Файл: 1 Правовые и организационные аспекты системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 593
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- источники угроз транспортной безопасности Российской Федерации
идентифицируются как «внешние» и «внутренние»;
- недостаточную координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в транспортном комплексе и обеспечения его безопасности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» в целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, могут устанавливаться следующие уровни террористической опасности на отдельных участках территории Российской Федерации (таб.1.1.1).
Таблица 1.1.1 Уровни террористической опасности
Уровень террористической опасности повышенный («синий») | при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта |
Уровень террористической опасности высокий («желтый») | при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта |
Уровень террористической опасности критический («красный») | при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта. |
Уровень террористической опасности может устанавливаться на срок не более 15 суток.
Решение об установлении, изменении или отмене уровня террористической опасности, а также информация о сроках, на которые устанавливается уровень террористической опасности, и о границах участка территории Российской Федерации (об объекте), в пределах которого (на котором) он устанавливается, подлежат незамедлительному обнародованию через средства массовой информации.
1.2 Проблемы безопасности на железнодорожном транспорте и пути их решения
Существует множество проблем безопасности на объектах ЖД транспорта. На первом месте стоит терроризм. Согласно федеральному закону "О транспортной безопасности", предусматривается создание правовых и организационных основ безопасности на транспорте в целях обеспечения защиты от актов незаконного вмешательства. Необходимость закона обусловлена рядом факторов. Основным из них является фактор террористической угрозы, опасность которого для объектов транспортного комплекса резко возросла. Так, в 2004 году совершен целый ряд террористических актов на различных объектах транспорта и транспортных средствах, в том числе в гражданской авиации, на железнодорожном транспорте, метрополитене, еще несколько десятков попыток таких актов предотвращено. В целом эти события показали недостаточность существующей системы мер обеспечения транспортной безопасности.
На втором месте стоит, конечно же, загрязнение окружающей среды
Но помимо данной проблемы, существует очень острая проблема травм и аварий на железнодорожном транспорте. Так же очень важным аспектом является климатические условия региона. Так вот, например, в зимний период возникают большие трудности на территории передвижения, из-за снежных заносов усложняются условия переходов путей, передвижения по междупутьям. В гололёд резко увеличивается опасность падений. В холодное время года приходится пользоваться тёплой спецодеждой, затрудняющей движения, ухудшающей восприятия звуковых сигналов. Длительная работа на открытом воздухе в сильные морозы может привести к обморожению. Неблагоприятно на условиях труда сказывается резкая перемена погоды. Даже в период одной рабочей смены могут измениться в широком диапазоне температура окружающего воздуха, его влажность, скорость движения. Поэтому спецодежда железнодорожников, работающих на открытом воздухе, должны обладать свойствами, обеспечивающими нормальные условия работы при резкой перемене погоды.
На сегодняшний день при перевозках на железнодорожном транспорте существует ряд основных проблем, связанных с потенциальной безопасностью при данном виде перевозок:
- захват подвижного состава террористами;
- возгорание подвижного состава;
- сход подвижного состава;
- столкновение поездов;
- ограбление;
- неисправности путей;
- поражающий фактор при столкновении (травматизм);
- несоблюдение правил безопасности пассажирами.
На основании изложенного, можно сформулировать некоторые основные рекомендации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте:
- по возможности не спать во время движения поезда;
- обращать внимание на всех подозрительных лиц и на
подозрительные предметы, об их обнаружении сообщать проводнику, дежурным по станции или милиционерам;
- не стоять у края платформы, подходить к дверям после остановки состава и выхода пассажиров, стараться сесть в вагоны в середине состава;
- если произошел взрыв или пожар, необходимо закрыть рот и нос платком и лечь на пол вагона или салона, чтобы не задохнуться;
- одеваться нейтрально, неброско, избегать военной формы и военных цветов одежды, большого количества украшений;
- не разговаривать на политические темы, не читать порнографических, политических или религиозных публикаций, чтобы не провоцировать
террористов, экстремистов или хулиганов;
- не употреблять алкоголь.
1.3 Безопасность на железнодорожном транспорте
Безопасность движения на железнодорожном транспорте обеспечивается путём осуществления комплекса профилактических мер, которые предусматривают:
- профессиональный отбор кандидатов на должности, связанные с движением поездов;
- организацию технического обучения кадров и повышение их квалификации;
- отработку практических навыков действий в нестандартных ситуациях железнодорожный транспорт безопасность;
- анализ состояния безопасности движения, выявление «узких» мест, разработку и осуществление мер по их устранению;
- осуществление постоянной работы по повышению качества ремонта и содержания пути, искусственных сооружений, локомотивов, вагонов, устройств сигнализации и связи, электроснабжения, железнодорожных
переездов и других технических средств транспорта.
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта осуществляет:
- правовое и техническое регулирование в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте технических средств, в том числе установление классификации, порядка служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий;
- разработку государственной политики в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств;
- Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта осуществляет функции компетентного органа Российской Федерации по перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом, установленные Правительством Российской Федерации.
Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают:
- безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;
- безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа;
- безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
Законопроект «О транспортной безопасности», из которого мы можем
сделать общий вывод - целями настоящего законопроекта являются:
- создание условий для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса;
- защита интересов личности, общества и государства в транспортном комплексе, объектов и субъектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств от актов незаконного вмешательства, обеспечивающих национальную безопасность и экономическое развитие страны;
- создание эффективной системы государственного управления в области транспортной безопасности; содействие внедрению современных технологий и стандартов в области обеспечения транспортной безопасности;
- гармонизация российского законодательства с международными нормативными правовыми актами.
2 Системы обеспечения транспортной безопасности на объектах инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта
2.1 Общая характеристика потенциальной опасности железнодорожного транспорта
За последние годы на железнодорожном транспорте произошли значительные изменения в технике, методах эксплуатации и экономике. Многое сделано по техническому переоснащению железных дорог на основе электрификации, автоматики, телемеханики, комплексной механизации, вычислительно и микропроцессорной техники.
Внедрение новой техники сопровождается дальнейшим совершенствованием методов эксплуатационной работы. Именно поэтому на первый план выходит проблема обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Особую остроту приобретают проблемы безопасности движения и эксплуатации железных дорог. При проектировании, строительстве и эксплуатации железнодорожных объектов на первый план выдвинулись вопросы охраны природы и окружающей среды.
Железные дороги по сравнению с другими видами транспорта меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоёмкость перевозочной работы.
Железнодорожный транспорт относится к числу отраслей народного хозяйства, в которых особо остро ощущается специфика труда и его повышения опасность. Рабочие места и рабочие зоны железнодорожников многих профессий расположены в непосредственной близости от движущегося или готового к движению подвижной состав.
Для выполнения ряда технологических операций работающие вынуждены соприкасаться с подвижным составом. Условия труда усложняются ещё и тем, что железные дороги работают круглосуточно и в любое время года и при любой погоде.
Движение поезда становится опасным, когда он сталкивается с другим поездом, с другим транспортным средством на переезде или когда подвижной состав сходит с рельсового пути. В этих случаях возникают поражающие факторы, которые создают угрозу для жизни и здоровья пассажиров, персонала железных дорог, населения, для целостности грузов и объектов внешней среды.
Повышенная опасность железнодорожного транспорта связана с широким применением горючих материалов, а также с опасностью перевозимого груза. Основные причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте - неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходят сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары непосредственно в вагонах, размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения случаются значительно реже. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, происходят взрывы и пожары.
Анализ обобщенных данных о травмах показывает, что основными причинами несчастных случаев на железных дорогах являются (таб.2.1.2)
Таблица 2.1.2 – Анализ несчастных случаев на железных дорогах
переход, переезд железнодорожных путей в неустановленных местах или перед близко идущим поездом | 65-75 % всех пострадавших |
несоблюдение правил безопасности на железнодорожных станциях и платформах | 25-35 %; |
личная неосторожность пассажиров при посадке и высадке из поезда | 8-9 % случаев |
самоубийство | около 1 %. |
2.2 Основы обеспечения транспортной безопасности при выполнении мероприятий по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов
Во исполнении Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285 принята «Комплексная программа обеспечения населения на транспорте».
Целью Программы является защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.