ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Танцюра С.Ю., Кононова С.И.
Т18
Альтернативная коммуникация в обу чении детей с
ОВЗ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2017. —
64 с. (Библиотека Логопеда). (9)
ISBN 978-5-9949-1874-6
В пособии представлено использование альтернативной и до- полнительной коммуникации в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, описаны ее принципы, формы, приемы и методы. Даны характеристика категории воспитанников, ну- ждающихся в этих видах коммуникации, этапы и программа их обучения, рекомендации родителям по применению альтернатив- ной коммуникации при взаимодействии с детьми с нарушениями в развитии.
Книга адресована логопедам, дефектологам, школьным учите- лям, психологам и родителям.
УДК 373
ББК 74.102
© Цветков А.Н., оформление, 2017
© Танцюра С.Ю., Кононова С.И., текст, 2017
ISBN 978-5-9949-1874-6
УДК 373
ББК 74.102
Т18
Библиотека Логопеда
3
Введение
Язык и коммуникация — основа социального взаимодей- ствия. Большинству детей освоение разговорного языка дается без каких-либо затруднений, но есть дошкольники, которым необходима дополнительная помощь в силу тяжелых речевых нарушений. Использование разных форм коммуникации мо- жет поддержать их речевое развитие, помочь им взаимодей- ствовать со сверстниками.
Специалистам и членам семьи надо знать о различных си- стемах коммуникации, практическом применении альтерна- тивной системы обучения. При выборе альтернативной комму- никации нужно учитывать ряд аспектов. Система должна об- легчать повседневную жизнь, позволять человеку реализовать свои потребности. Введение альтернативной коммуникации и ее использование должно обсуждаться со специалистами и с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ). Система коммуникации должна поддерживаться всеми, кто окружает детей с нарушениями в развитии.
В ратифицированной Россией в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов говорится о необходимости использования техноло- гий, учитывающих разные формы инвалидности, содействии использованию жестовых языков, азбуки Брайля, дополни- тельных и альтернативных способов общения и других до- ступных способов и методов общения.
Данное пособие составлено на основе ФГОС, где прописано, что содержание коррекционно-развивающей работы в рамках курса «Альтернативная коммуникация» тесно взаимосвяза- но с образовательной областью «Язык и речевая практика» и направлено на обучение и воспитание детей с ОВЗ.
Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
4
Понятие альтернативной и дополнительной коммуникации
Коммуникация предполагает общение не только с помощью слов. Есть много дополнительных средств (жесты, символы, письменные слова), облегчающих как понимание, так и вы- ражение мыслей. Этими средствами пользуются люди во всем мире.
С каждым годом все больше детей рождается с различными проблемами в развитии. У них отмечаются нарушения в по- знавательной деятельности (восприятии, памяти, мышлении, речи), интеллектуальная недостаточность, а также нарушения в мотивационно-потребностной, социально-эмоциональной, моторно-двигательной сферах.
Несмотря на изученность данной проблемы, она еще недо- статочно раскрыта. Языковое развитие никогда не прекра- щается, люди всю жизнь изучают новые слова, знакомятся с новыми выражениями. Отсутствие навыков коммуникации влияет на социальное и эмоциональное развитие ребенка.
Многие дети становятся пассивными, а ребенок с ОВЗ дол- жен как можно раньше начать выражать свои мысли и же- лания.
В качестве знаковой системы вербальной коммуникации выступает человеческая речь. Система фонетических знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса.
Лексика — словарный состав языка. Синтаксис — харак- терные для конкретного языка средства и правила создания речевых единиц. Речь служит универсальным средством ком- муникации, поскольку при словесной передаче информация теряется в наименьшей степени по сравнению с другими сред- ствами ее передачи. Таким образом, речь — язык в действии, форма обобщенного отражения действительности, существо- вания мышления. Действительно, в мышлении речь прояв- ляется в форме внутреннего проговаривания слов про себя.
Мышление и речь неотделимы друг от друга.
Информация с помощью речи передается по такой схеме: коммуникатор (говорящий) отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики, используя принципы лексики и синтаксиса, затем произно-
Библиотека Логопеда
5
сит эти слова. Реципиент (слушающий) воспринимает речь, декодирует речевые единицы для правильного понимания вы- раженной в ней мысли. Однако это происходит, когда общаю- щиеся используют понятный обоим язык.
Речь выполняет две основные функции
— сигнификатив- ную и коммуникативную. Благодаря первой человек может произвольно вызывать образы предметов, воспринимать смыс- ловое содержание речи. Благодаря второй речь становится средством общения, передачи информации.
Коммуникативная функция речи проявляется в средствах выражения и воздействия. Речь не сводится лишь к совокуп- ности передаваемых сообщений, она выражает одновременно и отношение человека к тому, о чем он говорит, и отношение к тому, с кем он общается. Таким образом, в речи каждого индивида в той или иной степени проявляются эмоциональ- но-выразительные компоненты (ритм, пауза, интонация, мо- дуляция голоса и т.п.). Выразительные компоненты имеются и в письменной речи (в тексте письма это проявляется в на- клоне букв, форме заглавных букв и т.п.). Слово как средство воздействия и его эмоционально-выразительные компоненты неразрывны, действуют одновременно, в определенной степени влияя на поведение реципиента.
В литературе по невербальной коммуникации широко осве- щались проблемы исследования мимики, жестов, поз, голоса, телесных движений, перемещений партнеров в пространстве и другие (Н.А. Бернштейн, А.А. Бодалев, Н.И. Смирнова,
D.P. Ausubel, R. Brown, A. Olsen и др.).
То огромное внимание, которое отводится невербальному поведению человека в литературе, основывается на особой его роли в процессе взаимодействия людей. Оно представляет со- бой культурно-исторический феномен, имеет интерперсональ- ную, деятельностную природу, неразрывно связано с развити- ем личности, сопряжено с ее психическими состояниями, про- цессами, свойствами, служит средством их объективизации, одним из путей познания человека.
Кинетика — система знаков, включающая жесты, мимику, пантомимику. Она представляет собой свойство общей мото- рики различных частей тела (рук — и тогда мы говорим о жестикуляции, лица — о мимике, позы — о пантомимике).
Общая моторика различных частей тела человека отображает его эмоциональные реакции.
Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
6
Паралингвистика — система знаков, представляющая со- бой такие «добавки» к вербальному общению, как вокализа- ция, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность; включе- ние в речь пауз, других вкраплений, например, покашлива- ние, плач, смех, наконец, темп речи.
Проксемика — пространственная и временна
�я организация общения, которая также служит особой знаковой системой.
Визуальное общение — специфическая знаковая система, используемая в процессе общения и представляющая собой контакт глаз. Знаки, представляемые движением глаз, вклю- чаются в очень широкий диапазон ситуаций общения.
Коммуникативная деятельность — взаимодействующий комплекс различных по своей природе механизмов и средств
(А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.), в том числе и невербальных компонентов.
Проблема невербальных компонентов коммуникации рас- сматривалась в различных ракурсах и разрабатывалась рядом наук: психологией, физиологией, лингвистикой, в том числе паралингвистикой (А.П. Беликов, И.Н. Горелов, В.П. Морозов и др.).
Имеется немного работ, посвященных невербальным фор- мам общения в детском возрасте. Недостаточно таких исследо- ваний в дефектологии, хотя экспрессия лица, жесты, позы не- сут существенную информацию о собеседнике, усиливая или ослабляя семантическое значение слов (И.Н. Горелов и др.).
Невербальные средства могут служить показателем состо- яния ребенка в дополнении к основным методам коррекци- онного воздействия (В.А. Ковшиков, И.В. Семенченко и др.).
К невербальным знаковым системам, выполняющим функ- цию универсального средства общения, относятся способы коммуникации, основанные на манипуляции конкретными и абстрактными изображениями. В числе таких систем —
Блисс-коммуникация и метод пиктограмм.
Являясь более простым по сравнению с Блисс-коммуни- кацией, метод пиктограмм шире используется в практике отечественных коррекционных педагогов. Так, Т.Г. Боровенко,
Т.Г. Визель, В.М. Шкловский разработали метод пиктограмм для восстановления коммуникации больных с афазией.
Представляемые авторами данные свидетельствуют о це- лесообразности дальнейших исследований и практической апробации возможностей замещения вербальных способов
Библиотека Логопеда
7
коммуникации невербальными, а также других аспектов при- менения системы рисуночных знаков в коррекционной работе.
Разработка методов применения невербальных (альтернатив- ных) средств коммуникации в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) требует серьезных иссле- дований в области коррекционной педагогики. О.С. Павлова,
С.Н. Шаховская обращают внимание на возможности исполь- зования невербального общения при работе с воспитанниками с нарушениями речи.
На наш взгляд, нецелесообразно отдавать предпочтение только невербальным средствам в общении с людьми. Сопо- ставлять вербальные и невербальные способы общения и вы- делять те или иные следует, исходя из их роли в каждом коммуникативном акте, доли их участия в достижении запла- нированного результата коммуникации.
Аргументом в пользу коммуникативных возможностей не- вербальных средств является общение людей, лишенных язы- ка, — глухих.
Жесты, обозначая одновременно предмет и действие с ним, выступают средством общения на начальной стадии воспи- тания глухонемого ребенка, но, вместе с тем, они служат переходными средствами общения к речи, поскольку од- новременно с появлением жестов начинает формироваться и важнейшее из всех качеств развивающейся личности — по- требность в речи.
Коммуникация — основа жизни человека. Успешное соци- альное, эмоциональное и интеллектуальное развитие невоз- можно без свободной коммуникации. Это сложный процесс, требующий множества навыков. Речь — только один из спосо- бов, которыми мы передаем свои сообщения. Для трансляции информации мы используем зрительный контакт, движения глаз, мимику, жесты, положение тела.
Развитие навыков невербальной коммуникации в сочета- нии с занятиями логопеда может значительно помочь ребенку с нарушениями в развитии научиться выражать себя. Что- бы выразить собственные мысли и желания, многим детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимы дополнительные способы коммуникации. Это может быть ком- муникация с помощью рук — способ, основанный на исполь- зовании жестов и знаков, графические способы, когда ребенок показывает на картинки или какие-то символы.
Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
8
В последние два десятилетия появились методики, расши- ряющие возможности общения людей с ранним детским аутиз- мом (РДА), двигательными нарушениями, нарушением интел- лекта (TEACH, ABBA и др.). Первоначально бо
�льшая их часть была ориентирована на людей с физическими проблемами, такими как детский церебральный паралич (ДЦП). Для тех, кто не владел устной речью и не мог использовать «знаковое общение» (писать, печатать или показывать рукой на диспле- ях), были созданы различные приспособления (указки для глаз, переключатели и др.). Многие успешно используют ри- сунки, пиктограммы и другие графические символы. Однако, несмотря на все существующие стратегии, многие люди не могут эффективно взаимодействовать с окружающими. Для них удачным способом полноценного общения оказался метод
FC (
Facilitated Communication — облегченная, облегчаемая, или альтернативная коммуникация), разработанный австра- лийским педагогом Р. Кроссли.
При использовании этого метода люди, неговорящие совсем или имеющие ограниченную речь, применяют вспомогатель- ную систему коммуникации при помощи партнера (фасилита- тора), который обеспечивает необходимую физическую и эмо- циональную поддержку, помогает преодолеть нейромоторные трудности, не позволяющие выполнить желаемое действие.
Специального оборудования не требуется. Можно использо- вать коммуникативную доску. На ней буквы расположены в алфавитном порядке (рис. 1) или в таком, как на клавиату- ре компьютера. Ребенок с помощью альтернативного метода
(«коммуникативной доски») может выразить свои потребности, набрав на ней нужное слово. Конечно, для этого необходимо сохранный уровень интеллекта.
Дети с ОВЗ быстро запоминают и овладевают расположе- нием букв на клавиатуре и могут общаться таким способом.
А
Б
В
Г
Д
Е
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
!
?
Рис. 1. Коммуникативная доска
Библиотека Логопеда
9
Цель любой речевой реабилитации — свободная речь. Люди с тяжелыми нарушениями общения должны иметь возмож- ность взаимодействовать с окружающими доступными им способами, и метод FC дает эту возможность.
На Западе существует множество центров помощи комму- никации (
Communication Aid Centres), где группа специалистов обследует детей с нарушениями в развитии, предлагает раз- личные способы работы с ними, подбирает программное обес- печение и вспомогательные средства коммуникации. В подоб- ные центры ребенка направляет педагог или специалист, кото- рый занимается с ним, но туда могут обратиться и родители.
Широко и свободно пользоваться вспомогательным сред- ством в любой социальной обстановке ребенок научится толь- ко путем тренировки и с помощью логопеда. Сначала надо научить его пользоваться им в привычной обстановке.
Дети с ОВЗ сначала общаются на невербальном уровне: ис- пользуют улыбку, жесты. Особое место в этом ряду занима- ют индивидуальные средства общения. Выбор соответствую- щей системы и средств коммуникации при обучении детей с
ОВЗ очень важен.
Воспитанники с нарушением в развитии имеют разную сте- пень сенсорных и интеллектуальных нарушений, различные навыки, способности и потребности, но каждому ребенку нуж- но подобрать эффективные пути и средства, чтобы сделать его потребности и желания понятными другим, а тем, в свою оче- редь, — пути и средства, чтобы сообщать информацию детям с
ОВЗ. Важно выбрать из них те, которые помогут упорядочить уже имеющиеся у ребенка навыки и достигнуть более слож- ного уровня коммуникации.
Общение — понятие гораздо более широкое, чем просто уст- ная речь. Есть много людей с ОВЗ, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В процессе общения используются знаковые системы: вербальные и невербальные средства.
Потребность в общении состоит в стремлении к познанию другого человека и самого себя. Одним из проявлений этой потребности служит стремление к оценке и самооценке. По- требность в общении начинает проявляться и формируется у ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми. Содержание общения претерпевает изменения, которые детерминируются характером ведущей деятельности в данном возрасте. Есте-
Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
10
ственно, что партнерами по общению для ребенка являются взрослые и сверстники.
По мнению М.И. Лисиной, основным различием этих двух сфер коммуникации ребенка выступает неодинаковая роль партнеров разного возраста для самосознания и самооценки: взрослые остаются для него образцом, а дети оказываются ему равными, что облегчает сравнение себя со сверстниками.
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемых потребно- стями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, воспри- ятие и понимание другого человека. Таким образом, общение имеет три стороны: коммуникативную, интерактивную и пер- цептивную (рис. 2).
Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смыс- ловое восприятие другими людьми.
Интерактивная сторона общения (от англ. interaction — взаимодействие) представляет собой взаимодействие людей друг с другом в процессе межличностных отношений.
Перцептивная сторона общения (от лат. perception — вос- приятие) проявляется через восприятие и оценку людьми со- циальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).
Все стороны общения — коммуникативная, интерактивная и перцептивная — взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если
Общение
Коммуника- тивная сторона
(обмен инфор- мацией)
Интерактивная сторона (вза- имодействие в совместной деятельности)
Перцептив- ная сторона
(восприятие и понимание дру- гого человека)
Рис. 2. Стороны общения
Библиотека Логопеда
11
речь и связанное с ней вербальное общение у ребенка с ОВЗ не развиты или крайне пассивны, следует использовать невер- бальное общение. Любой человек с нарушениями в развитии может научиться в доступной ему форме выражать свои по- требности. С этой целью в обучение вводят альтернативную и дополнительную коммуникацию.
Альтернативная коммуникация
— общение лицом к лицу с собеседником без использования речи. Ребенок исполь- зует данные средства без речи, он не комментирует. Примеры альтернативной коммуникации — жесты, графические знаки, предметные символы, письмо (рис. 3).
Система жестов используется не только для глухих, но и для неговорящих или плохо говорящих людей. Так в Оксфор- де разработан язык жестов для детей с синдромом Дауна, ко- торый называется «Смотри и говори». Эту систему используют при обучении умственно отсталых детей.
Графические символывключают в себя символы-изобра- жения, такие как Блисс-символы, символы в виде картинок, пиктограммы.
Предметные символыобычно делают из пластика. Их ис- пользуют для слепых и людей с нарушением зрения.