Файл: 1. Конституционное право в системе права Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Указанные выше специфические особенности в своей со­вокупности и определяют характер каждого из институтов кон­ституционного права как относительно самостоятельного эле­мента, составной части отрасли. Так, институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Его нормы: воздействуют на общественные отношения путем закрепления, установления опре­деленных начал устройства общества и государства; как правило, не порождают конкретные правоотношения; опре­деляют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социаль­ной реальности; адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам; имеют способом своей за­щиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции; устанавливаются по преимуществу в консти­туционной форме; по своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормамицелями;  предполагают для практической и право­вой реализации содержащихся в них целей включение всей правовой системы государства, всех отраслей права; по целенаправленности призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества и государства. Совокупность норм данного института по своим функциям является определяющей для всех других институтов конституционного права. Они играют направляющую роль для всего конституционно-правового ре­гулирования.

Институту «Основы правового статуса человека и гражданина» также присущи свои особые черты как относи­тельно самостоятельной части системы конституционного права. Его нормы: осуществляют правовое воздействие на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека; реализуются по преимуществу вне конкрет­ных правоотношений; относятся к сфере взаимоотношений государства и личности; в качестве субъекта права в них выступает человек, гражданин, личность как таковая вне свя­зи с каким-либо особым правовым статусом; предусматри­вают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции; предполагают для своей практической реализации подключение многих других от­раслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.) [9].


Институт, объединяющий нормы, регулирующие федера­тивное устройство России, отличается характером субъектов, возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, их особой правоспособностью. Эти нормы в части установления пра­вового статуса субъектов имеют не только конституционный, но и договорный характер. В Федеративном Договоре фиксируется разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами. Следовательно, нормы этого института закреп­ляются не только в Конституции, но и в особых договорах, соглашениях. Для этих норм предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизии, возникающих в процессе применения норм - путем согласования или процесса кон­ституционного судопроизводства через Конституционный Суд Российской Федерации [3].

Применительно к институту, нормы которого определяют системы государственной власти и местного само­управления, можно указать на следующие особенности: это нормы по преимуществу прямого регулирующего дей­ствия; реализуются в конкретных правоотношениях; в ка­честве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправ­ления в их статусе органов народовластия; преобладающая по количеству часть норм устанавливается на основе Консти­туции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок их образования, компетенцию, формы деятельности; для норм этого института характерно специ­фическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление [12].

Заключение


Таким образом, можно подвести итог настоящему исследованию:

1. совокуп­ность юридических особенностей, указанных выше и прису­щих составным частям отрасли конституционного права, и придает определенной группе норм качество элемента от­расли, занимающего относительно автономное положение в ее системе. При этом исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются состав­ляющими их нормами, т. е. предмет правового регулирования;



2. характеристика системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление составных частей отрасли, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения, места каждого из них в системе отрасли. В основе такого подхода к системе отрасли лежит реальное соотношение и взаимодействие тех сфер общественных от­ношений, которые являются предметом регулирования право­вых институтов. Однако это соотношение может рассматри­ваться как первичная исходная основа, определяющая структуру отрасли. Очевидно, что она имеет и правовую основу.

3. между конституционно-правовыми институтами существует правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают необходимые предпосылки для действия норм другого. Так, нормы такого института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала, опре­деляется направленность правового регулирования, осу­ществляемого нормами других правовых институтов. На следующем месте после закрепления основ конститу­ционного строя стоит институт, определяющий основы право­вого статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что че­ловек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных институтов и структур. Правовой институт, нормы которого закрепляют федера­тивное устройство, определяет необходимые предпосылки для правового регулирования организационного построения государственной власти. Нормы этого института определяют существующие в Российской Федерации национально-государ­ственные и государственно-территориальные образования, в соответствии с которыми и строится система органов госу­дарства. Поэтому в системе отрасли этот институт предше­ствует последнему правовому институту, закрепляющему си­стему органов государственной власти и органов местного самоуправления;


4. при характеристике системы конституционного права важ­ное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой Кон­ституции, являющейся основным источником отрасли. Его анализ является частью более общей проблемы о соотноше­нии систем отрасли и законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают, что относится и к постав­ленному вопросу;

5. система отрасли предопределяется объективными факто­рами, однако она выявляется и формулируется познающим субъектом, поэтому субъективный фактор играет определяю­щую роль в характеристике ее составных элементов;

6. система конституции - категория субъективная, поскольку системати­зация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существую­щих в сфере регулируемых нормами права общественных отношений, их системности;

7. группиров­ка норм в институты, содержащаяся в Конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли, хотя и не каждый элемент системы Конституции выступает и как самостоятельный эле­мент отрасли. Принятая в Конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы системы в исходном смысле общие, но закономерно­сти их формирования имеют особенности;

8. система отрасли охватывает всю совокупность конститу­ционно-правовых норм, а система Конституции лишь часть этих норм, установленных в основном источнике отрасли. Как для системы отрасли, так и для системы Конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их материального содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а, следователь­но, и обращенности норм к своеобразному кругу субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в Конститу­ции и отрасли полностью не совпадают;

9. для системы отрасли характерен более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, эле­мент системы отрасли составляет вся совокупность конститу­ционно-правовых норм, определяющих систему органов госу­дарственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе Конституции применяется принцип обобщения норм, причем они рассредоточены во всех конституциях - как Российской Федерации, так и республик в ее составе, а также в уста­вах других субъектов федерации.


И общий вывод можно сделать следующий: конституционное право – это отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные от­ношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной со­циальной системы, т. е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления.

Система отрасли, как и система Конституции, таким образом, не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они постоянно развиваются, отражая свойственный каждому данному этапу развития об­щества уровень правового воздействия на общественные от­ношения, объективно обусловленный потребностями соци­альной реальности. Это находит свое выражение в из­менении ее системы. Претерпевает необходимые изменения и строение отрасли. Такой процесс происходит на данном этапе развития конституционного права России. Это ес­тественно отражается и на системе конституционного права как отрасли в целом, так и особенно на внутреннем строении каж­дого из ее правовых институтов.

Глоссарий


№ п/п


Понятие


Определение


1


Конституционное право


одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая другая, она представляет собой совокупность правовых норм, ко­торые характеризуются, с одной стороны, внутренним един­ством, и опреде-ленными общими признаками, с другой сторо­ны, отличается от норм других отраслей права


2


Система науки конститу-ционного права


в своей основе соответству­ет системе отрасли, однако она является более широкой, так как наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-пра-вовых институтах, а исследует и общие ха-рактеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права


3


Система конституции


категория субъективная, поскольку системати­зация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осущест-вляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, сущест-вую­щих в сфере регулируемых нормами права общественных отношений, их системности


4


Институты системы консти-туционного права



это основные элементы отрасли, которые  объединяют и закрепляют: основы консти-туционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устрой-ство государства, систему государственной  власти  и  систему местного самоуправления


5


Конституционно-правовые нормы


это элементы системы конституционного права, которые закрепляют основные принципы систе-мы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; право-вой статус органов законно-дательной, исполни-тельной и судебной власти, порядок их образо-вания; компетенцию; формы деятельности; изда-ваемые ими акты, систему местного само-управления


6


Источники конституционного права


факторы, составляющие основы научного позна-ния: труды отечественных и зарубежных уче-ных, содержащие наиболее общие, фило­софс-ские суждения по проблемам, относящимся к предмету конституционно-правовой науки; конституция как основной источник.


7


Конституционное право


одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая другая, она представляет собой совокупность правовых норм, ко­торые характеризуются, с одной стороны, внутренним един­ством, и опреде-ленными общими признаками, с другой сторо­ны, отличается от норм других отраслей права


8


Система науки конститу-ционного права


в своей основе соответству­ет системе отрасли, однако она является более широкой, так как наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-пра-вовых институтах, а исследует и общие ха-рактеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права


9


Система конституции


категория субъективная, поскольку системати­зация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осущест-вляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, сущест-вую­щих в сфере регулируемых нормами права общественных отношений, их системности


10


Институты системы консти-туционного права



это основные элементы отрасли, которые  объединяют и закрепляют: основы консти-туционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устрой-ство государства, систему государственной  власти  и  систему местного самоуправления