ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Понятие налога и сбора. Элементы налога.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Исходя из этого определения можно сделать вывод, что налог основывается на следующих принципах:
- обязательность уплаты всеми лицами, определенными в соответствии с законодательством как субъекты налогообложения, т.е. налогам присущ принудительный характер;
-индивидуальность определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;
-безвозмездность уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления услуг, благ, документов взамен уплачиваемой суммы
-отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, что сопровождается сменой формы собственности; часть собственности индивидуума в денежном выражении переходит в государственную, и при этом образуется централизованный фонд (бюджет) государства.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Главное отличие сбора от налога - отсутствие требования безвозмездной уплаты, а также нерегулярный характер его уплаты.
Налог считается установленным лишь в случае, когда определены налогоплательщик (субъект налогообложения) и следующие элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ):
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Объектами налогообложения в соответствии со ст. 38 НК РФ могут быть реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. К иным обстоятельствам относится, например, ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Налоговая база - это количественное выражение объекта налогообложения. Например, налоговой базой по налогу на имущество физических лиц будет стоимость имущества в рублях (кадастровая, инвентаризационная). Налоговой базой для транспортного налога будут являться конкретные значения мощности двигателя транспортного средства, а для земельного налога кадастровая стоимость земельного участка.
В юридическом составе налога также выделяют метод учета налоговой базы, или, другими словами, метод учета доходов и расходов. Существует два основных налоговых метода учета доходов и расходов: кассовый (присвоения) и накопительный (начисления).
При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом. Расходы признаются после их фактической оплаты.
При методе начисления доходы и расходы признаются в том отчетном или налоговом периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав. Например, доходы от реализации товаров признаются в момент их реализации, т.е. передачи права собственности. Обычно это дата отгрузки товаров. Расходы признаются, когда они возникают. Например, это дата передачи сырья или материалов в производственный цех.
Налоговый период - это срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и определяется окончательно размер налогового обязательства. Определение налогового периода дано в ст. 55 НК РФ. Например, для налога на прибыль организаций налоговым периодом согласно главе 25 части второй НК РФ будет являться календарный год, по НДС - квартал, по акцизам - календарный месяц.
НК РФ установлены особенности определения налогового периода в зависимости от даты создания, ликвидации или реорганизации организации.
Отчетный период не является обязательным элементом налогообложения, но он выделяется учеными в юридическом составе налога в качестве факультативного элемента. Отчетный период связан со сроком подведения промежуточных итогов и, как правило, составлением и предоставлением промежуточной отчетности в налоговый орган. Налоговый период состоит из нескольких отчетных, но может и совпадать с налоговым периодом. Например, налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу является календарный год, а отчетным - полугодие; по НДС отчетный период не установлен, а налоговым периодом является квартал.
Налоговая ставка - это размер налога на единицу налогообложения. Налоговые ставки можно классифицировать по различным основаниям. По методу установления ставки подразделяются на твердые (специфические), процентные (адвалорные) и комбинированные (смешанные).
Твердые налоговые ставки устанавливаются в определенной законодательством и не зависящей от величины дохода сумме на единицу налогообложения. Например, по налогу на игорный бизнес устанавливаются твердые налоговые ставки на один игровой стол, автомат и т.п.
Примером адвалорной ставки могут служить ставки по налогу на прибыль: они устанавливаются в процентном отношении к налоговой базе; эффективная налоговая ставка равна 20% .
Комбинированная налоговая ставка состоит из двух частей, твердой и процентной. Такая ставка характерна для акцизов: в соответствии со ст. 193 части второй НК РФ для сигарет и папирос с 1 января 2017 г. устанавливается в размере 1 890 руб. за 1 тыс. шт. плюс 14,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2 568 руб. за 1 тыс. шт.
Порядок исчисления налога устанавливает метод исчисления и определяет обязанных лиц.
Исчисляется сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот .
Существуют два основных метода исчисления налога: кумулятивный и некумулятивный. При кумулятивном методе налоги исчисляются нарастающим итогом с начала налогового периода. В данном случае учитывается и общая сумма льгот, на которые к этому сроку имеет право налогоплательщик. Такой метод применяется, например, при определении суммы налога по НДФЛ , налога на прибыль организаций за календарный год, который является налоговым периодом для этих налогов.
Например, если налогоплательщик получает ежемесячно заработную плату в размере 50 тыс. руб., его доход для целей налогообложения составит за январь 50 тыс. руб., за январь-февраль - 100 тыс. руб., январь-март - 150 тыс. руб. и т.д. Этот метод обеспечивает равномерное поступление средств в бюджет.
Некумулятивный метод, напротив, предусматривает исчисление налога с каждой суммы в отдельности, без учета доходов, полученных ранее, т.е. вне связи с иными источниками дохода, например при расчете НДС.
Относительно обязанных лиц налоги могут исчисляться:
1) самостоятельно налогоплательщиками;
2) налоговыми агентами;
3) налоговыми органами.
Как правило, налог исчисляется налогоплательщиком самостоятельно (например, налог на прибыль организаций). Налоговыми агентами - работодателями исчисляется НДФЛ в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также НДС и налог на прибыль в случаях, прямо предусмотренных НК РФ. Налоги, уплачиваемые физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляют налоговые органы (транспортный, налог на имущество физических лиц, земельный).
Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, он должен направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, объект налога, налоговая база и срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Форма и форматы в электронной форме, порядок направления налогового уведомления налогоплательщику устанавливаются ФНС России. Налоговое уведомление передается налогоплательщику лично под расписку, может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления данного заказного письма.
Налоговое уведомление может быть передано как руководителю организации либо физическому лицу, так и их законным или уполномоченным представителям.
Порядок и сроки уплаты налога - это технические приемы внесения налогоплательщиком или налоговым агентом суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации, т.е. определяются соответствующий бюджет (федеральный, региональный, местный) и механизм платежа (например, наличная или безналичная форма).
Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ, региональных и местных налогов - соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ.
Обычно налоги уплачиваются в безналичном порядке, физическими лицами - в наличной форме. Однако при отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты) - физические лица могут уплачивать налоги и через кассу местной администрации (земельный налог, например) либо через организацию федеральной почтовой связи.
Общие правила уплаты налогов установлены ст. 58 части первой НК РФ, а конкретные - соответствующей главой части второй НК РФ, регулирующей определенный налог. По отдельным налогам соответствующей главой части второй НК РФ может предусматриваться уплата предварительных платежей по налогу - авансовых платежей в течение налогового периода. В случае уплаты налога или авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на эту сумму начисляются пени. Однако нарушение порядка исчисления или уплаты авансовых платежей, в отличие от налогов, не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Если обязанность по исчислению налога возложена НК РФ на налоговый орган, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Срок уплаты налога или сбора согласно ст. 6.1 НК определяется одним из перечисленных способов:
1) календарной датой;
2) указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено;
3) периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Сроки уплаты конкретных налогов или сборов установлены в соответствующей главе части второй НК РФ. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. Если расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Законодательством о налогах и сборах могут быть установлены факультативные элементы налогообложения, а именно налоговые льготы и основания для их использования.
Определение налоговой льготы содержится в ст. 56 НК РФ. Это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Цель введения налоговой льготы - это сокращение размера налогового обязательства для отдельных категорий налогоплательщиков. Налоговые льготы - важнейший инструмент выравнивания налогового бремени, поскольку они нивелируют экономические возможности различных налогоплательщиков. Предоставление налоговых льгот может преследовать различные цели: социальные, стимулирующие, инвестиционные.