ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
50 1
2 3
Эмоциональная отгорожен- ность
Дурашливость
Нерешительность
Страхи
Тревожность
Скованность
Заторможенность
Эгоцентричность
Избегание умственных уси- лий
Дефицит внимания
Расторможенность (двига- тельная)
Расторможенность (речевая)
Понимание словесных инструкций
Застреваемость
Работоспособность
Окончание
Библиотека Логопеда
51
П
ри
л
ож
ен
и
е 3
Содержание коррекционно-образовательной работы с использованием альтернативной и дополнительной коммуникации
Те
м
а
Со
держание раб
оты
Сло
варь
Об
ор
удо
ва
-
ние
Ко
ли
-
че
ств
о
часо
в*
ре
чев
ой м
атериа
л
нере
чев
ой м
ате
-
риа
л
1 2
3 4
5 6
«Дав ай по
- играем»
Уст анов ление по ло
- жительног о к онт ак та с реб енк ом по сре дств ом игров ог о взаимо дей
- ствия
Обращение к ре
- бенк у по имени:
«Ваня, г де ты? К
у- ку!»
Кив ок, прик основ е- ние к р ук е реб енк а во время обраще
- ния, закрыв ание
— открыв ание лица пе даг ога р ук ой, пла тк ом, э моцио
- на льная окраск а го ло са
Пла ток
*
К
ол и
ч ес тв о ч ас ов у ст а
н а
в л
и ва ет ся с у ч
ет ом п си х
о ф
и зи ч
ес к
и х в оз м
ож н
о ст ей к а
ж д
ог о р еб ен к
а в о тд ел ьн о
- ст и
и у
св о
ен и
я п
р ой ден н
ог о м ат ери а
л а.
Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
52 1
2 3
4 5
6
«М
ое имя»
Фор миров ание у мения отклик аться на св ое имя
Назыв ание реб енк а по имени: «З
драв
- ств уй, Маша!»
«Т
ы
— Маша, я
—
Л
ена».
«Прив ет
, Маша,
эт о
— к укла К
ат я!»
Прик основ ение к реб енк у в о время обращения, э моци
- она льная окраск а го ло са, испо льз ов а- ние игр ушки, зри
- тельный к онт ак т
Игр ушки: кукла, миш
- ка, зайчик и т.п.
«Дав ай по
- знак омим
- ся»
Фор миров ание уст ойчи
- вог о навык а в испо ль
- зов ании ук аза тельног о ж
ест а (выпо лнение в ме
- сте с реб енк ом)
Ре чев ая инст рук
- ция: «Эт о мячик»,
«Эт о к укла», «Эт о чашк а» и т
.д.
Интенсивная сти
- му ляция испо льз о- вания ук аза тельно
- го ж ест а при по д- держк е зрительног о во сприятия
Игр ушки, различные пре дметы обих ода, ис
- по льз уемые в пов се днев
- ной жизни и вовремя об у- чения
«Учимся обща ться»
Фор миров ание у мения прив ет ств ов ать, испо ль
- зу я движ ение кистью руки; стиму лиров ание про яв ления др уж еских взаимоо тношений
Ре чев ая инст рук
- ция: «Маша, прив ет!», «К
укла, прив ет!», «Миша, прив ет!», «Маша, пок а!», «К
укла, пок а!», «Миша, пок а!»
Сопров ождение ре чи ж ест ами
«прив ет!», «пок а!»
Ка рто ч- ки PECS: «Прив ет!»,
«Пок а!»; иг
- рушки: к ук
- ла, мишк а, зайчик
П
род
ол
ж
ен
ие
Библиотека Логопеда
53 1
2 3
4 5
6
«У
лыбк а и ж
ест»
Фор миров ание у мения отв еча ть на ж ест у лыб
- кой в игровых упражне
- ниях «В
го сти к к укле»,
«В
го сти к мишк е»
Ре чев ая инст рук
- ция: «Маша, прив ет!», «Миша, пок а!»
Эмоциона льная окраск а г оло са, со
- пров ождение ре чи ж
ест ами
Игр ушки: кукла, мишк а
«Дав ай по
- гов орим!»
Расширение репер ту ара произно симог о зв ук а
[а]. Игров ое упражнение
«У
ло жи к уклу спа ть».
Слог ов ая распевк а с ритмиче ским ст ук ом
Ре чев ая инст рук
- ция: «К
укла пла
- чет
, к укла х очет спа ть
— а-а-а!»,
«Зайчик пла чет
, зайчик х очет спа ть
— а-а-а!»,
«а-а-ааа, а-а-а
- аа…»
Стиму ляция ре че
- вой ак тивно сти, прив ле чение вни
- мания к зв ук опо д- ражанию, э моци
- она льная окраск а го ло са, ритмично е от ст укив ание в так т слог ов ому пению
Игр ушк а кукла
Расширение репер ту ара произно симог о зв ук а
[о]. Игров ое упражнение
«У
мишки бо лят з убы».
Слог ов ая распевк а с ритмиче ским ст ук ом
Ре чев ая инст рук
- ция: «У
мишки бо лят з убы
— о-о-о!», «О-о-ооо, о-о-ооо…»
Игр ушк а мишк а
П
род
ол
ж
ен
ие
Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
54 1
2 3
4 5
6
Расширение репер ту ара произно симог о зв ук а
[у]. Игров ое упражнение
«Во лк в ле су
».
Слог ов ая распевк а с ритмиче ским ст ук ом
Ре чев ая инст рук
- ция: «Во лк в оет
— у-у-у!», «У-у-ууу
, у-у-ууу…»
Игр ушк а вол к
Расширение репер ту ара произно симог о зв ук а
[и]. Игров ое упражнение
«На к ачелях».
Слог ов ая распевк а с ритмиче ским ст ук ом
Ре чев ая инст рук
- ция: «Зайчик к а- чает ся
— и-и-и!»,
«И-и-иии, и-и-и
- ии…»
Игр ушки: к а- чели, зайчик
Расширение репер ту ара произно симог о зв ук а
[ы]. Игров ое упражнение
«Паро хо д».
Слог ов ая распевк а с ритмиче ским ст ук ом
Ре чев ая инст рук
- ция: «Паро хо д гу дит
— ы-ы-ы!»,
«Ы-ы-ыыы, ы-ы- ыыы…»
Игр ушк а па
- ро хо д
О
к
онч
ан
и
е
Библиотека Логопеда
55
П
ри
л
ож
ен
и
е 4
Мониторинг овладения вербальными и невербальными средствами альтернативной коммуникации детьми с ОВЗ
на _____ уч. г.
№
Фамилия,
имя
реб
енк
а
Баз
овые учебные действия
Знание собственного имени
Владение указа
тельным жест
ом
Реагиро
вание на собственное имя
Умение з
дорова
ться, прощаться
Умение
поло
жительно
взаимодейств
ова
ть
Умение выпо
лнять действия
по подражанию
Умение слуша
ть гов
орящего
Умение выража
ть свои ж
елания
Умение
адекватно
реагирова
ть
Умения испо
льзова
ть полученную
информацию
Чтение
Письм
о
Общий %
свое имя
слова, об
означающие пре
дметы
по основным лек
сическим тем
ам
простые инструкции: «дай»,
«возьми», «в
стань», «сядь» и др.
свое имя
слова, об
означающие пре
дметы
по основным лек
сическим тем
ам
простые инструкции: «дай»,
«возьми», «в
стань», «сядь» и др.
со сверстником
со взрослым
на похва
лу
на порицание
1 2
3 4
5 6
Ит ог о
Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
56
Приложение 5
Анализ мастер-класса (урока, занятия)
ФИО педагога
____________________________________
Дата
___________________________________________
1 2 3 4 5
Тема «Альтернативная коммуникация (на примере прове-
дения утренних кругов)»
Цель:ознакомление педагогов с особенностями формирова- ния навыков общения у детей с выраженными нарушениями интеллекта на примере проведения утреннего круга посред- ством использования альтернативной коммуникации (фото- графии, слова для глобального чтения)
.
Задачи:
— формировать начальные представления о структуре нару- шений у детей;
— уточнять знания педагогов о развитии речи у ребенка в онтогенезе;
— знакомить с особенностями развития речи у детей с наруше- ниями интеллекта, с приемами работы с воспитанниками с выраженными нарушениями интеллекта (с сопутствую- щими нарушениями: отсутствие произносительной стороны речи, сенсорные, нарушения эмоционально-волевой сферы и т.д.).
Оборудование:презентация по теме мастер-класса, фотогра- фии, слова для глобального чтения, картинка с изображением осеннего дерева, цветные карандаши, магнитная доска.
Содержание мастер-класса
Для помощи людям с нарушениями в развитии использу- ется дополнительная, альтернативная и аугментативная (от англ.
augmentative — увеличивающий), тотальная коммуни- кация. Иногда можно встретить аббревиатуру AAC — аугмен- тативная альтернативная коммуникация.
Материал подобран с учетом возможностей детей с ОВЗ и требованиями ФГОС.
Как показывает опыт, на занятиях следует использовать наглядный материал.
После просмотра видеоролика «Утренний круг» участникам предложили поучаствовать в нем, после чего была проведена беседа о том, что каждый педагог возьмет для своей последу- ющей работы.
дения утренних кругов)»
Цель:ознакомление педагогов с особенностями формирова- ния навыков общения у детей с выраженными нарушениями интеллекта на примере проведения утреннего круга посред- ством использования альтернативной коммуникации (фото- графии, слова для глобального чтения)
.
Задачи:
— формировать начальные представления о структуре нару- шений у детей;
— уточнять знания педагогов о развитии речи у ребенка в онтогенезе;
— знакомить с особенностями развития речи у детей с наруше- ниями интеллекта, с приемами работы с воспитанниками с выраженными нарушениями интеллекта (с сопутствую- щими нарушениями: отсутствие произносительной стороны речи, сенсорные, нарушения эмоционально-волевой сферы и т.д.).
Оборудование:презентация по теме мастер-класса, фотогра- фии, слова для глобального чтения, картинка с изображением осеннего дерева, цветные карандаши, магнитная доска.
Содержание мастер-класса
Для помощи людям с нарушениями в развитии использу- ется дополнительная, альтернативная и аугментативная (от англ.
augmentative — увеличивающий), тотальная коммуни- кация. Иногда можно встретить аббревиатуру AAC — аугмен- тативная альтернативная коммуникация.
Материал подобран с учетом возможностей детей с ОВЗ и требованиями ФГОС.
Как показывает опыт, на занятиях следует использовать наглядный материал.
После просмотра видеоролика «Утренний круг» участникам предложили поучаствовать в нем, после чего была проведена беседа о том, что каждый педагог возьмет для своей последу- ющей работы.
Библиотека Логопеда
57
Методическое обеспечение мастер-класса
Активно использовались следующие методы и приемы: по- каз, пояснения, практическая деятельность, которые были обо снованны, целесообразны и эффективны в применении.
В основу проведения мастер-класса положены принципы системности, научности, доступности, последовательности, на- глядности.
Методика проведения мастер-класса
Все задачи ставились последовательно, в соответствии с це- лью занятия.
Участникам предлагались упражнения на обобщение и закрепление изучаемого материала, выполнить то или иное упражнение с учетом уровня его подготовленности и возмож- ностей.
Акцент в мастер-классе был направлен на ознакомление педагогов с приемами формирования у детей с нарушениями интеллекта умения вступать в коммуникативное взаимодей- ствие.
Характеристика деятельности педагога
Степень научных знаний, подготовленность к мастер-классу на высоком профессиональном уровне.
Педагог:
— знает теорию обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, различные методики и приемы формирования коммуникативного общения у детей с выра- женными нарушениями интеллекта;
— владеет знаниями об особенностях развития психических процессов у детей данной категории;
— тактичен, спокоен, уравновешен;
— речь спокойная и эмоциональная;
— уровень взаимоотношений — доверительный.
Рекомендации
Оформить данный материал по проведенному мастер-классу в статью для тиражирования педагогического опыта.
Подпись педагога ________________ / _________________
ФИО и подписи посетивших педагогов (экспертов) учебное занятие ___________________________________________
____________________________________________________
Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
58
Список использованной и рекомендуемой литературы
Баряева Л.Б., Логинова Т.В. Я говорю! Упражнения с пик- тограммами. М., 2007.
Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования уча- щихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб.,
2011.
Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразви- тием интеллекта: Програм.-метод. мат-лы. М., 2007.
Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться. СПб.,
2004.
Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2010.
Нуриева Л.Г. Развитие речи аутичных детей. М., 2009.
Танцюра С.Ю., Мартыненко С.В., Басангова Б.М. Сопрово- ждение семьи ребенка с ОВЗ: Метод. рекомендации. М., 2017.
Течнер С., Мартинсен Х. Введение в альтернативную и до- полнительную коммуникацию. Жесты и графические симво- лы для людей с двигательными и интеллектуальными нару- шениями, а также с расстройствами аутистического спектра.
М., 2017.
Худенко Е.Д. Воспитание, обучение и социализация детей- инвалидов: Программа для умственно отсталых детей. М.,
2007.
Библиотека Логопеда
59
Содержание
Введение ...................................................................... 3
Понятие альтернативной и дополнительной
коммуникации
............................................................. 4
Жесты ........................................................................ 17
Графические (двухмерные) изображения ........................ 18
Мини-объекты (трехмерные, рельефные, изображения) .............................................................. 18
Системы символов альтернативной и дополнительной коммуникации ............................................................ 18
Категории детей, нуждающихся в альтернативной и дополнительной коммуникации ..................................20
Обучение коммуникации детей с ОВЗ
............................23
Общие принципы работы с детьми с ОВЗ с использованием разных видов коммуникации ..............25
Этапы обучения коммуникации детей с ОВЗ ...................29
Коррекционно-развивающие занятия с использованием альтернативной и дополнительной коммуникации ............................................................31
Оценка результатов обучения ........................................36
Контроль за усвоением знаний и умений ........................36
Рекомендации родителям по использованию
альтернативной коммуникации
.................................... 37
Заключение .................................................................40
Приложения ................................................................43
Приложение 1. Утренний круг с использованием средств дополнительной коммуникации......................43
Приложение 2. Схема наблюдения за поведением и эмоциями ребенка .................................................44
Приложение 3. Содержание коррекционно- образовательной работы с использованием альтернативной и дополнительной коммуникации ....... 51
Приложение 4. Мониторинг овладения вербальными и невербальными средствами альтернативной коммуникации детьми с ОВЗ на _____ уч. г. ..............55
Приложение 5. Анализ мастер-класса
(урока, занятия).......................................................56
Список использованной и рекомендуемой литературы ......58