Файл: Россия не является исключением, поскольку ее российский экспорт остается важнейшим направлением развития экономики, а величина экспортной квоты в стране превышает среднюю по мировой экономике.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственная поддержка внешнеэкономической деятельности. Поддержка предприятий малого и среднего бизнеса, деятельность которых направлена на экспорт, является одной из главных задач программы государственной поддержки внешнеэкономической деятельности [5].
Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций для малых и средних предприятий, были созданы особенные инструменты, которые позволят привлекать финансирование под свои экспортные проекты и минимизировать риски внешнеэкономической деятельности [7]. Любое предприятие, которое занимается экспортом несырьевой продукции с оборотом до 2 миллиардов рублей в год, относится к предприятиям малого и среднего бизнеса по внутренним стандартам Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.
В России создается сеть региональных центров поддержки экспорта, в целях организационной, консультационной и информационно-аналитической поддержки внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. В рамках программы государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, сейчас существуют 52 региональных интегрированных центра и 35 центров поддержки экспорта.
В то время как по данным аналитического отчета Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, в Европе на предприятия малого и среднего бизнеса приходится до 50% общего объема экспорта, доля экспортеров в зарегистрированном общем количестве предприятий малого и среднего бизнеса в России составляет меньше 1%.
Такие факторы, как кадровые проблемы, повышенные требования к качеству продукции, предъявляемые зарубежными потребителями, сложности с организацией коммуникации с зарубежными партнерами, недостаток информации об особенностях ведения бизнеса на зарубежных рынках, являются препятствиями для реализации экспортного потенциала предприятий малого и среднего бизнеса.
Увеличение числа предприятий малого и среднего бизнеса для российской экономики может стать серьезным толчком для дальнейшего развития. Если вовлечь предприятия малого и среднего бизнеса в экспортную деятельность, то рост экспорта на каждые 4% будет давать 1% прироста ВВП. По-другому говоря, можно обеспечивать прирост ВВП России на 2-3% в год с помощью экспортного потенциала предприятий малого и среднего бизнеса.
2.3 Сравнительный анализ эффективности стимулирования экспорта в России и за рубежом
Сравнительный анализ эффективности стимулирования экспорта в России и за рубежом проведем на примере Канады, Республики Беларусь и России.
Функции, которые осуществляют торговые представительства Канады за рубежом:
-
оказание поддержки в продвижении данных о канадских экспортно-ориентированных предприятиях в стране пребывания; -
консультации по каналам сбыта продукции и консультации по маркетингу; -
информация о соответствующих отраслевых выставках, ярмарках и других общественных мероприятиях, а также приглашение к участию в них; -
поиск и привлечение к сотрудничеству подходящих зарубежных компаний, в качестве клиентов (партнеров) в канадских фирмах; -
содействие в поиске данных о финансовом состоянии и деловой активности возможных иностранных партнёров; -
консультации по вопросу правовых норм, действующих в стране пребывания, а также консультации по созданию филиалов и дочерних компаний, таможенным правилам, лицензированию и т.д. [8].
Все услуги предоставляются на безвозмездной основе канадскими торговыми представительствами. В плане затрат рабочего времени, около 80% объема работы торгового представительства Канады за рубежом, приходится на обработку определенных запросов канадских предприятий.
Согласно сведениям Министерства иностранных дел и международной торговли Канады, больше 80% клиентов канадских торговых представительств - малые и средние предприятие, из которых больше половины являются постоянными клиентами услуг торговых представительств.
В связи с государственной политикой по рациональному расходованию бюджетных средств, прослеживается направленность на добавление дополнительных функций на торговые отделы, которые предусматривают создание предложений в области внешнеэкономической политики Канады по отношению к стране пребывания.
В 1944 году была создана Канадская корпорация по развитию экспорта (EDC-Export Development Corporation), в соответствии с Законом о развитии экспорта она реализует свою деятельность. Постановлением правительства на должность Председателя и членов правления Канадской корпорации по развитию экспорта назначаются руководящие сотрудники министерств финансов, международной торговли промышленности, Канадского банка международного развития, Банка Канады, бизнесменов, и представителей различных организаций.
Канадская корпорация по развитию экспорта осуществляет свою деятельность на коммерческой основе, так как обладает статусом независимого юридического лица. В соответствии с Законом о развитии экспорта Канадская корпорация по развитию экспорта - государственная компания, которая от лица канадского правительства занимается контролем и управлением использования некоторых займов, кредитов и финансовых ресурсов. Более 90% ее работы приходится на средние и малые предприятия.
В 1946 году Парламентским актом была учреждена Канадская коммерческая корпорация (CCC-Canadian Commercial Corporation), деятельность которой заключалась в помощи в развитии торговли Канады с другими странами. Канадская коммерческая корпорация считается общегосударственной фирмой, и целиком финансируется из государственного бюджета.
Канадская Коммерческая корпорация выступает в роли связующего звена между национальными экспортерами и зарубежными государственными внешнеторговыми организациями (также сюда можно добавить международные организации), когда осуществляет свою деятельность по содействию развитию экспорта обширного круга товаров (сюда также входит продукция военного назначения). Закупая экспортные товары у канадских фирм, Канадская Коммерческая корпорация поставляет данные товары за границу, основываясь на контракты, которые заключаются с иностранными заказчиками. Счета экспортно-ориентированных предприятий Канадская Коммерческая корпорация оплачивает в течении тридцати дней.
У Канадской Коммерческой корпорации товарная номенклатура экспортных операций многообразна - начиная от продовольственных товаров, заканчивая промышленным оборудованием, а также оказанием различных услуг.
Канадское агентство международного развития (CIDA- Canadian International Development Agency) представляет собой координатора и администратора большинства канадских программ помощи, которые осуществляются в 140 государствах. Большая часть этих программ выполняется частными фирмами, которые выступают в роли поставщиков, консультантов и подрядчиков.
Предъявляемые требования к доступу к проектам Канадского агентства международного развития определяется такими параметрами как:
-
предприятие должно находиться в Канаде; -
предприятие должно находиться в собственности владельца (минимум 51% собственности); -
физическими лицами должны быть или иностранцы, которые имеют статус постоянных резидентов, или канадские граждане.
Также, Канадское агентство международного развития занимается межгосударственными двусторонними программами, куда входит спонсорство по кредитным линиям.
Самое главное место среди программ помощи канадским экспортно-ориентированным предприятиям, занимает Программа промышленного сотрудничества Канадского агентства международного развития, которая включает в себя предоставление финансового стимулирования канадских предприятий, которые заинтересованы в налаживании долгосрочного и взаимовыгодного делового партнерства в зарубежных странах.
Канадское предприятие должно представить четкие доказательства преимуществ в экономическом, социальном и промышленном развитии которые смогут обеспечить как в Канаде, так и в принимающей стране, чтобы получить согласие на финансирование в рамках Программы промышленного сотрудничества. Предприятие обязано показать, что оно располагает необходимыми для реализации проекта кадровыми, финансовыми и техническими ресурсами, а также большим практическим опытом. Другими словами, предприятие должно продемонстрировать, каким способом принимающая страна способна применить предоставляемый проект с точки зрения изучения новейших технологий, развития торговли, экономии валютных ресурсов и т.д. Также предприятие обязано продемонстрировать какую выгоду извлечет Канада из этого проекта, если она будет предоставлять необходимые услуги, поставлять комплектующие, оборудование и т.д.
В 1946 году правительство принимает решение создать Центральную жилищно-строительную и ипотечную корпорацию - национальное жилищное агентство Канады, которое в 1979 году было переименовано в Корпорацию ипотеки и жилищного строительства Канады (КИЖСК).
В состав Корпорации ипотеки и жилищного строительства входит Международный департамент, в главе которого стоит вице-президент. Оказание помощи канадским строительным компаниями, которые осуществляют зарубежные проекты, а также оказание поддержки канадским экспортерам - до сих пор является главной задачей этого департамента.
Основные инструменты и органы по поддержке экспортной деятельности на региональном уровне. В каждой провинции есть профильные министерства, деятельность которых направлена на содействие и поддержку бизнеса. Если в качестве примера взять провинцию Квебек, то деятельность по содействию и поддержке бизнеса будет осуществлять Министерство экономического развития, инноваций и экспорта.
В основном поддержка предоставляется компаниям в виде бесплатных услуг, где на первом месте стоят консультационные и информационные услуги. Также оказывается финансовая поддержка - кредитная и налоговая. Для осуществления этих целей предусмотрены целевые средства, которые предусматриваются в бюджете любой провинции.
В качестве примера консультационной и информационной поддержки можно рассмотреть специальные информационные ресурсы в сети Интернет, где можно найти всю информацию, начиная от рекомендаций открытия нового бизнеса, заканчивая условиями получения государственного гранта для начала внешнеторговой деятельности. Существует федеральный портал правительства Канады, где даны ссылки на все тринадцать территориальных и провинциальных агентств по поддержке бизнеса (в том числе малого и среднего бизнеса).