Файл: Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если проводить оценку расходов местных бюджетов по функциональному направлению, то основные их разделы можно объединить в следующие группы.

Первую группу составляют расходы на производственную сферу, куда включаются расходы по содержанию и развитию системы жилищно-коммунального хозяйства, расходы на национальную экономику и охрану окружающей среды. На группу этих расходов приходится более 17% расходов. Основной объем расходов приходится на жилищно- коммунальное хозяйство. Расходы на национальную экономику занимают, как правило, незначительную долю в местных бюджетах (от 1 до 5%) после внесения изменений в структуру полномочий органов местного самоуправления. Как правило, данные расходы связаны с содержанием и ремонтом автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, а также с субсидированием определенных градообразующих предприятий муниципального образования или дотированием предприятий, имеющих важное социальное значение для местности.

Вторую группу расходов местных бюджетов, имеющих важнейшее значение для повышения уровня и качества бюджетных услуг в муниципальном образовании и отражающих эффективность проводимой в нем бюджетной политики, составляют социально-культурные расходы, на долю которых приходится более 70% совокупных расходов. Наибольший удельный вес в этой группе занимают расходы на образование, доля которых превышает 38% совокупных расходов местного бюджета. В группе совокупных социальных расходов на долю образования приходится более 50%.

Таким образом, направления использования средств местных бюджетов в целом по России характеризуются большой долей расходов на социально-культурную сферу. Доля социальных расходов, финансируемых местными бюджетами, составляет свыше 30% от всего объема средств, расходуемых на данные цели. Вторым ключевым направлением муниципальных расходов является жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории, которое отражает собственные полномочия органов МСУ по содержанию и развитию коммунальной и территориальной инфраструктуры. Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов неодинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его местным органам различного уровня.


33-

Муниципальный заказ: понятие, условия размещения, правовое регулирование.

Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит ст. 54 "Муниципальный заказ", которая раскрывает содержание и возможности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Муниципальный заказ услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Порядок формирования, обеспечения, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Подробного регулирования муниципального заказа Закон 2003 г. не содержит.

Согласно ст. 3 Закона 2005 г. под муниципальными нуждамипонимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Под муниципальные заказы объявляются различные виды конкурсов. По их итогам с победителями заключается муниципальный контрактна поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд - в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Федерального закона 2003 г.

Таким образом, органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.



Помимо "узких" целей, т.е. собственно выполнения работ (оказания услуг) конкретного вида, муниципальный заказ способствует решению и более широких задач: развитию конкуренции в муниципальных образованиях и, обеспечению эффективности и открытости процесса расходования средств местного бюджета, содействию занятости населения, развитию демократических начал в экономике.

Муниципальный заказ — это закупка органами местного самоуправления, осуществляемая при помощи общественных средств (бюджетных — в первую очередь). Разница между муниципальным и государственным заказом невелика, однако законодательство отдельно оговаривает такое понятие как муниципальный заказ.Собственно, оно существует для определения заказчика: государственный или же муниципальный орган. Муниципальные, так же как и государственные, заказы призваны удовлетворять государственные нужды. Управлением и теми и другими заказами, а также ведением сайтов для них занимаются специальные агентства. Каждый муниципальный заказ должен размещаться на сайте муниципальных заказов, вне зависимости от суммы, на которую он рассчитан.

. муниципальный заказ

Роль муниципального заказа в экономике муниципального образования

Система муниципального заказа служит одним из самых важных регуляторов

экономических процессов на муниципальном уровне. Зачастую понятие муниципального

заказа трактуется достаточно узко — как способ конкурсной закупки отдельных

видов материальных ресурсов для муниципальных нужд либо (реже)

для оказания некоторых муниципальных услуг. С такой трактовкой согласиться

нельзя. Через муниципальный заказ должны проходить вся продукция, закупаемая

для муниципальных нужд, и все бюджетные муниципальные услуги, оказываемые

как муниципальными, так и иными исполнителями. В этом смысле муниципальный

заказ следует рассматривать как идеологию формирования и исполнения

расходной части местного бюджета, как элемент системы управления финансовыми

ресурсами муниципального образования.

К сожалению, во многих муниципальных образованиях конкурсное размещение

муниципального заказа является скорее исключением, чем правилом. Нет

единой службы, ответственной за организацию муниципального заказа. Каждое

структурное подразделение администрации самостоятельно ищет поставщиков


необходимой ему продукции и услуг или работает с ранее известными (знакомыми)

поставщиками, не имеет достаточной информации о конъюнктуре цен и качественных

характеристиках продукции данного поставщика в сравнении с аналогами.

За счет этого местные бюджеты теряют значительные средства.

В Бюджетном кодексе РФ используются термины «муниципальный контракт»

и «муниципальный заказ».

Муниципальный контракт —это договор, заключенный органом местного самоуправления,

бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией

от имени муниципального образования с физическими и юридическими

лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местного

бюджета.

Муниципальный заказ —это совокупность заключенных муниципальных контрактов

на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств

местного бюджета.

Предметом муниципального заказа служат работы по благоустройству территории,

строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог, строительство

и ремонт объектов социальной инфраструктуры, поставка горюче-смазочных

материалов для муниципальных нужд, переработка и утилизация отходов,

содержание, обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилищного и нежилого

муниципального фонда, инженерных сетей, производство отдельных видов

продукции для муниципальных нужд, производство товаров народного потребления,

в первую очередь для детей и малоимущих граждан, оказание иных услуг,

необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей

населения. С помощью муниципального заказа могут решаться различные

задачи: снижение затрат на отдельные виды товаров и услуг, адресное предоставление

услуг гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, приоритетное развитие

отдельных видов услуг, объемы которых по разным причинам не регулируются рыночными механизмами, сокращение сроков исполнения и обеспечение

качества предоставляемых услуг.

Объем муниципального заказа и сферы его применения должны выбираться


с учетом реально имеющихся ресурсов и приоритетов в решении отдельных задач.

Принципы осуществления муниципального заказа:

• жесткий контроль за размещением контрактов;

• экономия бюджетных средств;

• соблюдение свободы конкуренции.

Первыйэтап. Одновременно с проектом бюджета на следующий финансовый

год происходит сбор заявок о потребности бюджетных организаций в различных

видах продукции и услугах в пределах плановых цифр бюджетных ассигнований

на следующий финансовый год.

Второйэтап. Разрабатывается сводный план муниципального заказа

Третийэтап. Определяются заказчики по отдельным позициям муниципального

заказа, т. е. определяется, кто именно и в какой сфере муниципальной деятельности

наделяется функциями «заказчика» (т. е., кто имеет право заключать с поставщиками

продукции и исполнителями услуг муниципальные контракты).

Четвертыйэтап. Размещение муниципального заказа, учет муниципальных

контрактов и контроль за их исполнением.

В ходе исполнения муниципального заказа текущего года осуществляется сбор

заявок на следующий финансовый год. К его началу сводный план муниципального

заказа должен быть готов к утверждению.

Во многих муниципальных образованиях приняты нормативные акты, регулирующие

систему муниципального заказа. Опыт реализации муниципального

заказа в крупных городах Россци, введение конкурса на его размещение позволили

снизить расходы бюджетов до 10-15 % и свести к минимуму факты коррупции

при распределении муниципальных контрактов.

Открытый конкурс —самый предпочтительный способ размещения заказа.