Файл: Роль сестринского персонала в формировании здорового образа жизни детей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1807
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
51 поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж.
В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения. С учетом этого, проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться самым результативным.
9. Медицинские сестры должны являться ярким примером здорового образа жизни. Для этого имеет смысл разработать экономические стимулы.
Должно быть выгодно быть здоровым. На сегодняшний день общественное мнение на стороне больных, а не здоровых. Больной человек окружен заботой, ему сочувствуют и жалеют. К его услугам поликлиника, санатории, освобождение от работы и многих других обязанностей. Важно разработать экономические поощрения за участие в спортивных мероприятиях, материально стимулировать редко болеющих сотрудников. Медицинские сестры должны принимать активное участие в городских праздниках здоровья, в спортивных мероприятиях и соревнованиях.
10. В качестве ключевого направления работы по формированию здорового образа жизни рекомендуется более широко использовать возможности интернет-взаимодействий, поскольку в них имеются потенциальные перспективы. На сайте КГБУЗ АККДБ располагается информация об услугах организации и рекомендации по здоровому образу жизни. В будущем было бы уместно организовать консультации специалистов в режиме on-line.
11. Проводить мониторинг деятельности по формированию здорового образа жизни для анализа эффективности данных программ.
52
Важно понимать, что работа по формированию здорового образа жизни детей представляет собой долгосрочную и постоянно действующую информационно - обучающую систему, направленную на работу с различными группами населения, эффективность которой, возможно, можно будет оценить только через несколько лет.
Конечно, данные рекомендации по формированию здорового образа жизни разработаны для работы конкретного лечебного учреждения, хотя аспект данной проблемы намного шире медицинской тематики. Только совместные усилия государства, общественных организаций, системы образования и здравоохранения и, наконец, осознанные действия самих граждан помогут сделать работу по формированию здорового образа жизни детей более эффективной.
53
Выводы
1. Изучив и проанализировав теоретическую и методическую литературу (30 источников) о данной теме, можно прийти к выводу, что этот вопрос проблематичен и актуален.
Рассматривая проблему формирования здорового образа жизни, мы изучили само понятие здоровье, так как от смысла, вложенного в него, зависит направленность деятельности медицинской сестры. Были изучены теоретические основы работы медицинской сестры по пропаганде здорового образа жизни детей и пути их формирования. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
2. Охарактеризовали работу среднего медицинского персонала по формированию здорового образа жизни детей на примере АККДБ. Большая ответственность в процессе обучения пациентов возлагается на медицинских работников. Медицинская сестра должна начинать процесс обучения с установления доверия и взаимоуважения, дружелюбных отношений с пациентом. Одним из способов для этого является изучение интересов пациента и объёма уже имеющихся у него знаний. Таким образом, завязываются доверительные отношения и одновременно оцениваются потребности пациента в обучении.
3. Провели контроль качества обучения по формированию здорового образа жизни детей, после проведенных бесед с маленькими пациентами и их родителями;
В ходе эмпирического исследования, проведенного на базе КГБУЗ
АККДБ, был выявлен исходный уровень знаний родителей о здоровом образе жизни их детей, обусловленный социально-демографической принадлежностью, проведен анализ взаимосвязи полученных результатов.
Были выявлены проблемные вопросы у родителей пациентов, на которые в
54 процессе обучения необходимо медицинской сестре уделить особое внимание.
4. Разработаны практические рекомендации по совершенствованию методов профилактики здорового образа жизни детей. По выявленным проблемам проведены беседы, составлены рекомендации и выданы на руки, на актуальные для опрошенных пациентов темы: «Вред курения и алкоголя»,
«Рациональное питание», «Физическая активность», «Рациональный режим труда и отдыха».
В ходе работы нами был проведен анализ эффективности работы сестринского персонала по формированию здорового образа жизни детей методом анкетирования их родителей. Можно сказать, что в целом родители удовлетворены сестринской программой по формированию здорового образа жизни детей, но признают что не всегда соблюдают данные рекомендации.
В связи с этим, профилактическая деятельность сестринского персонала, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей должна быть широкой, многообразной и заключаться не только в помощи врачу, но и охватывать обучающую медико-просветительную деятельность.
Медицинские сестры должны помогать пациенту и его родителям понять и принять ответственность за собственное здоровье, вести пропаганду медицинских знаний о путях и методах сохранения здоровья и предупреждении заболеваний.
Основными направлениями формирования здорового образа жизни детей должны быть следующие:
формирование системных знаний и привычек у дошкольников по основным направлениям здорового образа жизни;
создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей,
приобщение их к ценностям здорового образа жизни,
55
развитие у детей мотивации здорового образа жизни, потребности в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Трудно переоценить значимость роли медицинской сестры в формировании здорового образа жизни, обучении действиям по сохранению и укреплению здоровья как больных, так и здоровых детей. Большая самостоятельность и активность в этом направлении будут способствовать и повышению престижа профессии медицинской сестры, повысит уровень ее самоуважения и уважения со стороны пациентов.
56
Список использованных источников
1.
Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 1998. – 312 с.
2.
Белевский А.С., Княжеская Н.П., Сосина Е.Е. Профилактика ожирения / Белевский А.С. - М.: Медицина, 2012. – 215с.
3.
Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. –
СПб.: Питер, 1999. – 318 с.
4.
Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208 с.
5.
Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. - М.: Наука,2002.-
310 с.
6.
Венедиктов Д.Д. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения. – М.: Медицина, 1979. – 113 с.
7.
Волкова М.М., Волков С.Р. О роли сестринского персонала в профилактической медицине// Медицинская сестра – 2003 - № 2 – стр. 38-44 8.
Десять привычек здорового образа жизни. – Режим доступа: http:
//www.click.began.ru
9.
Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние. – СПб.:
Издательство «Питер», 2000. – 448 с.
10.
Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф.
Змановский. − М.: Медицина, 1989. − 127 с.
11.
Игнатович, В. Г. Формирование культуры здорового образа жизни / В. Г. Игнатович // Пачатковая школа. − 2010. − № 9. − С.45-47.
12.
Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения. – М.: Наука, 1988. – 247 с.
13.
Качаровская Е.В., Лютикова О.К. Сестринское дело. Учебник для медицинских училищ и колледжей./ Качаровская Е.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа,
2012. – 345с.
57 14.
Клименко И. Горькая правда о пиве и табаке. - М.: Философская
Книга, 2013.- 48с.
15.
Кудрявцев, В. Г., Егоров, Г. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) / В. Г. Кудрявцев, Г. Б. Егоров. – М.:
Линка-Пресс, 2000. – 296 с.
16.
Кузин В.Г., Паршаков А.Т., Виноградов П.А., Паршикова Н.В.,
Моченов В.П. Концепция информационно – образовательной кампании по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи. – Режим доступа: http://www. lib.sportedu.ru.
17.
Лебедева, Н. Т. Формирование здорового образа жизни младших школьников / Н. Т. Лебедева. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2005. – 112 с.
18.
Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. – М.: Знание,
1982. – 40 с.
19.
Лисицин
Ю.П.
Социальная гигиена и организация здравоохранения: Проблемные лекции: Учебное пособие. – М.: Медицина,
1992. – 512 с.
20.
Лобыкина Е.Н., Хвостова О.И., Колтун В.З., Рузаев Ю.В. Научно- организационные подходы в области пропаганды знаний о рациональном питании// Здравоохранение Российской Федерации.-2007.- № 1.- С. 32-36.
21.
Максимова Т.М. Социальный градиент в формировании здоровья населения. – М.: ПЕРСЭ, 2005. – 240 с.
22.
Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Питер, 2006 – 607 с.
23.
Новикова, И. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И. Новикова. − М.: Мозаика-синтез, 2010. − 96 с.
24.
Оганов Р.Г., Хальфина Р.А. Руководство по медицинской профилактике. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 464 с.
25.
Руководство по медицинской профилактике / под ред. акад.
РАМН, проф. Оганова Р.Г, проф. Хальфина Р.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа-2007.-
464 с.
58 26.
Сташевская, Н. Тело и душа в гармонии. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / Н. Сташевская //
Пралеска. – 2002. − №5. – С. 42-45.
27.
Табачный вопрос. – Режим доступа: http: // www.ren-tv.com
28.
Терпугова, Е. А. Валеологическоевоcпитание детей дошкольного возраста / Е. А. Терпугова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. − 254 с.
29.
Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 528 с.
30.
Царегородцев Г.И., Апостолов Е. Условия жизни и здоровье населения. – М.: Медицина, 1975. – 120 с.
59
Приложение А
Анкета для родителей пациентов
1. Ваш пол?
- Родители (женский пол)
- Родители (мужской пол)
2. Ваш возраст?
- 20-30 лет
- 31-40 лет
- 41-50 лет
3. Семейное положение?
- Не замужем/не женат
- Состоят в браке
- Разведены
4. Ваше материальное положение?
- Высокообеспеченные
- Среднеобеспеченные
- Малообеспеченные
Соблюдение режима и качества питания
5. Завтракает ли ваш ребенок дома?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
6. В обеденное время питается ли он горячим обедом?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
7. Считаете ли вы свое питание и питание вашего ребенка сбалансированным?
- Да
60
- Нет
- Затрудняюсь ответить
8. Осведомлены ли вы о заболеваниях к которым приводит не регулярное, несбалансированное питание?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
9. Как вы и ваши дети относитесь к занятиям физкультурой? это жизненно необходимо можно заниматься время от времени это ничего не дает, здоровье зависит от природы
Соблюдение режима дня
10.Выполняют ли ваши дети различные виды деятельности в строго определенное время?
- Да
- Нет
- Не всегда
11. Считаете ли вы правильным чередование трудовой, учебной деятельности и отдыха вашего ребенка?
- Да
- Нет
- Не всегда
12. Регулярное, в одни и те же часы, питание у вашего ребенка?
- Да
- Нет
- Не всегда
13. Регулярные ли занятия физическими упражнениями у вашего ребенка?
- Да
- Нет
61
- Не всегда
14. Имеется ли у вашего ребенка время полезного досуга и полноценного сна?
- Да
- Нет
- Не всегда
Вопросы о вредных привычках
15. Курите ли вы?
- Да
- Нет
16. Если на предыдущий ответ вы ответили положительно. Курили ли вы хоть один раз при детях?
- Да
- Нет
17. Считаете ли вы что курение вредит здоровью?
- Да
- Нет
18. Частота употребления алкоголя?
- очень редко
- 1 раз в месяц
- 1 раз в неделю
- несколько раз в неделю
- каждый день
19. Отметьте основные на ваш взгляд источники информации о здоровом образе жизни.
- телевизионные передачи
- газеты и журналы
- интернет
- медработники
62 20. Какая информация о формировании здорового образа жизни ваших детей вам интересна?
- Информация о рациональном режиме учебы и отдыха
- Информация о рациональном питании
- Информация о физической активности
- Информация о вреде курения, алкоголя
63
Приложение Б
Анкета для оценки эффективности работы сестринского персонала
по формированию здорового образа жизни детей в КГБУЗ АККДБ
1. Значима ли для вас сестринская помощь в формировании здорового образа жизни детей?
- Важна
- Не важна
- Затруднюсь ответить
2. Удовлетворены ли вы пропагандой здорового образа жизни осуществляемой медицинской сестрой?
- Удовлетворены
- Не удовлетворены
- Затрудняюсь ответить
3. Какими качествами на ваш взгляд необходимы медицинской сестре для формирования здорового образа жизни детей?
- Профессионализм
- Исполнительность
- Милосердие
- Сочувствие
- Порядочность
- Инициативность
4. Выполняете ли вы назначения врача и рекомендации медицинской сестры?
- Выполняем
- От случая к случаю
- Не выполняем