Файл: Россия не является исключением, поскольку ее российский экспорт остается важнейшим направлением развития экономики, а величина экспортной квоты в стране превышает среднюю по мировой экономике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государственная поддержка внешнеэкономической деятельности. Поддержка предприятий малого и среднего бизнеса, деятельность которых направлена на экспорт, яв­ляется одной из главных задач программы государственной поддержки внешнеэкономической деятельности [5].

Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций для малых и средних предприятий, были созданы особенные инструменты, которые позволят привлекать финансирование под свои экспортные проекты и минимизировать риски внешнеэкономической деятель­ности [7]. Любое предприятие, которое занимается экспор­том несырьевой продукции с оборотом до 2 миллиардов рублей в год, относится к предприятиям малого и среднего бизнеса по внутренним стандартам Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

В России создается сеть региональных центров под­держки экспорта, в целях организационной, консульта­ционной и информационно-аналитической поддержки внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. В рамках программы государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, сей­час существуют 52 региональных интегрированных центра и 35 центров поддержки экспорта.

В то время как по данным аналитического отчета Рос­сийского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, в Европе на предприятия малого и среднего бизнеса приходится до 50% общего объема экспорта, доля экспортеров в зарегистрированном общем количестве предприятий малого и среднего бизнеса в России состав­ляет меньше 1%.

Такие факторы, как кадровые проблемы, повышенные требования к качеству продукции, предъявляемые зару­бежными потребителями, сложности с организацией ком­муникации с зарубежными партнерами, недостаток инфор­мации об особенностях ведения бизнеса на зарубежных рынках, являются препятствиями для реализации экспорт­ного потенциала предприятий малого и среднего бизнеса.

Увеличение числа предприятий малого и среднего биз­неса для российской экономики может стать серьезным толчком для дальнейшего развития. Если вовлечь предпри­ятия малого и среднего бизнеса в экспортную деятельность, то рост экспорта на каждые 4% будет давать 1% прироста ВВП. По-другому говоря, можно обеспечивать прирост ВВП России на 2-3% в год с помощью экспортного потенциала предприятий малого и среднего бизнеса.

2.3 Сравнительный анализ эффективности стимулирования экспорта в России и за рубежом
Сравнительный анализ эффективности стимулирования экспорта в России и за рубежом проведем на примере Канады, Республики Беларусь и России.

Функции, которые осуществляют торговые представи­тельства Канады за рубежом:


  • оказание поддержки в продвижении данных о канад­ских экспортно-ориентированных предприятиях в стране пребывания;

  • консультации по каналам сбыта продукции и кон­сультации по маркетингу;

  • информация о соответствующих отраслевых выстав­ках, ярмарках и других общественных мероприятиях, а так­же приглашение к участию в них;

  • поиск и привлечение к сотрудничеству подходящих зарубежных компаний, в качестве клиентов (партнеров) в канадских фирмах;

  • содействие в поиске данных о финансовом состоянии и деловой активности возможных иностранных партнёров;

  • консультации по вопросу правовых норм, действую­щих в стране пребывания, а также консультации по созда­нию филиалов и дочерних компаний, таможенным прави­лам, лицензированию и т.д. [8].

Все услуги предоставляются на безвозмездной основе канадскими торговыми представительствами. В плане за­трат рабочего времени, около 80% объема работы торго­вого представительства Канады за рубежом, приходится на обработку определенных запросов канадских предприятий.

Согласно сведениям Министерства иностранных дел и международной торговли Канады, больше 80% клиентов канадских торговых представительств - малые и средние предприятие, из которых больше половины являются по­стоянными клиентами услуг торговых представительств.

В связи с государственной политикой по рациональ­ному расходованию бюджетных средств, прослеживается направленность на добавление дополнительных функций на торговые отделы, которые предусматривают создание предложений в области внешнеэкономической политики Канады по отношению к стране пребывания.

В 1944 году была создана Канадская корпорация по развитию экспорта (EDC-Export Development Corporation), в соответствии с Законом о развитии экспорта она реали­зует свою деятельность. Постановлением правительства на должность Председателя и членов правления Канадской корпорации по развитию экспорта назначаются руководя­щие сотрудники министерств финансов, международной торговли промышленности, Канадского банка международ­ного развития, Банка Канады, бизнесменов, и представите­лей различных организаций.

Канадская корпорация по развитию экспорта осущест­вляет свою деятельность на коммерческой основе, так как обладает статусом независимого юридического лица. В соответствии с Законом о развитии экспорта Канадская корпорация по развитию экспорта - государственная ком­пания, которая от лица канадского правительства занима­ется контролем и управлением использования некоторых займов, кредитов и финансовых ресурсов. Более 90% ее ра­боты приходится на средние и малые предприятия.


В 1946 году Парламентским актом была учрежде­на Канадская коммерческая корпорация (CCC-Canadian Commercial Corporation), деятельность которой заключа­лась в помощи в развитии торговли Канады с другими стра­нами. Канадская коммерческая корпорация считается об­щегосударственной фирмой, и целиком финансируется из государственного бюджета.

Канадская Коммерческая корпорация выступает в роли связующего звена между национальными экспортерами и зарубежными государственными внешнеторговыми орга­низациями (также сюда можно добавить международные организации), когда осуществляет свою деятельность по содействию развитию экспорта обширного круга товаров (сюда также входит продукция военного назначения). За­купая экспортные товары у канадских фирм, Канадская Коммерческая корпорация поставляет данные товары за границу, основываясь на контракты, которые заключаются с иностранными заказчиками. Счета экспортно-ориентиро­ванных предприятий Канадская Коммерческая корпорация оплачивает в течении тридцати дней.

У Канадской Коммерческой корпорации товарная но­менклатура экспортных операций многообразна - начиная от продовольственных товаров, заканчивая промышлен­ным оборудованием, а также оказанием различных услуг.

Канадское агентство международного развития (CIDA- Canadian International Development Agency) представляет собой координатора и администратора большинства ка­надских программ помощи, которые осуществляются в 140 государствах. Большая часть этих программ выполняется частными фирмами, которые выступают в роли поставщи­ков, консультантов и подрядчиков.

Предъявляемые требования к доступу к проектам Ка­надского агентства международного развития определяет­ся такими параметрами как:

  • предприятие должно находиться в Канаде;

  • предприятие должно находиться в собственности владельца (минимум 51% собственности);

  • физическими лицами должны быть или иностранцы, которые имеют статус постоянных резидентов, или канад­ские граждане.

Также, Канадское агентство международного развития занимается межгосударственными двусторонними про­граммами, куда входит спонсорство по кредитным линиям.

Самое главное место среди программ помощи канад­ским экспортно-ориентированным предприятиям, занима­ет Программа промышленного сотрудничества Канадского агентства международного развития, которая включает в себя предоставление финансового стимулирования канад­ских предприятий, которые заинтересованы в налаживании долгосрочного и взаимовыгодного делового партнерства в зарубежных странах.


Канадское предприятие должно представить четкие до­казательства преимуществ в экономическом, социальном и промышленном развитии которые смогут обеспечить как в Канаде, так и в принимающей стране, чтобы получить со­гласие на финансирование в рамках Программы промыш­ленного сотрудничества. Предприятие обязано показать, что оно располагает необходимыми для реализации про­екта кадровыми, финансовыми и техническими ресурсами, а также большим практическим опытом. Другими словами, предприятие должно продемонстрировать, каким спосо­бом принимающая страна способна применить предостав­ляемый проект с точки зрения изучения новейших техноло­гий, развития торговли, экономии валютных ресурсов и т.д. Также предприятие обязано продемонстрировать какую выгоду извлечет Канада из этого проекта, если она будет предоставлять необходимые услуги, поставлять комплекту­ющие, оборудование и т.д.

В 1946 году правительство принимает решение создать Центральную жилищно-строительную и ипотечную корпо­рацию - национальное жилищное агентство Канады, кото­рое в 1979 году было переименовано в Корпорацию ипоте­ки и жилищного строительства Канады (КИЖСК).

В состав Корпорации ипотеки и жилищного строитель­ства входит Международный департамент, в главе которого стоит вице-президент. Оказание помощи канадским строи­тельным компаниями, которые осуществляют зарубежные проекты, а также оказание поддержки канадским экспор­терам - до сих пор является главной задачей этого депар­тамента.

Основные инструменты и органы по поддержке экс­портной деятельности на региональном уровне. В каждой провинции есть профильные министерства, деятельность которых направлена на содействие и поддержку бизнеса. Если в качестве примера взять провинцию Квебек, то дея­тельность по содействию и поддержке бизнеса будет осу­ществлять Министерство экономического развития, инно­ваций и экспорта.

В основном поддержка предоставляется компаниям в виде бесплатных услуг, где на первом месте стоят консуль­тационные и информационные услуги. Также оказывается финансовая поддержка - кредитная и налоговая. Для осу­ществления этих целей предусмотрены целевые средства, которые предусматриваются в бюджете любой провинции.

В качестве примера консультационной и информацион­ной поддержки можно рассмотреть специальные инфор­мационные ресурсы в сети Интернет, где можно найти всю информацию, начиная от рекомендаций открытия нового бизнеса, заканчивая условиями получения государствен­ного гранта для начала внешнеторговой деятельности. Су­ществует федеральный портал правительства Канады, где даны ссылки на все тринадцать территориальных и провин­циальных агентств по поддержке бизнеса (в том числе ма­лого и среднего бизнеса).