ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1057

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.

Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций педагогов и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.

Создание персонифицированных программ по направлениям.

Групповые технологии

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Выделяют следующие разновидности групповых технологий:

групповой опрос;

общественный смотр знаний;

учебная встреча;

дискуссия;

диспут;

нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

одновременная работа со всей группой;

работа в парах;

групповая работа на принципах дифференциации.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативность.

Игровые технологии

обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Цели образования игровых технологий обширны:

дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;


развивающие: развитие качеств и структур личности;

социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Основные принципы игровых технологий:

природо – и культуросообразность;

умение моделировать, драматизировать;

свобода деятельности;

эмоциональная приподнятость;

равноправие.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.

В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом.

Игровые технологии применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

Технология программированного обучения

Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др.).

Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями.

В России эту технологию разрабатывал В.П. Беспалько, который выделил основные принципы организации обучения, а также определил виды обучающих программ:

линейные программы (последовательно сменяющиеся небольшие блоки информации с контрольными заданиями);

разветвленные программы (в случае затруднения обучаемому предоставляется дополнительная информация, которая позволит выполнить контрольное задание и дать правильный ответ);

адаптивные программы (предоставляют возможность обучаемому выбирать уровень сложности учебного материала и изменить его по мере усвоения);

комбинированные (включают фрагменты всех предыдущих программ).

Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы.



Модульное обучение - индивидуализированное самообучение, при котором используется программа, составленная из модулей.

Технология коллективной творческой деятельности

Цель технологии:

выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.).

В основе технологии лежат организационные принципы:

социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;

сотрудничество детей и взрослых;

романтизм и творчество.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров.

Черты технологии творчества:

свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;

педагогика сотрудничества, сотворчества;

применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;

стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.

Технология «ТРИЗ»

Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач.

Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.

Принципы технологии ТРИЗ:

снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;

гуманистический характер обучения;

формирование нестандартного образа мышления;

практико-ориентированное внедрение идей.


По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как:

умение анализировать, рассуждать, обосновывать;

умение обобщать, делать выводы;

умение оригинально и гибко мыслить;

умение активно использовать воображение.

В методике используются индивидуальные и коллективные приемы:

эвристическая игра,

мозговой штурм,

коллективный поиск.

Технология исследовательского (проблемного) обучения,

при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения.

Учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Принципы проблемного обучения:

самостоятельность обучающихся;

развивающий характер обучения;

интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

использование дидактических алгоритмизированных задач.

Технология проблемного диалога

Дети не получают знания в готовом виде, а «добывают» их в процессе собственной познавательной деятельности. Мероприятия, проводимые в такой форме, активизируют детей, проходят более эмоционально, сильнее затрагивают чувства, а значит, более эффективны в воспитательном плане.

Воспитательная цель технологии: самостоятельный выход детей на понимание и осознание тех или иных норм, правил и ценностей.

Суть: обучающиеся не пассивно воспринимают «правильные» слова взрослого, а совместно с педагогом обнаруживают проблемную ситуацию, через проблемную ситуацию вырабатывают образцы нравственной и духовной культуры. Если же решение уже найдено, оно обсуждается, взвешивается его правильность.


Алгоритм деятельности:

Мотивация детей.

Актуализация имеющихся знаний, пониманий

Выход на проблемную ситуацию, формулирование проблемы.

Решение проблемы, открытие новых знаний

Выражение решения проблемы

Выполнение продуктивных заданий по теме

Итог мероприятия. Рефлексия.

При такой организации мероприятия дети включены в деятельность по открытию новых знаний и пониманий. Использование педагогом проблемной ситуации повышает интерес обучающихся к мероприятию. В ходе диалога дети учатся аргументировано защищать собственную точку зрения, самостоятельно выходят на формулирование вывода по теме, создают конечный продукт мероприятия.

Основная позиция ребенка при этом – активно-деятельностная, субъектная (самостоятельный поиск, принятие решений, оценочная деятельность);

Основная позиция педагога – руководитель и партнер.

Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение, которое вызывает реакцию удивления и затруднения.

Приемы создания проблемной ситуации:

столкновение различных точек зрения на ту или иную ситуацию, поступок

- Задание было одно, а мнения оказались разными. Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема мероприятия?

осознание неточности своих представлений

- Вы можете выполнить это задание?

- В чем затруднение?

- Почему не получается выполнить?

- О чем будем сегодня рассуждать?

«яркое пятно» - информация на удивление (сказка, легенда, пословица, афоризм, интересный факт и т.д.)

- Что вас удивляет?

- Какова же будет тема мероприятия?

Педагогическая мастерская

Педагогическая мастерская привлекает своей возможностью создания условий для восхождения каждого ее участника к новому знанию и к новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия является творческая деятельность каждого. В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Другой особенностью мастерской является обмен мнениями, знаниями, творческими находками. Результатом работы становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс сотрудничества и сотворчества обучающихся.