Файл: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя школа 143 имени Героя Советского Союза Тимошенко А. В..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 619
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
196
Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание)
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 33
Личностные универсальные учебные действия
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
• участие в проектах;
• подведение итогов урока;
• творческие задания;
• зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
• мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
• самооценка события, происшествия;
• дневники достижений и др.
Регулятивные универсальные учебные действия
Классы
Определять и формулировать цель деятельности
Составлять план действий по решению проблемы
(задачи)
Осуществлять действия по реализации плана
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его
1 класс – необходи мый уровень
Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение
(версию)
Учиться работать по предложенному плану
Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
2 класс – необходи мый уровень
(для
1 класса – повышен
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться обнаруживать и формулировать
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства
(учебник, простейшие
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
197 ный уровень) учебную проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки приборы и инструменты)
3–4 классы - необходи мыйуров ень
(для
2 класса – это повышен ный уровень)
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства её осуществления.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации
Повышен ный уровень
3-4 класса
(для 5–6 класса –
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать
Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные
В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам
198 это необходи мый уровень) тему проекта с помощью учителя.
Составлять план выполнения проекта совместно с учителем средства
(справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ)
Регулятивные универсальные учебные действия
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
• «преднамеренные ошибки»;
• поиск информации в предложенных источниках;
• взаимоконтроль;
• взаимный диктант
• диспут;
• заучивание материала наизусть в классе;
• «ищу ошибки»;
• контрольный опрос на определенную проблему и др.
Познавательные универсальные учебные действия
Классы
Извлекать информацию.
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.
Добывать новые знания
(информацию) из различных источников и разными способами
Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта
Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму
199 1 класс – необхо- димый уровень
Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать предметы.
Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака.
Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности
Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему
2 класс – необхо- димый уровень
(для
1 класса – это по- вышен- ный уровень)
Понимать, что нужна дополнительная информация
(знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи.
Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям.
Находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков.
Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках.
Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Наблюдать и делать самостоятельные выводы
Составлять простой план небольшого текста- повествования
200 3-4 классы– необхо- димый уровень
(для
2 класса – это повышен
-ный уровень)
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
Сравнивать и группировать факты и явления.
Относить объекты к известным понятиям.
Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей.
Определять причины явлений, событий.
Делать выводы на основе обобщения знаний.
Решать задачи по аналогии.
Строить аналогичные закономерности.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно- графической или знаково-символической форме
Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ
Повыше нный уровень
Для 3–4 класса,
(для 5–6 класса – это необходи мый уровень)
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.
Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Записывать выводы в виде правил «если …, то
…»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ.
Составлять сложный план текста.
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
201 словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть
Интернет) данную предметную область.
Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя- консультанта
Познавательные универсальные учебные действия
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
• «найди отличия» (можно задать их количество);
• «на что похоже?»;
• поиск лишнего;
• «лабиринты»;
• упорядочивание;
• «цепочки»;
• хитроумные решения;
• составление схем-опор;
• работа с разного вида таблицами;
• составление и распознавание диаграмм;
• работа со словарями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Классы
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
Понимать другие позиции (взгляды, интересы)
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
202 1-2 классы– необхо димый уровень
Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент.
Вступать в беседу на уроке и в жизни
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика)
3-4 классы – необход имый уровень
(для 1-2 класса – это повышен ный уровень)
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с помощью ИКТ.
Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
– вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
– отделять новое от известного;
– выделять главное;
– составлять план
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Повыше нный уровень
3-4 класса
(для 5-6 класса – это необходи мый уровень)
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Учиться подтверждать аргументы фактами.
Учиться критично относиться к своему мнению
Понимать точку зрения другого (в том числе автора).
Для этого владеть правильным типом читательской деятельности; самостоятельно использовать приемы изучающего чтения на различных
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Организовывать учебное взаимодействие в группе
(распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть
(прогнозировать последствия коллективных решений
203 текстах, а также приемы слушания
Коммуникативные универсальные учебные действия
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
• составь задание партнеру;
• отзыв на работу товарища;
• групповая работа по составлению кроссворда;
• «отгадай, о ком говорим»;
• диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
• «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий
Примеры типовых задач по формированию личностных УУД
Задание 1. Упражнение «Цветы радости»
Учебная дисциплина: окружающий мир.
Каждый учащийся рисует полевые цветы (достаточно крупные), в каждом цветке, после беседы о чувстве радости, пишет окончание предложения «Я радуюсь, когда...».
Делается выставка работ, и анализируются полученные результаты. Особое внимание уделяется социально-значимым ответам (порадоваться за другого человека, порадовать другого человека и т. д.).
Задание 2.
Учебная дисциплина: литературное чтение.
Тема урока: «А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Ласточка примчалась …»,
«Весна».
Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к собственным переживаниям, вызванным восприятием произведений искусства (музыка, живопись).
Учитель предлагает послушать музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Песня жаворонка» и рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Март».
Какое настроение передает музыкальное произведение?
Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»?
Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Она очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка.
Воздух прозрачный, чистый…
Картина И. Левитана «Март» передает звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег… И вся природа ждет настоящей весны.
Примеры типовых задач по формированию регулятивных УУД
При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести