Файл: Рабочее время государственных и муниципальных служащих.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 634
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
взамен дней отдыха, неиспользованных в период нахождения в служебной командировке, гражданскому служащему, работнику предоставляются другие дни отдыха по возвращении из служебной командировки.
Если по приказу председателя Государственного комитета гражданский служащий, работник выезжает в служебную командировку в выходной или нерабочий праздничный день, по возвращении из служебной командировки ему предоставляется другой день отдыха.
Согласно пункту 2 части 7 служебного распорядка Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» видами времени отдыха являются:
Кроме того, в течение служебного дня гражданским служащим (Единого тарифного органа Челябинской области) и работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью 45 минут, который в служебное время не включается. Работнику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением занимаемой должности и заработной платы. Продолжительность отпуска – 28 календарных дней.
Гражданскому служащему предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением замещаемой должности и денежного содержания, состоящий из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, устанавливается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.
Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, устанавливается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Согласно пункту 7 части 7 указанного выше служебного распорядка13, сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска гражданским служащим предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет и за ненормированный служебный день в соответствии с Законом.
Допускается, в связи со служебной необходимостью отзыв гражданского служащего, работника из очередного отпуска исключительно с его письменного согласия на основании служебной записки непосредственного руководителя.
Гражданскому служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания на срок не более одного года. Продолжительность такого отпуска, порядок и условия его предоставления гражданскому служащему определяются председателем Государственного комитета по согласованию с руководителем структурного подразделения с учетом конкретных обстоятельств.
Итак, после проведенного анализа нескольких ведомственных нормативно-правовых актов, мы можем заключить, что несмотря на наличие общих норм федерального законодательства, регулирующих режим труда и отдыха государственных служащих, в различных государственных службах и ведомствах Российской Федерации существуют свои специфические особенности регулирования служебного распорядка и времени отдыха, которые, однако, не противоречат законодательству России.
3. Практические проблемы связанные с прохождением службы государственными и муниципальными служащими
3..1 Практические проблемы, связанные с правонарушениями при прохождении службы в сфере трудовых отношений государственными гражданскими служащими
Правонарушения государственных гражданских служащих, особенно должностных лиц, наделенных юридически властными полномочиями, характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным гражданским служащим своих служебных обязанностей.
Ответственность государственных гражданских служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и степени тяжести правонарушения, вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены.
Особенностью ответственности государственных гражданских служащих является то, что они не несут непосредственно перед физическими и юридическими лицами, имуществу которых причинен ущерб, гражданско-правовую ответственность за совершение противоправных деяний, связанных с исполнением ими возложенных на них должностных обязанностей. Применительно к отношениям, возникающим в сфере государственного управления, субъектом имущественной ответственности является государство в лице органов государственной власти, а не государственный гражданский служащий.
К государственным гражданским служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая.
Рассмотрим административную ответственность. Государственные гражданские служащие в основной массе несут ответственность на общих основаниях с рядовыми гражданами. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ) Причем этот вид ответственности определяется той особенностью, что, как пишет Ю.Н. Старилов, «основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является
совершение ими административных правонарушений, связанных с несоблюдением правил, обеспечение которых входит в их служебные (должностные) обязанности»40. В связи с этим возникает проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение: в дисциплинарном и в административном порядке. Также возникает проблема реальности реакции общества на правонарушение, так как действиями (бездействием) государственного гражданского служащего в качестве должностного лица могут быть причинены такие убытки обществу (например, заражение природы радиоактивными отходами), которые он не в состоянии когда-либо компенсировать. И тогда встает проблема ответственности государственного органа, где данное лицо трудится, орган отвечает также. И перед лицом убытков возникает для общества проблема допуска отдельных граждан к тому или иному виду государственной службы, проблема учета его правонарушений, проблема соизмерения качеств служащего с риском для общества от выполнения обязанностей его должности, со средствами дублирующего контроля и резерва на опасных участках.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями). Конкретные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность государственных гражданских служащих, указаны в статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других нормативных актах.
Более подробно остановимся на следующих видах ответственности, таких как дисциплинарная и гражданско-правовая.
Дисциплинарная ответственность – это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. К государственным гражданским служащим она применяется на общих с другими гражданами основаниях (равенство прав перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т.п.).
Так, например, за совершение государственным гражданским служащим дисциплинарных проступков на гражданской службе Федеральным законом РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривается дисциплинарная ответственность, представляющая собой вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» ответственность федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации как элемент их правового статуса устанавливается соответствующим видовым федеральным законом о государственной службе. Следовательно, перечень дисциплинарных взысканий в отношении государственных гражданских служащих должен устанавливаться Федеральным законом РФ«О государственной гражданской службе Российской Федерации», в ч. 1 ст. 57 которого закреплены следующие виды дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным гражданским служащим:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным, пп. «а» – «г» п. 2, п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37.
При сравнении этих норм Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и норм Трудового кодекса РФ становится очевидным, что предусмотренные ими перечни дисциплинарных взысканий практически совпадают. Необходимо обратить внимание на то, что для государственных гражданских служащих предусмотрены такие специфические взыскания, как предупреждение о неполном должностном соответствии и освобождение от замещаемой должности гражданской службы.
В юридической литературе высказывается мнение, что выговор является более строгим видом дисциплинарного взыскания, чем замечание. Так, например, Ю.К. Терехова полагает, что самым «лояльным» дисциплинарным взысканием является замечание, которое «сводится к устному порицанию провинившегося работника»41. По мнению Ю.К. Тереховой, «выговор является более строгой мерой по сравнению с замечанием и оформляется соответствующим приказом работодателя»
Если по приказу председателя Государственного комитета гражданский служащий, работник выезжает в служебную командировку в выходной или нерабочий праздничный день, по возвращении из служебной командировки ему предоставляется другой день отдыха.
Согласно пункту 2 части 7 служебного распорядка Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» видами времени отдыха являются:
-
перерыв для отдыха и питания; -
ежедневный отдых – отдых за пределами продолжительности служебного времени; -
выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); -
нерабочие праздничные дни; -
отпуска.
Кроме того, в течение служебного дня гражданским служащим (Единого тарифного органа Челябинской области) и работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью 45 минут, который в служебное время не включается. Работнику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением занимаемой должности и заработной платы. Продолжительность отпуска – 28 календарных дней.
Гражданскому служащему предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением замещаемой должности и денежного содержания, состоящий из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, устанавливается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.
Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, устанавливается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Согласно пункту 7 части 7 указанного выше служебного распорядка13, сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска гражданским служащим предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет и за ненормированный служебный день в соответствии с Законом.
Допускается, в связи со служебной необходимостью отзыв гражданского служащего, работника из очередного отпуска исключительно с его письменного согласия на основании служебной записки непосредственного руководителя.
Гражданскому служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания на срок не более одного года. Продолжительность такого отпуска, порядок и условия его предоставления гражданскому служащему определяются председателем Государственного комитета по согласованию с руководителем структурного подразделения с учетом конкретных обстоятельств.
Итак, после проведенного анализа нескольких ведомственных нормативно-правовых актов, мы можем заключить, что несмотря на наличие общих норм федерального законодательства, регулирующих режим труда и отдыха государственных служащих, в различных государственных службах и ведомствах Российской Федерации существуют свои специфические особенности регулирования служебного распорядка и времени отдыха, которые, однако, не противоречат законодательству России.
3. Практические проблемы связанные с прохождением службы государственными и муниципальными служащими
3..1 Практические проблемы, связанные с правонарушениями при прохождении службы в сфере трудовых отношений государственными гражданскими служащими
Правонарушения государственных гражданских служащих, особенно должностных лиц, наделенных юридически властными полномочиями, характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным гражданским служащим своих служебных обязанностей.
Ответственность государственных гражданских служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и степени тяжести правонарушения, вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены.
Особенностью ответственности государственных гражданских служащих является то, что они не несут непосредственно перед физическими и юридическими лицами, имуществу которых причинен ущерб, гражданско-правовую ответственность за совершение противоправных деяний, связанных с исполнением ими возложенных на них должностных обязанностей. Применительно к отношениям, возникающим в сфере государственного управления, субъектом имущественной ответственности является государство в лице органов государственной власти, а не государственный гражданский служащий.
К государственным гражданским служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая.
Рассмотрим административную ответственность. Государственные гражданские служащие в основной массе несут ответственность на общих основаниях с рядовыми гражданами. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ) Причем этот вид ответственности определяется той особенностью, что, как пишет Ю.Н. Старилов, «основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является
совершение ими административных правонарушений, связанных с несоблюдением правил, обеспечение которых входит в их служебные (должностные) обязанности»40. В связи с этим возникает проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение: в дисциплинарном и в административном порядке. Также возникает проблема реальности реакции общества на правонарушение, так как действиями (бездействием) государственного гражданского служащего в качестве должностного лица могут быть причинены такие убытки обществу (например, заражение природы радиоактивными отходами), которые он не в состоянии когда-либо компенсировать. И тогда встает проблема ответственности государственного органа, где данное лицо трудится, орган отвечает также. И перед лицом убытков возникает для общества проблема допуска отдельных граждан к тому или иному виду государственной службы, проблема учета его правонарушений, проблема соизмерения качеств служащего с риском для общества от выполнения обязанностей его должности, со средствами дублирующего контроля и резерва на опасных участках.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями). Конкретные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность государственных гражданских служащих, указаны в статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других нормативных актах.
Более подробно остановимся на следующих видах ответственности, таких как дисциплинарная и гражданско-правовая.
Дисциплинарная ответственность – это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. К государственным гражданским служащим она применяется на общих с другими гражданами основаниях (равенство прав перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т.п.).
Так, например, за совершение государственным гражданским служащим дисциплинарных проступков на гражданской службе Федеральным законом РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривается дисциплинарная ответственность, представляющая собой вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» ответственность федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации как элемент их правового статуса устанавливается соответствующим видовым федеральным законом о государственной службе. Следовательно, перечень дисциплинарных взысканий в отношении государственных гражданских служащих должен устанавливаться Федеральным законом РФ«О государственной гражданской службе Российской Федерации», в ч. 1 ст. 57 которого закреплены следующие виды дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным гражданским служащим:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным, пп. «а» – «г» п. 2, п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37.
При сравнении этих норм Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и норм Трудового кодекса РФ становится очевидным, что предусмотренные ими перечни дисциплинарных взысканий практически совпадают. Необходимо обратить внимание на то, что для государственных гражданских служащих предусмотрены такие специфические взыскания, как предупреждение о неполном должностном соответствии и освобождение от замещаемой должности гражданской службы.
В юридической литературе высказывается мнение, что выговор является более строгим видом дисциплинарного взыскания, чем замечание. Так, например, Ю.К. Терехова полагает, что самым «лояльным» дисциплинарным взысканием является замечание, которое «сводится к устному порицанию провинившегося работника»41. По мнению Ю.К. Тереховой, «выговор является более строгой мерой по сравнению с замечанием и оформляется соответствующим приказом работодателя»