Файл: 1. Понятие налога и сбора. Элементы налога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 390

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5.Предмет и метод налогового права. Система налогового права.

Предмет налогового права — общественные отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными субъектами в налоговой сфере. Исчерпывающий перечень имущественных и процессуальных налоговых отношений отражен в ст. 2 Налогового кодекса. К ним относятся:

  • отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;

  • отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

  • отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

  • отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые отношения, составляющие предмет налогового права, имеют свои отличительные черты:

  • эти отношения связаны со сферой перераспределения и носят имущественный характер;

  • они ориентированы на формирование публичных доходов (при этом главенствующее значение приобретает проблема справедливости распределения налогового бремени);

  • специфический круг участников — государство (субъект публичного права), наделенное властными полномочиями, и налогоплательщики (субъекты частного права), не обладающие таковыми.

Система налогов — это совокупность налоговых платежей, взимаемых на территории страны. Согласно Налоговому кодексу РФ, предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные, региональные, местные налоги и сборы. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с российским законодательством (гл. 2 НК РФ) введено понятие «система налогов и сборов в Российской Федерации». Данное понятие не обусловлено экономическими и политико-правовыми характеристиками и является менее емким, чем понятие «налоговая система».
В налоговом праве выделяют два метода: 1) императивный метод - это публично-правовой метод (или метод власти и подчинения, авторитарный метод). Основной чертой этого метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства; 2) диспозитивный метод - это частноправовой метод (гражданско-правовой метод, или метод координации, метод автономии).


6.Понятие и виды источников налогового права.

Источники налогового права — нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. К ним относятся международные договоры, конституционные законы, общие законы и законы о конкретных налогах, подзаконные нормативные правовые акты, судебные решения.

Понятие «источники налогового права» более широкое, чем термин «законодательство о налогах и сборах», закрепленный в гл. 1 НК РФ. Так, согласно п. 1, 4, 5 ст. 1 НК РФ, в систему налогового законодательства Российской Федерации входят: 1) Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; 2) законы о налогах и сборах субъектов РФ, принятые в соответствии с НК РФ; 3) нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Наряду с вышеизложенным определенными полномочиями по регулированию налоговых отношений обладают органы исполнительной власти всех трех уровней. Они в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Не имеют права издавать подобные акты Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и их территориальные подразделения.

Кратко охарактеризуем источники налогового права.

1. Особое место в системе источников налогового права занимает Конституция РФ. В основном законе страны содержатся нормы, напрямую регулирующие налоговые отношения. Это фундаментальные положения, определяющие задачи и направления налоговой политики государства. Так, например, в ней сказано, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Конституционные основы, такие как равенство прав и свобод человека и гражданина, единство экономического пространства, признание и защита государством всех форм собственности и иные общие начала, развиваются в других нормативно-правовых налоговых актах.

  1. Международные договоры и соглашения по вопросам налогообложения обладают большей юридической силой, чем национальное налоговое законодательство (ст. 7 НК РФ).

  2. Налоговый кодекс РФ — единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России. Он состоит из двух частей:


- часть первая введена в действие с 1 января 1999 г., в этой части установлены и закреплены:

♦ система законодательства о налогах и сборах;

общие принципы налогообложения;

система налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц;

налоговые органы и участники налоговых отношений;

основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов;

порядок и процедуры налогового производства и налогового контроля;

  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;

  • порядок обжалования актов налоговых органов и защиты прав
    налогоплательщиков.

- часть вторая введена в действие с 1 января 2001 г. и включает нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов.
  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Законы общего действия и законы о конкретных налогах. Существование этих нормативно-правовых актов обусловлено тем, что не все законодательство кодифицировано, т. е. вошло в НК РФ. К законам общего действия относятся законы, регулирующие вопросы статуса налоговых органов или налогового производства. Законы о конкретных налогах регулируют порядок исчисления и уплаты налоговых платежей одного вида. Так, в настоящее время действует закон РФ от 21.03.1991 г. № 943-1«О налоговых органах в Российской Федерации»

  • Законы о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Эти источники налогового права принимаются в целях установления, изменения или отмены
    соответственно региональных или муниципальных налогов, перечень которых ограничен ст. 14, 15 НК РФ.

  • Законы неналогового характера — нормативно-правовые акты, не отнесенные НК РФ к законодательству о налогах и сборах, содержащие налоговые нормы.

    7. Подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах не могут изменять или дополнять налоговое законодательство. К ним относятся указы Президента РФ (в основном носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению); постановления Правительства РФ (устанавливают ставки акцизов; предельный размер расходов, принимаемых для целей налогообложения,и др.), а также нормативно-правовые акты Министерства финансов РФ, Минэкономразвития РФ, Центрального банка России и др. Федеральные и региональные органы исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления могут издавать нормативные акты по вопросам налогообложения и сборов.

    8. Судебные решения (постановления Конституционного Суда, решения Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) значимы для регламентации отношений в налоговой сфере, хотя официально
    и не признаны источником налогового права. Принятые в последнее время постановления и решения этих органов открывают путь защиты интересов налогоплательщиков, обжалование незаконных решений налоговых органов в судебном порядке. С другой стороны, судебная практика позволяет совершенствовать законодательство о налогах и сборах, заполнять его пробелы.

    7.Система налогов и сборов в Российской Федерации.

    1. Система налогов и сборов в Российской Федерации

    Налоговую систему любой страны характеризуют экономические показатели: налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также соотношение между, налогами от внутренней и внешней торговли. Кроме того, налоговые системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.

    Налоговый гнет (налоговое бремя) — это отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

    На государственном уровне сумма налогов обычно сопоставляется с валовым внутренним продуктом (ВВП). Другой показатель — «полная ставка налогообложения», которая показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в бюджет.

    Соотношение прямых и косвенных налогов — это показатель, который также отличает налоговую систему одной страны от другой.

    Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли — другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему.

    Особенности налоговых систем также связывают с преобладанием в них тех или иных типов налогообложения. Для налоговой системы нашей страны характерно пропорциональное налогообложение (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др.). В меньшей степени применяется прогрессивное (налог на имущество физических лиц).

    Система налогов — это совокупность налоговых платежей, взимаемых на территории страны. Согласно Налоговому кодексу РФ, пред