Файл: Роль сестринского персонала в формировании здорового образа жизни детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1809

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41 курению, мы видим что большинство курящих считают возможным выставлять напоказ приверженность к своей вредной привычке перед детьми, что явно неблагоприятно скажется на подрастающем поколении. На вопрос о вреде курения, лишь небольшая часть ответила отрицательно.
Следовательно, осведомленность респондентов оставляет желать лучшего.
Но безмерно радует, что все таки большинство (83,3%) считает курение вредной привычкой и имеют желание бросить курить.
Таблица 2.2.5. Приверженность респондентов к курению
Вопрос
Да
%
Нет
%
Курите ли вы?
18 60 12 40
Если на предыдущий ответ вы ответили положительно. Курили ли вы хоть один раз при детях?
16 89 2
11
Считаете ли вы что курение вредит здоровью?
25 83,3 5
16,7
Из таблицы 2.2.6 видно, что большинство опрошенных мужчин и женщин употребляют алкоголь с периодичностью один раз в неделю – 33 %.
Несколько раз в неделю и один раз в месяц употребляют алкоголь соответственно 13,3 % и 30 % респондентов. Очень редко прибегают к алкоголю 20 %, а ежедневно – 3,4 %. Некоторые признаются что нередко алкоголь употребляется при детях.
Таблица 2.2.6. Периодичность употребления алкоголя
Частота употребления количество
% очень редко
6 20 1 раз в месяц
9 30 1 раз в неделю
10 33,3 несколько раз в неделю
4 13,3 каждый день
1 3,4

42
В процессе опроса родителям пациентам было предложено определить основные источники информации о здоровом образе жизни, которые отражены в таблице 2.2.7.
Таблица 2.2.7. Основные источники информации о здоровом образе жизни
Источники информации количество
% телевизионные передачи
7 23,3 23,3 газеты и журналы
4 13,4 интернет
13 43,3 медработники
6 20
Материалы исследования показали, что основными источниками о здоровом образе жизни является интернет (43,3%), аргументируя это удобством получения информации на месте.
Практически на одном уровне оказались следующие источники информации о здоровом образе жизни: медработники (20%) и телевизионные передачи (23,3%). Меньше всего информации о здоровом образе жизни респонденты извлекают из прессы.
Таким образом, мы видим проявление доверия медицинским работникам, как источнику пропаганды по формированию здорового образа жизни населения, на среднем уровне.
В таблице 2.2.8 представлена классификация анализа на вопрос «Какая информация о здоровом образе жизни вас интересует больше всего?».
Респонденты могли поставить галочку сразу напротив 2-3 пунктов.
Большинство респондентов 83,3 % хотят получить информацию о вреде курения и алкоголя. Не менее актуальна информация о физической активности получить сведения по этому вопросу хотят 50 % респондентов.
Информация о рациональном питании и режиме труда и отдыха одинаково интересна 33,3% опрошенных.


43
Таблица 2.2.8. Какая информация о формировании здорового образа жизни ваших детей вам интересна?
Вопрос количество
%
Информация о рациональном режиме учебы и отдыха
10 33,3
Информация о рациональном питании
10 33,3
Информация о физической активности
15 50
Информация о вреде курения, алкоголя
25 83,3
Согласно выбранным вариантам ответов, был проведен анализ, в ходе которого было выяснено, каким проблемам в процессе обучения основам здорового образа жизни детей необходимо медицинской сестре уделить особое внимание. По выявленным проблемам проведены беседы, составлены рекомендации и выданы на руки, на актуальные для опрошенных пациентов темы: «Вред курения и алкоголя», «Рациональное питание», «Физическая активность», «Рациональный режим труда и отдыха».
2.3. Анализ эффективности работы сестринского персонала по
формированию здорового образа жизни детей на примере АККДБ.
Работа медицинской сестры по формированию здорового образа жизни детей в КГБУЗ АККДБ заключается в следующем:
- проведение школ здоровья;
- осуществление пропаганды здорового образа жизни;
- информирование пациента и его родителей о заболевании, принципах лечения и профилактики.
На основании результатов проведенного исследования решено провести работу по созданию рекомендаций для формированию здорового образа жизни детей.
Цель второго исследования изучить отношение респондентов к комплексу сестринских мероприятий по профилактике факторов риска

44 неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни детей, а также оценить уровень образованности после проведения данных мероприятий у детей и их родителей. (Приложение Б)
Сначала я решила выяснить мнение респондентов о важности сестринской помощи в формировании здорового образа жизни. По данным представленным на рисунке 2.3.1 видим, что большинство опрошенных
(76%) считают роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни значимой, 17% придерживаются противоположной позиции и 7% затрудняются с ответом.
Рисунок 2.3.1. Значимость сестринской помощи в формировании ЗОЖ
Далее перед респондентами ставился вопрос об удовлетворенностью профилактическими мероприятиями направленных на пропаганду здорового образа жизни. Данные опроса представлены на рисунке 2.3.2.
76%
17%
7%
Важна
Не важна
Затрудняюсь ответить


45
Рисунок 2.3.2. Удовлетворенность респондентов пропагандой ЗОЖ осуществляемой медицинской сестрой.
Из рисунка 2.3.2 мы видим, что большинство респондентов удовлетворены профессиональной деятельностью медицинских сестер при работе с ними (67%), объяснив, что они являются грамотными и внимательными специалистами, которые помогают им и их детям.
23% опрошенных остались не довольны работой медсестер по пропаганде здорового образа жизни, объяснив это тем, что не всегда медсестры уделяли данному вопросу должное количество времени и 10 % затруднились ответить на данный вопрос.
Я решила выяснить какими же качествами должна обладать медицинская сестра пропагандирующая ЗОЖ. Распределение ответов представлено на рисунке 2.3.3. Большинство респондентов считают профессионализм главным критерием в работе медицинской сестры. 13% выбрали исполнительность. Милосердие и сочувствие также необходимо, по мнению респондентов (6,7%). И наименее значимыми, по мнению респондентов, качества – порядочность и инициативность (3,3%). В некоторых анкетах родители пациентов выражают благодарность медицинским сестрам проводившим лечение в условиях стационара за
67%
23%
10%
Удовлетворены
Не удовлетворены
Затрудняюсь ответить

46 внимательность, вежливость, профессионализм и чуткое отношение к их детям.
Рисунок 2.2.3. Качества медицинской сестры необходимые для формирования здорового образа жизни детей.
Также в ходе проведенного исследования было изучено, следят ли родители за выполнением рекомендаций данных медицинской сестрой и лечащим врачом. Из данных, представленных на рисунке 2.3.4, видно, что большая часть респондентов выполняют рекомендации врача и медицинской сестры 80% и только 7% ответили, что не придерживаются рекомендаций по профилактике ожирения. 13% стараются выполнять рекомендации, но делают это не всегда.
Професси онализм
Исполните льность
Милосерд ие
Сочувстви е
Порядочн ость
Инициатив ность
%
66,7 13,3 6,7 6,7 3,3 3,3 0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0

47
Рисунок 2.3.4. Выполнение назначений врача и рекомендаций медицинской сестры, %
Существует множество методов обучения и много возможностей для формирования здорового образа жизни у детей. Важно, прежде всего, заинтересовать пациентов и их родителей, а затем приступить к обучению, и дать им как можно больше информации и на примерах показать, как влияет выполнение всех условий на здоровье ребенка.
Таким образом, можно выделить следующие основные направления в деятельности медицинской сестры по формированию здорового образа жизни:
1) Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения;
2) Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью». Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом.
80%
13%
7%
Выполняют
От случая к случаю
Не выполняют


48 3) Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

49
1   2   3

Глава 3. Предложения по совершенствованию работы сестринского
персонала в формировании здорового образа жизни детей на примере
АККДБ.
В результате данной работы составлены рекомендации, направленные на совершенствование работы сестринского персонала в формировании здорового образа жизни детей на примере АККДБ.
1. Анализируя полученную информацию по основным факторам риска развития заболеваний пациентов можно определить основные направления информационной составляющей программы. Информационные сообщения и обучающие семинары должны включать следующие тематические разделы: рациональное питание, влияние вредных привычек на здоровье и борьба с ними, польза физкультуры и спорта, рациональный режим труда и отдыха ребенка. Наибольший интерес привлекла тема о вреде курения и алкоголя. На наш взгляд это связано с тем, что высокий процент родителей имеют данные вредные привычки и хотели бы избавиться от них, чтобы не дискредитировать себя в глазах своих детей. Поэтому необходимо при разработке сообщений на данную тему привлекать психологов, либо наркологов. Более того, можно порекомендовать ввести в штат медицинского психолога для индивидуальной работы с родителями пациентов.
2. В результате исследования выявилась высокая эффективность информационно-наглядных средств (плакатов, стенгазет, уголков здоровья).
Информацию, расположенную на них, с удовольствием читают пациенты и их родители. В связи с этим рекомендуется использовать данные средства не только в медицинских учреждениях, но и в учебных заведениях, школах, учащиеся которых обслуживаются в данном ЛПУ (то есть создание уголков здоровья).
3. Необходимо выдавать пациентам специально разработанные буклеты на темы: ««Вред курения и алкоголя», «Рациональное питание», «Физическая

50 активность», «Рациональный режим труда и отдыха», которые содержат конкретные рекомендации, разработанные специально для детей.
4. Для эффективности сообщений на тему здоровья важно учитывать четыре фактора:
1) сообщать, что угроза опасная, пугающая;
2) люди не защищены от нее (например, правдивые и яркие доказательства связи курения с заболеваниями легких);
3) с помощью определенных видов здорового поведения этой угрозы можно избежать (для детей это можно представлять в виде игр, сказок, сценок);
4) если у детей есть внутренняя способность вести себя, так как ведут себя родители (профилактика должна быть направлена и на родителей в том числе).
5. В результате исследования было установлено, что 43% широко используют информацию о здоровом образе жизни из интернета.
Необходимо порекомендовать сайты с проверенной, достоверной информацией. Такие как: «Инфоурок», «здороваяроссия.рф» и другие.
6. Продолжить работу школ здоровья. Особенно эффективна она для работы с детьми. Данная категория пациентов имеет возможность с маленького возраста сформировать правильные стереотипы и здоровом образе жизни и придерживаться их в дальнейшем. По данным отдела медицинской профилактики, уровень экстренной госпитализации посещающих школы здоровья снижается в 2 раза, что говорит о высокой эффективности данных программ.
7. Проводить специальные акции «Дни здоровья» с освещением в СМИ.
В эти дни пациенты могут бесплатно сдать клинические анализы крови, измерить сахар крови, снять электрокардиограмму и получить консультацию педиатра, прослушать лекцию о здоровом образе жизни.
8. Для молодого поколения очень важно формировать моду на здоровый образ жизни. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного»