Файл: Содержание 2 Введение 3 Актуальные вопросы в историографии по проблемам истории России xx века 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следует отметить, что разработанные приемы по формированию умений систематизировать исторический материал можно использовать не только в основной школе, а также во всех типах учебных заведений (школа, гимназия, лицей и т.д.), учитывая возрастные особенности учащихся и их уровень владения языком. Краткосрочный курс «Построй свою историю» с использованием истории создан для учащихся.
Список литературы
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. С изменениями и дополнениями от 31 декабря 2017 г. -
Александрова О.А. Проблемы воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения истории // История. - 2011. - № 3. – 14 с. -
Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Уч. зап. ЛГУ, 2010, №265. - С. 41-60. -
Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / пер. с англ. Под общей ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова.- М: Прогресс, 2013 – 526 с. -
Боханов, А.Н. Новейшая история России: Учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; Под ред. А.Н. Сахаров. - М.: Проспект, 2013. - 480 c. -
Вознесенский Н.А. Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. - Избранные произведения.1931-1947гг.,М.,1979. – 145 с. -
Горбачёв М. С. Бессмертный подвиг советского народа: Доклад на торжественном собрании в кремлёвском Дворце съездов, посвящённый 40-летию Победы советского народа Великой Отечественной войне, 8 мая 1985 г. - М.: Политиздат, 1985. - С. 7-8. -
Горинов, М.М. История России. 10 класс. В 2-х т.История России. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Горинов. - М.: Просв., 2013. - 543 c. -
Гусман, Л.Ю. История несостоявшейся реформы. Проекты преобразования цензуры иностранных изданий в России (1861-1881 гг.) / Л.Ю. Гусман. - М.: Вузовская книга, 2015. - 208 c. -
Деикина А. Д. Новации в методике преподавания истории // Русский язык в школе. - 2012. - № 3. -
Зуев, М.Н. История России: Учебное пособие для бакалавров / М.Н. Зуев. - М.: Юрайт, 2013. - 655 c. -
Ильясов И.И. Структура процесса учения/ И. И. Ильясов - М.: Наука, 2013. – 324 с. -
Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения истории в школе. - М., 2011. – 90 с. -
История Отечества /Краткий очерк. вып.2/ М., 1992. – 147 с. -
История России, XX - начало XXI века, 11 класс, Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., 2010. – 90 с. -
История России, 10 класс, Часть 2, Торкунов А.В., Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., 2016 -
Кравченко Г. С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 1970. - С. 95. -
Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. - Ростов-н/Д: Феникс, 2013. – 45 с. -
Ленин В. И. На деловую почву// Полн. собр. соч. - Т. 35. - С. 408. -
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Асаdemiа , 2017. – 251 с. -
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2013. – 94 с. -
Роберт И. В. и др. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования //Информатика и образование. – 2012. – № 2. – с. 15 – 18. -
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2017. – с. 54 – 112. -
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: НИИ шк. технологий: Нар.образование, 2011. – 184 с. -
Современная начальная школа: Информационно-методические письма Министерства образования Российской Федерации по организации обучения и воспитания в начальной школе / Петрова И.А., Игнатьева Т.В., Яременко Е.О. и др. – М.: АСТ, Астрель, 2013. – 78 с. -
Спицын Е.Ю. Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. В 4 кн. М.: 2015. - Кн.1 - 400с., Кн.2 - 448с., Кн.3 - 400с., Кн. - 512с. -
Степанова Л. С. Система работы с текстом на уроках истории и литературы. - М., 2017. – 100 с. -
Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2012. - №7. – С. 30 – 32. -
Тихомиров, O.K. Психология компьютеризации. Методические рекомендации / О.К. Тихомиров. - Киев, 2013. - 15 с. -
Херманн Д. Язык обобщения знаний. - М.: Эксмо-Пресс, 2012. - 256 с. -
Хальбвакс М. Социальные рамки обобщения знаний/ М. Хальбвакс - М.: Новое издательство, 2013. – 348 с. -
Чепиков В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс/ В. Т. Чепиков - Минск: Белорусь, 2013. – 173 с. -
Чепиков В.Т. Педагогическая практика/ В. Т. Чепиков - Минск: Новое знание, 2013. – 204 с. -
Шенцев М. В. Информационная модель обобщения знаний/ М. В. Шенцев - СПб: Питер, 2013 – 128 с.
Приложение 1
Таблица 1
Конспект урока
№ | время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||
1 | 1 мин | Организационный момент | | ||||
2 | | Проверка домашнего задания. Вопросы устно:
| Отвечают на вопросы. | ||||
3 | | Вводная беседа. Целеполагание Уч.: Вторая мировая война привела к многомиллионным жертвам, огромным разрушениям и материальным потерям. Казалось, что те, от кого зависели судьбы людей послевоенного поколения, воспримут уроки войны и будет сделано все для обеспечения прочного мира. Однако этого не случилось. Человечество оказалось втянутым в противоборство двух сверхдержав. Уч.: Назовите эти сверхдержавы? Почему противоборство именно этих стран? Как называется это противоборство? Уч.: Верно. Нам с вами предстоит вспомнить, в чем же заключалась холодная война, а также какие события происходили в это время. | СССР и США Это страны-победительницы. США вышли из войны в сильнейшем экономическом и военном отношении державой. Холодная война. | ||||
4 | | Отношения с бывшими союзниками Уч.: С началом «холодной войны» значение понятий «Запад» и «Восток» поменялось. К западу относились союзники США, а к востоку – СССР и дружественные ему социалистические страны. Таким образом, можно сказать, что дружеские отношения между союзниками по Антигитлеровской коалиции с началом «холодной войны» перестали быть таковыми. Уч.: Как вы считаете, чем была вызвана конфликтность в отношениях между СССР и США? Уч.: Предлагаю начать с истоков «холодной войны». 5 марта 1946г. У. Черчилль в Фултоне произнес свою знаменитую речь, в которой заявил, что железный занавес отделил Восточную Европу от европейской цивилизации и англосаксонскому миру следует объединиться перед лицом коммунистической угрозы. Этими словами Черчилль и подготовил мир к началу «холодной войны». Уч.: 12 марта 1947 г. еще один лидер выступил с не менее известной речью, которая стала доктриной внешней политики государства. Доктрина Трумэна – программа мер по «спасению Европы от советской экспансии». И эту речь тоже считают истоком «холодной войны». Уч.: Практическое воплощение доктрины Трумэна – это план Маршалла, действовавший в 1948-1952 гг. «План Маршалла» об оказании многомиллиардной помощи странам Западной Европы имел целью укрепить устои капитализма в Европе. СССР и социалистические страны отказались от этой помощи, опасаясь угрозы закабаления американским империализмом. Уч.: В ответ на план Маршалла СССР в 1949 г. учредил Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Его целью было укрепить союзнические отношения с социалистическими странами и предоставить им помощь. Уч.: Таким образом, хорошо видна начавшаяся конфронтация между двумя сверхдержавами. Уч.: В апреле 1949 г. в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор (НАТО), оформивший военно-политический союз США и 11 западных стран. Уч.: Прочитайте выдержки из Североатлантического договора и ответьте на вопросы. (Приложение 1). Уч.: В противовес НАТО в 1955 г. для укрепления отношений между социалистическими странами явилось образование Организации Варшавского Договора (ОВД). Прочитайте выдержки из ОВД и ответьте на вопросы. (Приложение 2). Уч.: Теперь давайте заполним таблицу «Страны-участницы военно-политических блоков периода «Холодной войны». Уч.: Таким образом, противостояние двух великих держав стало противостоянием двух военно-политических блоков. Логика противостояния уводила мир все дальше в трясину растущей угрозы ядерной войны. | 1)идеологическими разногласиями. Жестко ставился вопрос: коммунизм или капитализм, тоталитаризм или демократия? 2) стремлением к мировому господству и раздела мира на сферы влияния. 3) нежеланием подлинного разоружения. Гонка вооружения. Читают документ и отвечают устно на вопросы. Читают документ и отвечают устно на вопросы.
| ||||
5 | | Складывание социалистического лагеря Уч.: Как мы знаем Сталин и все советское руководство стремилось установить социализм по всей Европе. По всей Европе установить социализм не удалось, однако при прямом содействии Москвы устанавливаются коммунистические и просоветские режимы (см. на слайд.). Уч.: Прочитайте теперь пункт в учебнике на стр. 229-230 и ответьте на вопрос: Какие события стали кульминацией обострения отношений между Востоком и Запалом в 1948-1953 гг. Уч: Верно. В сентябре 1949 г. произошел раскол Германии. Образовались два государства - ФРГ и ГДР. Пиком противостояния двух систем стала корейская война (1950-1953 гг.). Она стала первым военным столкновением, в котором СССР и США оказались по разные стороны линии фронта. | В 1948 г. – разрыв СССР с Югославией, Корейская война (1950-1953), создание ФРГ и ГДР. | ||||
6 | | СССР и страны «третьего мира» Уч.: После 2МВ начался необратимый процесс распада колониальной системы. Советское правительство поощрял национально-освободительную борьбу угнетенных народов. Причем Сталин пытался укрепить собственные позиции в странах «третьего мира». Уч.: Давайте вспомним, какие страны называют странами «третьего мира»? Уч.: Таким образом, возник ряд суверенных государств. Как вы понимаете понятие «суверенное государство»? Уч.: Как мы с вами уже выяснили, в ходе «холодной войны» развернулось ожесточенное соперничество сверхдержав за влияние в различных регионах планеты. В странах третьего мира Сталин стремился укрепить свои позиции. Он высказывал намерение надолго обосноваться в Иране, находившемся с 1941 г. под совместной оккупацией Великобритании и СССР. Там Москва активно помогала оппозиционной партии Туде (коммунистическая партия) и сепаратистским движениям курдов и азербайджанцев. В декабре 1945 г. при советском содействии были провозглашены на севере Ирана автономная республика Азербайджан и Курдская народная республика. После жесткого противодействия Англии СССР был вынужден вывести оттуда войска. | Страны «третьего мира» - развивающиеся страны. Основная черта– колониальное прошлое, последствия которого можно обнаружить в экономике, политике, культуре этих стран. Суверенное государство – государство с полной независимостью от других государств в его внутренних делах и международной политике. | ||||
7 | | Подведение итогов Уч.: Таким образом, можно сделать вывод о том, что феномен «разорванных надвое народов» как в Европе, так и Азии, на долгое время оставался символом биполярного раскола мира. | |
Приложение 2
Таблица 2
Уровень формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» на констатирующем этапе эксперимента
Уровень формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» | Количество учащихся | % |
Высокий | 3 | 20 |
Средний | 5 | 33 |
Низкий | 7 | 47 |
Приложение 3
Таблица 3
Уровень формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» на контрольном этапе эксперимента
Уровень формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» | Количество учащихся | % |
Высокий | 4 | 26,5 |
Средний | 7 | 47 |
Низкий | 4 | 26,5 |
Приложение 4
Рис. 2 Модель 4-х вопросов
Приложение 5
Рис. 3 Уровень формирования конкретных представлений о понятии «холодная война» на контрольном этапе эксперимента