Файл: 1. Конституционное право в системе права Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Относительно самостоятельной честью науки являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе отрасли, охватываются общим понятием - «Основы правового статуса человека и гражданина».
Поскольку Россия является федерацией, и в системе отрасли имеется большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в науке также выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.
Важное место занимает исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические исследования, связанные с познанием систем государственной власти, местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал, лежащих в их основе.
Шестой раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования по проблемам организации и функционирования систем государственной власти и местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конфетные формы реализации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему, законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанных с конституционно-правовым регулированием [14].
2.2 Предмет науки конституционного права
Изучение правовых явлений входит в задачи различных ветвей юридической науки. Для каждой из них характерен своеобразный подход к изучаемому объекту, различна степень абстрактности, уровень познания закономерностей на основе исторического анализа, метод изучения. У каждой из наук свой особый предмет. С учетом этих факторов различают среди юридических наук: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные.
Наука конституционного права относится к числу отраслевых наук, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную количеству отраслей права [7].
Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.
Наука конституционного права изучает не только нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Поэтому к ее предмету относятся и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению.
С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.
Предметом изучения данной науки является в целом вся сфера общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию.
На основе их анализа наука должна давать теоретические обоснования необходимых пределов их правового регулирования, с тем, чтобы оно не было ни чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, ни слишком узким, оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые в этом нуждаются [13].
Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется и характер основных теоретических концепций науки.
К ним относятся такие крупные комплексы теоретических проблем, как теория народного представительства, сущность государственного, национального и народного суверенитета, теория федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства.
Ее предметом является также изучение конституционных основ местного самоуправления. То есть изучение указанных выше проблем составляет предмет науки. Сами же выводы и теоретические положения составляют ее содержание.
2.3 Источники науки конституционного права
Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания.
К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения по проблемам, прямо или опосредованно относящимся к предмету конституционно-правовой науки [4].
Концепции, отраженные в них, очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является необходимой предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития человеческой цивилизации.
Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.
Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов.
В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.
В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые акты. В данном смысле и рассматривается вопрос об источниках конституционного права.
Поэтому в качестве источников науки выступает и конкретная практическая деятельность государственных органов, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права вся общественно-политическая деятельность [7, 12].
Источниками конституционного права являются действующие правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.
Для источников права установлен не только особый порядок их принятия, но и отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права.
Система правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов.
Установление нормы в том или ином виде акта не произвольно, а подчинено необходимым объективным условиям. В зависимости от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, условий территориального масштаба ее действия, установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих конституционно-правовые нормы, последние формулируются, в различных видах источников.
Характеризуя их, следует, прежде всего, выделить правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, имеющие сферу действия только на территории конкретного субъекта федерации или территории, в которых осуществляется местное самоуправление [8].
Основным источником отрасли является Конституция Российской Федерации. Ее роль обусловлена следующими факторами: в Конституции Российской Федерации устанавливаются правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения; Конституция Российской Федерации как источник права характеризуется и широтой содержания установленных в ней норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от всех иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений; Конституция Российской Федерации по сравнению с другими источниками имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России (ст. 15); в Конституции Российской Федерации определяются многие другие виды источников отрасли права. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования; значение Конституции как основного источника отрасли определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа. В ней в юридически значимой форме устанавливаются цели, которые общество перед собой ставит, и принципы его организации и жизнедеятельности; Конституция по сравнению с другими источниками является актом не только наивысшего правового значения, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности [1].
Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, основу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.
К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы Российской Федерации - федеральные законы. Закон - наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются: по юридической силе; по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; по порядку принятия; по возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом Российской Федерации. К источникам конституционного права относятся такие законы Российской Федерации, как «Закон о гражданстве Российской Федерации», «Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также многие другие [6].
В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы, правовые акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации. Это Указы и другие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства [11].
Источником отрасли являются Регламенты Палат Федерального Собрания, Положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.
Особое место среди источников конституционного права занимают Декларации: «Декларация о государственном суверенитете», «Декларация о языках народов России», «Декларация прав и свобод человека и гражданина». Такого рода декларации имеют правовое значение. В них формулируются принципы, которые являются обязательными для всего конституционно-правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие государственности, провозглашаются принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере, и им должно быть подчинено соответствующее законодательство [9].