Файл: Ответ нарушение речи, вследствие поражения речевых зон коры головного мозга при органических поражениях головного мозга.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1925

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Инструкция: «Посмотрите на эти картинки. Составьте по ним рассказ, перескажите его».


4. Обучение пересказу. Процедура: зачитываем больному текст. Задача больного – ответить на ключевые вопросы.

Инструкция 1: «Сейчас я Вам прочитаю рассказ. Слушайте внимательно. Потом буду задавать вопросы».

Инструкция 2: «Перескажите сказку».



5. Решать логические и математические задачи. Иванов и Сидоров работают на одной фирме. Зарплата у них поначалу была одинаковой, но через год директор решил, что Иванов работает хорошо, а Сидоров не очень, и увеличил зарплату Иванов на 20%, а зарплату Сидорова уменьшил на 20%.

Еще через год директор понял, что ошибся, и уменьшил зарплату Иванов на 20%, а зарплату Сидорова повысил на 20%. Кто теперь больше зарабатывает? (зарплата стала равной).

4. ФИО ХХХХ

Дата рождения 7.1.1944г.

Ведущая рука Правая.

На момент обследования правосторонний гемипарез

Жалобы на произносительные трудности.

Объективно на момент обследования

Контактен. Ориентирован во времени, пространстве и в себе. Собственная речь нарушена. Речь бедная. Фраза простая. Наблюдается поиск артикулем. Звуковые искажения, аграмматизм.

Обращенную речь понимает. Имеются затруднения в осмыслении слов с переносным значением. Понимает логико-грамматические, флективные, инвертируемые конструкции.

В диалогической речи возможны ответы словами «да», «нет», либо односложно. Ответы на вопросы носят стереотипный характер. Автоматизированный счет до 10 и обратно сохранен. Наблюдаются отдельные произносительные трудности. Испытывал трудности при произнесении дней недели. Произносительные трудности в повторении сложных слов, сложной фразы. Функция называния нарушена (сохраняются произносительные трудности). Фраза по сюжетной картинке возможна только с помощью наводящих вопросов, сохраняются произносительные трудности. Возможно чтение отдельных коротких слов. Сохранено чтение про себя. При чтении сложных слов, предложений возникают литеральные парафазии. Пересказ отсутствует. Письмо грубо нарушено. Возможно списывание отдельных простых слов. Возможно выполнение счетных операций в пределах 10. Задание выполнялись левой рукой.


Объем артикуляционных движений снижен. Наблюдаются поиски артикуляционной позы. Затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Нарушение орального праксиса.


Логопедическое заключение: афферентная моторная афазия.

5. ФИО ХХХ

Дата рождения 2.02.1949г.

Ведущая рука Правая

Жалобы не предъявляет в силу речевых нарушений.

Объективно на момент обследования: контакт затруднен.

Не ориентирован в пространстве и в себе. Обращенную речь понимает частично. В состоянии понимать ситуативную речь. Имеются ошибки в осмыслении, отчуждение смысла слова на названия отдельных предметов и частей тела. Фонематический слух нарушен. Устные инструкции выполняются с частыми ошибками. Сложные инструкции не выполняет.

Собственная речь нарушена. В речи литеральные и вербальные парафазии, аграмматизм. Повторная речь нарушена. Повторяет знакомые слова, допуская в них большое число звуковых искажений. Автоматизированная речь нарушена.

Называние сопровождается многочисленными искажениями звуковой структуры слова, вербальными парафазиями. Обобщение в состоянии распада.

Диалогическая речь крайне ограничена из-за трудностей понимания вопроса. Фраза по сюжетной картинке отсутствует.

Чтение в состоянии распада. Не может прочитать вслух и узнать отдельные буквы. Ассоциативная связь «фонема--графема» грубо нарушена. Письмо как функция отсутствует.

Счетные операции выполняет с ошибками.

Критика, память, внимание снижены.

Логопедическое заключение: грубая степень сенсорной афазии.
Программа коррекции

1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

- показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям, категориальным и прочим признакам.

Например: "Покажите стул, ложку, тарелку и так далее", "Покажите предметы мебели, одежды, транспорта и так далее " "Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поёт, у кого есть хвост и так далее"

- классификация слов по темам («Одежда», «Посуда» и так далее) с опорой на предметную картинку;

- ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы. Например, «Сейчас зима, весна, лето, осень?»; «Вы живёте в Краснодаре?» и так далее.

2. Растормаживание произносительной стороны речи:

- сопряжённое, отражённое и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый счёт, дни недели, месяцы по порядку, пение со словами, окачивание пословиц и фраз с «жёстким» контекстом), моделирование ситуаций, стимулирующих произнесение звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!» и так далее);


- сопряжённое и отражённое произнесение простых слов и фраз;

- затормаживание речевого эмбола путём введения его в слово (та, та..–Тата, так), или во фразу (ма..ма–мама…;это мама).
3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:

- ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге;

- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);

- ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз с помощью пиктограммы и жеста с сопряжённым проговариванием простых слов и фраз.

 Восстановление способности понимания слов с пространственным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и так далее):

- наглядное изображение простых пространственных ситуа­ций, обозначаемых предлогами и другими частями речи;

- заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;

Примеры упражнений:

Вставить пропущенные предлоги и зарисовать схемы этих предлогов:

Щенок спрятался / конуре.
Тапочки стоят / кроватью.
Тарелки стоят / столе.
Самолет летит / морем.
Дети идут / школу.
Письмо опустили / почтовый ящик.
Пассажиры вышли / автобуса.
Человек идет / дороге.
Крот прорыл ход / землей.
Люди собрались / митинг.
Огурцы солят / бочках.
Пароход плыл / реке.
Густой туман поднимался / рекой .
Сено сложили / навес.
Ястреб парил / небе.
Плакучая ива склонилась / водой
Цветы поставили / вазу.
Новую мебель занесли / комнату.

- составление фраз со словами, имеющими пространственное значение

на, в

где изготовляют? (лекарства, ткани, станки, ключи, мебель);

где смотрят? (фильмы, спектакли, картины, зверей, клоунов);

где растут? (ягоды, грибы, орехи, клюква, одуванчики, земляника, кувшинки);

где покупают? (лекарства, молоко, газеты, овощи и фрукты, билеты);

где работает? (продавец, учитель, экскурсовод, ткачиха, библиотекарь, артист, строитель, почтальон).

с

с чем пекут пироги? ( с капустой, с мясом, с творогом, с картошкой, с вареньем, с яблоками, с ягодами, с рыбой);

с чем ты любишь бутерброд? (с колбасой, с сыром, с маслом, с ветчиной, с икрой, с рыбой);

с чем пьют чай? ( с конфетами, с сахаром, с вареньем, с медом, с молоком, с тортом, с пирогами, с вафлями, с шоколадом);

с кем ты любишь гулять? (с сестрой, с братом, с другом, с подругой, с отцом, с матерью, с внуком, с внучкой, с дедушкой, с бабушкой, с собакой);


из

Откуда?

вышел из ….
выпал из ….
приехал из …
вернулся из ….

Из чего?

варенье из ….
выстрел из ….
слепил из ….
связал из …
блюдо приготовил из ….
смастерил из ….
Вставить пропущенный предлог с или из:

Куклу вынули … коробки.
Туристы сошли … теплохода.
Бельё достали … шкафа.
Ворона слетела … дерева.
Бабушка слезла … печки.
Пироги вынули … печи.
Молоко вынули … холодильника.
Ворона слетела … дерева.
Пассажиры вышли … троллейбуса.
Упал … дерева, … кармана, … крыши, …дупла, …окна, …гнезда, … крыльца
Вернулся … школы, …магазина, …улицы, … театра, … завода, … фабрики.

по, к

бежал по …
плыл по …
погладил по ….
ползла по ….
бродили по ….
сходил к ….
подошли к ….
приехали к ….
подкрался к ….
подплыл к ….
Вставить пропущенный предлог к или по:
Путники шли … пыльной дороге. Скоро они подошли … реке, … реки росли ивы, … реке плыла лодка. Она пристала … берегу. Охотники шли … узкой тропинке и вышли … лесному озеру. … берегам озера плавали дикие утки. Охотники стали подкрадываться … уткам. Утки услышали их и улетели.

Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций.

- картинное изображение сюжета конструкции;

Например, предъявляются картинки и фразы: женщина режет морковь ножом. Мужчины пилят дрова пилой. Мальчик пишет письмо ручкой. Логопед каждый раз спрашивает: «чем режут морковь? Чем пилят дрова? Чем пишут письмо?» Таким образом формируется обобщенное представление о творительном падеже орудия действия.

- введение логико-грамматических конструкций в разверну­тый смысловой контекст;

Для этого проводится серия упражнений, в которых от больного требуется составить предложение, соответствующее заданным связям между словами. Для этого дается, например, такая структура предложения в форме взаимосвязанных вопросов: Кто? ——- что делает? ——- что? ——- чем? («Женщина подметает пол веником»).

- введение дополнительных слов, обеспечивающих смысло­вую избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подру­ги» и т.д.). Для этого используются следующие упражнения. Например, дано: «хозяин собаки». Вводится дополнительное слово, получается «хозяин охотничьей собаки», «отец брата» – «отец моего брата», «дочкина мама» – «мама маленькой дочки»; «мамина дочка» — «любимая дочка у мамы» Так с помощью описанной методики восстанавливается понимание и других сложных логико-грамматических конструкций речи.