Файл: 1. Конституционное право в системе права Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти. Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и федеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам, принимаемым органа­ми субъекта федерации, они обладают более высокой юриди­ческой силой. Формами установления правовых норм, дей­ствующих только на территории конкретного субъекта, являются такие правовые нормативные акты, как законы, постановле­ния, иные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституцион­но-правовые нормы, в частности их Уставы (Положения) [3].
1   2   3   4



Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такую специфическую форму, также обус­ловленную федеративным устройством государства, как до­говоры. В их числе можно назвать «Федеративный Договор», охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992г. между федеральными органами государственной власти и органами всех видов субъектов федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, договоры между Россий­ской Федерацией и Татарстаном, Башкортастаном и др. рес­публиками. Такие договоры о разграничении полномочий предусмотрены Конституцией России и могут быть заключены с любым субъектом федерации [9].

Виды источников отрасли, как правило, достаточно ста­бильны, многие из них определены в Конституции. Однако на данном этапе конкретные правовые акты, содержащие кон­ституционно-правовые нормы, мобильны, часто изменяются, отменяются. Нормы из одного акта переходят в другой, при этом первый утрачивает силу. Такая нестабильность консти­туционно-правового законодательства в определенной мере объяснима сложностями происходящего процесса формирования российской государственности [13].

Последним объясняется и то обстоятельство, что значи­тельная часть норм, которые требуют законодательной фор­мы, устанавливалась указами Президента Российской Феде­рации. Особенно широко эта практика применялась после роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Так, указами Президента были утверждены такие акты, как Положение о федеральных орга­нах власти на переходный период, Положение о выборах в Государственную Думу в 1993 г. и многие другие [10].

Незавершенность процесса формирования на основе но­вой Конституции правовой системы России объясняет и такую особенность системы источников конституционного права, как включение в нее некоторых законов бывшего Союза ССР в той части, в которой они не противоречат Конституции России и ее законам.

2.4 Правовые нормы конституционного права

Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования; компетенцию; формы деятельности; издаваемые ими акты, систему местного самоуправления [5].



Посредством такой правовой регламентации обеспечи­вается система управления обществом, определяются основ­ные организационные структуры, задействованные в процессе реализации социально значимых функций общества.

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, на­до прежде всего отметить, что им свойственны общие признаки. По сравнению с нормами других отраслей права они отли­чаются: сферой общественных отно­шении, на регулирование которых они направлены; источниками, в которых они выражены. Основопо­лагающие, наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей право­вой системе - в Конституции Российской Федерации; своеобразием вида норм. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегу­лятивного, а не конкретно регулирующего характера. К таким нормам относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции, нор­мы-задачи и т. п. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, адми­нистративно-правовых, трудовых и др.); учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы пер­вично устанавливают обязательный для создания всех право­вых норм других отраслей порядок: определяют формы правовых   актов,   порядок   их   принятия   и   опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотвор­чества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти; особым механизмом реализации. Многие конституци­онно-правовые нормы в своей реализации связаны не с воз­никновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации); специфическим характером субъектов, на регули­рование отношений которых они обращены. Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы;  особенностями структуры. Для них не характерна трехчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция. Обладая специфическими чертами по сравнению с правовыми   нормами   других   отраслей   права,   конституцион­но-правовые нормы сами по себе очень многообразны [1, 6].


Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, в которых выражаются основы конституционного строя, другие - с закреплением основ правового статуса человека и гражда­нина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с системой органов государства. Внутри этих наиболее крупных группировок норм по содержанию выделяются в свою очередь и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений.

При применении норм важным условием является устано­вление всех этих взаимосвязей, определение их места в си­стеме других норм, регулирующих данную сферу обществен­ных отношений. Только при этом условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное их толкование и применение, выявлены все нюансы ее регулирующего воз­действия, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной.

Ни одна правовая норма не может противоречить консти­туции. Среди других правовых актов, содержащих конституци­онно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обла­дают федеральные законы. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит та юридическая ба­за, на основе которой формируется ее содержание. Этот же фактор определяет и порядок отмены нормы, линии ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.

2.5 Институты конституционного права

В системе конституционного права принято выделять сле­дующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы закрепляющие:

1.  Основы конституционного строя.

2.  Основы правового статуса человека и гражданина.

3.  Федеративное устройство государства.

4.  Систему государственной  власти  и  систему местного самоуправления.

Такое строение конституционного права соответствует внутренней системности той сферы общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений - по объекту отношений, по субъекту, необходимой мере и форме должного правового воздействия, его характера [5].

Все эти особенности регулируемых нормами права обще­ственных отношений предопределяют систему отрасли, одна­ко не выступают как ее основа.


Критерием систематизации конституционно-правовых норм могут выступать лишь факторы, которые свойственны самой правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям и свойствам. Эти факторы, естественно, вытекают из содержа­ния самих регулируемых этими нормами общественных отно­шений, предопределяющих особенности правового воздей­ствия на них, его механизма, объемов и других качественных параметров.

Поэтому каждый элемент системы отрасли конституцион­ного права, его наиболее крупный институт характеризуется наличием особых, имеющих правовую природу черт, которые свойственны нормам данного института, отличают их качественно от норм других институтов.

Признаки, по которым можно проводить различия, отра­жающие специфику каждого из институтов, многообразны. К ним можно отнести различия: по специфике правового воздействия на соответ­ствующую сферу общественных отношений. Такое воздей­ствие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т. д.; по особенностям механизма действия правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реа­лизовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера; по степени конкретной направленности правового регулирования. Одни институты устанавливают лишь прин­ципы правового воздействия на обширные сферы обществен­ных отношений, другие - конкретно регулируют; по субъектному составу. Нормы одних институтов ад­ресованы к конкретным субъектам, либо типовому виду субъ­ектов, других - ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам. Различен в связи с этим и правовой статус субъектов провоотношений, конкретное выражение их правообязанности; по способу правовой защиты действия правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в дру­гих - конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответ­ствующих неправомерных актов и действий; по специфике форм выражения, охватываемых дан­ным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве; по видовому характеру норм данного института. В одних преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нор­мы-дефиниции, в других нормы конкретного регулирующего действия; по степени и масштабам включенности других частей правовой системы, других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании правовых норм. Нормы отдельных правовых институтов содержат уста­новления, которые не могут быть претворены в жизнь в рам­ках одного конституционно-правового регулирования. В других институтах нормы реализуются непосредственно в его рамках; по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права каждая часть его системы отграничивается качественно осо­быми характеристиками правового регулирования, в котором отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность правового регулирования опре­деляется закономерностями развития той стороны социаль­ной действительности, правовое воздействие на которую ока­зывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта прямо не формулируется в общей форме правом, однако она составляет реальность не только в социальной, но и в право­вой сфере и пронизывает все правовые нормы, выступает как важное начало, интегрирующее их в определенное единство; по функциям, присущим каждому институту. Они определяют место его в системе отрасли в целом, характер связи части и целого, его роль во взаимодействии с другими институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования; по принципам, свойственным каждому из институ­тов, тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех его норм [11].