ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 415
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Смотрите схему 3 в приложении)
Прекращение действия отсрочки и рассрочки:
А) Действие отсрочки, рассрочки прекращается по истечении срока действия соответствующего решения налогового органа или договора. В отдельных случаях, предусмотренных ст. 68 Н К РФ, действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита может быть прекращено до истечения установленного срока.
Б) Досрочное прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита возможно в двух случаях: добровольном и принудительном. По воле налогоплательщика действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается в случае уплаты им всей причитающейся суммы налога и сбора, а также соответствующих процентов до истечения срока.
В) принудительном порядке действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается в случае нарушения заинтересованным лицом условий предоставления названных налоговых преимуществ. Такое досрочное прекращение осуществляется на основании решения уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора. При досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решения налогового органа уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также причитающиеся пени.
Налогоплательщик имеет право обжаловать решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки в суд в порядке, установленном действующим законодательством.
16.Инвестиционный налоговый кредит: понятие, порядок и условия предоставления, прекращение действия
В) ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
Особой формой изменения срока исполнения налоговой обязанности является инвестиционный налоговый кредит, который отличается от отсрочки и рассрочки специфичными основаниями предоставления, сроком переноса налоговых платежей, правилами накопления и погашения налоговой задолженности и причитающихся процентов за пользование кредитом.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.
Условиями предоставления инвестиционного кредита служат указанные в ст. 67 НК РФ обстоятельства, наличие одного из которых дает право налогоплательщику требовать заключения договора об изменении срока уплаты налога на прибыль, региональных или местных налогов.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется налогоплательщику-организации при условии:
1) проведения этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
2) осуществления этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новы видов сырья или материалов;
3) выполнения этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставления ею особо важных услуг населению Законом субъекта РФ по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления ИНК;
4) выполнения государственного оборонного заказа;
5) осуществление инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности.
Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.
Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, основной особенностью инвестиционного налогового кредита является присущая ему регулирующая функция, направленная на стимулирование капитальных вложений или иной инвестиционной активности организаций - налогоплательщиков.
Основаниями досрочного прекращения договора инвестиционного налогового кредита могут выступать:
а) нарушение налогоплательщиком предусмотренных договором условий реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита;
б) нарушение налогоплательщиком своих обязательств по выполнению особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлению особо важных услуг населению, в связи с исполнением которых получен инвестиционный налоговый кредит.
ПРЕКРАЩЕНИЕ:
В соответствии со ст. 68 НК РФ действие инновационного налогового кредитования (ИНК) прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора, по соглашению сторон или по решению суда. Действие данного кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора, а также соответствующих процентов до истечения установленного срока.
17.Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм.
ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ИЛИ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ
В некоторых случаях налогоплательщик исполняет свою налоговую обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Переплата налогов, сборов или пеней может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются: расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставке рефинансирования ЦБ РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом.
Факт переплаты налога может быть установлен как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Обязанностью фискального органа является сообщение налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты налога и о размере суммы этой переплаты. Налоговые органы должны сообщать о переплате не позднее 10 дней
Практика финансовой деятельности показывает, что налоговым органам не всегда возможно достоверно установить факт переплаты налога. В подобных ситуациях, предполагающих переплату налога, налоговый орган вправе предложить налогоплательщику провести совместную выверку уплаченных налогов. Результаты совместной проверки финансовой деятельности налогоплательщика оформляются актом и подписываются соответственно налоговым органом и налогоплательщиком.
Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
А) Зачет излишне уплаченных налогов в счет будущих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. Подобное заявление рассматривается налоговым органом в течение десяти дней с момента получения, и по результатам рассмотрения выносится решение.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Например, налог на прибыль организаций является федеральным налогом и налог на добавленную стоимость федеральный налог, значит, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет недоимки по налогу на добавленную стоимость, а вот по налогу на имущество направить будет нельзя, поскольку налог на имущество организаций - региональный налог.
О результатах рассмотрения обращения налогоплательщика и о вынесенном решении налоговые органы обязаны проинформировать заявителя не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
Переплата налога не означает лишения налогоплательщика права собственности на излишне перечисленные в доход казны денежные суммы. Вместе с тем налоговым законодательством ограничивается право частного субъекта по распоряжению переплаченной суммой, поскольку п. 5 ст. 78 НК РФ устанавливает следующие направления ее использования: излишне уплаченная или излишне взысканная сумма налога засчитывается в счет предстоящих налоговых платежей, на уплату пеней или погашение недоимки. Налогоплательщик вправе сам указать в своем заявлении на то обязательство, которое следует погасить за счет образовавшейся переплаты.
Б) Возврат возможен, если у налогоплательщика не имеется задолженностей по налогам соответствующего уровня исключительно на основании письменного заявления налогоплательщика. Налоговое законодательство определяет срок давности для подачи подобного заявления — три года со дня уплаты излишней суммы налога (сбора) или пени. В случае, когда сумма переплаты налога превышает имеющуюся у налогоплательщика недоимку или задолженность по пеням, вначале производится зачет переплаченной суммы и налоговых задолженностей. Возврату будет подлежать только оставшаяся разница.
Излишне уплаченные денежные суммы подлежат возврату в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. В случае, если возврат производится позже одного месяца, к сумме переплаты налогоплательщику должны быть начислены проценты, исчисленные по ставке рефинансирования Центрального банка РФ (Смотрите схему 5 в приложении )
Обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне взысканных налоговых сумм налогоплательщик имеет право в течение трех лет начиная со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания.
Налоговый орган обязан рассмотреть письменное обращение налогоплательщика о возврате излишне взысканных сумм в течение десяти дней. По результатам рассмотрения заявления налогового органа выносится решение. В случае признания налоговым органом факта излишнего взыскания налогов, неправомерно начисленные суммы подлежат возврату налогоплательщику с начислением на них процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ, при этом проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
В целях защиты нарушенных прав налогоплательщиков законодательством определены сроки возврата излишне взысканных денежных сумм: налоговый орган обязан возвратить сумму переплаты не позднее одного месяца со дня принятия соответствующего решения начальником налогового органа или вынесения решения судом.
18.Требование об уплате налога и сбора: понятие и правовое значение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Взыскание налога - длящийся процесс.
Прекращение действия отсрочки и рассрочки:
А) Действие отсрочки, рассрочки прекращается по истечении срока действия соответствующего решения налогового органа или договора. В отдельных случаях, предусмотренных ст. 68 Н К РФ, действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита может быть прекращено до истечения установленного срока.
Б) Досрочное прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита возможно в двух случаях: добровольном и принудительном. По воле налогоплательщика действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается в случае уплаты им всей причитающейся суммы налога и сбора, а также соответствующих процентов до истечения срока.
В) принудительном порядке действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается в случае нарушения заинтересованным лицом условий предоставления названных налоговых преимуществ. Такое досрочное прекращение осуществляется на основании решения уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора. При досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решения налогового органа уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также причитающиеся пени.
Налогоплательщик имеет право обжаловать решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки в суд в порядке, установленном действующим законодательством.
16.Инвестиционный налоговый кредит: понятие, порядок и условия предоставления, прекращение действия
В) ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
Особой формой изменения срока исполнения налоговой обязанности является инвестиционный налоговый кредит, который отличается от отсрочки и рассрочки специфичными основаниями предоставления, сроком переноса налоговых платежей, правилами накопления и погашения налоговой задолженности и причитающихся процентов за пользование кредитом.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.
Условиями предоставления инвестиционного кредита служат указанные в ст. 67 НК РФ обстоятельства, наличие одного из которых дает право налогоплательщику требовать заключения договора об изменении срока уплаты налога на прибыль, региональных или местных налогов.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется налогоплательщику-организации при условии:
1) проведения этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
2) осуществления этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новы видов сырья или материалов;
3) выполнения этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставления ею особо важных услуг населению Законом субъекта РФ по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления ИНК;
4) выполнения государственного оборонного заказа;
5) осуществление инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности.
Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.
Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, основной особенностью инвестиционного налогового кредита является присущая ему регулирующая функция, направленная на стимулирование капитальных вложений или иной инвестиционной активности организаций - налогоплательщиков.
Основаниями досрочного прекращения договора инвестиционного налогового кредита могут выступать:
а) нарушение налогоплательщиком предусмотренных договором условий реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита;
б) нарушение налогоплательщиком своих обязательств по выполнению особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлению особо важных услуг населению, в связи с исполнением которых получен инвестиционный налоговый кредит.
ПРЕКРАЩЕНИЕ:
В соответствии со ст. 68 НК РФ действие инновационного налогового кредитования (ИНК) прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора, по соглашению сторон или по решению суда. Действие данного кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора, а также соответствующих процентов до истечения установленного срока.
17.Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм.
ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ИЛИ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ
В некоторых случаях налогоплательщик исполняет свою налоговую обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Переплата налогов, сборов или пеней может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются: расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставке рефинансирования ЦБ РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом.
Факт переплаты налога может быть установлен как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Обязанностью фискального органа является сообщение налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты налога и о размере суммы этой переплаты. Налоговые органы должны сообщать о переплате не позднее 10 дней
Практика финансовой деятельности показывает, что налоговым органам не всегда возможно достоверно установить факт переплаты налога. В подобных ситуациях, предполагающих переплату налога, налоговый орган вправе предложить налогоплательщику провести совместную выверку уплаченных налогов. Результаты совместной проверки финансовой деятельности налогоплательщика оформляются актом и подписываются соответственно налоговым органом и налогоплательщиком.
Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
А) Зачет излишне уплаченных налогов в счет будущих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. Подобное заявление рассматривается налоговым органом в течение десяти дней с момента получения, и по результатам рассмотрения выносится решение.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Например, налог на прибыль организаций является федеральным налогом и налог на добавленную стоимость федеральный налог, значит, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет недоимки по налогу на добавленную стоимость, а вот по налогу на имущество направить будет нельзя, поскольку налог на имущество организаций - региональный налог.
О результатах рассмотрения обращения налогоплательщика и о вынесенном решении налоговые органы обязаны проинформировать заявителя не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
Переплата налога не означает лишения налогоплательщика права собственности на излишне перечисленные в доход казны денежные суммы. Вместе с тем налоговым законодательством ограничивается право частного субъекта по распоряжению переплаченной суммой, поскольку п. 5 ст. 78 НК РФ устанавливает следующие направления ее использования: излишне уплаченная или излишне взысканная сумма налога засчитывается в счет предстоящих налоговых платежей, на уплату пеней или погашение недоимки. Налогоплательщик вправе сам указать в своем заявлении на то обязательство, которое следует погасить за счет образовавшейся переплаты.
Б) Возврат возможен, если у налогоплательщика не имеется задолженностей по налогам соответствующего уровня исключительно на основании письменного заявления налогоплательщика. Налоговое законодательство определяет срок давности для подачи подобного заявления — три года со дня уплаты излишней суммы налога (сбора) или пени. В случае, когда сумма переплаты налога превышает имеющуюся у налогоплательщика недоимку или задолженность по пеням, вначале производится зачет переплаченной суммы и налоговых задолженностей. Возврату будет подлежать только оставшаяся разница.
Излишне уплаченные денежные суммы подлежат возврату в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. В случае, если возврат производится позже одного месяца, к сумме переплаты налогоплательщику должны быть начислены проценты, исчисленные по ставке рефинансирования Центрального банка РФ (Смотрите схему 5 в приложении )
Обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне взысканных налоговых сумм налогоплательщик имеет право в течение трех лет начиная со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания.
Налоговый орган обязан рассмотреть письменное обращение налогоплательщика о возврате излишне взысканных сумм в течение десяти дней. По результатам рассмотрения заявления налогового органа выносится решение. В случае признания налоговым органом факта излишнего взыскания налогов, неправомерно начисленные суммы подлежат возврату налогоплательщику с начислением на них процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ, при этом проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
В целях защиты нарушенных прав налогоплательщиков законодательством определены сроки возврата излишне взысканных денежных сумм: налоговый орган обязан возвратить сумму переплаты не позднее одного месяца со дня принятия соответствующего решения начальником налогового органа или вынесения решения судом.
18.Требование об уплате налога и сбора: понятие и правовое значение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Взыскание налога - длящийся процесс.