Файл: Россия не является исключением, поскольку ее российский экспорт остается важнейшим направлением развития экономики, а величина экспортной квоты в стране превышает среднюю по мировой экономике.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В зависимости от провинций и территорий, налоговая и кредитная поддержка выражается таким образом: Компании, которые имеют объем продаж более 500 тысяч долларов в год, которые зарегистрированы более двух лет, и которые имеют в штате от 5 до 99 сотрудников, могут получить грант на покрытие 50% расходов, которые связаны с выходом на внешний рынок (грант предоставляется в провинции Онтарио).
Также предусмотрен грант на покрытие 50% расходов, которые связаны с такими видами деятельности как: услуги по переводу документации, которая размещена на сайте компании, рассылка рекламных брошюр от компаний и т.д. (грант предоставляется в провинции Онтарио).
Компании, которые прошли отбор, могут получить безвозмездную финансовую помощь в виде грантов или премий, гарантии под кредиты других финансовых институтов (например, частных фондов), долгосрочные беспроцентные или льготные займы, и прочую финансовую поддержку.
В Республике Беларусь работа по стимулированию экспорта ведется в рамках Национальной программы поддержки и развития экспорта на 2016-2020 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01 августа 2016 г. №604 [4].
Основными механизмами стимулирования экспорта определены:
-
финансовое стимулирование экспорта; -
интеграция национальных организаций в производственные структуры транснациональных корпораций; -
развитие товаропроводящих сетей и логистических систем; -
маркетинговое обеспечение экспорта; -
реализация инновационной стратегии развития экспорта.
Для поддержки МСП в Беларуси реализуется программа, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2016 г. №149 «Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2016-2020 годы» [8]. Согласно Программе, государственная финансовая поддержка оказывается субъектам МСП в рамках программ при реализации ими инвестиционных проектов, бизнес-проектов по следующим направлениям:
-
создание, развитие и расширение производства товаров (работ, услуг); -
организация, развитие производства, реализация экспорто-ориентированной, импортозамещающей продукции; -
производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение; -
внедрение новых технологий.
Для развития международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности МСП в рамках Программы предусмотрены следующие мероприятия:
-
организация и проведение конкурса «Лучший экспортер года»; -
оказание содействия субъектам МСП в участии в международных конференциях, бизнес-встречах, международных выставках и иных мероприятиях предпринимательских кругов в целях налаживания взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах; -
создание информационного ресурса по вопросам развития и поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях Единого экономического пространства; -
организация специализированных выставок (ярмарок) франчайзинга с участием ведущих зарубежных компаний.
В августе 2014 г. в Республике Беларусь была запущена Программа финансовой поддержки МСП, инициированная и разработанная Банком развития. Главная ее цель - обеспечение и расширение доступа субъектов МСП, осуществляющих деятельность в производственной сфере и сфере услуг, к кредитным ресурсам, а также возможностей по проведению операций финансовой аренды (лизинга) для реализации инвестиционных проектов на разных стадиях развития их бизнеса [5].
Практическая реализация программы осуществляется с участием коммерческих банков-партнеров и ОАО «Промагролизинг», обладающих опытом сотрудничества с МСП, и предполагает использование двухуровневого механизма:
-
на первом уровне Банк развития предоставляет финансовые ресурсы банкам-партнерам и лизинговой компании, отобранным по установленным критериям; -
на втором - банки-партнеры и лизинговая компания отбирают по согласованным с Банком развития критериям непосредственных заемщиков, проводят оценку их финансового состояния и предполагаемых к реализации проектов, а также принимают решения о выдаче кредита по оговоренной предельной ставке.
Участниками программы являются 12 банков-партнеров и 1 лизинговая компания: ОАО «Белгазпромбанк», ОАО «Банк БелВЭБ», ОАО «Белорусский народный банк», ОАО «Белинвестбанк», ЗАО «МТБанк», ЗАО «Альфа-Банк», ЗАО «Банк ВТБ», ОАО «БПС-Сбербанк», ОАО «Приорбанк», ОАО «Банк Москва- Минск», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Паритетбанк», ОАО «Промагролизинг».
Приоритетными целями оказания финансовой поддержки субъектов МСП являются:
-
внедрение новых технологий; -
расширение экспортного потенциала, производство импортозамещающей продукции; -
создание, расширение материально-технической базы; -
приобретение, реконструкция, модернизация, строительство, капитальный ремонт основных средств.
В Республике Беларусь информационно-маркетинговая поддержка экспортеров осуществляется с помощью Белорусской торгово-промышленной палаты, ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и информационного портала Export.by по следующим направлениям:
а) информационно-консультационное:
-
выдача справок о наличии (отсутствии) в Беларуси производства товаров; -
поиск бизнес-партнеров; -
предоставление сведений о регистрации и благонадежности организаций; -
маркетинговые исследования; -
консультации по вопросам ВЭД; -
информационно-рекламная поддержка; -
информационное сопровождение государственных закупок в Республике Беларусь; -
оперативное информирование о конкурсах и торгах в Беларуси и за рубежом;
б) промоутерско-организационное:
-
организация визитов и приемов; -
осуществление биржевой торговли; -
организация презентаций; -
организация международных форумов; -
содействие в рамках выставочно-ярмарочных мероприятий; -
организация пресс-туров; -
переводческие услуги; -
организация учебных программ, семинаров, тренингов, круглых столов; -
оказание услуг удостоверяющего центра (выдачи сертификата открытого ключа электронной цифровой подписи); -
обеспечение проведения закупок в форме электронных аукционов на электронной торговой площадке; -
услуги по подготовке визовых документов.
в) устранение барьеров для экспорта реализуется при поддержке МИД, Министерства экономики, Белорусской торгово-промышленной палаты [7].
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что повышение конкурентоспособности товарного экспорта потребует принятия многогранных мер по улучшению макроэкономического и делового климата, наряду с политикой государственной поддержки экспортеров по ряду конкретных проблем, с которыми они сталкиваются. Такими мерами могут быть:
-
улучшение макроэкономической среды как необходимого условия для успешной деятельности экспортеров. Такое улучшение требует гибкого валютного курса, монетарной политики, направленной на сдерживание инфляции и ограничение удорожания реального валютного курса, а также увязки роста реальной заработной платы с динамикой производительности труда; -
решение проблемы структурной модернизации экономики. Необходимы
структурные реформы, включая устранение искажений в ценообразовании (в том числе на уровне оптовых цен), приватизацию, реструктуризацию предприятий, а также
укрепление рыночных стимулов и повышение конкуренции;
-
принятие конкретных мер в отношении товарного экспорта с целью расширения экспортной деятельности:
-
принятие специальной программы поддержки экспорто-ориентированных малых и средних предприятий. В рамках этой программы предусмотреть создание Фонда для финансирования потребностей МСП в кредитных ресурсах; -
использование обеспечения расширенной информационной поддержки экспорто-ориентированных предприятий. Необходимо создать общий банк данных, который включал бы в себя бизнес-информацию всех стран ЕАЭС.
Итак, стимулирование и поддержка экспорта является на сегодняшний день неотъемлемой частью торговой политики развитых стран, в которых существует развитая система государственной поддержки и содействия национальному экспорту, эффективность которой была неоднократно доказана на практике. Осознание необходимости формирования единой системы государственных институтов, которые оказывают различные нефинансовые и финансовые услуги участникам внешнеэкономической деятельности, являются главным результатом государственной поддержки экспорта в РФ последние несколько лет. Так, создание Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций стало первоначальным этапом Правительства РФ на пути создания единой комплексной системы, которая обеспечит и поддержит развитие экспортной деятельности в России, как на общенациональном уровне, так и на уровне секторов экономики, а также отдельных отраслей.
В данный момент различные государственные структуры занимаются экспортными процедурами. Министерства промышленности и торговли заведуют субсидированием процентной ставки по экспортным контрактам, а также выдачей лицензии на экспортные операции. Министерство экономического развития России командует деятельностью торговых представительств. Министерство финансов России предоставляет государственные гарантии. Федеральная таможенная служба следит за таможенным оформлением внешнеторговых сделок, а Минфин России занимается вопросами предоставления государственных гарантий. Помимо финансово-страховой поддержки, российским предпринимателям-экспортерам нужно сопровождение их внешнеэкономических проектов в политическом плане. В этой области большое значение имеют межправительственные комиссии,
которые нацелены на решение налоговых, имущественных, транспортных проблем, а также на расширение инвестиционного сотрудничества.