Файл: Россия не является исключением, поскольку ее российский экспорт остается важнейшим направлением развития экономики, а величина экспортной квоты в стране превышает среднюю по мировой экономике.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Капитал представляет собой совокупность средств труда и факторов производства, которые могут быть представлены материальными и нематериальными ресурсами, а также финансами, направляемыми в производство благ. Внутреннее перенасыщение рынка капитала приводит к его миграции за рубеж.
Под международным перемещением капитала понимают его размещение на территории другого государства с целью увеличения его объема и стоимости. Его движение целесообразно только в то случае, если заграницей владелец капитала получит большую норму прибыли, чем внутри своей страны.
Выделяют следующие причины перемещения капитала: перенасыщение внутреннего рынка капитала, нарушение пропорции предложения и спроса на мировом уровне. Более дешевые производственные факторы в других странах.
Изъятие средств и ресурсов из национальной экономии и их внедрение в экономику другого государства с целью производства новой продукции или услуг формирует основу перемещения капитала. Он может вывозиться в денежной или товарной форме, с краткосрочными и долгосрочными целями размещения. Так же капитал может вывозиться в виде ссудного капитала в форме займов, кредитов, валюты и различного рода банковских вкладов.
Экспорт – передача резидентом необходимого количества товара, оговоренного договором нерезиденту с прохождением продукции границы государства нерезидента и заполнении соответствующей необходимой документации при таможенном контроле [8, С. 1].
Стимулирование товарного экспорта является неотъемлемой составляющей внешнеэкономической политики страны. Поэтому инструментарию оказания содействия экспортерам уделяется особое внимание со стороны государства в рамках углубления экономической интеграции.
Составляющие экспортной товарной политики представлены на рис. 1.
Рис. 1. Составляющие экспортной товарной политики в ВЭД [5, С. 55]
Регулирование торговых отношений является весьма сложным процессом, поскольку формируется посредством симбиоза и противоречий экономических и политических аспектов. Компромиссными решениями являются теории абсолютных и относительных преимуществ А. Смита и Д. Рикардо. Внешняя торговля подразумевает, как импорт, так и экспорт товаров и услуг.
Необходимость ориентации на экспорт обусловлена незначительным внутренним рынком, который не в состоянии обеспечить стабильный, долгосрочный экономический рост. Данную необходимость также подтверждает международный опыт, согласно которому многие страны с незначительным внутренним рынком со временем были вынуждены переориентироваться с экономики импортозамещения, на экспорториентированную экономику.
Государственное регулирование внешней торговли - многогранная проблема, решение которой требует использования адекватных подходов и концепций, опирающихся на глубокое знание теоретических основ развития внешнеэкономических отношений [2, С. 3]. Построение эффективной внешнеторговой политики является важнейшим фактором успеха экономического развития страны, ориентированной на рациональный экспорт с учетом тенденций развития мирового рынка.
Экономика является в большей степени импортоориентированной, нежели экспортоориентированной. Причинами этого являются: экономическая блокада, трудности с перевозками, не высокая конкурентоспособность экономики, высокие транзакционные издержки, сложность ведения предпринимательства и юридического оформления торговой деятельности, отсутствие поддержки банковского капитала малого и среднего бизнеса, нестабильная экономическая политика и др.
Регулирование экспортной политики происходит на основании межправительственных договорённостей, принятых торговых и интеграционных обязательств, а также на основании принятой правительством «Стратегии экспортоориентированной промышленной политики».
Согласно данной стратегии приоритетными направлениями экспорта являются:
- горнодобывающая промышленность,
- добыча драгоценных камней,
- металлургическое производство,
- изготовление ювелирных изделий,
- производство строительных материалов,
- химическая промышленность,
- электротехническое производство,
- легкая промышленность,
- машиностроение,
- приборостроение,
- производство продуктов питания.
Именно отсутствие вышеуказанных необходимых условий для предпринимательства являются причиной высоких темпов развития импорта, к ним также можно добавить и высокую рентабельность импорта, обусловленную низкой себестоимостью производства в странах экспортеров, или же отсутствие подобного производства.
При экономической политике, направленной на стимулирование экспорта, необходимо определить качественную составляющую экспорта. Действительность показывает, что экспорт, обладающий добавочной стоимостью, или же экспорт готовых товаров и услуг, подавляющим объемом направлен на страны-члены СНГ или же страны-участники ЕАЭС. В других направлениях основной статьей экспорта является сырьевой экспорт горнодобывающей промышленности.
Для получения эффективных результатов стимулирования экспорта необходим комплексный и системный характер применяемых механизмов, направленных на стимулирование экспорта. Внешнеэкономическая торговая политика, направленная на стимулирование экспорта, должна быть составной
частью общей экономической политики государства, реализуемой на долгосрочный период.
Евразийская интеграция начинает охватывать новые сферы влияния. Постепенно идёт интеграция банковского сектора и создание единого финансового рынка. В этих целях эффективным механизмом стимулирования экспорта, может являться признание уставного капитала материнского банка - уставным капиталом всех дочерних банков, действующих на территории ЕАЭС.
Налогово-бюджетные механизмы по стимулированию экс-порта имеют двойственный характер. С одной стороны, они направлены, как на уменьшение администрирования, так и на уменьшение налоговой базы (максимального освобождения и очищения стоимости от налогов и сборов) для экспортеров, в целях повышения их конкурентоспособности на международном рынке. С другой стороны, они направлены на финансирование или же софинансирование программ по стимулированию экспорта.
Другим эффективным механизмом может являться внедрение налоговых сертификатов на возвращение НДС. При данном механизме экспортёр получает налоговый сертификат, в дальнейшем, при проверке и подтверждении обоснованности требований по возврату НДС, экспортёр на основании налогового сертификата может получить денежные средства или зачесть данную сумму по другим налогам. Располагаемый административный ресурс налоговых служб позволяет им в течение определенного времени с большой степенью точности определить обоснованность требований по НДС.
Сложившаяся структура международной специализации России, ставит развитие внешнеэкономического оборота и всего национального хозяйства страны в зависимость от колебаний конъюнктуры мировых рынков сырья. В результате устойчивость экономического роста страны напрямую определяется стабильностью развития международных рынков топлива и сырья, на которых периодически наблюдаются взлеты и падения цен. Поэтому экспортная деятельность имеет искаженный вид и узкую специализацию, а также является фактически закрытой для малого и среднего бизнеса страны [1, С. 7].
Управление финансами является одной из важнейших задач государственной власти. От финансового благополучия национальной экономики во много зависит ее стабильность, возможности роста и развития. Важно понимать, что финансы проникают во все сферы жизни общества. Любые изменения моментально сказываются на субъектах, находящихся в связанных взаимоотношениях. В современном мире под влиянием глобализации и всеобщей интеграции стран в единое экономическое пространство финансовая стабильность является залогом устойчивости к кризисным тенденциям. Показателен пример финансового кризиса 2008 года, разразившийся из-за дисбаланса в кредитно-денежной системе США. В итоге это привело к структурным сдвигам не только в финансовой, но и в экономической жизни большинства стран мира.
Система финансовых отношений в России представляет собой совокупность отношений, складывающихся относительно управления, распределения и целевого использования денежных средств государства. Регулирование финансовых отношений предполагает следование основным целям и задачам финансовой политики в рамках соответствующего законодательства страны. Субъектами управления выступают органы власти, которые различаются в зависимости от объектов управления. Например, может осуществляться регулирование финансового обращения на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. А так же, управление финансовыми средствами частого сектора, представленного предприятиями, различными организациями и некоммерческими фондами [19, С. 35].
Итак, финансы являются неотъемлемой частью каждодневной жизни человека. Они представляют собой индикатор работы реального сектора экономики, показывают объемы выпуска и потребления, определяют уровень жизни населения и так далее. Экспорт - не только фактор экономической успешности государства в мире, но и показатель уровня развития, престижности на мировом рынке и возможность предоставить свои ресурсы в пользование другим странам в обмен на необходимые услуги или товары.
1.2 Роль, функции и сущность механизма финансового стимулирования национального экспорта
Благодаря финансам можно сформировать понимание текущей экономической ситуации на предприятии, в стране или в целом в мире. Финансы описывают ту часть денежного обращения, которая касается накопления денежных фондов. Последние могут быть частыми – резервный капитал предприятий, личные вклады домашних хозяйств, либо государственными – бюджет. Финансы воздействуют на процесс воспроизводства, распределение национального продукта. С их помощью можно отследить степень влияния государства на рыночные отношения, увидеть общие тенденции экономического развития и роста внутри государства или отдельного хозяйствующего субъекта. Финансы позволяют субъектам вступать в хозяйственные отношения друг с другом и соблюдать собственные интересы.
Следует также отметить эффективность разработок в секторе макроэкономики Леонтьева В.В., который создал систему взаимодействия отраслей и рыночных отношений внутри государства, что отражается на внешних связях страны.
Разные точки зрения на проблематику и пути решения в использовании финансовых инструментов стимулирования в стране экспортной деятельности указывает на глобальность и важность вопроса.
Основная доля инвестиций приходится на небанковский сектор, хотя до кризиса 2008 года банки так же принимали активное участие в экспорте капитала. После финансового кризиса объем вывоза капитала снизился в обеих сферах. Отток капитала из России преимущественно происходит в следующих формах:
-вложения в иностранную валюту;
-прирост на вкладах в иностранных банках;
-увеличение задолженности нерезидентов по внешнеторговым операциям;
-прямые и портфельные инвестиции за рубеж.
В последние годы наблюдается резкое снижение российских инвестиций заграницу. Однако отток инвестиций заграницу имеет ряд негативных последствий для экономики России. Прежде всего, сокращается объем валюты, что приводит к уменьшению денежной массы. Рубли в виде конвертируемой валюты покидают пределы страны, либо за счет манипуляций с валютой скрываются доходы и вывозятся заграницу. Из-за сужения валютного поля национальная валюта становится неустойчивой. Все это приводит к снижению налогового бремени, а значит, сокращает поступления в государственный бюджет [10, С. 62].
Для любой страны больший объем оттока капитала, чем его поступление, негативным образом сказывается на процессе финансовой стабилизации и экономического роста. В конечном итоге, это приводит к снижению инвестиционной привлекательности для иностранных вложений. Перспективы дальнейшего экономического развития России находятся в прямой зависимости от западных санкций, усиление которых может лишь усугубить кризисное состояние, на что, в принципе, и нацелены запанные страны во главе с США. Правительство России предпринимает меры по противостоянию кризисным явлениям, однако их продолжительность отрицательно влияет на его возможности.
Отличительной особенностью мирового хозяйства в середине 20-го века являлось бурное развитие международных отношений, расширялись и углублялись экономические отношения между государствами, группами стран, отдельными организациями и фирмами. Механизм реализации международных экономических отношений совершенствовался и перестраивался. Данные процессы проявлялись в: углублении мирового разделения труда; глобализации мировой экономики; интернационализации финансово-экономических отношений; повышении открытости национальных экономик; укреплении и развитии региональных мировых структур [11, С. 43].
Мировые хозяйственные связи состоят из многоуровневого комплекса экономических отношений между странами, их регионами, субъектами и отдельными предприятиями в мировой хозяйственной системе. При исследовании международных экономических отношений рассматривается не экономика зарубежных государств, а характерные черты их экономических отношений. Эффективная интеграция России в мировые хозяйственные отношения, ее утверждение в качестве равноправного участника в мировом разделении труда находятся только в самом начале.