ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оборудование систем охлаждения
К оборудованию системы охлаждения относятся: насосы пресной н забортной воды, охладители пресной воды, терморегуляторы, расширительные баки, контрольно-измерительные приборы. Для попали пресной воды на двигатель и для прокачки охладителей забортной водой допускается применение как навешенных насосов (с приводам от главного двигателя), так и насосов с автономным (электрическим) приводом. Согласно Правилам Регистра СССР, кроме основных насосов, в машинном отделении необходимо устанавливать аварийные насосы, причем при замкнутой системе охлаждения допускается установка одного аварийного насоса, при этом система должна предусматривать подключение его как к замкнутому контуру, так и к трубопроводу забортной воды. На небольших судах допускается в качестве аварийного использовать один из насосов общесудового назначения.
Для охлаждения дизеля применяют как поршневые, так и центробежные насосы. Детали насосов, соприкасающиеся с водой (особенно забортной), должны выполняться из нержавеющих сплавов и материалов или иметь нержавеющую облицовку.
Применение центробежных насосов позволяет получать непрерывную струю, без пульсации, что обеспечивает равномерное охлаждение дизеля. К недостаткам центробежных насосов следует отнести: неспособность сухого всасывания, более низкий КПД по сравнению с поршневыми насосами, а также уменьшение производительности и даже прекращение подачи воды при реверсировании двигателя (для навесных насосов). К недостаткам поршневых насосов относятся: громоздкость, пульсация струи (частично устраняют, устанавливая на нагнетательном трубопроводе специальные воздушные колпаки). При применении навесных насосов лучшим считается вариант с установкой центробежного насоса для замкнутого контура (пресная вода) и поршневого - для прокачки охладителя забортной водой. Именно таким образом охлаждаются двигатели завода «Русский дизель» Д 30/50-2 и ДР 30/50-3.
Далее рассмотрим поршневой насос для прокачки холодильника забортной водой. В корпусе насоса запрессована бронзовая втулка, в которой совершает возвратно-поступательное движение поршень, уплотненный резиновыми кольцами и приводимый в действие через шток, серьгу и балансир, связанный с крейцкопфом продувочного насоса двигателя. Шток поршня уплотняется сальником. При движении поршня вниз в верхней полости происходит всасывание воды, а в нижней-нагнетание; при обратном движении из верхней полости вода вытесняется, а в нижнюю всасывается. В клапанной
коробке размещается по три всасывающих клапана и нагнетательные, которые изготовлены из резины.
Теперь рассмотрим центробежный насос для прокачки двигателя пресной водой. К корпусу насоса крепится крышка с фланцем для соединения всасывающего трубопровода и кронштейн для крепления насоса к фундаментной раме дизеля. Привод рабочего колеса через вал и шестерню, которая, в свою очередь, приводится во вращение от шестерни, насаженной на коленчатый вал дизеля. Рабочее колесо насаживают на вал насоса на шпонке и фиксируют гайкой и стопорной шайбой. Вал вращается в двух шариковых подшипниках. Для удобства монтажа и демонтажа шариковый подшипник устанавливают в обойму, которую фиксируют фланцем. Чтобы предотвратить попадание воды на шариковый подшипник, установлен отражатель, а для предотвращения выброса масла из подшипника имеется уплотнительное кольцо. Уплотнение вала - сальников набивкой,которая прижимается грундбуксой. Слив воды из кронштейна - через отверстие закрытое пробкой.
Смазка на подшипники поступает из окна (для смазки служит масло, которое разбрызгивается шестернями привода насоса) и сливается через отверстие в картер двигателя. Кран служит для выпуска воздуха из улитки насоса.
Насос крепят к дизелю со стороны поста управления, что удобно для осмотра и профилактики. Профиль рабочего колеса позволяет насосу работать при вращении коленчатого нала «вперед» и «назад».
На многих судах постройки последних лет применяют вертикальные электроприводные центробежные насосы. Электродвигатель у них насосов размещен над плитами машинного отделения, а сам насос под ними. Такое размещение удобно для подсоединения трубопроводов к насосу.
Для охлаждения пресной воды, выходящей из дизеля, примени теплообменные аппараты (холодильники) трубчатого типа, такие же, как и для охлаждения масла.
Трубопроводы системы охлаждения дизеля выполняют или из нержавеющих труб, или из стальных, оцинкованных снаружи и внутри. Для предотвращения коррозионного разрушения в холодильника стороны забортной воды устанавливают протекторы.
Система сжатого воздуха
Сжатый воздух используется для реверсирования и пуска главного дизеля, пуска вспомогательных дизелей, подачи звуковых сигналов, продувки кингстонов, обдува масляных и топливных фи
а также для привода пневматических средств малой механизации (механические рашкетки и шарошки и др.), в воздушно-пенных аппаратах системы пожаротушения.
Сжатый воздух получают в компрессорах, хранят в специальных воздухохранителях (баллонах).
Сжатый воздух от электрокомпрессоров поступает на хранение в воздухохранители пускового воздуха главного дизеля, а также в воздухохранители пускового воздуха вспомогательных двигателей и баллон для хозяйственных нужд. После заполнения воздухохранителей сжатым воздухом и после его охлаждения открывают специальные клапаны на резервуарах и выпускают сконденсированные пары воды и масла в специальный ящик для сбора шлама. Из главных воздухохранителей воздух разрешается использовать для реверсирования и пуска главного дизеля и для подачи звуковых сигналов (на тифон). Сжатый воздух из воздухохранителей используется для пуска вспомогательных двигателей. Воздух из баллона можно использовать для обдува масляных фильтров, для воздушно-пенного аппарата, для подачи на палубу, для продувки кингстонов и для других целей.
5. Организация вахтенной службы на судне
Вахтенная служба на судах является особым видом служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Члены судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными.
На всех судах, находящихся в эксплуатации, должна быть установлена круглосуточная вахтенная служба.
На судах, выведенных из эксплуатации, порядок несения вахтенной службы устанавливается судовладельцем.
Вахтенная служба должна обеспечивать управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль за посещением судна посторонними лицами.
Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана судна, а непосредственное руководстводство организации вахтенной службы – на старшего помощника капитана и старшего механика. Ответственность за надлежащее несение вахты возлагается на лиц несущих вахту.
К вахте должны привлекаться лица, получившие соответствующий отдых.
Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные. Ходовые или стояночные вахты назначает капитан исходя из конкретных обстоятельств.
Продолжительность одной ходовой вахты, как правило, не должна превышать четыре часа.
Во время стоянки судна в порту или на рейде члены экипажа могут быть, по распоряжению капитана, оставлены на судне во внеурочное время (без выполнения основной работы) для обеспечения безопасности судна, в том числе противопожарной безопасности.
Вахтенная смена должна явится к месту несения вахты заблаговременно и до вступления на вахту ознакомится с условиями плавания и режимом работы технических средств.
Лица командного состава являются на вахту не позднее чем за 10 минут до начала вахты.
Очередная смена предупреждается о вступлении на вахту не позднее чем за 15 минут. Сменившаяся вахта является подвахтенной и используется в случае необходимости для временного усиления вахты или подмены отдельных вахтенных. На стоянке список вахты вывешивается на доске у трапа.
Вахтенные должны быть в установленной для данного рода службы одежде (форме). Кроме того, вахтенный помощник капитана и вахтенный матрос при стоянке судна в порту должны иметь на левой руке нарукавную повязку с тремя полосами; общая ширина повязки – 4,5 см, каждой полосы – 1,5 см. Цвет полос: для повязки вахтенного помощника капитана – красный, белый, синий; для повязки вахтенного матроса – красный, белый, красный.
Без разрешения или приказания выше стоящего по вахте командира вахтенные не имеют права оставлять пост или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей.
Вахтенные во время тревоги занимают свои места, предусмотренные расписанием по тревогам, только после передачи своего поста лицам, заступающим на вахту согласно расписанию по тревогам, только после передачи своего поста лицам, заступающим на вахту согласно расписанию по тревогам.
В течении вахты вахтенный помощник капитана, вахтенный механик, вахтенный электромеханик, вахтенный радиооператор и другие лица командного состава, несущих вахту, ведут необходимые записи, отражающие несение на судне вахтенной службы, а по окончании вахты вносят эти записи в соответствующие журналы согласно правилам их ведения.
При стоянках в портах любое лицо судового экипажа, имеющее необходимую квалификацию, распоряжением капитана может привлекаться к несению вахты на судне после соответствующего отдыха и инструктажа.
Заступающие на вахту обязаны получить разрешение о заступлении на вахту у вахтенного командира.
При использовании судовой администрацией береговой швартовой бригады для перешвартовки судна береговая швартовая бригада производит перешвартовку судна совместно с вахтенным персоналом судна. Руководитель береговой швартовой бригады при выполнении швартовых операций осуществляет руководство и несёт ответственность за все действия членов швартовой бригады связанные с перешвартовкой судна.
Подготовка судна к швартовым операциям является обязанностью вахтенной службы.
6. Охрана труда и техника безопасности при работе в МКО
На рабочих местах в машинно-котельных отделениях (МКО) неавтоматизированных судов должны быть вывешены инструкции по технике безопасности, а также схемы (мнемосхемы) балластной, осушительной и топливной систем с указанием -вентилей (клапанов).
Помещения МКО, решетки, трапы и плиты настила необходимо содержать в чистоте: пролитое масло и топливо необходимо немедленно убирать. Плиты настила должны быть обязательно закреплены, а вырезы в них— закрыты. Должны быть прочно закреплены прутки решеток, стойки и поручни. Незакрепленные детали ограждения, создающие лишь видимость защиты или опоры, могут стать причиной травмы.
Открывание клапанов пусковых баллонов, паровых и воздушных магистралей следует производить медленно, во избежание гидравлических ударов.
Перед разборкой трубопровода, вскрытием горловин и при работах с оборудованием, ранее находящимся под давлением, необходимо принять меры, исключающие возможность подачи к месту работ рабочей среды (пара, воздуха, жидкости и т. п.), для чего установить заглушки; на закрытом секущем клапане вывесить табличку с надписью, запрещающей открывать клапан, и т. д. После этого на разбираемом участке необходимо сбросить давление и удалить рабочую жидкость. После окончания ремонта, перед сборкой, необходимо убедиться, что внутри разбираемого трубопровода, механизма и т. п. нет посторонних предметов (ключей, болтов, гаек, ветоши и др.).
Если производят ремонт механизма, то на деталях I системы движения нельзя размещать инструменты, прокладки, болты и т. п.
Строго запрещается производить какие-либо работы, сопровождающиеся даже слабыми ударами (чеканку, рубку, отгибание чего-либо) на трубах и сосудах, находящихся под давлением.
Перед задраиванием горловин танков и отсеков их необходимо тщательно осмотреть. Задраивание производится на все штатные гайки.
Если осуществляют сборку или разборку топливного трубопровода (или шлангов), то применяют инструмент, не дающий искры.
При работе в помещениях машинно-котельного отделения обслуживающий персонал должен носить хорошо подогнанную спецодежду без свободных концов и завязок и обувь на кожаной подошве без стальных гвоздей.