Файл: Ответ нарушение речи, вследствие поражения речевых зон коры головного мозга при органических поражениях головного мозга.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1927

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Восстановительное обучение, направленное на внутрисистемную перестройку нарушенной речи путем перевода ее с одного уровня реализации на другой, более высокий, осознанный и произвольный, является продуктивным при данной форме афазии.

Работа над развернутым высказыванием:

- изложения, сочинения;

- импровизация на заданную тему по серии сюжетных картинок.


- толкование сложных по смысловой структуре слов.

4. Стимулирование глобального чтения и письма:

- раскладывание подписей под картинками (предметными и сюжетными);

- письмо наиболее привычных слов–идеограмм, списывание простых текстов;

- сопряжённое чтение простых диалогов.

5. Составление фраз по сюжетной картинке. Расскажите, что нарисовано на картине.




6. Выполнение счетных операций.

Посчитайте до 5,10,15,20. Назовите следующее и предыдущее число.

Посчитайте действия с плюсом, с минусом.

7. Развитие памяти и внимания.



6. ФИО ХХХХ

Дата рождения 20. 10.1941г.

Ведущая рука Правая. На момент обследования правосторонний гемипарез

Жалобы на трудности понимания логико-грамматических конструкций.

Объективно на момент обследования: контактен. Испытывает трудности в ориентации во времени и в себе. Обращенную речь понимает. Тексты, содержащие логико-грамматические конструкции, понимаются с трудом. Нарушено понимание значений пространственных предлогов и отдельных морфем.

Собственная речь логически и грамматически правильная. Способен участвовать в ситуативном диалоге. Автоматизированная речь сохранна. Повторная речь доступна. Функции называния и обобщения сохранны. Испытывает затруднения при назывании чисел после 100.

Пишет, читает, пересказывает. Трудности в выполнении вычислительных операций с переходом через 10.

Логопедическое заключение: семантическая афазия средней степени выраженности.


План работы (с наглядным материалом):

1. Преодоление основных, первичных дефектов пространственного гнозиса, лежащих в основе нарушений речи.

- работа начинается с самых простых заданий по узнаванию нарисованных геометрических фигур. Например, среди множества предъявленных геометрических фигур предлагалось найти фигуру в форме круга, квадрата, треугольника и т.п.



- срисовывание заданные фигуры, рисование фигур по памяти, восполнение недостающие в рисунке элементы.

- конструирование по образцу фигуры из палочек, кубиков. Сначала вся работа ведется без оречевления, позже присоединяется и речевая инструкция («Положите спичку вверх… вниз, одну спичку направо, другую налево и т.д.). При конструировании проводится сопоставительный анализ фигур, отрабатывались понятия больше – меньше, выше – ниже, толще – тоньше и тому подобное.

- работа по осознанию схемы своего тела, его положения в пространстве и передвижения в пространстве. На данном этапе предлагаются такие задания как складывание фигур животных и человека из частей, дорисовывание недостающих частей, самостоятельное рисование людей.

 

   

- выполнение упражнений на ориентировку в пространстве. Начинается с обращения внимания больного на правую руку как на точку отсчета в пространственной ориентировке, затем переходим к пониманию наличия и роли левой руки, левой и правой половины тела, левой и правой части пространства. Потом предъявляется макет комнаты и фигура человека и даются различные инструкции: «Поставить фигуру лицом к окну, повернуть к себе, от себя». Даются задания по прохождению пути на макете, в кабинете, в поликлинике, затем даются схематическое изображение с речевым обозначением направлений движения («вперед, направо, налево, назад»). Затем предлагается выполнить движения по речевой инструкции: «Идите вперед. Поверните направо. Идите назад. Поверните налево» и т.д.



На следующем этапе сначала предлагается нарисовать схему прохождения знакомого пути по мысленному образу, а затем ее реализовать. Уточняются значения слов с пространственным значением (далеко, близко, рядом, сбоку и т.д.).

- работа со схемами, изображающими пространственное изображение предметов. Обучение начинается с манипуляций с конкретными предметами в пространстве по заданному образцу. Например, логопед моделирует положение карандаша в пространстве (карандаш на тетради, карандаш под тетрадью), больной воспроизводит образцы. Образец постоянно меняется, меняется и положение предметов. Позже выполняются операции нахождения нужных положений пар предметов по заданным схемам:

 

- работа с географической картой.

- нахождение сторон света и географических объектов (реки, моря, города, страны и др.) на обычной географической карте.

На этих занятиях на наглядном примере больному предъявляются логико-грамматические обороты речи типа: «Санкт-Петербург дальше от Москвы, чем Тула» — Какой город ближе к Москве, какой дальше? «Санкт-Петербург дальше от Москвы, чем Тула, но ближе чем Таллинн». Города отыскивались на карте, их взаимоотношения изображаются схемой с помощью стрелок.

Москва — Тула — Санкт-Петербург — Таллинн.

- самостоятельное заполнение немой карты с предварительным ознакомлением с данной местностью на обычной карте.

2. Восстановление способности понимания слов с пространст­венным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и т.д.):

- наглядное изображение простых пространственных ситуа­ций, обозначаемых предлогами и другими частями речи;

- заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;

Примеры упражнений:

Вставить пропущенные предлоги и зарисовать схемы этих предлогов:

Щенок спрятался / конуре.
Тапочки стоят / кроватью.
Тарелки стоят / столе.
Самолет летит / морем.
Дети идут / школу.
Письмо опустили / почтовый ящик.
Пассажиры вышли / автобуса.
Человек идет / дороге.
Крот прорыл ход / землей.
Люди собрались / митинг.
Огурцы солят / бочках.
Пароход плыл / реке.
Густой туман поднимался / рекой .
Сено сложили / навес.
Ястреб парил / небе.
Плакучая ива склонилась / водой

Цветы поставили / вазу.
Новую мебель занесли / комнату.

- составление фраз со словами, имеющими пространственное значение.

на, в

где изготовляют? (лекарства, ткани, станки, ключи, мебель);

где смотрят? (фильмы, спектакли, картины, зверей, клоунов);

где растут? (ягоды, грибы, орехи, клюква, одуванчики, земляника, кувшинки);

где покупают? (лекарства, молоко, газеты, овощи и фрукты, билеты);

где работает? (продавец, учитель, экскурсовод, ткачиха, библиотекарь, артист, строитель, почтальон).

с

с чем пекут пироги? (с капустой, с мясом, с творогом, с картошкой, с вареньем, с яблоками, с ягодами, с рыбой);

с чем ты любишь бутерброд? (с колбасой, с сыром, с маслом, с ветчиной, с икрой, с рыбой);

с чем пьют чай? (с конфетами, с сахаром, с вареньем, с медом, с молоком, с тортом, с пирогами, с вафлями, с шоколадом);

с кем ты любишь гулять? (с сестрой, с братом, с другом, с подругой, с отцом, с матерью, с внуком, с внучкой, с дедушкой, с бабушкой, с собакой);

из

Откуда?

вышел из ….
выпал из ….
приехал из …
вернулся из ….

Из чего?

варенье из ….
выстрел из ….
слепил из ….
связал из …
блюдо приготовил из ….
смастерил из ….

Вставить пропущенный предлог с или из:

Куклу вынули … коробки.
Туристы сошли … теплохода.
Бельё достали … шкафа.
Ворона слетела … дерева.
Бабушка слезла … печки.
Пироги вынули … печи.
Молоко вынули … холодильника.
Ворона слетела … дерева.
Пассажиры вышли … троллейбуса.
Упал … дерева, … кармана, … крыши, …дупла, …окна, …гнезда, … крыльца
Вернулся … школы, …магазина, …улицы, … театра, … завода, … фабрики.

по, к

бежал по …
плыл по …
погладил по ….
ползла по ….
бродили по ….
сходил к ….
подошли к ….
приехали к ….
подкрался к ….
подплыл к ….

Вставить пропущенный предлог к или по:

Путники шли … пыльной дороге. Скоро они подошли … реке, … реки росли

ивы, … реке плыла лодка. Она пристала … берегу. Охотники шли … узкой тропинке и вышли … лесному озеру. … берегам озера плавали дикие утки. Охотники стали подкрадываться … уткам. Утки услышали их и улетели.

3. Восстановление        способности        понимания       логико-грамматических ситуаций.

- картинное изображение сюжета конструкции;

Например, предъявляются картинки и фразы: женщина режет морковь ножом. Мужчины пилят дрова пилой. Мальчик пишет письмо ручкой. Логопед каждый раз спрашивает: «чем режут морковь? Чем пилят дрова? Чем пишут письмо?» Таким образом формируется обобщенное представление о творительном падеже орудия действия.




- введение логико-грамматических конструкций в разверну­тый смысловой контекст;

Для этого проводится серия упражнений, в которых от больного требуется составить предложение, соответствующее заданным связям между словами. Для этого дается, например, такая структура предложения в форме взаимосвязанных вопросов: Кто? ——- что делает? ——- что? ——- чем? («Женщина подметает пол веником»).

- введение дополнительных слов, обеспечивающих смысло­вую избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подру­ги» и т.д.). Для этого используются следующие упражнения. Например, дано: «хозяин собаки». Вводится дополнительное слово, получается «хозяин охотничьей собаки», «отец брата» – «отец моего брата», «дочкина мама» – «мама маленькой дочки»; «мамина дочка» — «любимая дочка у мамы» Так с помощью описанной методики восстанавливается понимание и других сложных логико-грамматических конструкций речи.

Восстановительное обучение, направленное на внутрисистемную перестройку нарушенной речи путем перевода ее с одного уровня реализации на другой, более высокий, осознанный и произвольный, является продуктивным при данной форме афазии.

4. Работа над развернутым высказыванием:

- изложения, сочинения;

- импровизация на заданную тему по серии сюжетных картинок.





- толкование сложных по смысловой структуре слов.

Самолёт

INCLUDEPICTURE "https://avatars.mds.yandex.net/i?id=6bef14bd9ab326f7af67ee4db50b6384-5750905-images-thumbs&n=13" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://avatars.mds.yandex.net/i?id=6bef14bd9ab326f7af67ee4db50b6384-5750905-images-thumbs&n=13" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://avatars.mds.yandex.net/i?id=6bef14bd9ab326f7af67ee4db50b6384-5750905-images-thumbs&n=13" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://avatars.mds.yandex.net/i?id=6bef14bd9ab326f7af67ee4db50b6384-5750905-images-thumbs&n=13" \* MERGEFORMATINET

Саквояж



Полицейский