Файл: Танцюра С. Ю., Кононова С. И.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
30
Рис. 10. Карточки с инструкциями

Библиотека Логопеда
31
Применяют и дополнительные средства общения: пикто- граммы, символы; картинки, фотографии: изображение еды и напитков, одежды, общественных мест, различных помеще- ний (туалет, ванная комната), любимых предметов.
Нам хотелось бы отметить, что в обучении детей с ОВЗ нет методов, гарантирующих быстрый успех, но можно найти тот способ альтернативной коммуникации, который подходит кон- кретному ребенку с ОВЗ.
Коррекционно-развивающие занятия с использованием альтернативной и дополнительной коммуникации
Цель:формирование у детей с ОВЗ навыков использования средств альтернативной коммуникации, способствующей их социальному развитию и раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.
Задачи
Образовательные:
— развивать умения понимать речь и выражать свои мысли и чувства с помощью речи (установление контакта с ре- бенком, использование речевых и неречевых средств ком- муникации: слово, мимика, жест) и средств невербальной коммуникации, познавательной активности;
— стимулировать к различным видам детской деятельности.
Коррекционно-диагностические:
— осуществлять комплексное медико-психолого-педагогиче- ское обследование детей;
— уточнять диагноз при динамическом наблюдении;
— составлять индивидуальный маршрут развития ребенка;
— развивать компенсаторные механизмы становления психи- ки и деятельности;
— преодолевать и предупреждать вторичные отклонения в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом;
— обучать способам невербального и вербального общения, направленным на развитие умений устанавливать кон- такты, выражать свои чувства, добиваться исполнения своих желаний, усвоения социального опыта при взаимо- действии с людьми и предметами окружающей действи- тельности.

Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
32
Воспитательные:
— формировать самостоятельность, нравственные ценностные ориентации;
— развивать навыки правильного поведения в окружающей среде;
— воспитывать положительные качества.
Основные принципы работы с системой альтернативной
коммуникации:
— от более реального к более абстрактному (от фотографии к схематичному рисунку);
— избыточности символов — жест, картинка, письменное и устное слово;
— постоянной поддержки мотивации;
— функционального использования в коммуникации.
Специфика курса «Альтернативная коммуникация» за- ключается:
• в коррекционной направленности обучения:
— максимальное использование коммуникативных, интеллек- туальных и эмоционально-волевых возможностей детей в работе по коррекции недостатков в развитии,
— взаимосвязь двигательной деятельности с другими видами познавательно-творческой деятельности (игрой, математи- кой, рисованием, ознакомлением с окружающим социаль- ным миром),
— неоднократное повторение и закрепление полученных зна- ний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале,
— подача учебного материала малыми порциями,
— максимально развернутая форма подачи сложных понятий, умственных и практических действий,
— пропедевтика изучения нового материала,
— руководство над действиями школьника, вплоть до сов- местного выполнения их педагогом и ребенком;
• в формировании жизненной компетенции, что состав- ляет основное содержание специального образования и реа- лизуется:
— через овладение детьми вербальными и невербальными средствами коммуникации (мимика, жест, слово),
— развитие способности гибко и самостоятельно использовать вербальные и невербальные способы коммуникации в жизни,
— привитие навыков само- и взаимоконтроля.


Библиотека Логопеда
33
Основные методы, формы, приемы и средства обучения: объяснение, беседа, практическая работа, экскурсии, сюжет- но-ролевые игры, моделирования реальных сюжетных си- туаций, использование проектных технологий, наглядных средств обучения, информативно-коммуникационных техно- логий (ИКТ).
Объяснение используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.
Беседа применяется для сообщения новых знаний, закреп- ления, повторения материала, а также для контроля. Важно учитывать знания, опыт и типологические особенности вос- питанников.
Практическая работа — в зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Вид деятельности выбирается на усмотрение педагога.
Сюжетно-ролевые игры — один из ведущих методов обуче- ния. В основном их следует проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков обще- ния. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, дети с ОВЗ применяют усвоенные ими знания и приемы.
Вариант сюжетно-ролевых игр — метод
моделирования ре-
альных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.
Экскурсии (вводные, текущие и итоговые) не являются самоцелью и используются в сочетании с другими организа- ционными формами обучения. В ходе экскурсий проводится практическая работа.
Планируемые результаты коррекционно-развивающих за-
нятий
Дети должны:
— положительно относиться к занятиям;
— с заинтересованностью воспринимать учебный материал;
— проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, оказывать помощь в конкретных ситуациях;
— использовать схемы, пиктограммы, рисунки, технологиче- ские карты для решения поставленных задач;
— высказывать свои потребности при помощи вербальных и невербальных средств;
— различать оттенки лексических значений слов;

Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
34
— удерживать цель деятельности до получения ее результата;
— контролировать результаты своей деятельности;
— сотрудничать с педагогом и сверстниками;
— знать свои имя, фамилию;
— отзываться на свое имя;
— узнавать детей по фотографии, имени;
— знать учителей, воспитателей;
— знать формы вежливого поведения;
— смотреть в сторону говорящего;
— слушать обращенную к ним речь;
— менять свое поведение по речевой инструкции;
— выполнять просьбы;
— адекватно реагировать на запреты;
— понимать похвалу;
— использовать средства невербальной коммуникации (мими- ку, жесты, графические изображения, карточки с напеча- танными словами, коммуникативные таблицы и тетради);
— читать свое имя, слова, обозначающие предметы по основ- ным лексическим темам, простые инструкции («дай», «возь- ми», «встань», «сядь» и др.);
— писать свое имя, слова, обозначающие предметы по основ- ным лексическим темам, простые инструкции («дай», «возь- ми», «встань», «сядь» и др.).
Планируемые предметные и личностные результаты осво- ения адаптированной образовательной программы (АООП) указаны во ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальной недостаточностью (приказ Минобрнауки
России от 19.12.2014 ¹ 1599) и ФГОС начального общего об- разования обучающихся с ОВЗ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 ¹ 1598).
На основе перечня планируемых результатов освоения
АООП были выделены направления коррекционно-развиваю- щей работы с использованием альтернативной и дополнитель- ной коммуникации. Они представлены ниже.
Коммуникация:
— умение устанавливать зрительный контакт со взрослым;
— реагировать на собственное имя;
— реагировать на звучащие предметы, жесты, изображения, речь;
— поддерживать зрительный контакт с говорящим (при предъ- явлении инструкции, в ходе беседы);


Библиотека Логопеда
35
— приветствовать собеседника;
— выражать свои желания с использованием взгляда, указа- тельного жеста, изображения, слова;
— обращаться с просьбой о помощи;
— выражать согласие и несогласие, благодарность;
— соблюдать очередность и дистанцию в разговоре;
— отвечать на вопросы, задавать их;
— общаться с собеседником с учетом его эмоционального со- стояния, прощаться с ним.
Импрессивная речь:
— умение понимать слова, обозначающие объекты / субъекты
(предметы, материалы, люди, животные и т.д.), функцио- нальное назначение объектов и субъектов, действий, свой- ства (признаки) объектов и субъектов, состояния, свойства
(признаки) действий, количество объектов / субъектов, ме- ста расположения объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.), указывающие на объек- ты / субъекты (
я, ты, свой, мой, это и т.д.);
— понимать словосочетания, простые и сложные предложе- ния, обобщающие понятия.
Экспрессивная речь:
— умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы;
— употреблять слова, обозначающие функциональное назна- чение объектов и субъектов, действий, свойства (признаки) объектов и субъектов, состояния, свойства (признаки) дей- ствия, количество объектов / субъектов, места расположе- ния объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.);
— употреблять слова, указывающие на объекты / субъекты
(
я, ты, свой, мой, это и т.д.), словосочетания, простые и сложные предложения, обобщающие понятия;
— пересказывать текст по плану;
— отвечать на вопросы по содержанию текста;
— определять последовательность событий;
— договаривать слова в предложении;
— составлять описательный рассказ, рассказ по последова- тельно продемонстрированным действиям, о себе, по серии сюжетных картинок;
— различать напечатанные слова (имя, предмет, действие);
— узнавать и различать буквы;

Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
36
— писать буквы (по контуру, точкам, образцу, без него), слова
(по образцу, памяти).
Альтернативная коммуникация:умение использовать средства невербальной коммуникации, технические коммуни- кативные и записывающие устройства, компьютерные устрой- ства, синтезирующие речь.
Содержание коррекционно-образовательной работы с ис- пользованием альтернативной и дополнительной коммуника- ции представлено в приложении 3.
Оценка результатов обучения
Педагог оценивает результаты обучения по следующим кри- териям.
Уровень сформированности действий / операций и пред- ставлений:
— невозможно выявить (ребенок пассивно участвует в дея- тельности или отказывается от ее выполнения) — 0 баллов;
— находятся в стадии формирования (ребенок выполняет дей- ствия по показу педагога) — 1 балл;
— сформированы частично (ребенок выполняет задания по словесной инструкции, образцу)
2 балла;
— сформированы (ребенок выполняет действие самостоятель- но) — 3 балла.
Мониторинг овладения детьми с ОВЗ вербальными и невер- бальными средствами альтернативной коммуникации пред- ставлен в приложении 4.
Контроль за усвоением знаний и умений
Контроль за усвоением знаний и уменийосуществляется в виде практических заданий и проводится 3 раза в год (сен- тябрь, январь, май).
Педагог должен подходить к оцениванию индивидуально, учитывая следующие моменты:
— качество выполненных практических действий;
— прилежание во время работы;
— степень умственной отсталости;
— наличие расстройств аутистического спектра;
— уровень психофизического развития каждого ребенка в отдельности.


Библиотека Логопеда
37
Целесообразно проводить мастер-класс для педагогов по теме «Альтернативная коммуникация» с последующим его анализом для выявления уровня освоения новых знаний и умений (приложение 5).
Рекомендации родителям по использованию альтернативной коммуникации
Дети с нарушениями в развитии испытывают значительные трудности при овладении речью. В данном случае поможет альтернативная коммуникация.
Некоторые дети с ОВЗ плохо различают звучащую речь, по- рой даже кажется, что они не понимают, когда окружающие говорят, а когда нет. В таких случаях нужно приблизиться к ребенку настолько, чтобы ваше лицо было ему хорошо видно.
Например, воспитаннику с ДЦП, имеющему сигматизм, чтобы четко видеть, приходится учиться фокусировать глаза. Дети с такими нарушениями могут фокусировать глаза на предмете, находящемся на расстоянии около 15 см от их лица. Все, что находится дальше, воспринимается ими как расплывшиеся пятна. Поэтому, когда такие дети учатся понимать обращен- ную к ним речь, им необходимо видеть лицо говорящего. Важ- но, чтобы посторонние звуки не мешали ребенку слышать то, что ему говорят. Если в доме включены на полную мощность радио или телевизор, ему будет трудно выделить звук голоса говорящего.
При общении с ребенком нужно подойти к нему достаточно близко и говорить с ним так, как будто сообщается ему что-то очень важное и личное.
С ребенком следует говорить и находясь достаточно далеко от него. Ему нужно учиться слышать голос не только вбли- зи, но и на расстоянии, на котором он различает звучание отдельных слов. Нужно как можно чаще обращаться к ребен- ку по имени, глядя на него и улыбаясь. Следует попросить окружающих, когда они будут говорить с ним или брать на руки, делать то же. Поскольку необходимо уметь не только выделять звук человеческого голоса из всех прочих звуков,

Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
38
но и различать его тембр и интонацию, важно, чтобы его имя произносилось и высоким, и низким, и громким, и тихим голосом. При этом нужно улыбаться ему и говорить ласково.
В этом случае ребенок научится выделять из других слов свое имя независимо от того, кто его произносит.
Разговаривая с ребенком, нужно стараться дотронуться до него. Если у него нарушены зрение и слух, прикосновение поможет разобраться, когда кто-то говорит, а когда нет. Если ребенок видит и слышит, как нормально развивающиеся дети, прикосновение поможет ему приготовиться слушать то, что ему собираются сказать.
Если ребенок не реагирует на ласковые слова, можно поду- мать, что он не хочет общаться, и это, конечно, расстроит.
На самом деле он очень привязан к родителям, но средством выражения своих чувств не владеет. Нужно продолжать ак- тивно выражать свои чувства, чтобы у него был пример для подражания.
Иногда детям с недостатками развития с большим тру- дом удается выучить детскую считалку, что-нибудь спеть, поиграть пальцами. Им требуется больше времени, чтобы у них возник интерес к детским стихам, песенкам и играм.
Не следует прекращать попыток: нужно продолжать читать детские стихи, петь песни во время домашних дел. Ребенок будет наблюдать, а это важно. Не нужно расстраиваться из- за того, что он учится медленно. Ребенок с ОВЗ не может быстрее. Он хочет научиться всему, чему его учат, но ему это очень трудно.
Ребенок может не уметь играть в игры типа «Где у тебя но- сик?». Он просто показывает на лицо или недоуменно смотрит на взрослых. В подобных обстоятельствах родители, разочаро- вавшись в способностях своего ребенка, начинают скрывать от окружающих, что он делает ошибки и мало что умеет. Однако очень важно не прекращать учить его различать части тела, указывая на них пальцем. Наиболее благоприятные для этого ситуации — умывание, мытье рук и вытирание носа. Вода хорошо снимает спастику мышц, расслабляет руки, пальцы.
Можно сопровождать показ пением песен, чтением стихов.
Если ребенок не может сам показать на какую-то часть тела, нужно взять его руку в свою и сделать это.
Дети учатся произносить звуки, когда видят и слышат, как это делают окружающие. Ребенок начинает учиться управлять


Библиотека Логопеда
39
произнесением звуков, когда слышит, как взрослые повторя- ют звуки, которые произносятся им спонтанно. Постепенно он начинает повторять случайно произнесенный звук в ответ на подражание этому звуку.
Сначала ребенок отвечает какими-то звуками, когда взрос- лый произносит уже знакомый ему звук. Позднее произно- сит их всякий раз, когда с ним говорят. Постепенно ребе- нок начинает отвечать звуками, приближающимися к тем, что произносит взрослый, и наконец, они упорядочиваются и оформляются в слова (
мама, дай, его имя). Этот процесс зани- мает много времени у детей с ОВЗ. Некоторые не в состоянии научиться произносить звуки и слова. При этом понимать их дети могут.
Многие звуки дети не могут воспроизвести из-за особенно- стей строения полости рта, голосовых связок или из-за нару- шений в отделах головного мозга, контролирующих работу звукопроизносительного аппарата. Естественно, это вызывает у родителей отчаяние.
Не следует показывать ребенку своего огорчения. Нужно вести себя так, будто неспособность издавать звуки вполне естественна. Если продолжать разговаривать с ребенком, он постепенно станет понимать бо
�льшую часть того, что ему гово- рят. Ребенок научится общаться с помощью жестов или взгля- да. Нужно быть хорошим слушателем, внимательно наблюдать за ним и отвечать ему. Маленькие дети обычно повторяют то, что слышат от окружающих.
Некоторым детям нужно услышать слово много раз, прежде чем им захочется произнести его. Играя с ребенком, следует постоянно повторять названия тех игрушек или предметов, которые ему нравятся. Если произнести подряд названия нескольких предметов, он, скорее всего, запутается.
Зачастую дети с ОВЗ говорят так, что их трудно понять. Не- редко воспитанники с ДЦП, пытаясь говорить, издают звуки и двигают мышцами лица, но членораздельной речи не полу- чается. Главное — не расстраиваться. Если вы хотите понять, что хочет сказать ребенок, нужно подумать, какие из только что произошедших событий могли взволновать его, угадать, о чем он пытается сообщить. Отвечать ему нужно спокойным, ласковым голосом.
Для целостного представления о личности и проблемах ре- бенка предлагаем заполнить приведенную ниже анкету.

Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ
40
1   2   3   4   5