Файл: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя школа 143 имени Героя Советского Союза Тимошенко А. В..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 605
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
94
Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.
Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. Гарин-Михайловский
«Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «Лёля и Минька» (1—2 рассказа из цикла), К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и др.
Пьеса. Знакомство с новым жанром пьесой-сказкой. Пьеса — произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения.
Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и др.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере рассказов М.М. Зощенко, В.Ю.
Драгунского, Н.Н. Носова, В.В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре. Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1—2 произведения по выбору), Н.Н. Носов «Витя
Малеев в школе и дома» (отдельные главы) и др.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди»,
«Русалочка», Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы), Марк Твен
«Том Сойер» (отдельные главы) и др. (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой).
Польза чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги
(тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная, справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга- произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение» в четвёртом классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
− читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
− читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения понимания и запоминания текста;
− анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста;
− характеризовать героя и давать оценку его поступкам; сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, самостоятельно выбирать критерий сопоставления героев, их поступков (по контрасту или аналогии);
− составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
95
− исследовать текст: находить средства художественной выразительности
(сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), описания в произведениях разных жанров
(пейзаж, интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).
Работа с текстом:
− использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;
− характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и др.);
− выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей;
− составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам;
− пересказывать текст в соответствии с учебной задачей; рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и его произведениях;
− оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним; использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных произведений;
− сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного характера по наблюдениям, на заданную тему.
Регулятивные универсальные учебные действия:
− понимать значение чтения для самообразования и саморазвития;
− самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время досуга;
− определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
− оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев;
− осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе.
Совместная деятельность:
− участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и драматизации
(читать по ролям, разыгрывать сценки);
− соблюдать правила взаимодействия;
− ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение» (ФРП)
1 класс
Изучение литературного чтения в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
96 обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
− становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской
Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
− осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
− первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
− освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
− осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
− выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
− неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
− проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
− приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально- эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
− понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального
благополучия:
− соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
− бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
− осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
− бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
97
− неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
− ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
− овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
− потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
− сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
− объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
− определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
− находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
− выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
− устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
− определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
− формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
− сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
− проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
− формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
− прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
− выбирать источник получения информации;
− согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
− распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
− соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
98
− анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
− самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
− воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
− проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
− признавать возможность существования разных точек зрения;
− корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
− строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
− создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
− готовить небольшие публичные выступления;
− подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
− планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
− выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
− устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
− корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
− формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
− принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
− проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
− ответственно выполнять свою часть работы;
− оценивать свой вклад в общий результат;
− выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
− понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;
− владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее
30 слов в минуту (без отметочного оценивания);