Файл: 1. Конституционное право в системе права Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так, по сути дела во всех отраслях получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права и свободы человека и гражданина, государственно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами.
Все отрасли права основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и основных началах деятельности всех органов государства, выступающих субъектами всех отраслевых правоотношений.
Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно ее нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органы их издающие, соотношение их юридической силы.
Основным источником конституционного права является Конституция - основной закон государства, нормы которого являются исходными для всех отраслей права.
Эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей.
Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право устанавливает основы для гражданского и хозяйственного права. Определяя основы бюджетной системы Российской Федерации, систему налогов, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права.
Устанавливая систему органов судебной власти, конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства, конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, других отраслей судебного права.
Конституционное право, как все право в целом, развивается и изменяется, отражая те процессы, которые происходят в социальной, политической, экономической жизни общества.
С прекращением существования Союза ССР, становлением входивших в него союзных республик как самостоятельных независимых суверенных государств в них начался сложный процесс формирования собственных правовых систем. На этом переходном этапе шло динамичное развитие законодательства, затрагивающего все отрасли права, в том числе, прежде всего конституционного права.
Формирующееся конституционное право Российской Федерации определенный период времени в значительном объеме включало в свой состав конституционно-правовые нормы бывшего союзного законодательства. Вычленение отрасли из союзного законодательства происходило постепенно. Начальным этапом в этом процессе явилось принятие 12 июня 1990 г. «Декларации о государственном суверенитете РСФСР». В ней было закреплено верховенство Конституции и Законов России на всей ее территории и предусмотрено, что действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами Российской Федерации, приостанавливается Республикой на своей территории.
Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, присущих ему деформаций и противоречий.
1.2 Общая характеристика системы науки конституционного права
Система науки в своей основе соответствует системе отрасли, однако она является более широкой, так как наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а исследует и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.
Конкретный перечень проблем того или иного раздела науки не является раз и навсегда данным. С развитием государства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего теоретического обоснования, утрачивают актуальность другие [11].
Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.
Данная система не формируется произвольно. Ее основу составляет структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой теории. Однако перед наукой стоят задачи более сложные, чем познание каждой из составных частей отрасли в отдельности. Она должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, особенности возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, ее источники, систему. Наука должна теоретически определить и свой собственный предмет, систему, методы исследования, источники.
Наука конституционного права, как и всякая иная, представляет собой систему знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, теорий, представляющих выводы, сделанные на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью общественных отношений.
Комплексы теоретических положений науки конституционного права связаны между собой в силу единства предмета отрасли и находятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.
1.3 Тенденции развития конституционного права России на современном этапе
Развитие собственного конституционно-правового законодательства Российской Федерации приобретало все нарастающие масштабы.
Стержневым направлением в формировании отрасли российского конституционного права явилась разработка новой Конституции Российской Федерации.
Можно выделить следующие основные направления и тенденции в развивающейся отрасли конституционного права России [9]:
1. Правовое обеспечение подлинного суверенитета Российской Федерации, становление ее как самостоятельного, независимого государства.
2. Деидеологизация конституционно-правового законодательства. В Конституции отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, институтов общественного строя, служащие в прошлых конституциях фиктивным прикрытием тоталитарного государства и в высокой степени огосударствленного общества. Изменено в этом плане название государства, символы его государственного суверенитета (гимн, флаг, герб). Конституционно закреплен принцип многопартийности и признано идеологическое многообразие.
3. Гуманизация всех институтов государства и общества, перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, которые рассматриваются как высшая ценность. Это означало пересмотр концепции взаимоотношения государства и гражданина. Вместо признаваемого приоритета общественных, государственных интересов над личными, в основу кладется концепция приоритета интересов личности, взаимной ответственности государства и личности.
4. Реализация принципа разделения властей. Она получила свое выражение в признании этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя, в тех многочисленных положениях Конституции, которые закрепили систему и компетенцию государственных органов, принципы разграничения между ними полномочий.
5. Существенная реорганизация федеративного устройства России. Эта тенденция развития конституционно-правового законодательства связана с преодолением многочисленных трудностей, согласованием многих противоречивых интересов. Россия, которая за всю историю ее существования как советской республики до создания Союза ССР и в составе Союза конституционно определялась Федерацией, но фактически таковой никогда не была. Поэтому вырабатываются и законодательно закрепляются новые принципы федерации, которые призваны обеспечить целостность и суверенитет России в целом и одновременно - необходимый уровень самостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого комплекса вопросов развития территорий с учетом их национальных, экономических интересов и особенностей;
6. Переход к рыночной системе хозяйствования, к рыночным отношениям в экономике. Конституционно закреплено многообразие форм собственности, равная защита со стороны государства всех ее форм.
В основных направлениях развития конституционного права на современном этапе реализуется задача формирования правового государства.
Наука конституционного права является составной частью всей правовой, юридической науки, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.
2. Система науки конституционного права: структура, предмет, источники, принципы, институты, нормы
2.1 Структура науки конституционного права
Совокупность теоретических выводов, положений по всем названным выше проблемам и составляет первый раздел в системе науки, посвященный характеристике конституционного права и одноименной науки. Этот раздел занимает первое место в системе, в силу того, что без познания охватываемых им проблем нельзя правильно понять связи, существующие между отдельными конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначение, роль в общей системе правового регулирования [8].
Поскольку наука конституционного права является отраслевой, поэтому ее задачей является познание сущности, юридических свойств, функций основного источника отрасли, который занимает особое место во всей правовой системе. Таким источником является Конституция. Второй раздел системы науки и составляют положения, обосновывающие теорию Конституции, дающие анализ конституционного развития государства.
Следующая составная часть системы науки представляет собой комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания первого конституционно-правового института «Основы конституционного строя». Она охватывает большое количество теорий, концепций, связанных с исследованием проблем сущности Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества. К этому разделу науки относятся и теоретические положения о конституционных принципах гражданского общества, экономических отношениях, принципах хозяйствования, роли государства в условиях рыночной экономики.