Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Педагогический высший колледж имени Б. Ахметова
КУРСОВАЯ РАБОТА
(Times New Roman, кегль -16)
по дисциплине (шрифт Times New Roman, кегль -16)
Тема: «Обучение критическому мышлению в средних классах»
Выполнил(а):
Студент(ка) (Ф.И.) Специальность
Квалификация
Группа
Проверил:
Преподаватель (Ф.И.О.)
___________________________
(подпись)
Костанай, 2022 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………. | 3 |
1 Теоретические предпосылки формирования критического мышления обучающихся………………………………………………………………. | 5 |
1.1 Критическое мышление……………………………………………….. | 5 |
1.2 Приемы и методы обучению критическому мышлению……………. | 10 |
1.3 Обучение критическому мышлению на уроках математике ………. | 14 |
2 Применение методических приёмов критического мышления на уроке математики………………………………………………………. | 20 |
2.1 Использование приемов критического мышления на уроках математики…………………………………………………………………. | 20 |
2.2 Результаты использования приемов критического мышления……… | 26 |
Заключение………………………………………………………………… | 29 |
Список литературы………………………………………………………... | 31 |
Приложение 1……………………………………………………………… | 33 |
Приложение 2……………………………………………………………… | 37 |
Приложение 3……………………………………………………………… | 40 |
Приложение 4……………………………………………………………… | 43 |
Приложение 5……………………………………………………………… | 50 |
Приложение 6……………………………………………………………… | 52 |
Приложение 7……………………………………………………………… | 53 |
Приложение 8……………………………………………………………… | 55 |
Приложение 9……………………………………………………………… | 56 |
Приложение 10……………………………………………………………. | 57 |
Введение
Перемены в культурной и материально-производственной сферах, социально-экономические проблемы, вставшие перед обществом, повлекли изменение мышления людей, миропонимания, в отношении к преобразовательной деятельности. Человек нуждается в адаптации своего мышления к мышлению другого, но и в одновременном сохранении его ясности, точности и тщательности. Никогда прежде система образования не готовила студентов к такой динамике изменений в мышлении. Напротив, она придерживалась одного («генерального»), репродуктивного по характеру, направления. Однако, сегодня личность, обладающая критическим мышлением: умеющая подвергнуть сомнению устоявшиеся мнения и суждения, способная вести диалог, определять суть проблемы и альтернативные пути ее решения, отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения, - выходит из тени, и поэтому формирование такой личности стало одной из ведущих проблем российского образования.
Система образования призвана развивать критическое мышление, направлять студента на овладение творческими способами решения жизненных проблем, на самообразование и самовоспитания.
В настоящее время педагогической наукой актуализирована проблема повышения уровня умений в получении знаний, участии в совместном принятии решений, развития логики аргументации, доказательства.
Математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании критического мышления обучающихся. Математика, как никакой другой предмет, позволяет не просто решать сформулированную задачу, а делать это различными способами, применяя, в том числе, такие методы работы с информацией как поиск, анализ, синтез, переработка и представление. Целью математики в является формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Необходимость формирования критического мышления у обучающихся обусловлена следующими причинами:
-
В условиях неограниченного доступа к информации важно уметь ориентироваться в ней и уметь различать главное и второстепенное; -
В связи с всё возрастающими объёмами изучаемого материала при неизменности временных ресурсов, затрачиваемых на изучение дисциплины, необходимо развивать познавательную потребность, которая будет способствовать улучшению результатов обучения.
Необходимость формирования критического мышления обучающихся обусловливает актуальность настоящего исследования и определяет его проблему: как организовать у студентов колледжа обучение математике так, чтобы эффективно формировать их критическое мышление? В рамках решения указанной проблемы была определена тема нашего исследования «Формирование критического мышления обучающихся в процессе обучения математике».
Цель исследования: выявить условия формирования критического мышления обучающихся в процессе обучения математике.
Объект исследования: процесс формирования критического мышления у обучающихся.
Предмет исследования: процесс формирования критического мышления обучающихся в процессе обучения математике.
Задачи исследования:
-
Изучить теорию формирования критического мышления обучающихся; -
Использовать приемы критического мышления на уроках математики; -
Произвести анлиз использования приемов критического мышления на уроках математики.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ «СОШ №49» .
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и подразделов, заключения, списка литературы, приложения. В первой главе рассматривается сущность понятия «критическое мышление», раскрываются основные понятия исследования; представлено содержание системы формирования критического мышления обучающихся. Во второй главе приводится описание частичной опытно-экспериментальной работы по внедрению системы формирования критического мышления обучающихся в процессе обучения математике.
1 Теоретические предпосылки формирования критического мышления обучающихся
-
Критическое мышление
Интерес к исследованию критического мышления проявился еще в начале ХХ века. С тех пор один подход к исследованию критического мышления сменяет другой.
Задачей данного параграфа является выявление сущностных характеристик понятия «критическое мышление».
Прежде, чем дать определение понятия «критическое мышление» рассмотрим составляющие данного понятия: «критичность» и «мышление».
По мнению психологов К. Дуннера и Бертрана Рассела, мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания
; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятии [43, С. 60].
С точки зрения философии мышление — идеальный компонент реальной деятельности общественного человека (Л.Н. Каган, А.Ф. Лосев) [17, 28].
Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
Критика – это изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков [38, С.72].
Критичность - (греч. kritike - искусство разбирать, судить) - способность осознавать свои ошибки, умение оценивать свои мысли, взвешивать доводы за и против выдвигающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке [53, С. 102].
По мнению В.М. Блейхера, И.В. Крука, критичность состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с условиями реальности [53].
Существует достаточно много определений понятия «критическое мышление». Выделим определяющие и существенные характеристики – ключевые понятия в данных определениях (таблица 1):
Таблица 1. Ключевые понятия определения «критическое мышление»
Автор определения | Определяющие слова в данном определении | Сущностные характеристики |
Д. Халперин | Мышление | направленное, взвешенное, логичное и целенаправленное |
К.М. Гуревич | Мышление | рациональное, рефлексивное |
И.О.Загашева, С.И.Заир-Бек | Мышление | оценочное, рефлексивное |
Т.Ф. Ноэль-Цигульская | Мышление | рефлексивное, самостоятельное |
В.Н. Брюшинкин | Последовательность | непременное наличие трансцендентальной рефлексии |
Г.В.Сорина | умение, навык | наличие навыков рефлексии, умение работать с понятиями, суждениями |
Johnson | Деятельность | здравое суждение о предложенной ему точке зрения |
Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стил | Умения | проявлять любознательность и использовать исследовательские методы |
Американская философская Ассоциация (APA) | Суждение | целеустремленное, саморегулирующие |
Проанализировав различные научные источники, мы пришли к выводу, что мнения авторов, приведенных выше, можно разделить на три группы:
-
Определяющим понятием является – мышление (Д. Халперин, К.М. Гуревич, И.О.Загашева, С.И.Заир-Бек, Т.Ф. Ноэль-Цигульская); -
Определяющим понятием является – деятельность (В.Н. Брюшинкин, Johnson); -
Определяющее понятие – умения и навыки (Американская философская ассоциация (APA), Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стил, Г.В.Сорина).
Приведем более полные определения понятия «критическое мышление», согласно полученным выше группам и охарактеризуем, каждое из них.
Так, Д. Халперин в книге «Психология критического мышления» пишет: «Критическое мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата» [54, С. 10].
Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи.
Другие определения понятия «критическое мышление» дополнительно указывают, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Критическое мышление включает в себя оценку самого мыслительного процессам – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения.
По мнению К.М. Гуревича критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки) [8, С. 270].
Один из авторов технологии РКМЧП Д. Клустер в своей статье «Что такое критическое мышление?» (международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена» 2001, № 4) выделяет следующие параметры критического мышления:
-
критическое мышление есть мышление самостоятельное; -
информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления; -
критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить; -
критическое мышление стремится к убедительной аргументации; -
критическое мышление есть мышление социальное [21, С.9].