хозяйстве, торговле. Благодаря высокой манёвренности, проходимости и приспособленности к работе в различных условиях, автомобильный транспорт стал одним из основных средств перевозки грузов и пассажиров. Отлично зарекомендовал себя в качестве боевой машины на Кавказских войнах. Автомобили КамАЗ, как и другие автомобили, состоит из ряда систем (пуска; питания топливом; смазки; охлаждения; тормозной и др), их агрегатов и узлов, а также рамы, кабины, платформы, двигателя, трансмиссии и др. Каждая система и агрегат выполняют свои функции для обеспечения бесперебойной и безопасной работы всего автомобиля. На сегодняшний день ремонт ходовой – это одна из самых востребованных работ, так как отвечает за безопасность и стабильность эксплуатации автомобиля. Исследуя тему работы, можно сказать, что ходовая часть автомобиля КАМАЗ – самая простая конструкция, которая при должном обслуживании послужит многие годы без проблем и дополнительных затрат.
Список используемой литературы
1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, М. — Транспорт, 1986 г — 72 с.
2. Руководство по текущему ремонту (постовые работы) автомобилей КамАЗ-5320, -5511, -5410, прицепов ОдАЗ-8350, Полуприцепов ОдАЗ-9370; РТ-200-РСФСР-15-0061-81. Ч 1, техническое управление Минавтотранс РСФСР, М. — 1984 г.
3. Технология выполнения регламентных работ первого и второго технического обслуживания автомобиля КамАЗ-5320, Минавтотранс, М. — Транспорт, 2018 г. 4. Афанасьев Л.Л. «Гаражи и станции технического обслуживания автомобилей», М. — «Транспорт», 2019 г.
5. Дунаев А.П. Организация диагностирования при обслуживании автомобилей. — М.: Транспорт, 2017
6. Карташов В.П. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий. — М.: Транспорт, 2018.
7. Туревский И.С. «Техническое обслуживание автомобилей», учебное пособие, книги 1 и 2, М. — ИНФРА, 2019 г.
Технология проведения ТО – 1 автомобиля КАМАЗ 5320
1. Проверить состояние передних рессор, затяжку гаек стремянок, крепления хомутов и крышек рессор, при необходимости закрепить.
2. Проверить состояние, герметичность и крепление передних амортизаторов, при необходимости устранить неисправности.
3. Проверить состояние задних рессор, затяжку гаек стремянок, крепления хомутов и крышек рессор.
4. Проверить состояние, герметичность и крепление задних амортизаторов, при необходимости устранить.
5. Проверить состояние и крепление корректирующих пружин, затяжку гаек стремянок, кронштейна серьги, при необходимости устранить неисправности.
6. Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов пневматической части тормозной системы (регулятора давления, тормозного крана, воздушных баллонов, пневматических усилителей, противозамерзателей).
7. Проверить состояние и герметичность гидравлической части тормозной системы (главных тормозных цилиндров), трубопроводов, колесных цилиндров, при необходимости устранить неисправности.
8. Проверить уровень тормозной жидкости в бачке главных тормозных цилиндров, при необходимости долить. При наличии воздуха в системе, систему прокачать.
9. Проверить состояние и крепление передних и задних колес, при необходимости закрепить.
10. Проверить состояние шин передних и задних колес, давление
воздуха в шинах.
11. Проверить регулировку подшипников ступиц передних и задних колес при необходимости отрегулировать.
12. Проверить давление в шине заднего (запасного) колеса, при необходимости довести до нормы.
13. Проверить состояние и герметичность системы сМАЗки двигателя, при необходимости устранить неисправности.