ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
22
ствует налаживанию социального взаимодействия и общения с ровесниками.
1 2 3 4 5
Дети с нарушениями интеллекта.
Термином «умствен- ная отсталость» в отечественной коррекционной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Умственная отсталость — атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера, поведение, физическое развитие. Диффузный характер патологического развития детей данной категории вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности (ВНД).
Существуют две формы умственной отсталости: олигофре- ния и деменция.
Олигофрения возникает в результате поражения головного мозга в период пренатального (внутриутробного), натального
(во время родов), раннего постнатального (до 3 лет) развития.
При ней отмечаются тотальность и иерархичность нервно-пси- хической деятельности.
Выделяют следующие степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию.
При
деменции наблюдается распад сформированных ранее психических функций. Данное состояние возникает после
3 лет и характеризуется необратимостью интеллектуального дефекта.
В качестве альтернативной коммуникации в основном ис- пользуются жесты, помогающие развивать речь, следователь- но, и общение.
Дети со множественными нарушениями.
У детей со мно- жественными нарушениями наблюдаются двигательные нару- шения, особенности развития зрения и слуха. Для них харак- терны специфические виды стереотипности: потирание рук, раскачивание. Использование коммуникации в данном случае не приведет к расширению словаря, развитию речи, но помо- жет выразить свои желания и потребности.
Альтернативная коммуникация поможет соблюдать прави- ла в обществе, структурировать поведение, составить програм- му действий ребенка: например, при разработке предметного расписания (каждый предмет может напоминать, что он дол- жен сделать: чашка — обозначает «пить», пирамидка — «за- нятие»).
Библиотека Логопеда
23
Обучение коммуникации детей с ОВЗ
Уроки и занятия по альтернативной коммуникации вклю- чают в себя, прежде всего, осознание собственного «я» по- средством использования реальных предметов / объектов, ситуаций, картинок, схематических рисунков и различных графических символов. Ребенок учится распознавать разно- образные знаки вокруг себя. Основное внимание во время за- нятий направляется на поиск и выделение из окружающего мира смысловых единств (предмета / объекта, его изображе- ния с помощью картинки, жеста, условного знака).
К категории детей с тяжелыми множественными наруше- ниями развития (ТМНР) относятся дети, имеющие выражен- ную патологию: тяжелую интеллектуальную недостаточность, расстройства аутистического спектра, нарушения в сенсорной, моторной, двигательной сферах, а также различные формы психопатий. Они лишь частично могут усваивать программ- ный материал. Фронтального обучения недостаточно. Дети с
ТМНР нуждаются в использовании дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время вы- полнения работ. Выходом из этой ситуации служит обучение применению альтернативных средств коммуникации.
У детей с ОВЗ понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами, огра- ничены. Словарный запас состоит из наиболее часто употреб- ляемых в обиходе слов и выражений, наблюдаются эхолалии.
Ребенок с ОВЗ, не владеющий вербальной речью, становится непонятным для окружающих, что затрудняет как его соб- ственное развитие, так и полноценное общение с ним.
Следует признать, что в работе с неговорящими детьми вер- бальные способы передачи фактической информации малоэф- фективны, поскольку они не всегда понимают обращенную речь. Речевая форма общения для них остается за порогом возможностей. Поэтому развитие детей требует поиска и ис- пользования иных средств, отличных от речевых, которые бы способствовали формированию индивидуального «я», созда- нию положительной атмосферы в детском коллективе.
Такой подход в обучении достигается на основе использо- вания невербальной коммуникации. Однако признается, что
Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
24
альтернативные средства общения (жестовый язык, пикто- граммы, символы) не могут полностью заменить речь в сло- весной культуре.
Невербальные компоненты в коммуникации рассматрива- ются как «информация, считываемая с внешнего облика ре- бенка, его мимики и пластики, поведенческих реакций и с облика учителя» (И.Н. Горелов).
Выделяют три основные группы внеречевых средств:
— фонационные (паузы в речи, молчание);
— кинетические (мимика, жест, поза);
— проксемические (дистанция).
Невербальная коммуникация в качестве главного средства взаимодействия с ребенком выбирается на основе тщательной оценки его ресурсов, возможностей овладения словесной ре- чью. Вследствие этого встает вопрос о соотношении вербальной и невербальной коммуникации, возможности и целесообразно- сти использования приемов альтернативной коммуникации в обучении детей с ТМНР.
Обучение «чтению» детей в процессе коррекционно-разви- вающей работы предполагает широкое толкование и понима- ние конкретных вещей, т.е. возможность графически соотно- сить слова и предметы на карточках. Для этого создан курс
«Альтернативная коммуникация» — особый помощник для общения детей с ТМНР.
Слово «читать» означает в данном случае умение воспри- нимать предметы / объекты и ситуации и понимать, что они обозначают. Умение понимать значение предметов, и особенно ситуаций, делает более понятным окружающий мир, позво- ляет наладить с ним отношения. Умение «читать» предметы помогает сформировать установку на чтение: ребенок начинает понимать, что предметы / объекты, а позже картинки, сим- волы и буквы содержат в себе какую-то информацию. Следу- ющие этапы обучения чтению предметов можно связывать с глобальным чтением на абстрактном уровне (мяч + картинка
+ название предмета).
Письмо требует высокой степени абстрагирования и пони- мания символов. Это, чаще всего, не может быть достигну- то детьми с ТМНР. Поэтому письмо для данной категории понимается не как написание слов и текстов как таковых, а как освоение дополнительных способов самовыражения и установление контакта с окружающими. При помощи письма
Библиотека Логопеда
25
ребенок, например, может выразить свои переживания, сооб- щить о них окружающим. Ему можно обучать детей с любым уровнем развития речи.
Умение «записывать» дает возможность установить меж- личностную коммуникацию, нормализовать отношения и обеспечить интеграцию в общество. Письмо в любом его виде воспринимается как определенное достижение, которое при- знается окружающими и повышает чувство собственного до- стоинства.
На каждого ребенка составляется индивидуальный план работы, который строится с учетом следующих принципов:
— опора на актуальный уровень развития и «зону его бли- жайшего развития»;
— учет индивидуальных психофизических особенностей;
— единство требований в школе и семье;
— доступность, повторяемость учебного материала;
— коррекционная направленность образовательного процес- са.
Общие принципы работы с детьми с ОВЗ с использованием разных видов коммуникации
Основная цель работы с детьми с ОВЗ — повышение их ка- чества жизни. Ребенок должен стать более самостоятельным, адаптированным к окружающей среде. Как правило, у таких детей чаще всего страдает речь. Многие из них не говорят.
Страдает и понимание обращенной речи.
Речь человека — основное средство коммуникации. Ее от- сутствие приводит к тому, что общение становится невозмож- ным. Какие же методы и способы можно использовать для развития коммуникации? В этих случаях можно применять альтернативные средства: письменная речь, жесты, картинки, символы, фотографии.
Выбор оптимального средства коммуникации, прежде всего, зависит от возможностей ребенка, способности пони- мать изображение и реальный предмет.
При работе с детьми по обучению коммуникации часто воз- никают сложности.
• Обучение требует времени. Овладение самым простым навыкам может занимать годы. Некоторые педагоги слиш- ком быстро бросают один метод и пытаются пробовать дру-
Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
26
гие. Дети страдают от прерывания процесса обучения, это приводит к тому, что ребенок теряет навыки, «разучивается» их использовать.
• Дополнительная и альтернативная коммуникация не переносится на другие ситуации. Важно, чтобы обучение ком- муникации происходило в естественных условиях. Усвоенные навыки должны закрепляться в новых ситуациях (в школе, дома). Педагогу нужно создавать эти условия, обучать других людей использовать средства коммуникации в работе с ребен- ком с ОВЗ.
• Зависимость от других.На ранних этапах работы ребен- ку требуется помощь в освоении коммуникации. Часто воз- никает зависимость детей от других людей. Воспитанники с
ОВЗ не выступают инициаторами общения. Обучение должно строиться с учетом мотивации к общению. Ребенок должен замечать других людей и использовать свои навыки для об- щения.
Мы предлагаем педагогам заполнить бланк «Оценочное ин- тервью», представленный ниже. Он содержит перечень вопро- сов, получив ответы на которые специалисты смогут понять особенности общения детей с ОВЗ и на основе данных разра- ботать методы вспомогательной или альтернативной комму- никации.
Оценочное интервью
Ребенок _____________________________ Дата ________
Педагог (специалист): _______________________________
1. Цели и функции коммуникации
Общее. Как ребенок общается в Интернете, по каким пово- дам он к Вам обращается?
Просьба. Просит ли ребенок о чем-то, чего он хочет? Просит ли о помощи? Если «да», то приведите примеры, как он это делает.
Привлечение внимания. Обращает ли ребенок Ваше вни- мание на то, что он хочет с Вами пообщаться? Приведите примеры.
Отказ. Как ребенок обычно показывает, что ей / ему что- то не нравится или что он / она не хочет что-либо делать?
Приведите примеры.
Социальные ритуалы. Приветствует ли ребенок незнако- мых людей, прощается ли с ними? Приведите примеры.
Библиотека Логопеда
27
2. Содержание коммуникации
В каких ситуациях ребенок любит общаться?
Общается ли он со сверстниками?
3. Формы коммуникации
Моторика / предметы. Тянет ли ребенок Вас, кладет ли
Вашу руку на предмет или приносит Вам предмет?
Жесты. Качает ли ребенок головой, указывает рукой или использует другие жесты для общения? Есть ли другие спосо- бы, которыми общается с Вами?
В итоговом бланке оценки общения, представленном ниже, указывается, сформирован тот или иной навык у ребенка или нет, находится ли он на стадии формирования или отсутствует.
Итоговый бланк оценки общения
Ребенок __________________ Дата заполнения __________
Цели и функции коммуникации
Привлечение внимания
Просьба
Социальные ритуалы (приветствие)
Формы коммуникации
Жесты
Вокализации
Звукоподражания
Другое
Информация, зафиксированная в бланке, позволяет:
— выявить и понять проблемы ребенка;
— скомплектовать группы для занятий с учетом речевых и психологических особенностей каждого ребенка, обеспечи- вая тем самым продуктивность коррекционно-педагогиче- ской работы с детьми.
• Не всегда удается сразу выявить причину, из-за которой ребенок с ОВЗ не говорит. Приводимые ниже педагогические приемы и рекомендации могут оказаться действенными в этом случае.
Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
28
• Развитие речи во многом зависит от того, насколько ре- бенок хорошо вас понимает. Проверьте, ясны ли ему ваши инструкции: «Посмотри на меня», «Открой книгу» и др.
• Для «погружения» ребенка в процесс восприятия и пони- мания речи, формирования у него собственной речи во вре- мя проведения занятий важно научить его концентрировать внимание. Дети должны видеть лицо (глаза, губы) педагога.
С этой целью мы предлагаем использовать инструкции: «По- смотри на меня», «Посмотри на мои губы».
• На начальном этапе работы с ребенком используйте про- стые вопросы, предполагающие два варианта ответов: «Да»,
«Нет». По мере понимания ребенком речи вопросы усложня- ются.
• Уделяйте внимание использованию невербальных средств общения: жестам, мимике, интонации, ведь замена слов аде- кватными жестами свидетельствует о желании общаться и в то же время о несформированности порождения речи. Поэтому мы предлагаем использовать на занятиях пиктограммы, сим- волы, которые помогут ребенку осуществить высказывание, сообщить о своих потребностях, а вам — понять его. Символы можно придумать самим. Их примеры приведены на рис. 9.
Например, символ отрицания («плохо») — большой палец направлен вниз (обозначен на карточке).
а
б
Рис. 9. Примеры символов:
а — символ отрицания; б — символ согласия
Библиотека Логопеда
29
«Да» и «нет» могут выражаться индивидуально; например,
«да» — зрительный контакт принят, смех и т.д.; «нет» — взгляд отведен, лицо серьезное и т.д.
Например, на занятии ребенок не хочет заниматься, бросил тетрадь, начинает кричать, педагог говорит ему: «Это плохо» и показывает карточку с символом отрицания.
Символ согласия большой палец направлен вверх (обозна- чен на карточке). Он используется вместе с речью, киванием головой, соответствующим жестом. Ребенок с ОВЗ садится за стол, педагог показывает символ и произносит: «Молодец, это хорошо».
• Поощряйте речевые активность и реакции ребенка в лю- бом случае, как с правильным, так и с неправильным звуко- вым оформлением. Пусть первые ответы — всего лишь непо- нятные, разрозненные слова, но они дают возможность ребен- ку с ОВЗ общаться речевыми средствами.
Схема наблюдения за поведением и эмоциями ребенка пред- ставлена в приложении 2.
Этапы обучения коммуникации детей с ОВЗ
1-й этап: обучение пониманию простых инструкций
На данном этапе проводится ряд упражнений.
• Реакция на собственное имя (альбом, фото). В альбоме фотография ребенка. Он показывает на нее, потом на себя.
• Выполнение инструкции «Посмотри на меня» (педагог трогает ребенка, его щеки).
• Выполнение инструкции «Стоп» (ребенку нужно прекра- тить действие, например, когда он раскачивается и / или хо- чет бросить игрушку).
• Выполнение инструкции «Садись».
2-й этап: перенос навыка в другую среду
В искусственно созданной среде действие многократно по- вторяется (6—8 раз). Взрослый может выполнять его руками ребенка. Затем навык переносится в естественную среду (дей- ствие выполняется дома, в другой комнате, на прогулке).
Постепенно вводятся указательный жест и жесты привет- ствия и прощания.
Для облегчения понимания речи во время занятия (урока) можно использовать карточки (рис. 10).