Файл: Россия не является исключением, поскольку ее российский экспорт остается важнейшим направлением развития экономики, а величина экспортной квоты в стране превышает среднюю по мировой экономике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В зависимости от провинций и территорий, налоговая и кредитная поддержка выражается таким образом: Ком­пании, которые имеют объем продаж более 500 тысяч дол­ларов в год, которые зарегистрированы более двух лет, и которые имеют в штате от 5 до 99 сотрудников, могут по­лучить грант на покрытие 50% расходов, которые связаны с выходом на внешний рынок (грант предоставляется в про­винции Онтарио).

Также предусмотрен грант на покрытие 50% расходов, которые связаны с такими видами деятельности как: услу­ги по переводу документации, которая размещена на сайте компании, рассылка рекламных брошюр от компаний и т.д. (грант предоставляется в провинции Онтарио).

Компании, которые прошли отбор, могут получить без­возмездную финансовую помощь в виде грантов или пре­мий, гарантии под кредиты других финансовых институтов (например, частных фондов), долгосрочные беспроцент­ные или льготные займы, и прочую финансовую поддержку.

В Республике Беларусь работа по стимулированию экспорта ведется в рамках Национальной программы поддержки и развития экспорта на 2016-2020 годы, ут­вержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01 авгу­ста 2016 г. №604 [4].

Основными механизмами стимулирования экспорта определены:

  • финансовое стимулирование экспорта;

  • интеграция национальных организаций в производственные структуры транснациональных корпораций;

  • развитие товаропроводящих сетей и логистических систем;

  • маркетинговое обеспечение экспорта;

  • реализация инновационной стратегии развития экспорта.

Для поддержки МСП в Беларуси реализуется программа, утвержденная По­становлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2016 г. №149 «Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательст­ва в Республике Беларусь на 2016-2020 годы» [8]. Согласно Программе, государст­венная финансовая поддержка оказывается субъектам МСП в рамках программ при реализации ими инвестиционных проектов, бизнес-проектов по следующим направлениям:

  • создание, развитие и расширение производства товаров (работ, услуг);

  • организация, развитие производства, реализация экспорто-ориентирован­ной, импортозамещающей продукции;

  • производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение;

  • внедрение новых технологий.


Для развития международного сотрудничества и внешнеэкономической дея­тельности МСП в рамках Программы предусмотрены следующие мероприятия:

  • организация и проведение конкурса «Лучший экспортер года»;

  • оказание содействия субъектам МСП в участии в международных конфе­ренциях, бизнес-встречах, международных выставках и иных мероприятиях предпринимательских кругов в целях налаживания взаимовыгодного сотрудни­чества в торгово-экономической и инвестиционной сферах;

  • создание информационного ресурса по вопросам развития и поддержки ин­новационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях Единого экономического пространства;

  • организация специализированных выставок (ярмарок) франчайзинга с уча­стием ведущих зарубежных компаний.

В августе 2014 г. в Республике Беларусь была запущена Программа финансо­вой поддержки МСП, инициированная и разработанная Банком развития. Глав­ная ее цель - обеспечение и расширение доступа субъектов МСП, осуществляю­щих деятельность в производственной сфере и сфере услуг, к кредитным ресур­сам, а также возможностей по проведению операций финансовой аренды (лизин­га) для реализации инвестиционных проектов на разных стадиях развития их бизнеса [5].

Практическая реализация программы осуществляется с участием коммерче­ских банков-партнеров и ОАО «Промагролизинг», обладающих опытом сотруд­ничества с МСП, и предполагает использование двухуровневого механизма:

  • на первом уровне Банк развития предоставляет финансовые ресурсы банкам-партнерам и лизинговой компании, отобранным по установленным критериям;

  • на втором - банки-партнеры и лизинговая компания отбирают по согласо­ванным с Банком развития критериям непосредственных заемщиков, проводят оценку их финансового состояния и предполагаемых к реализации проектов, а также принимают решения о выдаче кредита по оговоренной предельной ставке.

Участниками программы являются 12 банков-партнеров и 1 лизинговая ком­пания: ОАО «Белгазпромбанк», ОАО «Банк БелВЭБ», ОАО «Белорусский народ­ный банк», ОАО «Белинвестбанк», ЗАО «МТБанк», ЗАО «Альфа-Банк», ЗАО «Банк ВТБ», ОАО «БПС-Сбербанк», ОАО «Приорбанк», ОАО «Банк Москва- Минск», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Паритетбанк», ОАО «Промагролизинг».

Приоритетными целями оказания финансовой поддержки субъектов МСП являются:

  • внедрение новых технологий;

  • расширение экспортного потенциала, производство импортозамещающей продукции;

  • создание, расширение материально-технической базы;

  • приобретение, реконструкция, модернизация, строительство, капитальный ремонт основных средств.


В Республике Беларусь информационно-маркетинговая поддержка экспорте­ров осуществляется с помощью Белорусской торгово-промышленной палаты, ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и информацион­ного портала Export.by по следующим направлениям:

а) информационно-консультационное:

  • выдача справок о наличии (отсутствии) в Беларуси производства товаров;

  • поиск бизнес-партнеров;

  • предоставление сведений о регистрации и благонадежности организаций;

  • маркетинговые исследования;

  • консультации по вопросам ВЭД;

  • информационно-рекламная поддержка;

  • информационное сопровождение государственных закупок в Республике Беларусь;

  • оперативное информирование о конкурсах и торгах в Беларуси и за рубе­жом;

б) промоутерско-организационное:

  • организация визитов и приемов;

  • осуществление биржевой торговли;

  • организация презентаций;

  • организация международных форумов;

  • содействие в рамках выставочно-ярмарочных мероприятий;

  • организация пресс-туров;

  • переводческие услуги;

  • организация учебных программ, семинаров, тренингов, круглых столов;

  • оказание услуг удостоверяющего центра (выдачи сертификата открытого ключа электронной цифровой подписи);

  • обеспечение проведения закупок в форме электронных аукционов на элек­тронной торговой площадке;

  • услуги по подготовке визовых документов.

в) устранение барьеров для экспорта реализуется при поддержке МИД, Ми­нистерства экономики, Белорусской торгово-промышленной палаты [7].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что повышение конку­рентоспособности товарного экспорта потребует принятия многогранных мер по улучшению макроэкономического и делового климата, наряду с политикой госу­дарственной поддержки экспортеров по ряду конкретных проблем, с которыми они сталкиваются. Такими мерами могут быть:

  1. улучшение макроэкономической среды как необходимого условия для ус­пешной деятельности экспортеров. Такое улучшение требует гибкого ва­лютного курса, монетарной политики, направленной на сдерживание ин­фляции и ограничение удорожания реального валютного курса, а также увязки роста реальной заработной платы с динамикой производительно­сти труда;

  2. решение проблемы структурной модернизации экономики. Необходимы

структурные реформы, включая устранение искажений в ценообразова­нии (в том числе на уровне оптовых цен), приватизацию, реструктуриза­цию предприятий, а также
укрепление рыночных стимулов и повышение конкуренции;

  1. принятие конкретных мер в отношении товарного экспорта с целью рас­ширения экспортной деятельности:

  • принятие специальной программы поддержки экспорто-ориентированных малых и средних предприятий. В рамках этой программы предусмотреть созда­ние Фонда для финансирования потребностей МСП в кредитных ресурсах;

  • использование обеспечения расширенной информационной поддержки экспорто-ориентированных предприятий. Необходимо создать общий банк дан­ных, который включал бы в себя бизнес-информацию всех стран ЕАЭС.

Итак, стимулирование и поддержка экспорта является на сегодняшний день неотъемлемой частью торговой политики развитых стран, в которых существует развитая система государственной поддержки и содействия национальному экспорту, эффективность которой была неоднократно доказана на практике. Осознание необходимости формирования единой системы государственных институтов, которые оказывают различные нефинансовые и финансовые услуги участникам внешнеэкономической деятельности, являются главным результатом государственной поддержки экспорта в РФ последние несколько лет. Так, создание Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций стало первоначальным этапом Правительства РФ на пути создания единой комплексной системы, которая обеспечит и поддержит развитие экспортной деятельности в России, как на общенациональном уровне, так и на уровне секторов экономики, а также отдельных отраслей.

В данный момент различные государственные структуры занимаются экспортными процедурами. Министерства промышленности и торговли заведуют субсидированием процентной ставки по экспортным контрактам, а также выдачей лицензии на экспортные операции. Министерство экономического развития России командует деятельностью торговых представительств. Министерство финансов России предоставляет государственные гарантии. Федеральная таможенная служба следит за таможенным оформлением внешнеторговых сделок, а Минфин России занимается вопросами предоставления государственных гарантий. Помимо финансово-страховой поддержки, российским предпринимателям-экспортерам нужно сопровождение их внешнеэкономических проектов в политическом плане. В этой области большое значение имеют межправительственные комиссии,
которые нацелены на решение налоговых, имущественных, транспортных проблем, а также на расширение инвестиционного сотрудничества.