Файл: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя школа 143 имени Героя Советского Союза Тимошенко А. В..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 603

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

89
Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и др. (по выбору).
Творчество А.С. Пушкина. А.С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические произведения А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А.С. Пушкина в стихах (по выбору, например,
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И.Я. Билибин — иллюстратор сказок А.С. Пушкина.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» и др. (по вы бору).
Творчество И.А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях. И.А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И А Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград»,
«Мартышка и очки» и др. (по выбору). Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ—ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков, Н.А. Некрасов, А.А. Блок, С.А. Есенин,
И.А. Бунин, А.П. Чехов, К.Г. Паустовский и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение. Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве
(цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет
«Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А.
Есенин «Берёза», Н.А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А.
Бунин «Первый снег» и др. (по выбору).
Творчество Л.Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л.Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста- описания, текста-рассуждения.


90
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и др.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения В.М. Гаршина, М. Горького, И.С. Соколова-Микитова и др.
Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.
Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И.С.
Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и др. (по выбору).
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх произведений): произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, К.Г. Паустовского, М.М.
Пришвина, Б.С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г. Паустовский
«Барсучий нос», «Кот Варюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», А.И. Куприн «Барбос и Жулька» и др. (по выбору).
Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера.
Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки), Л. Кассиль и др. (по выбору).
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М.М. Зощенко, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский и др. (по выбору).
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1—2 произведения), Н.Н. Носов «Весёлая семейка» (1—2 рассказа из цикла) и др. (по выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух- трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х–К. Андерсена, Р. Киплинга. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы зарубежных писателей о животных. Известные переводчики зарубежной литературы: С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, Б.В. Заходер.
Произведения для чтения: Х-К. Андерсен «Гадкий утёнок», Ш. Перро «Подарок феи» и др. (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой).
Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания
(обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя.
Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.


91
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение» в третьем классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
− читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
− различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные и авторские произведения;
− анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;
− конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
− сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики; исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).
Работа с информацией:
− сравнивать информацию словесную (текст), графическую/ изобразительную
(иллюстрация), звуковую (музыкальное произведение);
− подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности;
− выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;
− формулировать вопросы по основным событиям текста; пересказывать текст
(подробно, выборочно, с изменением лица);
− выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующее настроение;
− сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.
Регулятивные универсальные учебные действия:
− принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения;
− оценивать качество своего восприятия текста на слух; выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.
Совместная деятельность:


92
− участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
− в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать/драматизировать несложные произведения фольклора и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере её исполнения в соответствии с общим замыслом;
− осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело.
4 класс
О Родине, героические страницы истории Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например, произведения С Т Романовского, А.Т. Твардовского,
С.Д. Дрожжина, В.М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра
Невского, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов
Л.А. Кассиля, С.П. Алексеева). Осознание понятий: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2—3 произведения по выбору.
Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков «Родине», А.Т.
Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т. Романовский «Ледовое побоище», С.П. Алексеев (1—2 рассказа военно-исторической тематики) и др. (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура
(произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация).
Собиратели фольклора (А.Н. Афанасьев, В.И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни
Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал).
Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике.
Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В.М. Васнецова.
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки
(2—3 сказки по выбору), сказки народов России (2—3 сказки по выбору), былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче (1—2 по выбору).
Творчество А.С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А.С.
Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении
(сравнение, эпитет, олицетворение, метафора) на примере 2—3 произведений.
Литературные сказки А.С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и др.


93
Творчество И.А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого,
С.В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Квартет», И.И.
Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравей» и др.
Творчество М.Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М.Ю.
Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.
Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва, Москва!
…Люблю тебя как сын…» и др.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору).
Герои литературных сказок (произведения П.П. Ершова, П.П. Бажова, С.Т. Аксакова, С.Я.
Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь как особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Ершов «Конёк- горбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и др.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В.А. Жуковский, И.С. Никитин, Е.А.
Баратынский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, И.А. Бунин, А.А. Блок, К.Д.
Бальмонт и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения.
Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.
Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет «Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист», И.А. Бунин «Листопад»
(отрывки) и др. (по выбору).
Творчество Л.Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ
(художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста- рассуждения в рассказах Л.Н. Толстого.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак»,
«Черепаха» и др. (по выбору).
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы как тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений А.И. Куприна, В.П. Астафьева, К.Г.
Паустовского, М.М. Пришвина, Ю.И. Коваля и др.
Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин «Выскочка»,
С.А. Есенин «Лебёдушка», К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и др. (по выбору).
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов): А.П. Чехова, Б.С. Житкова, Н.Г. Гарина-Михайловского, В.В. Крапивина и др.