Файл: 1. Конституционное право в системе права Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Указанные выше специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли. Так, институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Его нормы: воздействуют на общественные отношения путем закрепления, установления определенных начал устройства общества и государства; как правило, не порождают конкретные правоотношения; определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам; имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции; устанавливаются по преимуществу в конституционной форме; по своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормамицелями; предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей включение всей правовой системы государства, всех отраслей права; по целенаправленности призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества и государства. Совокупность норм данного института по своим функциям является определяющей для всех других институтов конституционного права. Они играют направляющую роль для всего конституционно-правового регулирования.
Институту «Основы правового статуса человека и гражданина» также присущи свои особые черты как относительно самостоятельной части системы конституционного права. Его нормы: осуществляют правовое воздействие на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека; реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений; относятся к сфере взаимоотношений государства и личности; в качестве субъекта права в них выступает человек, гражданин, личность как таковая вне связи с каким-либо особым правовым статусом; предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции; предполагают для своей практической реализации подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.) [9].
Институт, объединяющий нормы, регулирующие федеративное устройство России, отличается характером субъектов, возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, их особой правоспособностью. Эти нормы в части установления правового статуса субъектов имеют не только конституционный, но и договорный характер. В Федеративном Договоре фиксируется разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами. Следовательно, нормы этого института закрепляются не только в Конституции, но и в особых договорах, соглашениях. Для этих норм предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизии, возникающих в процессе применения норм - путем согласования или процесса конституционного судопроизводства через Конституционный Суд Российской Федерации [3].
Применительно к институту, нормы которого определяют системы государственной власти и местного самоуправления, можно указать на следующие особенности: это нормы по преимуществу прямого регулирующего действия; реализуются в конкретных правоотношениях; в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия; преобладающая по количеству часть норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок их образования, компетенцию, формы деятельности; для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление [12].
Заключение
Таким образом, можно подвести итог настоящему исследованию:
1. совокупность юридических особенностей, указанных выше и присущих составным частям отрасли конституционного права, и придает определенной группе норм качество элемента отрасли, занимающего относительно автономное положение в ее системе. При этом исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются составляющими их нормами, т. е. предмет правового регулирования;
2. характеристика системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление составных частей отрасли, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения, места каждого из них в системе отрасли. В основе такого подхода к системе отрасли лежит реальное соотношение и взаимодействие тех сфер общественных отношений, которые являются предметом регулирования правовых институтов. Однако это соотношение может рассматриваться как первичная исходная основа, определяющая структуру отрасли. Очевидно, что она имеет и правовую основу.
3. между конституционно-правовыми институтами существует правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают необходимые предпосылки для действия норм другого. Так, нормы такого института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала, определяется направленность правового регулирования, осуществляемого нормами других правовых институтов. На следующем месте после закрепления основ конституционного строя стоит институт, определяющий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных институтов и структур. Правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство, определяет необходимые предпосылки для правового регулирования организационного построения государственной власти. Нормы этого института определяют существующие в Российской Федерации национально-государственные и государственно-территориальные образования, в соответствии с которыми и строится система органов государства. Поэтому в системе отрасли этот институт предшествует последнему правовому институту, закрепляющему систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;
4. при характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой Конституции, являющейся основным источником отрасли. Его анализ является частью более общей проблемы о соотношении систем отрасли и законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают, что относится и к поставленному вопросу;
5. система отрасли предопределяется объективными факторами, однако она выявляется и формулируется познающим субъектом, поэтому субъективный фактор играет определяющую роль в характеристике ее составных элементов;
6. система конституции - категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых нормами права общественных отношений, их системности;
7. группировка норм в институты, содержащаяся в Конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли, хотя и не каждый элемент системы Конституции выступает и как самостоятельный элемент отрасли. Принятая в Конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы системы в исходном смысле общие, но закономерности их формирования имеют особенности;
8. система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система Конституции лишь часть этих норм, установленных в основном источнике отрасли. Как для системы отрасли, так и для системы Конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их материального содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а, следовательно, и обращенности норм к своеобразному кругу субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в Конституции и отрасли полностью не совпадают;
9. для системы отрасли характерен более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе Конституции применяется принцип обобщения норм, причем они рассредоточены во всех конституциях - как Российской Федерации, так и республик в ее составе, а также в уставах других субъектов федерации.
И общий вывод можно сделать следующий: конституционное право – это отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т. е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Система отрасли, как и система Конституции, таким образом, не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они постоянно развиваются, отражая свойственный каждому данному этапу развития общества уровень правового воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности. Это находит свое выражение в изменении ее системы. Претерпевает необходимые изменения и строение отрасли. Такой процесс происходит на данном этапе развития конституционного права России. Это естественно отражается и на системе конституционного права как отрасли в целом, так и особенно на внутреннем строении каждого из ее правовых институтов.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Конституционное право | одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая другая, она представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуются, с одной стороны, внутренним единством, и опреде-ленными общими признаками, с другой стороны, отличается от норм других отраслей права |
2 | Система науки конститу-ционного права | в своей основе соответствует системе отрасли, однако она является более широкой, так как наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-пра-вовых институтах, а исследует и общие ха-рактеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права |
3 | Система конституции | категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осущест-вляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, сущест-вующих в сфере регулируемых нормами права общественных отношений, их системности |
4 | Институты системы консти-туционного права | это основные элементы отрасли, которые объединяют и закрепляют: основы консти-туционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устрой-ство государства, систему государственной власти и систему местного самоуправления |
5 | Конституционно-правовые нормы | это элементы системы конституционного права, которые закрепляют основные принципы систе-мы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; право-вой статус органов законно-дательной, исполни-тельной и судебной власти, порядок их образо-вания; компетенцию; формы деятельности; изда-ваемые ими акты, систему местного само-управления |
6 | Источники конституционного права | факторы, составляющие основы научного позна-ния: труды отечественных и зарубежных уче-ных, содержащие наиболее общие, философс-ские суждения по проблемам, относящимся к предмету конституционно-правовой науки; конституция как основной источник. |
7 | Конституционное право | одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая другая, она представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуются, с одной стороны, внутренним единством, и опреде-ленными общими признаками, с другой стороны, отличается от норм других отраслей права |
8 | Система науки конститу-ционного права | в своей основе соответствует системе отрасли, однако она является более широкой, так как наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-пра-вовых институтах, а исследует и общие ха-рактеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права |
9 | Система конституции | категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осущест-вляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, сущест-вующих в сфере регулируемых нормами права общественных отношений, их системности |
10 | Институты системы консти-туционного права | это основные элементы отрасли, которые объединяют и закрепляют: основы консти-туционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устрой-ство государства, систему государственной власти и систему местного самоуправления |