Файл: Танцюра С. Ю., Кононова С. И.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анкета для родителей
1. Каков состав Вашей семьи? _________________________
2. Кому малыш отдает предпочтение? ____________________
3. Нет ли недостатка внимания к ребенку, негативного отно- шения к нему, гиперопеки? ____________________________
4. Кто занимается воспитанием ребенка? _________________
5. Посещает ли ребенок специальное учреждение? Если да, нравится ли ему там? Долго ли он привыкал к нему? ________
6. Легко ли ребенок контактирует с детьми и со взрослыми?
Радуется ли, когда к Вам приходят гости? __________________
7. Использует ли ребенок неречевые средства общения:
ми-
мику (движения мышц лица) пантомимику (движения всего тела),
жесты (движение отдельных частей тела)? ___________
8. Дифференцирует ли ребенок звуки бытовых электропри- боров (может показать, что шумит: холодильник, стиральная машина и т.п.)? _____________________________________
9. Каким образом ребенок реагирует на новую игрушку?
(Радостно восклицает, молча берет и рассматривает, фактиче- ски не реагирует...) ___________________________________
10. Сопровождаются ли его эмоциональные проявления ре- чевыми средствами? _________________________________
11. Как ребенок преодолевает возникающие перед ним труд- ности (плачет, обращается за помощью: спрашивает взглядом, интонацией, речевыми средствами)? _____________________
12. Как ребенок относится к книгам (бросает их, рвет, рассматривает, любит слушать)? _______________________
13. Назовите три приоритетных направления (в порядке важности) в коррекции нарушений Вашего ребенка. ________
__________________________________________________

Библиотека Логопеда
41
Заключение
При выборе системы альтернативной коммуникации для каждого отдельного ребенка нужно учитывать ряд моментов.
Во-первых, она должна облегчать повседневную жизнь, поз- волять детям в меньшей степени чувствовать себя инвалидами и управлять своей жизнью.
Во-вторых, введение альтернативной системы общения должно быть скоординировано со всеми остальными услугами
(медицинскими, по социальному сопровождению и т.д.).
В-третьих, обучение речи и коммуникации не должно быть отделено от других форм терапии и поддержки.
Средства альтернативной коммуникации, как и другие формы языка и общения, должны использоваться во всех жизненных ситуациях. Следовательно, обучение ребенка с
ОВЗ применению системы альтернативной и дополнительной коммуникации — сложный процесс, предполагающий участие специалистов разных областей (педагогов, психологов, логопе- дов, медицинских работников).
Основным звеном в такой работе выступает постоянное взаимодействие с родителями, поскольку именно с ними ре- бенок проводит бо
�льшую часть времени. Таким образом, чле- нам семьи и педагогам нужны знания о коммуникативных возможностях детей и о том, как они могут использовать эти возможности в общении с ними.
Родители должны выработать и использовать стратегии, ко- торые дадут им возможность взять на себя коммуникативную инициативу и участвовать в диалогах с реальным содержани- ем. Если члены семьи не получат необходимых знаний, недо- статок понимания с их стороны может негативно сказаться на шансах ребенка участвовать в коммуникации и интересных для него занятиях. В российской практике сопровождения людей с ОВЗ отдельные формы альтернативной и дополнитель- ной коммуникации (общение с помощью картинок, письма, жестов, пальцевой азбуки) использовались давно.
Альтернативная коммуникация помогает создать работаю- щие системы коммуникации, развить навык самостоятельно доносить до собеседника нужную информацию, умение выра- жать мысли с помощью символов и жестов.
Альтернативная коммуникация используется при наруше- нии слуха, опорно-двигательного аппарата, умственной отста-


Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
42
лости, аутизме, специфических органических нарушениях ар- тикуляционных органов, синдроме Дауна, прогрессирующих заболеваниях, травмах, временных ограничениях речевых возможностей.
При затруднении процесса коммуникации люди прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изобра- жениям (картинкам, рисункам, значкам, фотографиям, пик- тограммам, системам символов). Эти средства помогают выра- жать желания, просьбы, потребности, чувства на всех уров- нях жизнедеятельности — в домашней обстановке, в условиях школьного обучения и воспитания, при общении со сверстни- ками. Кроме того, системы альтернативной и дополнительной коммуникации помогают в перспективе неговорящим детям перейти на речевое общение. Использование знаков, дополня- ющих или заменяющих речь, развивают абстрактное мышле- ние и символическую деятельность, таким образом формируя понимание речи.
Обеспечение ребенка с ОВЗ средствами альтернативной и дополнительной коммуникации повышает уровень его социа- лизации, улучшает качество жизни, дает возможность почув- ствовать себя полноценной личностью. Дети с ОВЗ, использу- ющие эти средства коммуникации, нуждаются в поддержке.
Педагогам и членам семьи также необходимы специальное обучение, высокотехнологические устройства для общения с воспитанниками с нарушением в развитии.
Все чаще специалистам удается найти интересную методи- ку, электронное средство коммуникации, которые облегчают и расширяют возможности детей с ОВЗ, хотя в использовании средств альтернативной и дополнительной коммуникации есть трудности.

Библиотека Логопеда
43
Приложения
Приложение 1
Утренний круг с использованием средств дополнительной коммуникации
Каждое занятие (урок) начинается с «утреннего круга». Это своеобразный ритуал, который длится 15 мин. Он настраивает детей с ОВЗ на работу.
Задача: учить детей знакомиться друг с другом.
Оборудование: фотографии детей, доска, мяч.
Дети садятся в круг вместе с дефектологом.
Дефектолог. Кто сегодня есть? С каждым надо поздоро- ваться. Давайте поприветствуем друг друга.
Дефектолог показывает на доску. На ней фотографии детей.
Маша, поздоровайся с Сашей.
Если Маша не реагирует, педагог подходит к ней, берет фотогра- фию Саши, показывает на нее и говорит: «Это Саша. Посмотри, где
Саша». Показывает жестом на мальчика. Маша походит к Саше и машет ему рукой. Таким образом каждый ребенок выполняет ритуал приветствия.
Ребята, вы молодцы, со всеми поздоровались. Давайте по- хлопаем друг другу.
Дети выполняют задание.
Затем дефектолог бросает мяч каждому ребенку. Дети в силу своих речевых возможностей называют свое имя (дефектолог помогает им со- пряженно). Ребенок должен сказать или показать на себя: «Я, Маша».
Игра «Кто или что это?»
Дефектолог показывает детям игрушки и просит показать и назвать, кто или что это: «Это мячик», «Это кукла», «Это чашка» и т.д.
Дефектолог. Молодцы, ребята, а теперь помашем друг другу рукой и скажем: «Пока».
Дети выполняют задание.


Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
44
Приложение 2
Схема наблюдения за поведением и эмоциями ребенка
*
ФИО ребенка ____________________________________
Возраст _________________________________________
Дата заполнения __________________________________
Заполнил (родитель, педагог) _________________________
Поставьте рядом с показателем:
0 — если он никогда не наблюдается;
1 — если он наблюдается иногда;
2 — если есть часто выраженные ситуационно-личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмоций у ребенка;
3 — если симптом наблюдается почти всегда;
4 — если он присутствует постоянно.
Подсчитывается средний балл по каждой позиции в строке, а затем средний балл по каждому показателю.
Агрессивность
В мимике:сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает ку- лаки.
Физическая: ломает игрушки или школьные принадлеж- ности; рвет книги; толкает сверстников; ударяет встречных; кусается, плюется.
Скрытая: щиплет других; говорит обидные слова, когда не слышит взрослый.
Вербальная: ругается; говорит обидные, нецензурные слова.
В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.
Реакция на ограничение или запрет: сопротивляется при попытке удержать его от агрессивных действий; препятствие усиливает агрессивное поведение.
Направленная на себя: кусает себя, щиплет себя; просит себя стукнуть еще раз.
Получает ли удовольствие от того, что делает больнодругим.
Вспыльчивость
В физических действиях: неожиданно для всех бросает иг- рушки, школьные принадлежности, пособия или другие пред- меты; может полезть в драку.
*
Романов А.А. Расстройстваповедения и эмоций у детей в целом. М.,
2003.

Библиотека Логопеда
45
В речи: может неожиданно грубо ответить, сказать нецен- зурное слово.
Негативизм
В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру.
Отказы: отказывается даже от интересной для него дея- тельности, от привлекательного предмета или угощения.
Вербальный: говорит «не буду», «не хочу», «нет».
Демонстративность
В движениях: поворачивается спиной; утрирует движения или мимику; падает с криками, ударами об пол в ответ на требования взрослого.
Как ориентация на собственное состояние и поведение:
стремится обратить на себя внимание в ущерб организации урока; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окру- жающих.
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость)
В мимике: недовольное выражение лица, плачет.
Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре, другой деятельности.
Реакция на оценку других: болезненно реагирует на замеча- ния, повышенный тон голоса.
Конфликтность
Чувствительность к провокации: сам провоцирует кон- фликт; отвечает конфликтом на конфликтные действия других.
Как эгоцентризм и недостаточность ориентации на со-
стояние другого: не считается с желаниями и интересами сверстников; не учитывает замыслы, намерения других детей в совместной деятельности, во взаимоотношениях.
Как трудность переключения: не дает игрушки, не одал- живает ручку или карандаш, не делится угощением.
Эмоциональная отгороженность (аутистическая
симптоматика)
Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стре- мится уединиться.
Как эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет на свое место, не общается с окру- жающими.


Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
46
Особенности речевого поведения: почти не использует речь для общения, если говорит, речь не обращена к собе- седнику.
Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя ее слышит и понимает содержание требования, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.
Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.
Особенности социальных эмоций: воспринимает людей как неодушевленные предметы; не ориентируется на эмоциональ- ное состояние других людей.
Дурашливость
В физических действиях и мимике: дурачится; передраз- нивает в движениях.
Как реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала и порицание не оказывают значительного изменения на поведение ребенка.
Как нарушение социальных норм и ограничений: веселым поведением, глупыми шутками выводит окружающих из себя.
Нерешительность
В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на уроке; не отвечает, даже если знает ответ; отказывается от ведущих ролей в игре; застенчив; стесняется новых людей.
Проявления в речи: использует слова «не знаю», «может быть», «не помню» или отмалчивается, даже если знает вер- ный ответ.
В физических действиях: боится спрыгнуть с возвышения в ситуации неопределенности, движения заторможенные, не- ловкие, недостаточно координированные.
Реакция на новизну: проявляет тормозные реакции; пове- дение в новой ситуации менее вариативное, чем в привычной.
В деятельности: затрудняется в принятии решения в усло- виях выбора, дефицита времени.
Страхи
Конкретные: страх пылесоса; страх собак; страх темноты; страх от порывов ветра, сильного дождя, грозы.
Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления, страх остаться одному.

Библиотека Логопеда
47
Реакция на новизну: боится входить в новое помещение, находиться в темноте, спать без света.
Тревожность
В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.
В речи: не может объяснить причины избегающего поведе- ния, тревоги.
В движениях: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит.
Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителя- ми; стремится быть поближе к взрослому.
Скованность
В речи: запинается, не уверен.
В движениях: двигательно скован, неловок в новой ситуа- ции.
Заторможенность
В познавательной активности: ничем не интересуется, не знает, чем себя занять.
В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сто- ронам.
В речи: говорит слишком тихо.
Время реакции: темп действий (движений) замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.
Эгоцентричность
Как отношение к себе: считает, что все внимание окружа- ющих, игрушки, конфеты, подарки — для него.
Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или жела- ния другим детям; перебивает взрослых, требует внимания всегда.
В речи: часто использует местоимение я.
Избегание умственных усилий
В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики; устает от чтения книг взрослыми.
На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания; не развиты мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ, синтез и др.), затруд- нены действия по образцу.
Дефицит внимания
Сосредоточенность: смотрит по сторонам на уроках, зани- мается посторонними делами, отвлекает других.


Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
48
Содержание помощи ребенку: приходится несколько раз по- вторять задание, сочетать словесную инструкцию с показом способа действия
.
В речи: переспрашивает условия выполнения.
Расторможенность (двигательная)
Особенности деятельности: действует импульсивно. Пла- нирование и регуляция деятельности не развиты.
Избыточный темп и количество действий:темп убыстрен; много лишних движений; не может своевременно по указанию или сигналу начать или закончить действие, не высиживает на уроке, встает, ходит или бегает по классу.
Способность управлять своим состоянием:быстро возбу- ждается, устает от шумной игры.
Расторможенность (речевая)
Громкость речи: говорит слишком громко, не может сни- зить громкость и силу голоса.
Темп речи: убыстрен — речь взахлеб; переговаривается на уроках, не реагирует на замечания взрослого.
Понимание инструкций и указаний взрослого
Сложные инструкции: путает или нарушает последова- тельность действий при выполнении заданий, без помощи не справляется.
Простые инструкции:ориентируется на наглядный образец или показ действий взрослым, но не на словесную инструк- цию.
Застреваемость
В деятельности: рисует многократно повторяющиеся эле- менты.
Во взаимоотношениях: навязчив в общении, стремится привлечь к себе внимание.
В речи: повторяет одну и ту же фразу, просьбу, вопрос; на- вязчивые поперхивания или хмыканье.
В сфере чувств и эмоций: застревает на обиде; нетерпим к замечаниям.
Трудности в переключении: с трудом переключается.
В мышлении: трудность осмысления материала, инерт- ность, применяет уже усвоенные способы решения при переходе к решению задач или выполнению заданий нового типа.

Библиотека Логопеда
49
Навязчивые, стереотипные движения и действия: битье, грызение, сосание пальца, глотание, выдергивание волос, дер- гание себя за палец или ухо, обкусывание ногтей; покусы- вание губ, посасывание языка, сжимание-разжимание, поти- рание рук, раскачивание, постукивание, ковыряние в носу, почесывание.
Работоспособность
Умственная:быстро устает от задания, требующего ум- ственной активности; устает, когда читают книжку; устает в начале урока.
Физическая: быстро устает на прогулке от физической на- грузки, в начале урока физкультуры.
Колебания работоспособности: колеблется в течение дня, чередуется пониженная или повышенная работоспособность.
Таблица анализа симптомов нарушений поведения
и эмоций
ФИО ребенка ____________________________________
Дата заполнения __________________________________
Кто заполнил ____________________________________
В таблицу заносится средний балл по всем исследуемым показателям.
Показатели нарушений
эмоций и поведения
Средний
балл
Примечания (постоян-
ство или эпизодичность)
1 2
3
Агрессивность
Вспыльчивость
Негативизм
Демонстративность
Обидчивость
Конфликтность