Файл: Выпускная квалификационная работа социальное обслуживание граждан в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 371

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Несмотря на высказанную еще в 2006 г. позицию Минэкономразвития РФ о необходимости законодательного закрепления термина «юридическое лицо публичного права» за организациями с особым правовым статусом, до настоящего времени эта инициатива не получила должного законодательного закрепления. Вместе с тем п. 11 ч. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ предусматривает создание юридических лиц в форме публично-правовых компаний, которые, по мнению О.В. Гутникова, «будут конструироваться на основании доктринальных представлений о категории «юридического лица публичного права». Однако на сегодняшний день нельзя однозначно ответить на вопрос: будут ли приравнены государственные внебюджетные фонды, в частности ПФР, к публично-правовым компаниям или нет. Потому как в тексте Гражданского кодекса РФ эта организационно-правовая форма юридического лица нигде не упоминается, отсутствует также и отсылка к специальному закону по этому вопросу. Вместе с тем в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, определяющий публично-правовую компанию, как унитарную некоммерческую организацию. Следуя логике законодателя, поскольку фонды и учреждения относятся к некоммерческим унитарным организациям (§ 7 ГК РФ), в случае принятия указанного законопроекта, ПФР получит статус публично-правовой компании.

Также в ст. 6 указанного законопроекта предусматривается, что имущество публично-правовой компании принадлежит ей на праве собственности, в то время как имущество ПФР является федеральной собственностью. И это не единственное противоречие между законопроектом и Положением о ПФР, что дает основание предположить правильность суждения о том, что ПФР является юридическим лицом публичного права. В этой связи представляется необходимым на законодательном уровне закрепить категорию «юридического лица публичного права» в качестве организационно-правовой формы юридических лиц для организаций (учреждений) с особым правовым статусом, таких как ПФР, Центральный банк России и др. Как известно, в целом ряде стран гражданские кодексы содержат деление юридических лиц на публичные и частные (Испания, ФРГ, Франция, Швейцария, Австрия, Молдова, Украина, Грузия и др.).

Можно согласиться с В.И. Лафитским, который утверждает, что «Гражданский кодекс должен обозначить деление юридических лиц на юридические лица частного права и юридические лица публичного права и установить, что его нормы применяются к юридическим лицам публичного права, если иное не установлено специальными законодательными, иными нормативными правовыми актами, регулирующими статус соответствующих юридических лиц публичного права».


В поправках к Гражданскому кодексу РФ, вступивших в силу с 1 сентября 2014 г., гражданско-правовой статус ПФР как юридического лица (или системы юридических лиц) оставляет множество вопросов. В новой редакции Гражданского кодекса РФ отдельно упоминается Центральный банк РФ, а также негосударственные пенсионные фонды, обладающие особым правовым статусом. Так, в п. 4 ст. 48 ГК РФ указывается, что правовое положение Банка России определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В п. 4 ст. 123.17 ГК РФ говорится об особенностях правового положения него­сударственных пенсионных фондов, которые предусматриваются Федераль­ным законом «О негосударственных пенсионных фондах».

Об особенностях правового статуса ПФР и других органов управления государственными внебюджетными фондами, являющихся юридическими лицами, в новой редакции гл. 4 ГК РФ ничего не говорится. В ч. 8 ст. 123.22 ГК РФ указывается, что отдельным законом могут определяться особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов. При этом ПФР не подпадает под данную формулировку, поскольку образующие его государственные учреждения не могут быть отнесены ни к одному из известных типов государственных учреждений (казенному, бюджетному или автономному) в силу особенностей его бюджетного статуса.

Для реализации своих функций, прав и обязанностей ПФР формирует собственный бюджет, который может быть представлен как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Основное предназначение бюджета исследуемого государственного внебюджетного фонда заключается в том, что он является финансовой основой системы обязательного пенсионного страхования.

Говоря о финансово-правовом статусе, нельзя не упомянуть, что Положение о Пенсионном фонде РФ предусматривает право фонда на издание нормативных актов по вопросам, входящим в компетенцию ПФР, однако форма таких актов не называется. Как показывает практика, основной формой таких актов являются постановления правления ПФР.

Однако в целях реализации Указа Президента РФ «О введении государственной регистрации актов, издаваемых ПФР, ФОМС РФ и ФСС РФ» фонды должны утвердить правила подготовки и государственной регистрации собственных нормативно-правовых актов. Однако до настоящего момента указанное не было исполнено должным образом, что представляет трудности для правоприменителя при решении вопроса о необходимости официального опубликования акта ПФР. Как отмечает М.В. Никифоров, «основания издания нормативных актов, степень обязательности для исполнения, структуризация, процедурные аспекты регулируются внутренним документом ПФР, доступ к которому отсутствует, - Инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате ПФР, утвержденной распоряжением Правления ПФР от 21 декабря 2004 г. № 239-р.



В этой связи видится необходимым и обязательным принятие Постановления ПФР «Об утверждении Правил подготовки актов Пенсионного фонда Российской Федерации, имеющих нормативный характер, и их государственной регистрации» вместе с приложением, как это было сделано ФСС РФ.

Выявленные тенденции развития правотворчества и правоприменительной практики о финансово-правовом статусе ПФР подтверждают востребованность исследования доктрины юридических лиц публичного права, речь о которой шла ранее.

ПФР - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России. В структуре Пенсионного фонда 8 Управлений в Федеральных округах РФ, 83 Отделения ПФР в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 130 000 специалистов.

ПФ РФ осуществляет ряд социально значимых функций:

- установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;

- выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;

- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;

- назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

- ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

- формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;

- адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ;

- реализация Программы государственного софинансирования пенсии;

- реализация международных соглашений.

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы ПФР имеют право:

- требовать от страхователей, в т.ч. физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений;

- в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в т.ч. физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу;


- получать ежегодно от НПФ сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию;

- получать от территориальных налоговых органов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц.

Органы ПФР обязаны:

- обеспечивать своевременное включение в соответствующие ИЛС сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также надежное хранение этих сведений;

- осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений;

- предоставлять бесплатно застрахованному лицу по его обращению способом, указанным им при обращении, сведения о состоянии его ИЛС, включая информацию о состоянии специальной части ИЛС и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, по форме, утверждаемой ПФР, в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица;

- разъяснять застрахованным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений;

- обеспечить обособленный учет в специальной части ИЛС сведений о суммах страховых взносов, направляемых на накопительную пенсию, а также о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, суммах взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и суммах взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений;

- предоставлять в ФОМС РФ сведения о работающих застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, необходимые для ОМС, в порядке, установленном соглашением между ПФР и ФОМС;

- предоставлять НПФ по их запросам информацию, необходимую для назначения накопительной пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений. Перечень необходимой информации, а также порядок и сроки ее предоставления устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

- предоставлять застрахованному лицу доступ к информационной системе "личный кабинет застрахованного лица" в части предоставления содержащихся в его индивидуальном лицевом счете сведений в составе, определяемом ПФР по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.


Рассмотрим особенности правового статуса иных участников правоотношений в сфере ОПС в РФ.

Субъектами ОПС являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.

В отношении каждой из перечисленных категорий действуют установленные правила, принципы и регламент выполнения обязательств. Аналогично все субъекты имеют определенные права.

Застрахованные лица. К числу этих субъектов относятся все граждане РФ, имеющие статус застрахованного лица на основании осуществляемых их работодателем страховых взносов. Также к этой категории могут относиться и иностранные граждане при соблюдении двух условий – наличия российского подданства и внесения страховых взносов.

Подтверждает право на получение выплат обязательной страховой пенсии свидетельство о принадлежности к этой системе, а также номер страхового лицевого счета в пенсионной структуре (СНИЛС), который указывается в этом свидетельстве.

Застрахованными лицами могут считаться:

- сотрудники предприятий, государственных учреждений, частных фирм, осуществляющие свою деятельности на основании гражданско-правового договора, либо с подписанием классического трудового договора;

- работники, трудящиеся за пределами своего государства, но при этом регулярно уплачивающие установленные суммы пенсионных взносов сами за себя;

- лица, самостоятельно обеспечивающие свой доход за счет индивидуальной деятельности. К этой категории относятся предпринимателя, нотариусы и адвокаты, частные детективы, владельцы фермерских хозяйств;

- граждане, трудящиеся на основании авторского или лицензионного договора;

- члены родовых общин, крестьянских объединений.

К этому же числу застрахованных лиц могут относиться и иные категории граждан, которые имеют отношения с пенсионной государственной структурой в установленном порядке. Например, сюда включаются представители малочисленных народов северного региона, ведущие свою традиционную хозяйственную деятельность в рамках социальной политики по пенсионному страхованию.

Страхователи в системе обязательного пенсионного страхования. К этой категории относятся работодатели, обеспечивающие трудовую деятельность своих сотрудников и регулярно выплачивающие за них страховые взносы в ПФР.

В роли страхователей могут выступать индивидуальные предприниматели, организации, предприятия, фирмы, а также физические лица, действующие в рамках правового поля и социальных нормативов.